Памятки для педагогов
материал по психологии
Рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка.
Подготовила:
педагог-психолог МКОУ ДО «ДДТ»
Волкова Т.В.
Рекомендации педагогам
В статье рекомендации педагогам, как выстраивать с родителями отношения сотрудничества и описание техник общения.
Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам. Расскажите педагогам, как их избежать.
Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество
Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.
Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.
Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и
интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна - развивать ребенка.
Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения
Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта. Рассмотрим особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль "адвокат"».
Техника «От негатива к позитиву». По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться
на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.
Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе. Примеры перефразирования смотрите в таблице.
Пример замены негативного обращения на позитивное:
Негативная форма | Позитивная форма |
«Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми» | «Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми» |
«Ваш ребенок гиперактивный, неусидчивый, непослушный» | «Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет |
эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное состояние» | |
«У Вашей дочери всегда | «Ваша дочка всегда знает, что хочет и |
начинается истерика, когда ей | способна настаивать на своих |
что-то не дают!» | желаниях. Это говорит о ее |
целеустремленности. Но иногда ей | |
бывает трудно справиться с | |
ограничениями. Давайте вместе | |
подумаем, как можем ей в этом | |
помогать» |
Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем».
В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.
Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.
Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.
Техника «Речевые штампы для сотрудничества»
Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы...», «Я прошу...». Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:
- «Вы не замечали, что в последнее время...»;
- «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».
В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:
- «Вы знаете, меня очень тревожит, что...»;
- «Я начинаю беспокоиться...»;
- «Мне бы хотелось позаботиться...».
Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов.
Например, скажите:
- «Давайте вместе попробуем поступить...»;
- «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в...»;
- «Мы с Вами могли бы помочь Саше в...»;
- «Как мы можем помочь Вам в том чтобы...».
-
Техника «Речевой стиль "адвокат"»
Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:
- «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;
«Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;
«Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;
- «Я воспитатель (учитель), и моя профессиональная задача - дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».
Предварительный просмотр:
СИТУАЦИЙ ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ
- это процесс внедрения в учебные занятия интересных и занимательных опытов, жизненных примеров, парадоксальных фактов, необычных аналогий.
ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ
ПЕРЕЖИВАНИЙ – это переживания, которые создаются путём приведения необычных фактов и проведения опытов во время занятий, а также вызываются масштабностью и уникальностью излагаемого материала.
СИТУАЦИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
СПОРА – данный приём основывается на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме.
СИТУАЦИЙ УСПЕХА В УЧЕНИИ -
этот приём используется, в основном, по отношению к учащимся, которые испытывают определённые затруднения в обучении.
СИТУАЦИЙ СОПОСТАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ И ЖИТЕЙСКИХ ТОЛКОВАНИЙ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
- это такой приём, в котором приводятся какие-то научные факты и сопоставляются с изменениями в образе жизни людей.
АФФИРМАЦИИ – формулировка небольших позитивных текстов или выражений, оказывающие на человека влияние преимущественно на психологическом уровне.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОГРАФИИ
ИЗВЕСТНЫХ ЛИЧНОСТЕЙ - знакомство с информацией об усердной учебной или
других видах деятельности, известных людей; использование в качестве мотивации интересных биографических фактов самих педагогов, работающих с конкретным
детским коллективом
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ - красочное подробное представление желаемого, составления карты желаний или выбор визуального символа.
Адрес: 249340
Калужская область,
г. Жиздра,
ул. Никитина, д 4.
(рыночная площадь, красное кирпичное здание, второй этаж.)
Тел. 8 (48445) 2-10-37
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Памятка для педагогов
МОТИВАЦИЯ
ШКОЛЬНИКОВ XXI ВЕКА
г. Жиздра
КАК
замотивировать школьников XXI века
Учитель XXI века -
! РЕГУЛЯРНО
! ОСОЗНАННО
! ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННО
Создаёт условия, способствующие мотивации школьников, применяет мотивационные техники в обучении и воспитании.
Развивает мотивационные
КОМПЕТЕНЦИИ:
! знание теории мотивации (видов, способов и т.п.)
! умение на практике применять способы мотивации детей
– побуждение к действию
МОТИВ – идеальный или материальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности
мотив самоутверждения (престижа) – стремление самоутвердиться в обществе, получить определённый статус, уважение (стремление к достижению и поддержанию более высокого статуса);
мотив идентификации – стремление к тому, чтобы походить на кого-то (авторитета, кумира, отца и т.п.);
мотив власти – стремление человека к влиянию на окружающих, руководить ими, направлять их действия;
процессуально-содержательные мотивы – побуждение к действиям посредством не внешних факторов,а процессом и содержанием деятельности;
внешние мотивы – побуждающие к действиям факторы находятся вне деятельности (престиж, материальные блага и т.п.);
мотив саморазвития - стремление к личностному росту, реализации своего потенциала;
мотив достижения – стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо.
просоциальные мотивы (общественно значимые) – мотивы, которые связаны с чувством долга, ответственностью перед людьми;
мотив аффилиации (присоединения) – стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и приятному общению с ними.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ
Цель изучения – понять, что побуждает человека к деятельности «изнутри».
Теория Абрахама Маслоу:
«деятельность человека побуждают потребности» (см. пирамиду Маслоу)
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ
Учёт всех влияющих на поведение человека факторов (потребности,
восприятие, ожидания и возможные последствия)
«Теория ожиданий» канадского психолога Виктора Врума:
- Уверенность учеников в том, что затраченные усилия приведут к результату.
- Осознание того, что достижение результата будет вознаграждено.
- Уверенность в том, что вознаграждение будет ценным.
Предварительный просмотр:
- Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.
- Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.
- Музыка – это тоже психотерапия.
- Позаботьтесь о психотерапевтическом влиянии среды, которая вас окружает (цветовая гамма). Хорошо успокаивают нервную систему зеленый, желто-зеленый и зелено-голубой цвета.
- Снять напряжение также поможет смена деятельности, когда позитивные эмоции от приятного занятия вытесняют грусть.
- Прощайте и забывайте. Примите тот факт, что люди вокруг нас и мир, несовершенны.
Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе!!!
Муниципальное
казённое образовательное
учреждение
дополнительного
образования
«Дом детского творчества»,
г. Жиздра
Адрес: 249340
Калужская область,
г. Жиздра,
ул. Никитина, д 4.
(рыночная площадь, красное кирпичное здание, второй этаж.)
Тел. 8 (48445) 2-10-37
ушою красивы и очень добры,
Талантом сильны вы и сердцем щедры.
Все ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны!
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут вас успехи на этом пути!
Памятка для педагогов
Профилактика
эмоционального
выгорания
г. Жиздра
Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер в 1974 году для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «Человек-человек».
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) -это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности.
Оно считается одной из самых опасных профессиональных «деформаций» тех, кто работает с людьми: педагогов, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения.
Он проходит три стадии, как три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:
Первая стадия начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции.
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
На второй стадии возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
На третьей стадии притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное отношение к миру «упрощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни.
По привычке такой человек может еще сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск, интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Рекомендации педагогам по
профилактике эмоционального выгорания
- Каждое утро, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.
- Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.
- Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, "смывайте" их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.
- Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!
- Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.
- Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.
- Отдыхайте вместе с семьей, близкими друзьями, коллегами.
- Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.
- Не забывайте хвалить себя! «Я молодец!!!»
- Улыбайтесь! Даже если не хочется .
- Умейте отказывать вежливо, но убедительно!
Предварительный просмотр:
Детей учит то, что их окружает.
Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
Если ребенка часто хвалят - он учится оценивать.
Если ребенку демонстрируют враждебность - он учится драться.
Если с ребенком честны - он учится справедливости.
Если ребенка часто высмеивают - он учится быть робким.
Если ребенок живет с чувством безопасности - он учится верить.
Если ребенка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенка часто одобряют – он учится хорошо к себе относиться.
Если к ребенку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают – он приобретает уверенность в себе.
Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым – он учится находить в этом мире любовь.
Мария Монтессори.
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»,
г. Жиздра
Адрес: 249340
Калужская область,
г. Жиздра,
ул. Никитина, д 4.
(рыночная площадь, красное кирпичное здание, второй этаж.)
Тел. 8 (48445) 2-10-37
Всегда Вам рады!
Рекомендации
для педагогов
Как действовать педагогу в случае неадекватного поведения ребенка
на уроке?
г. Жиздра
Психика ребенка формируется с раннего возраста. При неблагоприятных условиях становления психической деятельности (например, ребенок не общается со сверстниками, не познает окружающий мир) в центральной нервной системе возникают нарушения, которые потом могут проявляться в неадекватном поведении. Если взрослые игнорируют такое поведение, оно будет закрепляться.
Аффект неадекватности - устойчивое отрицательное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспехом в деятельности. При этом учащийся игнорирует сам факт неуспеха или признает себя его виновным.
Неадекватная реакция ребенка-это защитное поведение, которое помогает ему пережить неудачу и не снизить самооценку.
Формы неадекватного поведения –
- Агрессия
- Упрямство
- Обидчивость
- Беспричинный плач
- Капризность
- Повышенная возбудимость
- Двигательная расторможенность
- Немотивированный отказ от контактов с окружающими
Причины неадекватного поведения:
- Наследственность, органические поражения мозга.
- Неблагоприятное социальное окружение дисфункциональные отношения в семье (ссоры между родителями, негативизм и неприятие друг друга, частая критика, тип воспитания.
- Стрессовые ситуации (рождение другого ребенка, вынужденная разлука с близкими. Смена места жительства, школы, конфликт со сверстниками или педагогом, болезнь). Если реакция на травмирующую ситуацию закрепляется, то она становится патологической чертой личности.
- Общее утомление, физическое и психологическое перенапряжение (у такого учащегося будут заметны повышенная истощаемость и высокий уровень раздражительности, снижение работоспособности).
- Личностные особенности учащегося (повышенная чувствительность, тревожность, инфантилизм, демонстративность).
Хотя каждый случай неадекватного поведения требует индивидуального подхода, следуя этим рекомендациям, педагог сможет решить проблему.
- Выяснить истинную причину неадекватного поведения (привлечение внимания, избежать ситуации неуспеха, получить власть, «отыграться», почувствовать свою принадлежность к коллективу и внести свой вклад в жизнь коллектива (даже путем нарушения дисциплины).
- Акцентировать внимание на поступках ученика, а не на личности (педагог обсуждает с учащимся его поведение, но не использует при этом оценок, избегает резких определений (например, «безобразно», «вызывающе», «по-хамски»).Если педагог ведет беседу доброжелательно- у ученика не появится желание защищаться и протестовать.
- Контролировать отрицательные эмоции (вполне нормально чувствовать злость, беспомощность и возмущение.). В то же время с такими чувствами педагог не может мыслить спокойно и здраво. Если учащийся видит, что педагог теряет контроль, то получает поощрение своим действиям и начинает управлять ситуацией и педагогом).
- Показать пример доброжелательного поведения (педагог откладывает дисциплинарные меры до тех пор, пока не утихнут эмоции).
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для педагогов
Методы и формы работы с обучающимися и их семьями: - по профилактике безнадзорности и правонарушений; - уровня культуры; - по профилактике употребления психоактивных веществ и табако...
Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)
Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагога)...
Психологические памятки для педагогов по формированию УУД
В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий учащихся предлагаю вам воспользоваться разработанными "памятками":...
Памятка молодому педагогу
- советы молодому педагогу;- оценка - инструмент в руках учителя;- профессиональные запреты;- волшебные слова одобрения;- проблемы традиционной оценки;- альтернативный вариант;- рейтинг...
памятка для педагога о признаках нахождения ребенка в СОП
признаки нахождения ребенка в социально опасном положении...
Памятка для педагогов дополнительного образования по составлению календарного плана работы объединения
Данная памятка поможет педагогам дополнительного образования в составлении календарного плана работы объединения....
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....