Как распознать суицидальные наклонности у подростка?
статья по психологии

Шишкина Анастасия Михайловна

Как распознать суицидальные наклонности у подростка?

Подростковый возраст один из самых сложных и тяжелых периодов в жизни, как самого ребенка, так и его родителей.

Подростковый возраст характеризуется множеством особенностей, связанных как с внешними, так и внутренними проявлениями.

Подростковый суицид, к сожалению, во всем мире достаточно распространенная проблема.

Суицид – это намеренное осознанное лишение себя жизни. Именно суицид является крайним выражением аутоагрессии.

Аутоагрессия – это такая поведенческая форма, при которой объектом выплеска агрессии, скопившейся в человеке, является не окружающие, а он сам. Проявляется в самообвинения, нанесении себе телесных повреждений (парасуицидальное поведение), самоунижении, депрессивных и суицидальных мыслях и попытках.

Практика показывает, что те семьи, в которых с самого рождения поддерживается связь между ребенком (детьми) и родителями – суицид встречается очень редко. Когда с взрослением ребенка не теряется та невидимая нить доверия (которой может уже не быть к подростковому возрасту, так как она была порвана неправильным поведением и воспитанием), тогда причин для возникновения суицида у подростка очень маловероятна.

Итак, обратимся к основным признакам суицидального поведения у подростка:

1) Уход в себя.

Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Скажем больше, в подростковом возрасте это желание является естественным. Подростки начинают задумываться о смыслах жизни, выстраивать свой мир, свое пространство и ограничивают доступ в него близких родственников. Например, на двери комнаты подростка может появиться табличка «Не входить, охраняемая территория». При этом мы должны помнить (рассказать родителям), если замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторонится близких друзей, это может быть симптомом самоизоляции, бегства от какой-то «невыносимой» ситуации.

2) Капризность, привередливость.

Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние у подростков может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, информационной перегрузкой, влюбленностью, школьными или семейными неурядицами и т.п. Но когда вы наблюдаете, что настроение подростка чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.

3) Депрессия.

Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Что касается подростков, то они становятся замкнутыми, уходят в себя, при этом могут маскировать свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго могут не замечать перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях — прямой и открытый диалог, прояснение причин эмоционального упадка.

4) Агрессивность.

Многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Нередко подобные явления оказываются призывом суицидента обратить на него внимание, помочь ему. Однако подобный призыв обычно дает противоположный результат — неприязнь окружающих, их отчуждение от агрессивного подростка. Обратите внимание на детей и подростков, у которых в последнее время повысилась агрессивность, были нехарактерные для них вспышки гнева, ярости.

 

 5) Нарушение аппетита.

Отсутствие или, наоборот, ненормально повышенный аппетит бывают тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности. Наличие подобной проблемы педагог-психолог может прояснить у родителей.

6) Раздача подарков окружающим.

Некоторые люди, планирующие суицид, предварительно раздают близким, друзьям свои вещи. У подростков происходит обесценивание того, что раньше было значимым. Это проявляется либо через раздачу вещей (дисков с играми, музыкой, любимой одежды и др.), или через игнорирование этих ценностей (ходит только в одной одежде, остальное висит в шкафу; не слушает любимые музыкальные диски, не смотрит любимые передачи и т.п.) Как показывает опыт, это — прямой предвестник грядущего несчастья. В каждом таком случае рекомендуется серьезная и откровенная беседа для выяснения намерений потенциального суицидента.

7) Психологическая травма.

Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К «срыву» может привести крупное эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые постепенно накапливаются. Расставание с родными, домом, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками, незнакомая обстановка и атмосфера могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей, смерть или несчастье с кем-либо из близких, личные невзгоды, у него могут возникнуть мысли и настроения, чреватые суицидом.

8) Перемены в поведении.

Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка должны стать предметом внимательного наблюдения. Когда сдержанный, немногословный, замкнутый ученик неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, болтать, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремиться скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.

 

 9) Угроза.

Если подросток открыто высказывает намерение уйти из жизни - это должно восприниматься серьезно. Эти заявления можно интерпретировать как прямое предупреждение о готовящемся самоубийстве. Необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить ему помощь, не отпускать из своего кабинета, пока не будет оценена степень риска проинформировать родителей, в случае необходимости проконсультироваться у специалистов-медиков (по телефону).

10) Активная предварительная подготовка.

Она реализуется через активные действия: собирание информации об отравляющих веществах и лекарствах (других способах самоубийства) через анализ специфической литературы или интернет, разговоры о суициде как о легкой смерти, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.п.

Раннему выявлению подростков с эмоционально-поведенческими нарушениями и суицидальным риском способствует навык наблюдения. Дети и подростки, попавшие в кризисную ситуацию, меняются. Изменяется эмоциональная составляющая, поведение, внешний вид, отношения с одноклассниками и друзьями, интересы и др.

Что могут увидеть родители:

в первую очередь изменения настроения, питания, изменения сна, изменение в отношении своей внешности, самоизоляцию, интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в интернете и т.п.), нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов), серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.) и т.п.

Что могут увидеть педагоги:

изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, ухудшение работоспособности, небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (притом, что раннее было другое), частые прогулы (отсутствие на определенных уроках), резкие и необоснованные вспышки агрессии, рисунки по теме смерти на последних страницах предметных тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смыслов в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла и т.п.

 

 Профилактика подросткового суицида

1. Не бойтесь говорить с ребенком о суициде.

На самом деле, разговаривая с подростком о смерти, мы вовсе не подталкиваем его к тому, чтобы он захотел собственной смерти. Напротив, ребенок получает возможность открыто говорить о том, что уже давно его мучает, не дает ему покоя. Более того, ваша готовность поддержать эту тему даст ему возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями опасными.

2. Будьте внимательны.

ко всем признакам, которые указывают на то, что с подростком что-то не так.

3. Если вы заметили какие-то серьёзные изменения в поведении подростка, то всегда стоит предложить ему сходить на приём к психологу, психотерапевту или психиатру.

поскольку угнетённые состояния подростка могут быть спровоцированы депрессией, психосоматическими расстройствами или другими расстройствами психики.

4. Постоянно интересуйтесь у ребёнка, как прошел его день.

и, если у него возникнут проблемы, найдите время обсудить это вместе с ним таким образом, чтобы подросток сам (не без ваших наводящих вопросов) пришёл к объективному выводу, почему возникла проблема и как её решать. Если ребёнок сам не справляется, тогда подключайте свои силы.

5. Если подросток пережил какой-то сильный шок, потерю близкого человека или любую травму, которая могла привести к посттравматическому синдрому, то ему сразу же необходима квалифицированная помощь специалистов.

Обращайтесь, не бойтесь, потому что на кону стоит психическое состояние и даже жизнь вашего ребенка.

6. Акцентируйте внимание подростка на том, что трудности, которые испытывает подросток – временные, и что вы всегда рядом с ним.

Стоит отметить, что профилактика будет иметь успех, когда установлена связь между взрослым и подростком. Один из важных моментов, нужно дать время ребенку для формирования к Вам доверия, не торопите его и не пытайтесь всё узнать за один раз.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon kak_raspoznat_suitsidalnye_naklonnosti_u_podrostka.pdf2.25 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследование зависимости КПД наклонной плоскости от угла ее наклона" 9 класс

Конспект урока-эксперимента по теме КПД простых механизмов...

Урок-исследование «Зависимость ускорения движения тела по наклонной плоскости от угла наклона плоскости »

Фронтальная работа в 10 классе. Работа проводится с помощью ЦЛ "L-микро"  Механика и персональных компьютеров.Урок сопровождается презентацией....

профилактика суицидальных наклонностей "Наши возможности" 1-9 классы

профилактика суицида, формирование жизнестойкости учащихся...

профилактика суицидальных наклонностей

профилактика суицидальных наклонностей...

Индивидуальная работа с обучающимися группы риска суицидальных наклонностей

Индивидуальная работа с обучающимися из группы риска суицидальных наклонностей....