Психодиагностика
учебно-методический материал по психологии

Ищенко Любовь Владиславовна

Пакет психодиагностических методик для измерения индивидуальных психологических особенностей личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon karta-nabludenia-analiz-aktivnosti-na-uroke.pdf102.48 КБ
Package icon pamyat.zip19.05 КБ
Package icon temperament.zip105.96 КБ
Package icon trvozhnost.zip565.33 КБ
Package icon shkolnyy_klimat.zip1.66 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«10 слов»

 Инструкция: «Я сейчас буду называть тебе слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Затем ты мне назовешь те слова, которые запомнил»

10 СЛОВ

Набор 1

Набор 2

Набор 3

Набор 4

Лес

Хлеб

Окно

Стул

Вода

Брат

Конь

Игла

Гриб

Мед

Лист

Часы

Кот

Мак

Ключ

Ведро

Мост

Жакет

Стол

Нос

Пыль

Шар

Зима

Дом

Муха

Лист

Кольцо

Сыр

Вода

Зонт

Арбуз

Кисть

Море

Кот

Река

Мед

Кирпич

Жук

Король

День

После первого воспроизведения слов испытуемым, необходимо одобрить и добавить: «эти слова я буду диктовать тебе несколько раз, твоя задача постепенно запомнить и назвать мне все слова»

Анализ

- первое воспроизведение слов испытуемым показывает объем механической памяти (норма  7 +/-2, воспроизведение после первого называния меньше 5 слов - говорит о суженном объеме механической памяти)

- динамика запоминания (насколько последовательно испытуемый запоминает слова)

- воспроизведение через час, свидетельствует о продуктивности механической памяти (воспроизведение меньшего количества слов, чем при последнем повторении свидетельствует о тормозимости слухоречевых следов;  воспроизведение  большего количества слов - говорит об актуализации слухоречевых следов)

- замена слов словами близкими по звучанию (стол – стул, дочка – точка, забор – собор) -  говорит о нарушении фонематического слуха

- замена слов близкими по смыслу – ассоциативность слухоречевых следов

проб

лес

хлеб

окно

стол

вода

брат

конь

гриб

игла

 мед

примечания

1

2

3

4

5

Через час



Предварительный просмотр:

Методика Айзенка EPI

Опросник EPI содержит 57 вопросов, 24 из которых направлены на выявление экстравсрсии-интроверсии, 24 других - на оценку эмоциональной стабильности-нестабильности (нейротизма), остальные 9 составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов.

Г. Айзенк разработал два варианта данной методики (А и В), которые отличаются только текстом опросника. Инструкция, ключ и обработка данных дублируются. Наличие двух форм позволяет психологу проводить повторное исследование.

КЛЮЧ (к форме А и В).

1. Шкала экстраверсия- интроверсия:

«да»  (+): 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

«нет» (-): 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

2. Шкала нейротизм - стабильность (эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность):

«да» (+): 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57.

3. Шкала лжи:

«да» (+):  6, 24, 36.

«нет» (-): 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Ответы, совпадающие с «ключом», оцениваются в 1 балл.

Средний балл по шкале экстраверсия - интроверсия: 11- 12. Менее 11 баллов соответствует интровертированному типу, более 12 баллов - экстравертированному.

Средний балл по шкале нейротизм - стабильность: 12-13. Менее 12 баллов - эмоциональная стабильность, более 13 баллов - эмоциональная нестабильность (нейротизм).

Показатель по шкале лжи, равный 4-5 баллам является критическим, он свидетельствует о тенденции отвечающего давать на вопросы только «хорошие» ответы. Если у респондента по данной шкале количество баллов превышает 5, то результаты считаются недостоверными (в случае проведения психологического исследования они не используются).


Методика Айзенка EPI

ИНСТРУКЦИЯ: Предлагаем Вам ответить на вопросы, направленные на выявление Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дать первый «естественный» ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы согласны с утверждением, поставьте рядом с его номером знак «+» (да), если нет - знак «-» (нет).

Текст опросника (вариант А)

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлением, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут Вас понять, ободрить или посочувствовать?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли трудно Вам отказываться от своих намерений?

5. Обдумываете ли Вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

7. Часто ли у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Быстро ли Вы обычно действуете и говорите, не тратите ли много времени на обдумывание?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что «на, спор» Вы способны решиться на все?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который Вам симпатичен?

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, Вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что Вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

14. Часто ли Вас беспокоят мысли о том, что Вам не следовало чего-либо делать или говорить?

15. Предпочитаете ли Вы чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко задеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компании?

18. Бывают ли иногда у Вас такие мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что иногда Вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете сильную вялость?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим числом самых близких друзей?

21. Много ли Вы мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, отвечаете ли Вы тем же?

23. Считаете ли Вы все свои привычки хорошими?

24. Часто ли у Вас появляется чувство, что Вы в чем-то виноваты?

25. Способны ли Вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают натянуты до предела?

27. Слывете ли Вы за человека живого и веселого?

28. После того как дело сделано, часто ли Вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Чувствуете ли Вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

32. Если вы хотите узнать что-либо, предпочтете ли Вы найти это в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, требующая сосредоточения?

35. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Всегда ли Вы говорите только правду?

37. Бывает ли Вам неприятно находиться в компании, где все подшучивают друг над другом?

38. Раздражительны ли Вы?

39. Нравится ли Вам работа, требующая быстрого действия?

40. Верно ли, что Вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

42. Опаздывали ли Вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

43. Часто ли Вам снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы так любите поговорить, что не упускаете любого удобного случая побеседовать с новым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Огорчились бы Вы, если бы долго не могли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нравятся?

49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или Вашей работы?

51. Трудно ли Вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народа?

52. Беспокоит ли Вас чувство» что Вы чем-то хуже других?

53. Сумели бы Вы внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Любите ли Вы подшутить над другими?

57. Страдаете ли Вы бессонницей?


Текст опросника (вариант В).

1. Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?

2. Часто ли у Вас бывает беспокойное чувство, что Вам что-нибудь хочется, а Вы не знаете что?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда печальным без какой-либо причины?

5. Держитесь ли Вы обычно в тени на вечеринках или в компании?

6. Всегда ли в детстве Вы делали немедленно и безропотно то, что Вам приказывали?

7. Бывает ли у Вас иногда дурное настроение?

8. Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмолчаться, надеясь, что всё обойдется?

9. Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?

10. Нравится ли Вам находиться среди людей?

11. Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?

12. Упрямитесь ли Вы иногда?

13. Могли бы Вы назвать себя беспечным человеком?

14. Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

15. Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?

16. Часто ли Вы чувствуете себя апатичным и усталым без серьезной причины?

17. Вы по натуре живой человек?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Часто ли Вам что-то так надоедает, что Вы чувствуете себя

«сытым по горло»?

20. Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо одежде, кроме повседневной?

21. Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточиться на чем-то?

22. Можете ли Вы быстро выразить Ваши мысли словами?

23. Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

24. Часто ли Вы бываете погружены в свои мысли?

25. Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?

26. Часто ли Вы думаете о своей работе?

27. Очень ли Вы любите вкусно поесть?

28. Нуждаетесь ли Вы в дружески расположенном человеке, чтобы выговориться, когда Вы раздражены?

29. Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?

30. Хвастаетесь ли Вы иногда?

31. Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?

32. Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем дойти т скучную вечеринку?

33. Бываете ли Вы иногда беспокойными настолько, что не можете долго усидеть на месте?

34. Склонны ли Вы тщательно планировать свои дела раньше, чем следовало бы?

35. Бывают ли у Вас головокружения?

36. Всегда ли Вы отучаете на письма сразу после прочтения?

37. Справляетесь ли Вы с дело лучше, обдумав его самостоятельно, а не обсуждая с другими?

38. Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если вы не делали никакой тяжелой работы?

39. Можно ли сказать, что Вы человек, которого не волнует, чтобы все было именно так, как нужно?

40. Беспокоят Вас Ваши нервы?

41. Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем действовать?

42. Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, туннелю?

44. При знакомстве Вы обычно первым проявляете инициативу?

45. Бывают ли у Вас сильные головные боли?

46. Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

47. Трудно ли Вам заснуть ночью?

48. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

49. Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли Вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с Вами случаются неприятности?

53. Любите ли Вы рассказывать истории друзьям?

54. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?

56. Когда обстоятельства против Вас, думаете ли Вы обычно, что стоит еще что-либо предпринять?

57. Часто ли у Вас сосет под ложечкой перед важным делом?


Темперамент - это соотношение устойчивых индивидуальных особенностей человека, отражающих динамическую стороны его жизни и деятельности. Другими словами, от типа темперамента зависит, как быстро и интенсивно человек действует, общается и живет.

Известны различные типологии темпераментов. Самой древней является типология Гиппократа о четырех видах темпераментов: холериков, сангвиников, флегматиков и меланхоликов (характеристика данной типологии представлена в главе 4).

Г. Айзенк, автор популярного теста EPI, разработал несколько иную типологию человеческих темпераментов на основе выделения двух факторов: нейротизма (эмоциональной устойчивости-неустойчивости) и экстраверсии - ин-троверсии.

Эмоциональная устойчивость или стабильность проявляется в том, что человек в своем поведении и общении проявляет себя спокойным и уравновешенным. Например, эмоциональная неустойчивость - это сверхтревожность, неуравновешенность, склонность к постоянному внутреннему эмоциональному напряжению.

Экстраверты - это люди открытые и общительные. Интроверты - замкнутые, малообщительные, живущие как бы внутри своего мира.

При комбинации данных двух факторов выделяются четыре типа темпераментов: устойчивые и общительные люди, устойчивые и необщительные люди, неустойчивые общительные и неустойчивые и необщительные люди

Фактор эмоциональной устойчивости - неустойчивости (нейротизм) определяется путем подсчитывания суммы положительных ответов по вопросам №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 21,23, 26, 28, 31, 33, 35, 38,40, 43,45, 47, 50, 52, 55, 57. Табл. 1


Нейротизм
 


низкий
 


средний
 


высокий
 


очень высокий
 


до 10 баллов
 


11-14 баллов
 


15-18 баллов
 


1 9-24 балла
 

Фактор экстраверсии-интроверсии определяется по сумме положительных ответов на вопросы №№ 1,3,8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 37, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и сумме отрицательных ответов на вопросы №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 41, 51.

Табл. 2


Ивтроверсия
 


Экстраверсия
 


значительная
 


умеренная
 


умеренная
 


значительная
 


1-7 баллов
 


8-1 1 баллов
 


12-18 баллов
 


19-24 балла
 

Искренность и открытость человека, отвечающего на вопросы теста, оценивается по вопросам №№ 6, 24, 36 (ответы ДА) и №№ 12, 18, 30, 42, 54 (ответы НЕТ). Если по сумме положительных и отрицательных ответов здесь набрано более 4 баллов, ответы теста считаются недостоверными (человек проявил психологическую защиту).



Предварительный просмотр:

Мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс-диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляется обучение и воспитание.

Методика исследования: «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы». Автор Баева И.А. (Приложение)

Результаты, полученные после обработки, дают обратную связь от всех субъектов образовательного процесса, позволяют выявить позитивные и негативные тенденции в образовательной среде гимназии.

Анкета-опросник для учеников

«Психологическая диагностика образовательной среды»

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды гимназии. Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.

1. Как Вы думаете, требует ли обучение в Вашей школе постоянного совершенствования Ваших возможностей?

Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «0» характеризует пребывание в школе, которое очень не нравится; «9» - которое очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свое пребывание?

0

9

3. Если бы Вы переехали в другой район города, стали бы Вы ездить на учебу в свою школу?

Нет

Не знаю

Да

4. Считаете ли Вы, что обучение в школе помогает развитию:

а) интеллектуальных способностей?

Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

б) жизненных умений?

Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

5. Если бы Вам пришлось выбирать из всех школ района, Вы бы выбрали свою?

Да

Не могу сказать

Нет

6. Какое настроение чаще всего бывает у Вас в школе?

Обычно плохое

Чаще плохое

Не влияет

Чаще хорошее

Обычно хорошее

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности выбранной характеристикой

в очень большой степени

в большой степени

средне

в небольшой степени

совсем нет

1.Взаимоотношения с учителями

2.Взаимоотношения с учениками

3.Эмоциональный комфорт

4.Возможность высказать свою точку зрения

5.Уважительное отношение к себе

6.Сохранение личного достоинства

7.Возможность обратиться за помощью

8.Возможность проявлять инициативу, активность

9.Учет личных проблем и затруднений

10.Внимание к просьбам и предложениям

11.Помощь в выборе собственного решения

8. Считаете ли Вы свое обучение в школе интересным?

Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?

Показатели психологической защищенности

Полностью незащищен

0

Незащищен

1

Затрудняюсь сказать

2

Защищен

3

Вполне защищен

4

1. От публичного унижения

а) одноклассниками

б) учителями

2. От оскорбления

а) одноклассниками

б) учителями

3. От высмеивания

а) одноклассниками

б) учителями

4. От угроз

а) одноклассников

б) учителей

5. От обидного обзывания

а) одноклассниками

б) учителями

6. От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания

а) одноклассники

б) учителя

7. От игнорирования

а) одноклассниками

б) учителями

8. От неуважительного отношения

а) одноклассников

б) учителей

9. От недоброжелательного отношения

а) одноклассников

б) учителей

10. Предположим, что по каким-то причинам Вы долго не могли посещать школу. Вернулись бы Вы на свое прежнее место учебы?

Нет

Не знаю

Да

Анкета-опросник для родителей

«Психологическая диагностика образовательной среды»

Уважаемый родитель!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды гимназии. Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.

1. Считаете ли Вы, что обучение ребенка в данной школе помогает развитию его:

а) интеллектуальных способностей?

Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

б) жизненных умений?

Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

2. Обратите внимание на приведенную ниже шкалу: цифра «0» характеризует  школу, которая очень не нравится; «9» - которая очень нравится. В какой из клеток Вы укажете школу, где учится Ваш ребенок?

0

9

3. Если бы пришлось выбирать из всех школ района, отправили бы Вы ребенка в свою школу?

Нет

Не знаю

Да

4. Каждая школа имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего характеризует особенности стиля Вашей школы.

  1. Обучать и воспитывать нужно так, как это делают в нашей школе.
  2. Обучать и воспитывать нужно лучше, чем это делают в нашей школе.
  3. Меня не очень волнует, как обучают и воспитывают в нашей школе.

5. Какое настроение бывает у Вас, когда Вы посещаете школу, в которой учится Ваш ребенок?

Обычно плохое

Чаще плохое

Не влияет

Чаще хорошее

Обычно хорошее

6. Если бы Вы переехали в другой район, стали бы Вы продолжать обучать ребенка в данной школе?

Нет

Не знаю

Да

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности выбранной характеристикой

в очень большой степени

в большой степени

средне

в небольшой степени

совсем нет

1.Взаимоотношения с учителями

2.Взаимоотношения с учениками

3.Эмоциональный комфорт

4.Возможность высказать свою точку зрения

5.Уважительное отношение к себе

6.Сохранение личного достоинства

7.Возможность обратиться за помощью

8.Возможность проявлять инициативу, активность

9.Учет личных проблем и затруднений

10.Внимание к просьбам и предложениям

11.Помощь в выборе собственного решения

8.  Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?

Показатели психологической защищенности

Полностью незащищен

0

Незащищен

1

Затрудняюсь сказать

2

Защищен

3

Вполне защищен

4

1. От публичного унижения

а) администрацией

б) учителями

2. От оскорбления

а) администрацией

б) учителями

3. От высмеивания

а) администрацией

б) учителями

4. От угроз

а) администрации

б) учителей

5. От обидного обзывания

а) администрацией

б) учителями

6. От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания

а) администрация

б) учителя

7. От игнорирования

а) администрацией

б) учителями

8. От неуважительного отношения

а) администрации

б) учителей

9. От недоброжелательного отношения

а) администрации

б) учителей

Анкета-опросник для учителей

«Психологическая диагностика образовательной среды»

Уважаемый коллега!

Просим Вас принять участие в исследовании образовательной среды гимназии. Возможные варианты Ваших ответов в большинстве случаев даны в анкете. Выберите и отметьте тот из них, который соответствует Вашему мнению.

1. Как Вы думаете, требует ли работа в Вашей школе постоянного совершенствования профессионального мастерства?

Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

2. Цифра «0» характеризует работу, которая очень не нравится; «9» - работу, которая очень нравится. В какой из клеток Вы бы указали свою работу?

0

9

3. Собираетесь ли Вы в ближайшее время (1-2 года) перейти на другое место работы?

Да

Не могу сказать

Нет

4. Считаете ли Вы, что работа, которую Вам приходится выполнять, помогает развитию Ваших способностей?

Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

5. Если бы предоставилась возможность, хотели бы Вы получить другую специальность?

Да

Не могу сказать

Нет

6. Какое настроение вызывает у Вас работа, которую Вы выполняете?

Обычно плохое

Чаще плохое

Не влияет

Чаще хорошее

Обычно хорошее

7. Из перечисленных ниже характеристик школьной среды выберите только пять наиболее важных, с Вашей точки зрения, и оцените их по 5-балльной системе.

Характеристика школьной среды

Степень удовлетворенности выбранной характеристикой

в очень большой степени

в большой степени

средне

в небольшой степени

совсем нет

1.Взаимоотношения с учителями

2.Взаимоотношения с учениками

3.Эмоциональный комфорт

4.Возможность высказать свою точку зрения

5.Уважительное отношение к себе

6.Сохранение личного достоинства

7.Возможность обратиться за помощью

8.Возможность проявлять инициативу, активность

9.Учет личных проблем и затруднений

10.Внимание к просьбам и предложениям

11.Помощь в выборе собственного решения

8. Считаете ли Вы свою работу увлекательной?

Да

Пожалуй, да

Не могу сказать

Пожалуй, нет

Нет

9. Насколько защищенным Вы чувствуете себя в школе?

Показатели психологической защищенности

Полностью незащищен

0

Незащищен

1

Затрудняюсь сказать

2

Защищен

3

Вполне защищен

4

1. От публичного унижения

а) учениками

б) коллегами

в) администрацией

2. От оскорбления

а) учениками

б) коллегами

в) администрацией

3. От высмеивания

а) учениками

б) коллегами

в) администрацией

4. От угроз

а) учеников

б) коллег

в) администрации

5. От обидного обзывания

а) учениками

б) коллегами

в) администрацией

6. От того, что заставят делать что-либо против Вашего желания

а) ученики

б) коллеги

в) администрация

7. От игнорирования

а) учениками

б) коллегами

в) администрацией

8. От неуважительного отношения

а) учеников

б) коллег

в) администрации

9. От недоброжелательного отношения

а) учеников

б) коллег

в) администрации

10. Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы Вы на свое место работы?

Да

Не могу сказать

Нет

11. Каждый коллектив имеет свой стиль в работе. Прочитайте внимательно приведенные ниже мнения и отметьте, какое из них лучше всего характеризует особенности Вашего коллектива.

  1. Работать нужно так, как работают в нашем коллективе.
  2. Работать нужно лучше, чем работают в нашем коллективе.
  3. 3)Меня мало волнует, как работают в нашем

Сегодня я хочу акцентировать ваше внимание и рассмотреть первую (экстренную) помощь школьного психолога в момент, когда ребенок находится под воздействием психотравмы (в состоянии острого стресса). Сразу после психотравмирующего события необходимо ребенка отвести в кабинет психолога и удалить зрителей, создать спокойную обстановку, остаться с ним наедине. Помощь определяется состоянием ребенка и носит следующий характер.

  1. Помощь при плаче.

Слезы — это способ выплеснуть свои чувства, и не следует сразу начинать успокаивать ребенка, если он плачет. Но, с другой стороны, находиться рядом с плачущим учеником и не пытаться помочь ему – тоже неправильно. В чем же должна заключаться помощь? Хорошо, если вы сможете выразить ему свою поддержку и сочувствие, например, подать стакан с водой или предложить чашечку горячего  чая. Можно держать ребенка за руку. Иногда протянутая рука помощи значит гораздо больше, чем сотни сказанных слов.

Категорически нельзя: обнимать ребенка или прижимать ребенка к себе; успокаивать и говорить, чтобы он взял себя в руки.

  1. Помощь при истерике.

В отличие от слез, истерика — это то состояние, которое необходимо постараться прекратить. В этом состоянии ребенок теряет много физических и психологических сил. Помочь ему можно, совершив следующие действия:

Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку, останьтесь с ребенком наедине.

Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (например, можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с ребенком, держите его за руку, поглаживайте по спине, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор. Любые ваши слова в этой ситуации только подольют масла в огонь.

После того, как истерика пошла на спад, говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («выпей воды», «умойся»). После истерики наступает упадок сил. Дайте человеку возможность отдохнуть.

  1. Помощь при страхе.

Не оставляйте ребенка одного. Страх тяжело переносить в одиночестве.Говорите о том, чего ребенок боится. Есть мнение, что такие разговоры только усиливают страх, однако ученые давно доказали, что, когда человек проговорит свой страх, тот становится не таким сильным. Поэтому, если ребенок говорит о том, чего он боится — поддерживайте его, говорите на эту тему.Не пытайтесь отвлечь фразами: «не думай об этом», «это ерунда», «это глупости», «ничего страшного» и т.д.

Предложите сделать несколько дыхательных упражнений, например таких:

  • Положите руку на живот; медленно вдохните, почувствуйте, как сначала воздухом наполняется грудь, потом живот. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Выдохните, Сначала опускается живот, потом грудь. Медленно повторите это упражнение 3—4 раза;
  • Глубоко вдохните. Задержите дыхание на 1—2 секунды. Начинайте выдыхать. Выдыхайте медленно и примерно па середине выдоха сделайте паузу на 1 -2 секунды. Постарайтесь выдохнуть как можно сильнее, Медленно повторите  это упражнение 3 - 4 раза.   Если ребенку или подростку трудно дышать в таком ритме, присоединитесь к нему  дышите вместе. Это поможем ему успокоиться, почувствовать, что вы рядом.

Постарайтесь занять человека каким-нибудь делом,можно поиграть, порисовать, полепить. Эти занятия помогут ребенку выразить свои чувства, этим вы отвлечете его от переживаний.

Помните — страх может быть полезным (если помогает избегать опасных ситуаций), поэтому бороться с ним нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью.

  1. Помощь при чувстве вины или стыда.

Поговорите с ребенком, выслушайте его. Дайте понять, что вы слушаете и понимаете его (кивайте, поддакивайте, говорите «угу», «ага»). Не осуждайте, не старайтесь оценивать его действия, даже если вам кажется, что ребенок или подросток поступил неправильно. Можно просто сесть рядом, приобнять человека, поглаживая по голове и спине, дать ему почувствовать, что вы рядом с ним, что вы сочувствуете  и сопереживаете ему. Помните выражения «поплакать на плече», «поплакать в жилетку» — это именно об этом. Дайте понять, что принимаете ребенка таким, какой он есть. Не пытайтесь переубедить его («ты не виноват», «такое с каждым может случиться»). На этом этапе важно дать ребенку выговориться, рассказать о своих чувствах. Не давайте советов, не рассказывайте о своем опыте, не задавайте вопросов — просто слушайте.

  1. Помощь при нервной дрожи.

Нужно усилить дрожь. Возьмите ребенка за плечи и сильно, резко потрясите его в течение 10—15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение. После завершения реакции необходимо дать ему возможность отдохнуть.

 Категорически нельзя: обнимать ребенка или прижимать его к себе, укрывать его чем-то теплым, успокаивать и говорить, чтобы он взял себя в руки.

  1. Помощь при двигательном возбуждении.

Острая реакция на стресс может проявляться в двигательном возбуждении, которое может стать опасным для самого пострадавшего и окружающих. В этом случае постарайтесь найти возможность физически остановить ребенка или подростка. Прежде, чем пытаться ему помочь, убедитесь, что это не опасно для вас. Помните, психологическая помощь возможна только в случае, если пострадавший отдает себе отчет в своих действиях, поэтому для того чтобы он вас услышал:

  • Задавайте ребенку вопросы, которые привлекут его внимание и заставят его задуматься («хочешь, мы позвоним твоей маме, чтобы она тебя забрала?», «может, ты сам выберешь, кому позвонить?»).
  • Предложите пройти в любой ближайший свободный от зрителей кабинет (класс) и постарайтесь дать ребенку возможность выговориться, займите его (например, попросите помочь переложить книги из шкафа).
  • Предложите совместно сделать дыхательную гимнастику. Например, такую:
  1. Встаньте. Сделайте медленный вдох, почувствуйте, как воздух заполняет сначала грудную клетку, потом живот. Выдыхайте в обратном порядке — сначала нижние отделы легких, потом верхние. Сделайте паузу в 1—2 сек. Повторите упражнение еще 1 раз. Важно дышать медленно, иначе от переизбытка кислорода может закружиться голова.
  2. Продолжайте глубоко и медленно дышать. При этом на каждом выдохе постарайтесь почувствовать расслабление. Расслабьте руки, плечи, спину. Почувствуйте их тяжесть. Концентрируйтесь на дыхании, представьте, что выдыхаете свое напряжение. Сделайте 3—4 вдоха-выдоха.
  3. Некоторое время (примерно 1—2 минуты) дышите нормально.
  4. Снова начинайте медленно дышать. Вдыхайте теперь через нос, а выдыхайте через рот, сложив губы трубочкой. При выдохе представьте, что осторожно дуете на свечку, стараясь не погасить пламя. Старайтесь сохранять состояние расслабленности, Повторите упражнение 3—4 раза.
  5. Дышите как обычно.

Это поможет ребенку успокоиться и почувствовать, что вы рядом.

Категорически нельзя: допускать скопление в классе педагогов и руководителей; расспрашивать ребенка, задавать ему вопросы (устраивать разбирательства)

После оказания ребенку или подростку первой (экстренной) помощи необходимо по телефону вызвать в школу родителей, чтобы они забрали ребенка домой, и предложить им обратиться к специалистам, потому что на этом психологическая помощь ребенку или подростку не заканчивается.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностика в образовательных учреждениях.

Описаны различные виды диагностик, их пути применения, характеристики и типы диагностик....

Психодиагностика спортсмена.

Измерение оперативно-слуховой памяти спортсмена....

Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся старших классов как индикатор профессионального самоопределения

В данной статье рассмотрена  модель психологической диагностики профессиональной ориентации старшеклассников, в которой разводятся понятия (и, соответственно, диагностические инструменты) "профес...

Психодиагностика

Раздел1. Интеллектуальное развитие. 7-10 классы....

Психодиагностика

Раздел1. Интеллектуальное развитие. 7-10 классы....

Методы психодиагностики в спорте

Методы психодиагностики, психограмма, классификация психодиагностических методик....