Психолого-педагогические и методические аспекты изучения мотивации .
статья по психологии

Анализ научных определений термина "мотивация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические и методические аспекты изучения мотивации.

До сих пор ученые-психологи имеют разных представления о мотивационном процессе. Они рассматривают точки зрения своих коллег, чтобы выдвинуть общее единое определение. Систематизацию и анализ всех точек зрения проводит Е. П Ильин. В своей книге “Мотив и мотивация”, где он не только рассматривает и критикует определения ученых, но и предлагает свое решение проблемы.  Он ставит перед собой задачу найти и осветить противоречия, и выработать новый подход к изучению данной темы. Ему важно, через эту работу склонить читательскую аудиторию к размышлениям, превратить тему мотивации в актуальную проблему. Во-первых, через него мы знакомимся с определениями, возникающими в разных странах, а во-вторых имеем возможность посмотреть на них с научной стороны и выявить недостатки.

Cтоит рассмотреть и других видных психологов, чтобы понять общую концепцию. Одним из таких является советский психолог, педагог А. Н. Леонтьев. Из его основных работ нам была интересна “Деятельность. Сознание. Личность.”, в которой он изучает личность человека через позицию теории деятельности. Поэтому этот труд помогает нам разобраться в определении мотива, как раз через деятельность человека. В определении мотива еще обращаемся и к работе другого автора Ковалева В. И. “Мотивы поведения и деятельность”. Еще одним интересным ученым является представитель немецкой психологии Хайнц Хекхаузен. У него посвящен целый труд рассмотрению проблемы психологии мотивации, который называется “Мотивация и деятельность”. В этой работе наше внимание привлекает определение мотивации, которое мы будем понимать, как основное. Но тут помимо мотива появляется проблема воли, для изучения которой мы обращаемся к труду Иванникова В. А. “Психологические механизмы волевой регуляции”. Эта работа позволяет определить место “воли” в мотивационном процессе.

Обращаясь к изучению мотивов учения, мы рассматриваем работу Божович Л. И. Ее труд “Проблемы развития мотивационной сферы ребенка” посвящен развитию личности ребенка и формированию у него мотивов. Поэтому эта работа позволяет нам проанализировать особенности возрастной мотивации в школе и сделать выводы на основе полученных знаний. Для анализа формирования мотивов и организации мотивационного этапа урока изучаем совместный труд Марковой А. К., Орлова А. Б. и Фридмана Л. М., который называется “Мотивация учения и ее воспитание у школьников”. Эта работа написана тридцать четыре года назад, но содержит в себе много полезного и то, на что стоит обратить внимание во время подготовки к урокам.

Чтобы проанализировать методическую составляющую, нужно обратиться ко второй части словаря «Теория и методика обучения истории: словарь-справочник / Под ред. В.В. Барабанова, Н.Н. Лазуковой». Мотивация на уроке рассматривается, как фрагмент, специально выводимый в занятие для стимуляции познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу.         Мотивация предполагает разработку приемов, обеспечивающих осознание учениками ценности исторических знаний, развивающих интерес к истории за счет привлекательности исторического содержания, способствующих положительному отношению к учению благодаря использованию таких видов познавательной деятельности, которые интересны ученикам возможностью самореализации, самоутверждения на уроке.

Автор

Структурные компоненты

Проблема

Толковый словарь русского языка. / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. — 28 е изд., перераб. — М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Оникс», 2012. С. 934.

1. Побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. Политым мотивам. Важный мотив.

2. Довод в пользу чего-н. Привести мотивы в пользу своего решения. Убедительный мотив

В определении в словаре мотив рассматривается исключительно, как причина к действию. Это определение удобно в использовании, так как не имеет подтекста и рассматривается только в одном смысле.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М.: Политиздат, 1975. С. 201

Предмет потребности материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане.[1]

Леонтьев говорит о том, что сам предмет побуждает человека к действиям и придает им направленность. Мотив получает смыслообразующую функцию. Таким образом, можно получить схему (Мотив -> деятельность -> цель), в которой действия побуждаются мотивами и имеют направленность на достижение цели.

С. Л. Рубинштейн

Первое направление в отечественной психологии рассматривает мотив, как потребность. В этом случае мотив является тем, в отношении чего человек испытывает нужду. Принимая мотив за потребность, можно объяснить почему человек совершает какую-либо активность, ориентирована на какое-то действие, имеющее целенаправленный характер.

Такая позиция объясняет направленность действий, а также энергии на их совершение. Из этого получается, что потребность и энергия находятся в постоянном взаимодействии, чем сильнее потребность, тем выше энергия.

Однако, последнее положение заставило ученых отказаться от данной теории. Было доказано, что активность не зависит от степени потребности. Опыт Ф. Шеффилда показал, что животное (крыса) не становится активнее в момент возникновения потребности в еде.  В связи с этим, многие ученые были вынуждены пересмотреть всю теорию.Недостатком опыта явилось то, что о всех потребностях стали судить только по одной ее разновидности, биологической потребности, тем более тестируемой не на самом развитом животном. Всё равно, сложно сказать, что активность находится в прямой зависимости от потребности, она, конечно, играет роль активатора, но не является источником энергии.  Поведение человека зависит от потребности, но не всегда движимо только ей.  Проблема состоит в том, что мотив, как потребность, не имеет направленности, в связи с этим возникает следующее направление, которое изучает мотив, как цель.

Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной
сферы ребенка // Изучение мотивации поведения
детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович,
Л.В.Благонадежиной.-М., 1972.

Мотив — то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от цели, на которую эта деятельность направлена, т.е. мотивом называется все то, что побуждает активность ребенка — и отметка, и игрушка, и интерес, и стремление к одобрению, и принятое ребенком решение, и чувство долга

Все эти мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории. Одни из них связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения; другие - с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой.

Пилоян,.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с

Особое состояние человека, заставляющее его действовать или бездействовать.

Р.А.Пилоян рассматривает мотив относительно действий, а мотивацию относительно деятельности. Мотивация и мотив взаимообусловлены и мотивы действия формируются на базе определенноймотивации (т. е. мотивы вторичны.

Обуховский К. Психология влечений человека. Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1972. С.78.

Вербализация цели и программы, дающую возможность данному лицу начать определенную деятельность.

Определяя мотив как фактор, который дает человеку возможность сформулировать решение о начале деятельности известного типа.Мы исходим из того, что факторами, побуждающими к действию, будут в этом понимании, по-видимому, некоторые состояния напряжения, связанные с потребностями человека.

В. А. Иванников

Мотивация это процесс, во время которого происходит актуализация тех мотивов, которые уже есть в памяти. В своей работе “Психологические механизмы волевой регуляции” он особое внимание уделяет понятию “воля”, которое на его взгляд не должно разделяться с понятием мотивация.  Воля в этой теории выступает промежуточным звеном между мотивом и действием.[2]

Получается, что воля становится частью мотивационного процесса. Таким образом, мотивация выступает собирательным понятием, в состав которого входят не только цели, но и воля, направленная на деятельность, и сама деятельность по достижению этой цели (Мотивационный процесс = мотив -> воля -> действия -> цель).

Однако, при таком понимании мотивации, мотив принимается, как уже сформированный в сознании предмет удовлетворения потребностей.  Отсюда возникает проблема: откуда в сознании берутся уже готовые мотивы и что запускает мотивационный процесс?

Немецкий психолог Хайнц Хекхаузен“Мотивация и деятельность”

Мотивация представляет собой актуальную направленность на какую-то цель, для достижения которой необходимо привлекать не только ситуативные и не только  личностные факторы по отдельности, но и те и другие вместе.  Так получается, что на мотивационный процесс в школе непосредственно должны влиять не только внешние факторы, но и внутренние.[3]

Автор вводит понятие “результирующая мотивационная тенденция”, которое означает доведение процесса мотивации до определенного итога.  По его словам, если в момент принятия решения возникает несколько результирующих мотивационных тенденций, то реализуется в действии наиболее сильная из них. Сам процесс мотивации может состоять из отдельных действий - эпизодов, которые направлены на достижение промежуточных целей, и по каждому из которых будет вырабатываться своя результирующая мотивационная тенденция. Но мотивация связывается у этого автора лишь с выбором деятельности, а вот воля становится активатором. Хекхаузен выделяет четыре стадии мотивационного процесса. Первая это мотивация “предшествующая действиям”, во время которой образуются намерения и принимаются решения, потом волевые процессы, которые способствуют реализации намеренией и активации действий, следующее фаза самих действий. Последней фазой является мотивация “после действий”, которая наступает после завершения всех действий или их прерывания, и в ходе которой происходит оценка последствий деятельности и оценка дальнейшей перспективы продолжения этих действий в будущем.  

Н.Ц. Бадмаев

Мотивация - это необходимое условие для развертывания актуальной мыслительной деятельности по решению задач, но она может быть различной. Мотивы обучения формируются под воздействием познавательных интересов и внешних факторов.[4]

Наиболее глубокий эффект в развитии человека, она видит не только в вооружении его средствами познавательной деятельности, но и в обучении самостоятельно ими вооружаться.

Теория и методика обучения истории: словарь-справочник/ Под ред. В.В. Бапрабанова, Н.Н. Лазуковой,- М.: Высш. Шк.,2007. Часть 2.

Мотивация на уроке- фрагмент, специально выводимый в занятие для стимуляции познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу.

Мотивация предполагает разработку приемов, обеспечивающих осознание учениками ценности исторических знаний, развивающих интерес к истории за счет привлекательности исторического содержания, способствующих положительному отношению к учению благодаря использованию таких видов познавательной деятельности, которые интересны ученикам возможностью самореализации, самоутверждения на уроке.


[1]Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М.: Политиздат, 1975. С. 201.

[2]Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. — М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 24.

[3]Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. — 2-е изд. — СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. С. 38.

[4]Бадмаева Н. Ц. Мотивационные факторы формирования мыслительных и мнемических способностей: Монография.- Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2000. С. 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогический аспект формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы

Статья обобщает теоретические практические достижения педагогов и психологов, работающих в направлении НЛП по формированию коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы....

Психолого-педагогические аспекты раннего обучения флористике (на примере студии «ЧУДО ПРИРОДЫ» ДТДМ «Хорошево»)

В работе рассмртрены интересные и значимые стороны раннего обучения детей работе с природным материалом....

Психолого-педагогические аспекты продуктивного взаимодействия учителя и ученика

В настоящее время в современной школе все больше и больше проявляются разногласия и трения между учителем и учениками, особенно в старших классах. Все больше и больше происходит столкновение инт...

Психолого-педагогические аспекты подготовки к ГИА.

Психолого-педагогические  аспекты  подготовки  к  ГИА....

Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»

Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы о проблеме развития теоретического мышления

   В настоящее время идет реформа школьного образования. Особое значение для школ приобретает проблема выявления  средств развития мышления учащихся. В системе обучени...

Психолого-педагогические и учебно-методические основы деятельности специалиста дополнительного образования

Статья раскрывает психолого-педагогические и учебно-методические основы деятельности специалиста дополнительного образования...