Психодиагностика в образовательных учреждениях.
методическая разработка по психологии по теме

Описаны различные виды диагностик, их пути применения, характеристики и типы диагностик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_diagnostike.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Работа педагога многопланова и многоаспектна, в нее включено множество компонентов. Одним из важнейших является систематическое изучение каждого воспитанника на всех этапах его жизни, сознание необходимости постоянного обращения к современному комплексу знаний о человеке, составляющему основу понимания ребенка как существа многомерного, многопланового, универсального. То есть, работа педагога обязательно должна включать в себя диагностику детей.

      Следовательно, педагог обязан владеть методами обследования и диагностики школьников и школьного коллектива, это необходимо для составления учебных планов, планирования воспитательной и коррекционной работы. Педагог должен знать о ребенке как можно больше, и эти знания должны быть системными и полными. Этим и определяется актуальность нашей темы.

     Диагностика (с греческого – способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз – это определение состояния объекта.

Краткая история становления психодиагностики как науки

Корни психологической диагностики и психодиагностического метода уходят в глубь веков. Одно из первых упоминаний о психодиагностики было найдено в литературе Древнего Египта. Жрецами в то время назначались люди, выдержавшие длительные проверочные процедуры. На первом этапе "диагностики" внимание уделялось внешнему виду кандидатов. С помощью беседы выяснялись биография, уровень культурного развития, а также оценивалось умение говорить. На втором этапе следовало испытание смертью. Если сознание новичка сохранялось в норме и не пропадало желание посвятить себя тайнам жреческого искусства, то следовало испытание умением трудиться, молчать и слушать. Затем претендент испытывался огнем, водой и полным одиночеством. Самый решающий этап был связан с испытанием красивой женщиной. Тот, кто поддавался соблазну, лишался свободы и под страхом смерти оставался в храме в качестве раба. Если же кандидат в жрецы отталкивал искусительницу, то вступал на путь долгого обучения.

Также за много лет до нашей эры и в Древнем Китае правительственных чиновников подвергали процедуре тестирования. Сам император раз в три года принимал у них экзамены по музыке, стрельбе из лука, верховой езде, умению читать, умению писать, знанию ритуалов и церемоний.

Любопытна система диагностики религиозно-философского учения чань-буддизма. Учителя для проверки знаний использовали различные загадки, вопросы т.п. Отвечать требовалось незамедлительно, и одновременно ученик подвергался стрессу, к примеру, наставник в это время мог целиться в ученика из лука или, схватив, кричать на него.

А в нашей стране, по мнению некоторых ученых, первое тестирование было устроено царём Алексеем Михайловичем в 1666 году, для того чтобы узнать общественное мнение о русской церкви. Предлагалось ответить на три вопроса: 1.Имеют ли право восточные патриархи вершить дела русской церкви. 2. Достоверны ли печатные греческие книги. 3.Правильны ли решения предыдущего собора 1654 года.

Психологическая диагностика есть измерение индивидуально-психологических свойств личности. Её целью является установление психологического диагноза как заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности и прогнозе их дальнейшего развития. Данный вид диагностики включает в себя набор различных методик, например: методики на готовность, проективные методики, мотивационная анкета Н. Г. Лусканова, интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс), личностный опросник (Р. Кеттела) и т.д.

Благодаря этим тестам можно выявить следующие психодиагностические признаки:

  1. уровень познавательной активности и личностную незрелость;
  2.  уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении;
  3. повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию;
  4. немотивированность, неадекватность поведения;
  5. отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома
  6. сохранение инфантильности (незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам), слабоволие;
  7. раннее половое развитие.

         Педагогическая диагностика – это изучение личности школьника, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Выделяют следующие требования к проведению педагогической диагностики:

  1. изучение личности ребенка должно быть направлено на поиск резервов его личности, ее нераскрытых возможностей;
  2. диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер;
  3. изучение личности ребенка необходимо осуществлять в процессе педагогической деятельности и общения;
  4. личность школьника изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений;
  5. нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода.

  Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность школьника и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. Здесь можно выделить следующие методы исследования:

1). Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей.

2).Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.

3). Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.

4). Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.

5). Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся.

6). Метод изучения поведения детей в определенной педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива.

7). Методом анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др.

8). Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.

Пути применения диагностических методик

   Диагностические методы могут применяться педагогом как для изучения динамики учебного процесса, так и для изучения личности школьника.

Информацию о текущем состоянии образовательного процесса могут предоставить регулярно проводимые диагностические исследования. Диагностика качества образовательного процесса – это процесс почти непрерывный, осуществляемый педагогом в течение всего периода обучения. Весь комплекс диагностических мероприятий как раз и представляет образовательный мониторинг.

Диагностика динамики произошедших изменений в сознании и поведении обучающихся при освоении ими содержания образовательной программы, как правило, осуществляется педагогом в процессе так называемого включенного педагогического наблюдения. В сущности, это есть ситуативно-тактический анализ деятельности обучающихся, текущая оценка результатов этой деятельности, многообразие диагностических бесед с детьми, их родителями. Используются в образовательном мониторинге и косвенно-опосредованные методы сбора необходимой информации: анкетирование, тестирование, внешняя независимая экспертная оценка и др.

Основная цель комплексной педагогической диагностики – выявление, измерение и оценивание результатов образовательного процесса.

Основная задача диагностирования уровня обученности детей – оценка реального объема и качества знаний, умений и навыков.

Основная задача диагностирования уровня воспитанности детей – оценка развития системы отношений ребенка с самим собой и окружающим миром в рамках осваиваемого вида деятельности.

Основная задача диагностирования уровня развития детей – оценка влияния занятости определенным видом деятельности на их личностное развитие.

В комплексной педагогической диагностике ведущую роль играет метод наблюдения.

В психодиагностическом обследовании можно выделить три основных этапа:

  1. Сбор данных.
  2. Переработка и интерпретация данных.
  3. Вынесение решения – психологический диагноз и прогноз.

Рассмотрим подробнее структуру применения диагностики:

1. Определение цели и задач диагностики.

2. Выработка показателей и критериев, составляющих инструментальную базу исследования.

3. Обоснование временных промежутков мониторинга (1. Постоянное наблюдение за каким-л. процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.)

4. Выделение количественного состава исследуемых групп обучающихся.

5. Подбор (разработка, адаптация) методик для решения задач диагностики.

6. Сбор информации с помощью диагностических методик.

7. Количественная и качественная обработка полученных результатов.

8. Самым важным и ответственным шагом в проведении диагностических измерений является научно-методическая интерпретация полученных в ходе наблюдений результатов. В сущности это завершающая формулировка «педагогического диагноза», иными словами – формулировка итогового заключения о состоянии диагностируемого объекта (явления), о причинах и источниках, вызывающих данное состояние обследуемого системного объекта.

9. Составление педагогического прогноза развития данного объекта либо явления.

10. Рекомендации по разработке комплекса коррекционных мер в форме определенного плана осуществления педагогических (а также психологических, социальных) воздействий на обследуемый объект (явление) для приведения его в требуемое (желательное) состояние, с точки зрения изначально сформулированной цели, в нашем случае – системы работы педагога дополнительного образования по своей образовательной программе.

 Краткие характеристики психодиагностических методик

  1. Бланковые методики – составляют большинство из них. В них испытуемому предлагают серию суждений или вопросов. По полученным ответам судят о психологии испытуемого.

Эти методики просты для разработки, использования и обработки результатов.

  1. Опросные методики – занимают второе место по частоте применения. В них испытуемому задают устные вопросы, отмечают и обрабатывают его ответы.

Недостатки:

  1. субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них;
  2. эти методики трудно стандартизировать, а, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости результатов.
  1. Рисуночные психодиагностические методики – используют созданные испытуемым рисунки, которые могут иметь тематический или спонтанный характер. Иногда используется прием интерпретации испытуемым готовых изображений.
  2. Проективные методики – в свою очередь могут быть бланковыми, опросными, рисуночными. Применяются все чаще, т. к. методики этой группы наиболее валидные (мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам) и информативные.
  3. Объективноманипуляционные методики – методики, в которых решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать – собрать, изготовить, разобрать и т.п.

Классификация проективных методик

В литературе по проективным методикам можно встретить разные классификации этих методов. Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективных методик.

1. Методики дополнения. Стимульный материал:

• набор слов-стимулов. От респондента требуется назвать слова, которые "приходят на ум" в связи с услышанным словом (ассоциативный тест К.Г. Юнга).

• Набор неоконченных предложений или неоконченный рассказ, которые требуют завершения ("Неоконченные предложения").

• Вопрос, на который необходимо дать определенное количество ответов ("Кто Я?").

2. Методики интерпретации. Стимульный материал - набор картинок, фотографий. От респондента требуется составить рассказ (ТАТ, РАТ, САТ) по предложенным картинкам; ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные/неприятные картинки/фотографии (Тест Сонди).

3. Методики структурирования. Малоструктурированный стимульный материал (Толкование случайных форм Г.Роршаха).

4. Методики изучения экспрессии (анализ почерка, особенностей речевого поведения).

5. Методики изучения продуктов творчества. Предметом интерпретации является рисунок, который рисует респондент ("Дом. Дерево. Человек", "Дерево", "Человек", "Два дома", "Рисунок семьи", "Пиктограмма", " Автопортрет", "Картина мира", "Свободный рисунок", "Несуществующее животное").

Общая характеристика проективных методик: преимущества и недостатки 

Проективные методики направлены на измерение свойств личности и особенностей интеллекта.

Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенно отличаются от стандартизованных методов, а именно:

1) особенностями стимульного материала;

2) особенностями поставленной перед респондентом задачи;

3) особенностями обработки и интерпретации результатов.

1. Отличительной особенностью стимульного материала проективных методик является его неоднозначность, неопределенность, малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципа проекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материалом происходит его структурирование, в ходе которого личность проецирует особенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.

2. Относительно неструктурированная задача, которая допускает неограниченное разнообразие возможных ответов, - одна из основных особенностей проективных методик. Тестирование с помощью проективных методик - замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, что именно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора. Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники, построенные на сведениях об индивиде.

3. Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторые методики не содержат математического аппарата для объективной обработки полученных результатов, не содержат норм.

Эти методики прежде всего характеризует качественный подход к исследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. И поэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и придания им валидности.

Для более точного исследования данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.

         Однако в любом случае и независимо от того, кто занимается психодиагностикой — профессионал или любитель, обязательно при ее проведении соблюдение следующих морально-этических норм. Исследование должно проводиться в спокойной и непринужденной обстановке в отсутствие посторонних. При необходимости присутствия третьего лица желательно предупредить об этом испытуемого и получить его согласие. Следует заранее обеспечить непрерывность эксперимента, исключить телефонные звонки и другие отвлекающие моменты. Если испытуемый пользуется очками, надо заранее позаботиться, чтобы они были под рукой. Испытание лучше проводить при дневном свете. В тех случаях, когда проводится развернутое психологическое исследование. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли.

Диагностика – неотъемлемая часть работы педагога. Она важна, так как от ее результатов зависят, во-первых, планирование всей учебно-воспитательной работы учителя и социального педагога, а во-вторых, результат всей педагогической деятельности, ведь неправильная или неточная интерпретация диагностических данных может привести к серьезной ошибке, которая для учебно-воспитательного процесса недопустима.

И именно поэтому набор методик для диагностики должен быть обширным и включать в себя разные виды: диагностика учебной деятельности, личностная диагностика, обследование школьного коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений

Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образо...

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства образования и науки Самарской области №50-од от 30.03.201

Регламент проведения аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом министерства об...

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттестации

Методические рекомендации педагогическим работникам государственных образовательных учреждений самарской области и муниципальных образовательных учреждений для подготовки портфолио достижений к аттест...

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИКЕ)...

Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике)

Санитарно-гигиенические условия реализации примерной основной образовательной программы образовательных учреждений и основы безопасности образовательного учреждения (для занятий по физике). Сравнение...