Психодиагностика
методическая разработка по психологии (7 класс) по теме

Наталия Анатольевна Бочкарёва

Раздел1. Интеллектуальное развитие. 7-10 классы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medis.doc400.5 КБ
Microsoft Office document icon opr_urovnya_umstv_razv_detey_7-9_let.doc35 КБ
Microsoft Office document icon shtur.doc416.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика "МЭДИС"

Экспресс-диагностика интеллектуальных способностей дошкольников 

            Данная методика предназначена для быстрого ориентировочного обследования уровня интеллектуального развития детей 6 - 7 лет.

Цели:
1 субтест - на выявление общей осведомленности ребенка, его словарного запаса.
2 субтест - на понимание количественных и качественных соотношений.
3 субтест - на исключение лишнего, выявление уровня логического мышления.
4 субтест - на выявление математических способностей.

В начале года дается форма А, в конце - форма В.

ИНСТРУКЦИЯ:

Субтест 1

Пример А
            Посмотрите на картинки в самом верхнем ряду.
На картинках в этом ряду изображены:
нога, ботинок, палец, варежка и человек. Слушайте внимательно.
Возьмите карандаш и зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением ботинка.
(Пауза. Повторить). Вот так: сделайте это точно так, как я показываю. (Покажите детям на доске, как они должны это делать.)

Пример В
            Посмотрите на картинки в следующем ряду. Слушайте меня внимательно.
"3ачеpкните овал под картинкой с изображением яблока.
(Пayза. Повторите). Вот так, правильно!" Дайте проделать это каждому, пoмoгите детям, которым нужны дополнительные объяснения. Убедитесь, что дети знают, что им нужно делать.
            С этого момента начинается тест. Отведите достаточно времени на выполнение каждого задания. Наблюдайте за детьми и переходите к cлeдующему заданию только тогда, когда все дети закончат предыдущие. Повторяйте название картинки в каждом ряду.

Форма А

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал с изображением грызуна.
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал с изображением акробата.
Посмотрите на задание 3. Зачеркните крестиком овал с изображением того, что съедобно.
Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал с изображением рубанка.
Посмотрите на задание 5. Зачеркните крестиком овал с изображением бицепса.

Форма В

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал с изображением мальчика.
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал с изображением общественного транспорта.
Посмотрите на задание 3. Зачеркните крестиком овал с изображением машины на гусеницах.
Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал с изображением того, кто активен.
Посмотрите на следующее задание 5. Зачеркните крестиком овал с изображением статуи.

Субтест 2

Пример А
"Теперь попробуем сделать другое задание. Посмотрите на самый верхний ряд.
(Пауза).
В этом ряду вы видите картинки с изображением деревьев. Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самого маленького дерева."
(Пауза. повторить).
Проследите, чтобы каждый ученик зачеpкнyл крестиком соответствующий овал.

Пример В
Посмотрите картинки в следующем ряду.
(пауза) Слушайте меня внимательно. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением самой большой кучи песка".

Форма А

Посмотрите на задание 1, где изображены цветы. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением цветов, посаженных раньше остальных. (повторите)
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал с изображением девочки, стоящей к дереву ближе, чем мальчик и собака.
Посмотрите на задание З. Зачеркните крестиком овал под картинкой, где утка летит впереди и ниже других.
Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал под картинкой того термометра, который показывает температуру выше, чем самая низкая, но ниже, чем другие.
Посмотрите на задание 5. Зачеркните крестиком овал под картинкой, где мальчик бежит быстро, но не быстрее всех.

Форма В

Посмотрите на задание 1. Зачеркните овал под картинкой, где девочка больше, чем мальчик, но меньше, чем дерево.
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал с изображением самой спелой кукурузы.
Посмотрите на задание З. Посмотрите на картинке в этом ряду, где изображены мальчики. Потом посмотрите на картинку, где изображены забор с ящиком. Все мальчики хотят встать на ящики так, чтобы иметь возможность заглянуть за забор одновременно. Найдите ящик, на который должен встать самый высокий мальчик. Зачеркните крестиком овал под картинкой с изображением этого мальчика.
Посмoтpите на задание 4. Зачеркните крестиком овал под картинкой мяча средней величины.
Посмотрите на задание 5. Зачеркните крестиком овал под картинкой электропровода, который провисает меньше, чем caмый провисший, но больше, чем все остальные.

Субтест 3

Пример А
Посмотрите на самый верхний ряд рисунков. В этом ряду вы видите картинки с изображением коньков, мотыги, машинки ДЛЯ стрижки газонов, пилы, лопаты. Одна из этих картинок не подходит ко всем остальным, что-то одно сюда не подходит. Какая картинка не подходит к этому ряду? Картинка с изображением коньков не подходит к остальным. На всех остальных изображены орудия труда, а коньки это нечто другое. Чтобы показать, что коньки сюда не подходят, зачеркните крестиком овал под изображением коньков. (Пауза. Повторите).

Пример В
Посмотрите на следующий ряд. Какая из картинок не подходит ко всем остальным? Четырехугольник не подходит к этому ряду, так как все остальные картинки в этом ряду круги. Зачеркните крестиком овал под четырехугольником, чтобы показать, что он не подходит ко всем остальным картинкам.

Форма А

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.
Посмотрите на задание З. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.
Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.
Посмотрите на задание 5. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.

Форма В

Посмотрите на задание 1. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.
Посмотрите на задание 2. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.
Посмотрите на задание 3. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.
Посмотрите на задание 4. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.
Посмотрите на задание 5. Зачеркните крестиком овал под картинкой, которая не подходит ко всем остальным.

Субтест 4

В этом субтесте особенно важно, чтобы экспериментатор читал инструкцию особенно медленно. Ключевые предложения и вопросы, в случае необходимости, нужно повторить, чтобы быть уверенным, что учащиеся ясно понимают, что им нужно делать.

Пример А
Посмотрите на картинки в верхнем ряду. Там изображены различные четырехугольники. В каждом четырехугольнике разное количество палочек. Найдите, в каком четырехугольнике только одна палочка. Зачеркните овал под тем четырехугольником, в котором только одна палочка".

Пример В
"А теперь посмотрите на картинки в следующем ряду. Вы видите картинки с изображением различных пластинок домино. В каждой пластинке две части. Видите, в каждой пластинке есть нижняя и верхняя часть. На первой пластинке домино точек нет, а на других есть и их разное количество. Все видят эти пластинки домино? Найдите пластинку домино, на которой только две точки."

Форма А

Посмотрите на задание 1. Найдите четырехугольник, в котором нарисовано палочек больше пяти, но меньше 12 . (Повторите) Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Посмотрите на задание 2. Три первые пластинки домино изображены отдельно от других. Они стоят в определенной последовательности друг за другом. Найдите пластинку домино, которая должна быть следующей в этом ряду. Зачеркните крестиком овал под этой пластинкой домино.
Посмотрите на задание 3. Посмотрите на кубик, нарисованный отдельно. Найдите такой кубик, на котором на одну точку больше, чем на данном. Зачеркните крестиком овал под кубиком, который вы нашли.
Посмотрите на задание 4. Посмотрите на 2 четырехугольника, изображенных отдельно. Найдите четырехугольник, который показывает, на сколько в первом четырехугольнике палочек больше, чем во втором. Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Посмотрите на задание 5. Кусочки торта в этом ряду показывают, сколько их осталось после того, как каждая семья пообедала. Какой торт остался после семьи, которая за обедом съела меньше всех? Зачеркните крестиком овал под картинкой, выбранной семьи.

Форма В

Посмотрите на задание 1. Два четырехугольника изображены отдельно от других. Найдите четырехугольник, который показывает, на сколько палочек в первом четырехугольнике больше, чем во втором. Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Посмотрите на задание 2. Посмотрите на кусок торта, изображенный отдельно. Найдите другой кусок торта, который при соединении с первым дает целый торт. Зачеркните овал под картинкой, которую вы выбрали.
Посмотрите на задание 3. Три первые пластинки домино изображены отдельно от других. Они стоят в определенной последовательности друг за другом. Найдите пластинку домино, которая должна быть следующей в этом ряду. Зачеркните крестиком овал под этой пластинкой домино.
Посмотрите на задание 4. Одна конфета стоит две палочки. Найдите четырехугольник, который показывает, сколько нужно палочек, чтобы купить три конфеты? Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.
Посмотрите на задание 5. У меня было 9 палочек, я отдала 4 палочки. Найдите четырехугольник в этом ряду, который показывает, сколько палочек у меня осталось. Зачеркните крестиком овал под этим четырехугольником.

ОТВЕТЫ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ

Субтест

Задание

Форма А

Форма В

1

1
2
3
4
5

Е
Д
В
В
Д

Д
С
С
С
С

2

1
2
3
4
5

С
Д
В
Д
А

Д
Д
А
А
А

3

1
2
3
4
5

С
Д
В
В
Е

Д
В
В
Д
А

4

1
2
3
4
5

С
В
Д
А
Е

В
Д
В
Е
С

Субтест 1
Норма      3-4 правильно решенных задач;
Высокий      5 заданий.

Субтест 2
Норма      3 правильно решенных задач;
Высокий       4-5 заданий.

Субтест 3
Норма      3 правильно решенных задач;
Высокий       4-5 заданий.

Субтест 4
Норма      2-3 правильно решенных задач;
Высокий       4-5 заданий.

В целом        14 и более выше среднего,
            11-13 правильно решенных задач норма,
Низкий - не умение выполнить инструкцию и/или затруднение выполнения больше чем половина заданий.

        Используя таблицу нормативных показателей:

  • описать профиль развития интеллектуальных способностей ребенка, т.е. выявить какие стороны интеллектуальной деятельности находятся на должном уровне развития, а какие требуют дополнительной работы
  • выявить одаренных детей, которые могут обучаться по специальным углубленным программам.

ТАБЛИЦА НОРМАТИВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Показатели

Кол-во решенных задач
Средний уровень

Кол-во решенных задач
Высокий уровень

   Субтест 1.  Словарный запас

3 - 4

5

   Субтест 2.  Понимание количественных и качественных отношений

3

4 - 5

   Субтест 3.  Логическое мышление

3

4 - 5

Субтест 4.  Математические способности

2 - 3

4 - 5

Общий показатель интеллектуальных способностей

11-13

Более 13

При дифференцированном подходе к обследованию целесообразность данной методики особенно велика, так как она позволяет, выявив уровень интеллектуальных способностей, формировать классы.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Наглядный материал для тестовых заданий к методике МЭДИСа.

      

      

      

      



Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ

Предложена Э. Ф. Замбицявичене

Описание теста:
Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания, подобранные с учетом программно материала начальных классов.
1 субтест - исследование дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также запаса знаний испытуемого.
2 субтест - исследование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.
3 субтест - исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
4 субтест - выявление умения обобщать. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины и ход его рассуждений при помощи дополнительных вопросов.
Пробы читаются вслух экспериментатором, ребенок т одновременно про себя.

Текст методики

Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.
1. У сапога есть... (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
2. В тёплых краях обитает... (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
3. В году (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.
4. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
5. Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
6. У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень, тень).
7. Город России... (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

2. Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится.
Это "лишнее" слово надо найти и исключить его.
1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море, мост, болото.
3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
5. Тополь, береза, орешник, липа, осина.
6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение
10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

3. Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написана первая пара слов, которые находятся в какой-то связи между собой (например: лес/деревья). Справа - одно слово над чертой (например: библиотека) и пять слов под чертой (например: сад, двор, город, театр, книги) Тебе нужно выбрать одно слово из пяти, которое связано со словом над чертой точно так же, как это сделано в первой паре слов: (лес/деревья).

Примеры:
лес/деревья = библиотека/сад, двор, город, театр, книги
бежать/стоять = кричать/молчать, ползать, шуметь, звать, плакать

Нужно установить, во-первых, какая ссязь между словами слева, а затем установить такую же связь в правой части.

1. огурец/овощ = георгин/сорняк, роса, садик, цветок, земля
2. учитель/ученик = врач/кочки, больные, палата, больной, термометр
3. огород/морковь = сад/забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы
4. цветок/ваза = птица/ клюв, чайка, гнездо, яйцо, перья
5. перчатка/чулки = сапог/подошва, кожа, нога, щетка
6. Темный/светлый = мокрый/солнечный, скользкий, сухой, теплый, холодный
7. Часы/время = термометр/стекло, температура, кровать, больной, врач
8. Машина/мотор = лодка/река, моряк, болото, парус, волна
9. Стул/деревянный = игла/острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная
10. Стол/скатерть = пол/мебель, ковер, пыль, доска, гвозди

4. Эти пары слов можно назвать одним названием, брюки, платье... - одежда треугольник, квадрат ... - фигура
Придумай название к каждой паре:
1. Метла, лопата...
2. Шкаф, диван...
3. Окунь, карась...
4. День, ночь...
5. Осень, весна…
6. Слон, муравей...
7. Огурец, помидор...
8. Июнь, июль...
9. Сирень, шиповник…
10. Дерево, цветок...

ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
(по Л. И. Переслени, 1990)

1 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: "Почему не шнурок?". После правильного объяснения, решение оценивается в 1 балл, при неправильном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, заключающаяся в том, что ребенку предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание слов "всегда", что важно для решения 6 и 10 проб того же субтеста. При решении последующих проб 1 субтеста уточняющие вопросы не задаются.

2 субтест. Если ответ на первое задание правильный, задаете вопрос: "Почему?". При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном - 0,5 балла. Если ответ ошибочный, используется помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При предъявлении 7, 9, 10 проб дополнительные вопросы не задаются, т. к. дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих проб. При предъявлении 8 пробы 2 субтеста дополнительный вопрос также не задается, т. к. эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно" решает эту пробу, то он владеет такими понятиями, как "имя" и "фамилия".

3 субтест. За правильный ответ - 1 балл, за ответ после второй попытки - 0,5 балла.

4 субтест. При неправильном ответе предлагается подумать еще. Оценки аналогичны выше приведенным.

При решении 3 и 4 субтестов уточняющие вопросы не задаются.
При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая бальная оценка за четыре субтеста в целом. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов - 40 (100% оценки успешности), кроме того, целесообразно отдельно подсчитать общую суммарную оценку за выполнение проб при второй попытки (после стимулирующей помощи).
Увеличение числа правильных ответов после того, как экспериментатор предлагает ребенку подумать еще, может указывать на недостаточный объём произвольного внимания, импульсивность ответов. Суммарная оценка за вторую попытку - дополнительный показатель, полезный для решения вопроса о том, к какой из групп детей с ЗПР относится обследуемый.
Оценка успешности (О. У.) решения словесных субтестов определяется по формуле:

            ОУ = X х 100% /40

где Х - сумма баллов, полученных испытуемым.

На основе анализа распределения индивидуальных данных (с учетом стандартных отклонений) были выбраны следующие уровни успешности, наиболее дифференцирующие обследуемые выборки (нормально развивающихся детей и учащихся с учащихся с ЗПР):

4 Уровень успешности - 32 балла и более (80-100% О.У.),
3 Уровень - 31,5-26,0 балла (79,9 - 65%),
2 Уровень - 25,5 - 20,0 балла (64,9-50%),
1 Уровень - 19,5 и менее (49,9% и ниже).



Предварительный просмотр:

Методика "ШТУР"
(Школьный тест умственного развития). Форма А.

Диагностика уровня развития интеллекта школьников 

            Тест разработан учеными Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АЛНСССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов): "осведомленность" (2 субтеста), "аналогии", "классификации", "обобщение", "числовые ряды". Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.
            Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

Номер субтеста

Число заданий в субтесте

Время выполнения в мин.

1. Осведомлённость 1.

20

8

2. Осведомлённость 2.

20

4

3. Аналогии

25

10

4. Классификации

20

7

5. Обобщения

19

8

6. Числовые ряды

15

7

            Перед проведением исследования экспериментатор объясняет цель проведения испытания и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами: "Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.
            Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченноe время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок".
            После этой инструкции экспериментатор раздает тестовые бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения о фамилии учащегося, дате проведения эксперимента, классе и школе, где учится испытуемый.
            Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экспериментатор зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности). По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста. экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
            В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.

Обработка результатов тестирования

1. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением №5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий.
Пример: если испытуемый А в наборе №3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.

2. Результаты набора заданий №5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0 баллами.

Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий).

Более широкие по сравнению с приведенными в таблице категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, если испытуемый А в задании 3-А дал ответ "наука", то он получает оценку 1 балл. Оценкой в 1 балл оцениваются также правильные, но более узкие, частные обобщения, чем приведенные в таблице. Например, ответ в задании 18-А "литературные направления".

Нулевую оценку получают неправильные ответы.

Максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта цифра соответствует 100 процентам выполнения пятого набора заданий.

3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.

4. Если предполагается сравнение групп испытуемых' между собой, то групповыми показателями по каждому набору заданий могут служить значения среднего арифметического и моды. для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как100-процентное выполнение каждого субтеста, испытуемые по результатам тестирования подразделяются на 5 подгрупп:
1 - наиболее успешные - 10 процентов всех испытуемых;
2 - близкие к успешным - 20 процентов всех испытуемых;
3 - средние по успешности - 40 процентов всех испытуемых;
4 - малоуспешные - 20 процентов всех испытуемых;
5 - наименее успешные - 10 процентов всех испытуемых.
            Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, на которой по оси абсцисс идут номера групп, по оси ординат процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение подгрупп к социально-психологическому нормативу.

5. Качественный анализ тестовых результатов (как индивидуальных, так и групповых) и наиболее трудных типов логических связей проводится по следующим направлениям:

А. Для набора заданий №3 выявляются:
а) самый отработанный (легкий) и наиболее трудный типы логических связей из следующих заложенных в тест: вид-род, причина-следствие, часть-целое, противоположность, функциональные связи;
б) типичные ошибки при установлении логических связей;
в) наиболее усвоенные и наименее усвоенные области содержания теста(литература, история, математика, физика, биология) и цикла школьных дисциплин (общественно-гуманитарный, естественнo- научный, физико- математический).

Б. Для набора №4 устанавливаются:
а) задания какого содержания выполняются лучше, а какого хуже;
б) задания какого типа - с конкретными или абстрактными понятиями - выполняются хуже, провоцируют большее количество ошибок.

В. В наборе №5 выявляются: а) характер типичных обобщений (по конкретному, видовому, категориальному признакам);
б) характер типичных ошибок и в каких понятиях (абстрактных или конкретных), а также в каком содержании они возникают.

НАБОР ЗАДАНИЙ ФОРМЫ А

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ №1

            Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом их них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть то, которое правильно дополняет данное предложение. Подчеркнуть можно только одно слово.

Пример: Одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и...?
а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель.
Правильным ответом будет слово "жизнеописание". Поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример: Противоположным к слову "отрицательный" будет слово...?
а) неудачный, в) спорный, в)важный, г) случайный, д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово "положительный". Оно и подчеркнуто.

НАБОР ЗАДАНИЙ № l-А
1. Начальные буквы имени и отчества называются...?
а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.

2. Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада - это ...?
а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.

3. Система взглядов на природу и общество есть ...?
а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.

4. Гуманный - это...?
а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный, д) пренебрежительный.

5. Наука о выведении лучших пород животных и сортов растений называется ...?
а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология.

6. Одинаковыми по смыслу являются слова демократия и...?
а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.

7. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется...?
а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.

8. Противоположностью понятия лицемерный будет...?
а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.

9. Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о ...?
а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.

10. Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему - это...?
а) рациональность, б) пассивность, в) чуткость, г) противоречивость, д) черствость.

11. Начитанность, глубокие и широкие познания - это ...?
а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.

12. Этика - это учение о...?
а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.

13. Противоположностью понятия идентичный будет ...?
а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный, д) изолированный.

14. Цивилизация - это ...?
а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) общение.

15. Оппозиция - это ...?
а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) решение.

16. Человек, который скептически относится к прогрессу, является ...?
а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова приоритет и...?
а) изобретение, б) идея, в) выбор, г) первенство, д) руководство.

18. Коалиция - это ...?
а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.

19. Противоположными по смыслу являются слова альтруизм и...?
а) человеколюбие, б) взаимоотношение, в) вежливость, г)эгоизм, д) нравственность.

20. Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах - это ...?
а) закон, б) эмиграция, в) воззвание, г) действие, д) эмансипация.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ №2

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.

Пример: Век - а) история, б) столетие, в) событие, г) прогресс.
Правильный ответ - "столетие". Поэтому это слово подчеркнуто.

Следующий пример: Прогноз - а) погода, б) донесение, в) предсказание, г) причина.
Здесь правильным ответом будет слово "предсказание". Оно и подчеркнуто.

НАБОР ЗАДАНИЙ №2-А
1. Прогрессивный - а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый.
2. Аннулирование - а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.
3. Идеал - а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.
4. Аргумент - а) довод, б) согласие, в) спор, г) фраза.
5. Миф - а) древность, б) творчество, в) предание, г) наука.
6. Аморальный - а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.
7. Анализ - а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.
8. Эталон - а) копия, б) форма, в) основа, г) образец.
9. Сферический - а) продолговатый, б) шаровидный, в) пустой, г) объемный.
10. Социальный - а) принятый, б) свободный, в) запланированный, г) общественный.
11. Гравитация - а) притяжение, б) отталкивание, в) невесомость, г) подъем.
12. Аграрный - а) местный, б) хозяйственный, в) земельный, г) крестьянский.
13. Экспорт - а) продажа, б) товары, в) вывоз, г) торговля.
14. Эффективный - а) необходимый, б)'действенный, в) решительный, г) особый.
15. Радикальный - а) коренной, б) ответный, в) последний, г) отсталый.
16. Негативный - а) неудачный, б) ложный, в) отрицательный, г) неосторожный.
17. Мораль - а) этика, б) развитие, в) способность, г) право.
18. Модифицировать - а) работать, б) наблюдать, в) изучать, г) видоизменять.
19. Субъективный - а) краткий, б) общественный, в) личный, г) скрытый.
20. Сентиментальный - а) поэтический, б) чувствительный, в) радостный, г) странный.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ №3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словом существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти слов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово Вам следует найти и подчеркнуть.
Пример: Песня: композитор = самолет: ?
а) аэропорт, б) полет, в) конструктор, г) горючее, д) истребитель.

Правильный ответ - "конструктор". Поэтому это слово подчеркнуто.

Следующий пример: Добро: зло = день: ?
а) солнце, б) ночь, в) неделя, г) среда, д) сутки.
Здесь правильным ответом будет слово "ночь", поэтому оно подчеркнуто.

НАБОР ЗАДАНИЙ №3-А
1. Глагол: спрягать = существительное: ?
а) изменять, б) образовывать, в) употреблять, г) склонять, д) писать.

2. Фигура: треугольник = состояние вещества: ?
а) жидкость, б) движение, в) температура, г) вода, д) молекула.

3. Тепло: жизнедеятельность = кислород: ?
а) газ, б) вода, в) растение, г) развитие, д) дыхание.

4. Роза: цветок = капиталисты: ?
а) эксплуатация, б) рабочие, в) люди, г) класс, д) фабрика.

5. Холодно: горячо = движение: ?
а) инерция, б) покой, в) молекула, г) воздух, д) взаимодействие.

6. Слагаемое: сумма = сомножители: ?
а) разность, б) делитель, в) произведение, г) умножение, д) число.

7. Числительное: количество = глагол: ?
а) Идти, б) действие, в) причастие, г) часть речи, д) спрягать.

8. Растение: стебель = клетка:?
а) ядро, б) хромосома, в) белок, г) фермент, д) деление.

9. Молния: свет = явление тяготения: ?
а) камень, б) движение, в) сила тяжести, г) вес, д) Земля.

10. Стихотворение: поэзия = рассказ: ?
а) книга, б) писатель, в) повесть, г) предложение, д) проза.

11. Север: юг = осадки: ?
а) пустыня, б) полюс, в) дождь, г) засуха, д) климат.

12. Первобытно-общинный строй: рабовладельческий строй = рабовладельческий строй: ?
а) социализм, б) капитализм, в) рабовладельцы, г) государство, д) феодализм.

13. Горы: высота = климат: ?
а) рельеф, б) температура, в) природа, г) географическая широта, д) растительность.

14. Старт: финиш = пролог:?
а) заголовок, б) введение, в) кульминация, г) действие, д) эпилог.

15. Война: смерть = частная собственность: ?
а) феодалы, б) капитализм, в) неравенство, г) рабы, д) крепостные крестьяне.

16. Диаметр: радиус = окружность: ?
а) дуга, б) сегмент, в) отрезок, г) линия, д) круг.

17. Колумб: путешественник = землетрясение: ?
а) первооткрыватель, б) образование гор, в) извержение, г) жертвы, д) природное явление.

18. Папоротник: спора = сосна: ?
а) шишка, б) иголка, в) растение, г) семя, д) ель.

19. Понижение атмосферного давления: осадки = антициклон: ?
а) ясная погода, б) циклон, в) климат, г) влажность, д) метеослужба.

20. Рабовладельцы: буржуа = рабы: ?
а) рабовладельческий строй, б) буржуазия, в) рабовладельцы, г) наемные рабочие, д) пленные.

21. Молоток: забивать = генератор: ?
а) соединять, б) производить, в) включать, г) изменять, д) нагревать.

22. Прямоугольник: плоскость = куб: ?
а) пространство, б) ребро, в) высота, г) треугольник, д) сторона.

23. Эпителий: ткань = аорта: ?
а) сердце, б) внутренний орган, в) артерия, г) вена, д) кровь.

24. Богатство: бедность = крепостная зависимость: ?
а) крепостные крестьяне, б) личная свобода, в) неравенство, г) частная собственность, д) феодальный строй.

25. Роман: глава = стихотворение: ?
а) поэма, б) рифма, в) строфа, г) ритм, д) жанр.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ №4

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Пример: а) тарелка, б) чашка, в) стол, г) кастрюля, д) чайник.
Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово - мебель. Поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример: а) идти, б) прыгать, в) танцевать, г) сидеть, б) бежать.
Четыре слова обозначают состояние движения, а слово "сидеть" - покоя. Поэтому подчеркнуто слово "сидеть".

НАБОР ЗАДАНИЙ № 4-А
1. а) приставка, б) предлог, в) суффикс, г) окончание, д) корень.
2. а) прямая, б) ромб, в) прямоугольник, г) квадрат, д) треугольник.
3. а) параллель, б) карта, в) меридиан, г) экватор, д) полюс.
4. а) очерк, б) роман, в) рассказ, г) сюжет, д) повесть.
5. а) рабовладелец, б) раб, в) крестьянин, г) рабочий, д) ремесленник.
6. а) треугольник, б) отрезок, в) длина, г) квадрат, д) круг.
7. а) пролог, б) кульминация, в) информация, г) развязка, д) эпилог.
8. а) литература, б) наука, в) живопись, г) зодчество, д) художественное ремесло.
9. а) аорта, б) вена, в) сердце, г) артерия, д) капилляр.
10. а) описание, б) сравнение, в) характеристика, г) сказка, д) иносказание.
11. а) пейзаж, б) мозаика, в) икона, г) фреска, д) кисть.
12. а) цитоплазма, б) питание, в) рост, г) раздражимость, д) размножение.
13. а) дождь, б) снег, в) осадки, г) иней, д) град.
14. а) скорость, б) колебание, в) сила, г) вес, д) плотность.
15. а) товар, б) город, в) ярмарка, г) натуральное хозяйство, д) деньги.
16. а) Куба, б) Япония, в) Вьетнам, г) Великобритания, д) Исландия.
17. а) пословица, б) стихотворение, в) поэма, г) рассказ, д) повесть.
18. а) барометр, б) флюгер, в) термометр, г) компас, д) азимут.
19. а) углекислый газ, б) свет, в) вода, г) крахмал, д) хлорофилл.
20. а) длина, б) метр, в) масса, г) обьем, д) скорость.

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ №5

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки для обоих слов. Напишите свой ответ рядом предложенной парой слов.

Пример: Ель - сосна. Правильным ответом будет: "Хвойные деревья" .
Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

Следующий пример: Дождь - град.
Правильным ответом будет "осадки". Это слово и следует написать.

НАБОР ЗАДАНИЙ №5-А
               1. Сказка - былина - это…
               2. Атом - молекула - - это…
               3. Ботаника - зоология- это…
               4. Мозаика - икона- это…
               5. Азия - Африка- это…
               6. Ампер - вольт- это…
               7. Сердце - артерия- это…
               8. Копенгаген - Манагуа- это…
               9. Феодализм - капитализм- это…
               10. Стойкость - мужество- это…
               11. Канал - плотина- это…
               12. Сумма - произведение.
               13. Жиры - белки- это…
               14. Облачность - осадки- это…
               15. Газ - жидкость- это…
               16. Наука - искусство- это…
               17. Цунами - ураган- это…
               18. Классицизм - реализм- это…
               19. Иносказание - описание - это…

ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ НАБОРА ЗАДАНИЙ №6

Предлагаем Вам ряды чисел, расположенных по определённoмy правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего pядa, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда Вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Пример: 2 4 6 8 ...
В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следующее число будет 10. Его и нужно записать. Следующий пример: 9 7 10 8 11 9 12
В этом ряду поочередно вычитается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его Вам и нужно написать.

НАБОР ЗАДАНИЙ № 6-А

1)

6

9

12

15

18

21

...

2)

9

1

7

1

5

1

...

3)

2

3

5

6

8

9

...

4)

10

12

9

11

8

10

...

5)

1

3

6

8

16

18

...

6)

3

4

6

9

13

18

...

7)

15

13

16

12

17

11

...

8)

1

2

4

8

16

32

...

9)

1

2

5

10

17

26

...

10)

1

4

9

16

25

36

...

11)

1

2

6

15

31

56

...

12)

31

24

18

13

9

6

...

13)

174

171

57

54

18

15

...

14)

54

19

18

14

6

9

...

15)

301

294

49

44

11

8

...

















ФОРМА А. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ НАБОР ЗДАНИЙ №5

1. Устное народное творчество.
2. Мельчайшие частицы вещества; состав веществ; составные части вещества.
3. Биология: наука о живой природе.
4. Изобразительное искусство; произведение изобразительного искусства.
5. Части света.
6. Электрические единицы измерения.
7. Органы кровообращения; кровообращение.
8. Столицы.
9. Общественный строй; строй; социально-экономическая формация.
10. Положительные черты характера.
11. Искусственные водные сооружения; водные сооружения.
12. Результаты математических действий.
13. Органические вещества.
14. Атмосферные явления; климатические (погодные) явления.
15. Агрегатное состояние вещества; состояние вещества.
16. Культура.
17. Стихийное бедствие.
18. Направление в искусстве; художественный стиль.
19. Литературные приемы.

                               Методика << ШТУР >> определение интеллектуального кровня развития школьников

ест разработан учеными Научно-исследовательского института общей и педагогической психологии АЛНСССР и предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста. Он включает шесть наборов заданий (субтестов): "осведомленность" (2 субтеста), "аналогии", "классификации", "обобщение", "числовые ряды". Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.
            Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий.

Номер субтеста

Число заданий в субтесте

Время выполнения в мин.

1. Осведомлённость 1.

20

8

2. Осведомлённость 2.

20

4

3. Аналогии

25

10

4. Классификации

20

7

5. Обобщения

19

8

6. Числовые ряды

15

7

            Перед проведением исследования экспериментатор объясняет цель проведения испытания и создает у испытуемых соответствующий настрой. Для этого он обращается к ним со следующими словами: "Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для того, чтобы выявить ваши умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках.
            Для выполнения заданий вам понадобятся ручка и бланки, которые мы вам раздадим. Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается описание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения. На выполнение каждого набора заданий отводится ограниченноe время. Начинать и заканчивать работу надо будет по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок".
            После этой инструкции экспериментатор раздает тестовые бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения о фамилии учащегося, дате проведения эксперимента, классе и школе, где учится испытуемый.
            Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экспериментатор зачитывает инструкцию и разбирает примеры первого субтеста. Далее он спрашивает, есть ли вопросы. Чтобы условия тестирования были всегда одинаковыми, при ответе на вопрос экспериментатору следует просто вновь зачитать соответствующее место текста. После этого дается указание перевернуть страницу и начинать выполнять задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер (чтобы не фиксировать на этом внимание испытуемых и не создавать у них чувства напряженности). По истечении времени, отведенного на выполнение первого субтеста. экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагая им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.
            В ходе проведения тестирования необходимо контролировать, правильно ли испытуемые переворачивают страницы и выполняют другие требования экспериментатора.

Обработка результатов тестирования

1. Индивидуальные показатели по каждому набору заданий (за исключением №5) выводятся путем подсчета количества правильно выполненных заданий. Пример: если испытуемый А в наборе №3 правильно решил 13 заданий, то его балл по этому субтесту будет равен 13.

2. Результаты набора заданий №5 оцениваются в зависимости от качества обобщения 2 баллами, 1 баллом и 0 баллами.

Оценку 2 балла получают обобщения, приведенные в таблице правильных ответов (возможны синонимические замены понятий).

Более широкие по сравнению с приведенными в таблице категориальные обобщения оцениваются в 1 балл. Например, если испытуемый А в задании 3-А дал ответ "наука", то он получает оценку 1 балл. Оценкой в 1 балл оцениваются также правильные, но более узкие, частные обобщения, чем приведенные в таблице. Например, ответ в задании 18-А "литературные направления".

Нулевую оценку получают неправильные ответы.

Максимальное количество баллов, которое может получить испытуемый при выполнении этого субтеста, равно 38. Эта цифра соответствует 100 процентам выполнения пятого набора заданий.

3. Индивидуальным показателем выполнения теста в целом является сумма баллов, полученных при сложении результатов решения всех наборов заданий.

4. Если предполагается сравнение групп испытуемых' между собой, то групповыми показателями по каждому набору заданий могут служить значения среднего арифметического и моды. для анализа групповых данных относительно их близости к социально-психологическому нормативу, условно рассматриваемому как100-процентное выполнение каждого субтеста, испытуемые по результатам тестирования подразделяются на 5 подгрупп:
1 - наиболее успешные - 10 процентов всех испытуемых;
2 - близкие к успешным - 20 процентов всех испытуемых;
3 - средние по успешности - 40 процентов всех испытуемых;
4 - малоуспешные - 20 процентов всех испытуемых;
5 - наименее успешные - 10 процентов всех испытуемых.
            Для каждой из подгрупп подсчитывается средний процент правильно выполненных заданий. Строится система координат, на которой по оси абсцисс идут номера групп, по оси ординат процент выполненных каждой группой заданий. После нанесения соответствующих точек вычерчивается график, отражающий приближение подгрупп к социально-психологическому нормативу.

5. Качественный анализ тестовых результатов (как индивидуальных, так и групповых) и наиболее трудных типов логических связей проводится по следующим направлениям:

А. Для набора заданий №3 выявляются:
а) самый отработанный (легкий) и наиболее трудный типы логических связей из следующих заложенных в тест: вид-род, причина-следствие, часть-целое, противоположность, функциональные связи;
б) типичные ошибки при установлении логических связей;
в) наиболее усвоенные и наименее усвоенные области содержания теста(литература, история, математика, физика, биология) и цикла школьных дисциплин (общественно-гуманитарный, естественнo- научный, физико- математический).

Б. Для набора №4 устанавливаются:
а) задания какого содержания выполняются лучше, а какого хуже;
б) задания какого типа - с конкретными или абстрактными понятиями - выполняются хуже, провоцируют большее количество ошибок.

В. В наборе №5 выявляются: а) характер типичных обобщений (по конкретному, видовому, категориальному признакам);
б) характер типичных ошибок и в каких понятиях (абстрактных или конкретных), а также в каком содержании они возникают.

ФОРМА "Б".
Описание и примеры набора заданий №1

            Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов подчеркнуть только то, которое правильно дополняет данное предложение.

Пример:
Одинаковыми по смыслу являются слова "биография" и... ?
а) случай; б) подвиг; в) жизнеописание; г) книга; д) писатель.
Правильным ответом будет слово "жизнеописание". Поэтому оно подчеркнуто.

Следующий пример:
Противоположным к слову "отрицательный" будет слово... ?
а) неудачный; б) спорный; в) важный; г) случайный; д) положительный.
В этом случае правильным ответом является слово "положитель-ный". Оно и подчеркнуто.

Набор заданий №1-Б
1. Эволюция - это... ?
а) порядок; б) время; в) постоянство; г) случайность; д) развитие.

2. Бодрое и радостное восприятие мира - это... ?
а) грусть; б) стойкость; в) оптимизм; г) сентиментальность; д) равнодушие.

3. Одинаковыми по смыслу являются слова "антипатия" и... ?
а) окружение; б) симпатия; в) отношение; г) расположение; д) неприязнь.

4. Государство, не находящееся в зависимости от других государств, является... ?
а) суверенным; б) малоразвитым; в) миролюбивым; г) процветающим; е) единым.

5. Систематизированный перечень каких-либо предметов (книг, картин и пр.) - это... ?
а) аннотация; б) словарь; в) пособие; г) каталог; д) абонемент.

6. Предельно краткий и четкий ответ называется... ?
а) красноречивым; б) лаконичным; в) детальным; г) многословным; д) спонтанным.

7. Миграция - это... ?
а) развитие; б) условие; в) изменение; г) переселение; д) жизнь.

8. Человек, который обладает чувством меры, умеет вести себя по добающим образом, называется... ?
а) общительным; б) объективным; в) тактичным; г) компетентным; д) скромным.

9. Интересная или законченная мысль, выраженная кратко и метко, называется... ?
а) афоризм; б) отрывок; в) рассказ; г) эпос; д) диалог.

10. Универсальный - это... ?
а) целенаправленный; б) единый; в) распространенный; г) полезный; д) разносторонний.

11. Противоположностью понятия "уникальный" будет... ?
а) прозрачный; б) распространенный; в) хрупкий; г) редкий; д) точный.

12. Отрезок времени, равный 10 дням, называется... ?
а) декада; б) каникулы; в) неделя; г) семестр; д) квартал.

13. Одинаковыми по смыслу являются слова "самоуправление" и... ?
а) автономия; б) закон; в) право; г) прогресс; д) зависимость.

14. Противоположностью понятия "стабильный" будет... ?
а) постоянный; б) знающий; в) непрерывный; г) изменчивый; д) редкий.

15. Совокупность наук, изучающих язык и литературу, - это... ?
а) логика; б) социология; в) филология; г) эстетика; д) философия.

16. Высказывание, которое еще не полностью проверено, обознача ется как... ?
а) парадоксальное; б) правдивое; в) двусмысленное; г) гипотети-ческое; д) ошибочное.

17. Одинаковыми по смыслу являются слова "гегемония" и... ?
а) равноправие; б) господство; в) революция; г) союз; д) отставание.

18. Тотальный - это... ?

а) частичный; б) редкий; в) всеохватывающий; г) победоносный; д) быстрый.

19. Равноценный заменитель чего-либо - это... ?
а) сырье; б) эквивалент; в) ценность; г) суррогат; д) подделка.

20. Конфронтация - это... ?
а) солидарность; б) переговоры; в) сотрудничество; г) агрессия; д) противоборство.

Описание и примеры набора заданий №2 



К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т. е. слово-синоним.
Это слово надо подчеркнуть. Выбрать можно только одно слово.

Пример. Век - а) история; б) столетие; в) событие; г) прогресс.
Правильный ответ: "столетие". Поэтому это слово подчеркнуть.

Следующий пример.
Прогноз - а) погода; б) донесение; в) предсказание; г) причина.
Здесь правильным ответом будет слово "предсказание". Оно и подчеркнуто.

Набор заданий 2-Б
1. Аналогия - а) случай; б) явление; в) свойство; г) сходство.
2. Интернациональный - а) многочисленный; б) международный; в) нерушимый; г) известный.
3. Адаптироваться - а) приспособиться; б) научиться; в) двигаться; г) присмотреться.
4. Иронический - а) мягкий; б) насмешливый; в) веселый; г) настоящий.
5. Симптом - а) характер; б) система; в) желание; г) признак.
6. Импорт - а) собственность; б) товары; в) ввоз; г) фирма.
7. Компенсировать - а) терять; б) истратить; в) увеличить; г) возместить.
8. Надменность - а) чуткость; б) скрытность; в) высокомерие; г) торжественность.
9. Антагонистический - а) враждебный; б) убежденный; в) чужой; г) классовый.
10. Интеллектуальный - а) опытный; б) умственный; в) деловой; г) хороший.
11. Абсолютный - а) властный; б) спорный; в) раздельный; * г) неограниченный.
12. Порицание - а) равнодушие; б) осуждение; в) внушение; г) преступление.
13. Дискуссия - а) мнение; б) спор; в) убеждение; г) беседа.
14. Утопический - а) невыполнимый; б) идеальный; в) жизненный; г) неопытный.
15. Консерватизм - а) косность; б) самостоятельность; в) героизм; г) повседневность.
16. Интерпретация - а) толкование; б) чтение; в) беседа; г) сообщение.
17. Нюанс - а) образ; б) чувство; в) оттенок; г) слух.
18. Сентиментальный - а) поэтический; б) радостный; в) чувствительный; г) странный.
19. Абстрактный - а) практический; б) опытный; в) несущественный; г) отвлеченный.
20. Объективный - а) беспристрастный; б) полезный; в) сознательный; г) верный.

Описание и примеры набора заданий №3

Вам предлагаются три слова. Между первым и вторым словами существует определенная связь. Между третьим и одним из пяти улов, предлагаемых на выбор, существует аналогичная, та же самая связь. Это слово вам следует найти и подчеркнуть.

Пример: Песня : композитор = самолет: ? а) аэропорт; б) полет; в) конструктор; г) горючее; д) истребитель.
Здесь правильным ответом будет слово "конструктор", его надо подчеркнуть.

Следующий пример:
Добро : зло = день : ?
а) солнце; б) ночь; в) неделя; г) среда; д) сутки. Здесь правильным ответом будет слово "ночь", поэтому оно подчеркнуто.

Набор заданий №3-Б
1. Светло: темно = притяжение : ?
а) металл; б) молекула; в) отталкивание; г) взаимодействие; д) движение.

2. Крепостные крестьяне : рабы = феодалы: ?
а) король; б) рабовладельцы; в) церковь; г) сеньоры; д) дворяне.

3. Глагол ; спрягать = существительное : ?
а) понятие; б)склонять; в) название; г) обозначать; д) образовать.

4. Гольфстрим : течение = цунами : ?
а) Япония; б) катастрофа; в) шторм; г) Куросава; д) волна.

5. Глаз : зрение = нос : ?
а) осязание; б) обоняние; в) лицо; г) рот; д) запах.

6. Запад : восток = обмеление : ?
а) фарватер; б) засуха; в) юг; г) паводок; д) пороги.

7. Существительное : предмет = глагол : ?
а) бежать; б) деепричастие; в) спряжение; г) действие; д) признак.

8. Квадрат: площадь = куб: ?
а) сторона; б) перпендикуляр; в) ребро; г) периметр; д) объем.

9. Жара: жажда = классы : ?
а) крестьяне; б) капитализм; в)рабовладельцы; г) государство.

10. Лучи : угол = отрезки : ?
а) диагональ; б) точка; в) прямоугольник; г) хорда; д) линия.

11. Стихотворение : поэзия = былина: ?
а) сказка; б) богатырь; в) лирика; г) эпос; д) драма.

12. Нагревание : расширение = сила упругости: ?
а) пружина; б) взаимодействие; в) деформация; г) тело; д) вес

13. Береза : дерево = рабовладельцы: ? а) рабы; б) рабовладельческий строй; в) класс; г) эксплуатация^ д) буржуазия.

14. Начало : конец = гармония : ? а) беспорядок; б) мораль; в) антоним; г) гротеск; д) понятие.

15. Число: дробь = состояние вещества: ? а) объем; б) молекула; в) железо; г) газ; д) температура.

16. Птицы : воробьиные = млекопитающие : ?
а) кенгуру; б) лошадь; в) теленок; г) насекомые; д) грызуны.

17. Круг : окружность = шар : ?
а) сфера; б) пространство; в) дуга; г) радиус; д) сегмент.

18. Слово : буква = предложение : ?
а) союз; б) фраза; в) слово; г) запятая; д) тетрадь.

19. Феодализм : капитализм = капитализм : ?
а) социализм; б) феодализм; в) капиталисты; г) общественный строй; д) классы.

20. Повышение атмосферного давления: ясная погода = циклон : ?
а) осадки; б) солнце; в) антициклон; г) погода; д) метеослужба.

21. Дыхание : углекислый газ = фотосинтез : ?
а) воздух; б)кислород; в) хлорофилл; г) свет; д) лист.

22. Пила: пилить = аккумулятор : ?
а) включать; б) проводить; в) нагревать; г) превращать; д) накаливать.

23. Человек: толпа = клетка: ?
а) растение; б) плод; в) микроскоп; г) ядро; д) ткань.

24. Океан: глубина = климат: ?
а) географическая долгота; б) влажность; в) растительность; г) местность; д) рельеф.

25. Абсолютизм : демократия = товарно-денежные отношения: ?
а) натуральное хозяйство; б) торговля; в) ремесло; г) товар; д) промышленность.

Описание и примеры набора заданий №4

"Вам даны пять слов. Четыре из них объединены одним общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и подчеркнуть. Лишним может быть только одно слово.

Пример:
а) тарелка; б) чашка; в) стол; г) кастрюля; д) чайник.
Первое, второе, четвертое и пятое слова обозначают посуду, а третье слово - мебель. Поэтому оно должно быть подчеркнуто.

Следующий пример:
а) идти; б) прятать; в) танцевать; г) сидеть; д) бежать. Четыре слова обозначают состояние движения, а слово "сидеть" - покоя. Поэтому должно быть подчеркнуто слово "сидеть".

Набор заданий № 4Б
I. а) запятая; б) точка; в) двоеточие; г) тире; д) союз.
К а) глобус; б) меридиан; в) полюс; г) параллель; д) экватор.
I. а) морфология; б) синтаксис; в) пунктуация; г) орфография; д) терминология.
4. а) движение; б) инерция; в) вес; г) колебание; д) деформация.
5. а) круг; б) треугольник; в) трапеция; г) квадрат; д) прямоугольник.
6. а) картина; б) мозаика; в) икона; г) скульптура; д) фреска.
7. а) рабочий; б) крестьянин; в) раб; г) феодал; д) ремесленник.
8. а) легенда; б) драма; в) комедия; г) трагедия; д) пьеса.
9. а) аорта; б) пищевод; в) вена; г) сердце; д) артерия.
10. а) Канада; б) Бразилия; в) Вьетнам; г) Испания; д) Норвегия.
II. а) тело; б) площадь; в) объем; г) вес; д) скорость.
12. а) направление; б) курс; в) маршрут; г) азимут; д) компас.
13. а) корень; б) стебель; в) лист; г) тычинка; д) цветок.
14. а) землетрясение; б) цунами; в) гора, г) тайфун; д) смерч.
15. а) метафора; б) монолог; в) эпитет; г) аллегория; д) преувеличение.
16. а) товар; б) город; в) ярмарка; г) натуральное хозяйство; д) деньги.
17. а) цилиндр; б) куб; в) многоугольник; г) шар; д) параллелепипед.
18. а) пословица; б) басня; в) поговорка; г) сказка; д) былина.
19. а) история; б) астрология; в) биология; г) астрономия; д) медицина.
20. а) питание; б) дыхание; в) раздражимость; г) рост; д) сознание.

Описание и примеры набора заданий № 5

Вам предлагаются два слова. Нужно определить, что между ними общего. Старайтесь в каждом случае найти наиболее существенные общие признаки обоих слов. Напишите свой ответ рядом с предложенной парой слов.

Пример:Ель - сосна. Правильным ответом будет: "хвойные деревья". Эти слова нужно написать рядом с предложенной парой слов.

Следующий пример:Дождь - град. Правильным ответом будет: "осадки". Это слово и следует написать.

Набор заданий 5-Б
1. Европа - Австралия.
2. Жидкость - твердое тело.
3. Почки - желудок.
4. Деление - вычитание.
5. Лиссабон - Луанда.
6. Феодализм - социализм.
7. Нос - глаз.
8. Алгебра - геометрия.
9. Сила тока - напряжение.
10. Предательство - трусость.
11. Государство - церковь.
12. Землетрясение - смерч.
13. Мастерская - мануфактура.
14. Водохранилище - арык.
15. Роман - рассказ.
16. Температура - атмосферное давление.
17. Реформа - революция.
18. Спора - семя.
19. Метафора - аллегория.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ В ЗАДАНИЯХ СУБТЕСТА 5 (ОБОБЩЕНИЕ)

Форма Б

Описание и примеры заданий №6

Предлагаем вам ряды чисел, расположенных по определенному правилу. Ваша задача состоит в том, чтобы определить число, которое было бы продолжением соответствующего ряда, и написать его. Каждый ряд построен по своему правилу. В некоторых заданиях при нахождении правила построения ряда вам необходимо будет пользоваться умножением, делением и другими действиями.

Пример: 2 4 6 8 10... В этом ряду каждое последующее число на 2 больше предыдущего. Поэтому следует написать 12, которое и будет следующим числом.

Следующий пример:
9 7 10 8 11 9 12... В этом ряду поочередно отнимается 2 и прибавляется 3. Следующее число должно быть 10. Его и нужно написать.

1)

5

9

13

17

11

25

...

2)

3

7

6

7

9

7

...

3)

1

4

3

6

5

8

...

4)

6

8

11

13

16

18

...

5)

2

4

6

12

14

28

...

6)

1

4

8

13

19

26

...

7)

11

12

10

13

9

14

...

8)

128

64

32

16

8

4

...

9)

1

3

7

13

21

31

...

10)

255

127

63

31

15

7

...

11)

3

4

8

17

33

58

...

12)

47

39

32

26

21

17

...

13)

92

46

44

22

20

10

...

14)

256

37

64

31

16

25

...

15)

1

2

4

7

28

33

...



















КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СУБТЕСТОВ

Субтест 1. Осведомленность
Отнесенность заданий к разным областям знаний:
Общественно-политическая - №№   2,   4,   7,   13,   17,   18,   20.
Научно-культурная - №№   1,   3,  5,  6,    8,    9,  19,  11,   12,  14,  15,  16,  19.

Субтест 2.Осведомленность 
Отнесенность заданий к разным областям знаний:
общественно-политическая - №№   2,  3,   9,   11,   13,  14,  15.
Научно-культурная- №№   1,  4,   5,  6,  7,  8,  10,  12,  16,  17,  18,  19,  20.

Субтест 3. Аналогии
Отнесенность заданий к разным школьным предметам:
Литература, русский язык - №№   3,  7,   11,  14,   18.
Математика, физика- №№   1,  8,  10,  12,  15,  17,  22.
История - №№   2,  9,   13,  19,  25.
Биологая - №№ 5,16,21,23.
География - №№ 4, 6,19, 24.
Отнесенность заданий к разным тапам логических связей:
Род - вид - №№   4,  11,   13,  15,  16.
Часть -целое - №№   10,  18,   23.
Причина - следствие - №№   9,  12,  20,  21.
Противоположность - №№   1,   6,  14,  25.
Порядок следования - №  19.
Рядоположенность - №  2
Функциональные отношения - №№   3,   5,  7,  8,  17,  22,  24.

Субтест 4. Классификация.
Отнесенность заданий к разным школьным предметам:
Литература, русский язык - №№   1,   3,   8,  15,   19.
Математика, физика - №№   4,   5,  11,  18.
История - №№   б,   7,  16,   20.
Биология - №№   9,  13,   21.
География - №№   2,  10,  12,  14.
Задания с абстрактными понятиями - №№   3,  4,   8,  15,   20,  21.
Смешанные задания - №№   2,  11,  12,  14,  16.
Задания с конкретными понятиями - №№   1,  5,  6,  7,  9,  10,  13,  18,  19.

Субтест 5. Обобщение
Отнесенность заданий к разным школьным предметам:
Литература, русский язык - №№   10,  15,  19.
Математика, физика - №№   2,  4,   8,  9.
История - №№   6,  11,  13,   17.
Биологая - №№   3,  7,   18.
География - №№   1,   5,  12,  14,  16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психодиагностика в образовательных учреждениях.

Описаны различные виды диагностик, их пути применения, характеристики и типы диагностик....

Психодиагностика спортсмена.

Измерение оперативно-слуховой памяти спортсмена....

Психодиагностика профессиональных склонностей и предпочтений обучающихся старших классов как индикатор профессионального самоопределения

В данной статье рассмотрена  модель психологической диагностики профессиональной ориентации старшеклассников, в которой разводятся понятия (и, соответственно, диагностические инструменты) "профес...

Психодиагностика

Раздел1. Интеллектуальное развитие. 7-10 классы....

Методы психодиагностики в спорте

Методы психодиагностики, психограмма, классификация психодиагностических методик....

Консультация для педагогов "Основные признаки отклонений и основы психодиагностики"

В консультации описаны основные признаки отклонений, которые встречаются у школьников, и методики, которые может использовать педагог....