Занятия для учащихся 9-11 классов «Мотивы выбора профессии»
план-конспект занятия по психологии (9 класс)
Знакомство и определение ведущих мотивов при выборе профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatiya_po_prof.docx | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия для учащихся 9-11 классов
«Мотивы выбора профессии»
Цель: Знакомство и определение ведущих мотивов при выборе профессиональной деятельности.
Приветствие
Беседа «Выбор профессий людей» Время: 15 минут
Выбор профессии – дело сложное и важное. Почему люди выбирают ту или иную профессию, институт или училище? Казалось бы, здесь должны выступать такие мотивы, как интерес к самой профессиональной деятельности или же к доходам, которые она будет приносить. Но на практике случается не всегда так. Психологи проводили опрос в школах среди старшеклассников с целью найти ответ на этот вопрос. Результаты оказались довольно неожиданными: 25% из опрошенных, т.е. каждым четвертый, сообщили, что при выборе работы или учебного заведения, куда собирались пойти после школы, они следовали «совету друзей». Ребята, проучившись много лет вместе, не желая расставаться со своими друзьями, собирались идти после школы туда, куда планировал поступать их более самостоятельный друг, не прислушиваясь при этом к собственным интересам.
Дружба, преданность другу – понятия, несомненно, ценные, но работать по выбранной другом специальности придется самому человеку. К тому же никто не запреща¬ет продолжать дружеские отношения, обучаясь в разных учебных заведениях, и это как раз может послужить хорошей проверкой для настоящей дружбы. Далее, 19 % из опрошенных старшеклассников при выборе профессии следовали совету родителей. Несомненно, что родители, советуя, а иногда и настаивая на чем-либо, руководствуются лучшими побуждениями, однако в вопросах профессионального выбора родители не всегда могут правильно оценить интересы и способности своего ребенка – с одной стороны, и могут не знать ситуации на рынке труда. Хотя, конечно, стоит прислушиваться и принимать во внимание советы и пожелания, как родителей, так и друзей, знакомых. 9% из опрошенных психологами школьников, выбирающих профессию, руководствовались такими, как «близость учебного заведения от дома» или “отсрочка от армии” (у юношей). Вполне вероятно, что подобные факторы и мотивы выбора никак не будут способствовать – удовлетворению человека своей профессией в будущем.
И только 40 % из опрошенных выбирали профессию или учебное заведение, руководствуясь собственными интересами. Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Что люди ждут, хотят получить от своей профессиональной деятельности? Исследования, наблюдения психологов показывают, что можно выделить 5 основных мотивов трудовой деятельности людей:
Материальные средства, заработная плата, удовлетворительная оплата труда.
Стабильность работы. Человек работает на данной работе потому, что это место ему кажется стабильным, надежным, дает ему уверенность в будущем.
Общение с коллегами, отношения в коллективе. Человек работает на данной работе потому, что его окружают интересные люди, хороший дружный коллектив, общение приносит ему радость.
Признание, уважение и престижность самой профессии. Каждый человек нуждается в признании, уважении среди коллег. Хочет, чтобы его работа, профессия была престижной, уважаемой в обществе, среди его знакомых и друзей.
Профессиональный рост, самореализация через профессиональную деятельность. Человек стремится стать «классным» специалистом, творить, достичь высокого профессионального уровня. Это связано с оплатой труда, уважение, признанием на работе, но кроме этого, высокий профессионализм дает удовлетворение человеку самой трудовой деятельности.
Человек, выбирающий профессию, должен определить для себя, какие мотивы для него важнее, и в соответствии с этим решить, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него мотивы и потребности.
Помочь осознать Ваши мотивы Вам поможет их список, который мы будем выполнять в следующем задании.
Диагностика Тест Ясюковой для анализа мотивации выбора профессии.
Цель: Определение ведущих мотивов при выборе профессии.
Подросток, выбирающий профессию, должен определить, какие мотивы для него важнее, и в соответствии с этим решать, какая профессия позволит удовлетворить наиболее важные для него мотивы и потребности
Время: 10 минут
Инструкция: «Вы уже, наверное, решили, куда пойдете учиться или работать после окончания школы. В ответных бланках, которые вы получили, в левой колонке приведены различные причины, которые могут влиять на выбор вуза, училища или места работы. Отметьте, пожалуйста, в какой степени каждый из факторов повлиял на ваш выбор. Для этого необходимо против каждого фактора (не пропуская ни одного) поставить крестик в соответствующем столбце (и только в одном). Если фактор оказал наибольшее влияние, то - в первом столбце, если только в некоторой степени повлиял на принятие решения, то - во втором столбце, а если совсем не играл никакой роли, то - в третьем».
Выделяются и анализируются 7 типов мотивации выбора профессии:
- Собственно профессиональная мотивация (интерес к будущей деятельности)
- Коммуникативная мотивация (потребность в общении)
- Прагматичная мотивация (стремление к материальной обеспеченности
- Статусная мотивация (забота о престиже)
- Социальная мотивация (важность мнения значимых людей)
- Учебная мотивация (познавательные потребности)
- Внешняя мотивация (случайные причины)
Упражнение «Мои профессиональные желания»
Цель: Осознание своих профессиональных желаний. Установление связи своих профессиональных желаний с предполагаемыми местами работы или учебы
Время: 15 минут
Инструкция: Перед вами 21 незаконченное предложение. Вам нужно выбрать из этого списка любые 5 и закончить предложения прямо сейчас.
Теперь обратите внимание на три дополнительных вопроса внизу страницы. Чтобы ответить на эти вопросы, у вас должны быть предполагаемые места работы или учебы. Если таковые отсутствуют (так получилось), то придумайте прямо сейчас хоть что-нибудь – сделайте это в учебных целях.
Объединитесь произвольно (как сами решите) в малые группы и обсудите со своими товарищами ответы на три вопроса. Попросите доброго совета, если хотите. Дайте совет, если вас попросят.
Мои профессиональные желания
Я собираюсь...
Я вижу свою профессиональную цель в том, чтобы...
Я стремлюсь...
Я могу достичь успеха в...
У меня подходящий возраст для...
Я абсолютно убежден, что я хочу...
Мой успех связан...
У меня есть то, что требуется для...
Я знаю, что я буду...
Я совершенно уверен...
Мне хорошо иметь...
Мне хорошо быть...
В работе я удовлетворю свое желание...
У меня есть естественное стремление...
Моя учеба или работа позволяет мне...
Для меня удобно и выгодно...
У меня есть способности для...
Я мечтаю...
Мой профессиональный интерес направлен...
У меня достаточно сил и желания...
Мое сегодняшнее положение позволяет...
Три вопроса:
Связаны ли мои профессиональные желания с предполагаемыми местами работы или учебы?
Существуют ли иные возможности профессиональной карьеры, иные места работы и учебы, которые более полно удовлетворяют мои желания?
Достаточно ли хорошо я осведомлен о том, как будут удовлетворяться мои желания в тех местах работы или учебы, которые я себе предварительно наметил
Рефлексия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мотивы выбора профессии" (занятие факультатива "Профессиональное самоопределение школьников")
Разработка занятия факультатива для учащихся 9,10 классов по теме "Мотивы выбора профессии". Цель занятия - сформировать понятие «мотив в выборе профессии»; скорректировать имеющиеся у учащихся ...
ПРОГРАММА факультативного курса по английскому языку для учащихся 9-х классов «Профориентация.Выбор профессий»
Цель курса – формирование у учащихся готовности к сознательному профессиональному выбору....
Конспект урока обществознание (профильный уровень) 10 класс "Мотивы выбора профессии"
Урок обществознания в социально-гуманитарном профильном классе. 10 класс " Мотивы выбора профессии". Тип урока: урок-анализ....
Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"
Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...
Мотивы выбора профессии. Занятие в 10 классе.
Методическая разработка занятия в 10 классе включает теоретическую и практическую части. В ходе занятия обучающиеся получают знания в области интересов, потребностей, мот...
Мотивы выбора профессии обучающимися старших классов
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена научным интересом к процессу личностного развития выпускников школ: в период между старшим подростковым и ранним юношеским возрастом н...
Конспект занятия «Мотивы выбора профессии»
Конспект занятия «Мотивы выбора профессии»...