Специфика проявления состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности
статья по психологии

Елена Лазаревич

Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте, и выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Исследования подтвердили, что особенно сильно феномен «выгорания» проявляется у представителей «помогающих» профессий, в том числе педагогических работников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика проявления состояния эмоционального выгорания

 в педагогической деятельности

Термин — «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х.Дж.Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности. Сущности этого заболевания были посвящены исследования многих ученых.

  Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте, и выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Исследования подтвердили, что особенно сильно феномен «выгорания» проявляется у представителей «помогающих» профессий: психологов, врачей, учителей, сотрудников правоохранительных органов, социальных работников.

Для изучения феноменологии проявления состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности были проведены психологические исследования, результат которых показал, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У профессионалов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию.

Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности.

В качестве другой причины педагоги выделяют ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями. Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором - негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания. Это подтверждает наличие еще одной функции данного состояния - защитной, которая оберегает психику педагога от разрушения в связи с неадекватно высокой эмоциональной напряженностью в деятельности.

Анализ эмоциональных и волевых процессов, поведенческих реакций, пpoявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, показывает, что все они имеют негативную эмоциональную окраску и низкий уровень психической активности.

Синдром эмоционального выгорания – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Следует отметить, что проявление состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности имеет ряд отличительных особенностей:

  • высокая эмоциональная включенность в деятельность;
  • жесткие временные рамки (урок, полугодие, учебный год);
  • отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
  • контроль со стороны администрации и ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности;  
  • неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование).

Можно сделать вывод о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания педагогов оказывают влияние три основных фактора:

  • личностный;
  • ролевой;
  • организационный.

Личностный фактор. Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если специалист чувствует значимость своей деятельности, то он становится достаточно неуязвимым по отношению к эмоциональному сгоранию. Если же работа выглядит в его собственных глазах незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

Ролевой фактор. Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы: отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция.

 А вот слаженная, согласованная коллективная работа в ситуации распределенной ответственности как бы предохраняет педагога от развития синдрома эмоционального сгорания, несмотря на то, что рабочая нагрузка может быть существенно выше.

Организационный фактор. На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.

Эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении педагогом своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Проблема эмоционального выгорания педагогов является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.

Психологическая поддержка в ситуации эмоционального выгорания должна стать приоритетной линией в работе  психолога с педагогами. Ее можно рассматривать в качестве фундамента, над которым потом могут вырастать другие компоненты работы, в частности, помощь в организации личностно-ориентированного обучения, психологическое просвещение и др. Без такого фундамента все остальные воздействия психологов могут оказаться практически бесполезными, а в некоторых ситуациях могут вызвать агрессию со стороны педагогов.

Перспективными направлениями профилактики синдрома эмоционального выгорания педагога могут стать:                                                                                                    

  • разработка  технологии преодоления проявлений синдрома эмоционального выгорания и повышения резервных возможностей организма;
  • повышение компетентности педагогов в области профессиональных деформаций;
  •  психолого-педагогическая коррекция профессионально обусловленных деструкций личности;    
  • освоение педагогами здоровьесберегающих технологий с целью формирования ответственного отношения к собственному здоровью как к наивысшей ценности.                                                                                                      

В ходе реализации программы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагога в образовательном учреждении могут предполагаться следующие результаты:

  • улучшается психологический климат в коллективе;
  • снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;
  • формируются навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний;
  • повышается самооценка и уверенность в себе.

Наиболее оптимальным способом профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания педагогов можно считать разработку программы реабилитации, целью которой является создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний.

Можно сделать вывод о том, что преодоление синдрома эмоционального выгорания требует от педагога психологически компетентного отношения к самому себе, к своему здоровью,  для устранения фактора риска в образовательном процессе. Это невозможно осуществить без участия психолога,  комплексного обследования здоровья и изучения структуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проявление сондрома эмоционального выгорания педагога, его коррекция и профилактика

Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно,       что психологическое здоровье...

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...

Методические рекомендации по организации работы педагога-психолога, направленной на предупреждение развития синдрома эмоционального выгорания у педагогических работников

Проблема эмоционального выгорания педагогических работников является одним из приоритетных направлений деятельности психолога, работающего в сфере образования.Психологическая поддержка в ситуации эмоц...

Проект Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп

Актуальность исследования. Здоровье всегда было и будет самой большой ценностью для человечества. По большому счёту – здоровье это ,чего не хватает всегда и к чему стремится человек на протяжени...