Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога
статья по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога
Как отмечалось на Европейской конференции Всемирной организации здравоохранения от «профессиональных стрессов» страдает около трети специалистов социономических профессий, но больше всего - учителя: в странах Евросоюза до 60% работников системы образования ежегодно обращаются к медикам и психологам с проблемами, которые связаны с профессиональным выгоранием.
Что такое выгорание?
- Состояние физического, умственного и эмоционального истощения
- Механизм психической защиты – организм блокирует эмоции
Необходимо различать –когда учитель чувствует усталость, либо это стресс, или выгорание.
Усталость – чувство утомления от работы. Оно может возникать в конце дня, в конце триместра.
Стресс – реакция организма в ответ на воздействие. Без стрессовых ситуаций не обойтись.
Но если организм не успевает восстановиться после усталости, если много стрессовых ситуаций – речь идет о выгорании.
Выгорание – эмоциональное опустошенность и истощение, вызванные работой.
Как проявляется выгорание?
Самочувствие:
истощаемость, головные боли, частые инфекционные болезни, нарушение сна и пищеварения
Со стороны чувств:
Подавленность (ничего хорошего нет в работе, ничего хорошего не жду), страх показаться несовершенным, самооценка устойчиво падает (мы ничего не можем, учитель не видит результаты своей работы), чувство раздражения (оно естественно, но признаком выгорания является тогда, когда оно постоянно), невозможность увидеть профессиональные достижения (Бессмысленность, бесполезность своего труда)
Возникают постоянные мысли:
о несправедливости, о незаслуженности своего положения, о бессмысленности своего существования
Если данные чувства и мысли проявляются часто, то в этом случае можно говорить об эмоциональном выгорании.
Стадии выгорания
Первая стадия
Умеренные, недолгие, случайные признаки процесса. Все признаки и симптомы проявляются в легкой форме:
забывание каких-то моментов, сбои в выполнении каких-либо двигательных действий.
Исследования показали. Что первая стадия проявляется после 5 лет.
Вторая стадия
Снижение интереса к работе, снижение потребности в общении, увеличение простудных заболеваний, повышенная раздражительность. Симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции.
Вторая стадия проявляется после 7 лет.
Третья стадия выгорания
Хронические признаки и симптомы.
Полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, отупение, ощущение постоянного отсутствия сил.
Проявляется после 15 лет стажа.
Рассмотрим результаты исследования профессионального выгорания педагогов нашей школы.
Диаграммы выгорания учителей
Синдром выгорания включает три основных компонента.
Эмоциональное истощение – состояние, проявляющееся в хронической усталости, опустошенности и снижении эмоционального фона.
Деперсонализация – утрата «чувства Я», обезличивание. Специалист отказывается быть личностью, становится зависимым от других. Отказывается от самостоятельных решений. Это с одной стороны. С другой – специалист обезличивает других и воспринимает их как бездушные «объекты деятельности», манипулирует людьми, раздражается и обижается в случае неудачи.
Редукция личных достижений. Редукция – обесценивание. Специалист негативно оценивает себя, занижает свои профессиональные достижения, негативно относится к профессиональным обязанностям, становится чересчур ранимым и мнительным (считает, что администрация, люди, с которыми работает предъявляют к нему чрезвычайные требования и недостаточно высоко ценят его труд).
Что влияет на выгорание?
Внешние факторы
- Условия работы
- Рабочие перегрузки
- Дефицит времени
- Продолжительность рабочего дня
- Трудный контингент
- Психологический климат в школе
Внутренние факторы
- Личностные особенности:
- самооценка
- выносливость
- понимание своей ответственности
- Умение обращать внимание на свои чувства и их выражать
Ведущая роль в возникновении и развитии выгорания принадлежит внутренним факторам!
Рассмотрим, в какой степени развиты личностные особенности, т.е., внутренние факторы у наших педагогов.
Диаграммы учителей
Профилактика эмоционального выгорания
- Естественная регуляция – использование естественных способов регуляции организма
- Саморегуляция – психологические техники
Психологические приемы.
Дыхательная гимнастика
Если есть возможность, выйти из класса и подышать.
3 способа:
- максимально глубоко подышите свежим воздухом в течение минуты;
- подышите с задержкой дыхания – спокойно вдыхайте, а выдыхайте в два раза дольше, медленнее;
- подышите с паузами: вдохнули – пауза, задержка дыхания; выдохнули – пауза, задержка дыхания.
Аутотренинг – короткие предложения, которые мы регулярно повторяем и только в утвердительной форме (нельзя: Я не разражаюсь, когда вижу Иванова. Надо: Я спокоен. Я хороший учитель). Надо самим поискать для себя фразы, которые будут устраивать.
Мышечная релаксация - минут 5 после рабочего дня.
Выражение эмоций. Не выраженные чувства – это будущие болезни, будущее выгорание. Если есть негативные чувства:
- можно написать об этом и выбросить в мусорную корзину;
- нарисовать на листочке, что раздражает и бросить в стену - никто не пострадает;
- кому-нибудь рассказать, кто вас выслушает.
Чувства надо выражать.
Источником сил может стать обучение чему-то новому, когда вы оказываетесь в положении не усталого циничного взрослого, а ребенка, которому снова все интересно, а кроме того, чувствуете, что вам что-то дают, а не только требуют
Притча о лесорубах
Существует древняя притча о двух лесорубах, поспоривших кто больше срубит деревьев за день. Утром соперники начали наперегонки рубить деревья с разных сторон леса. И вот через некоторое время один из лесорубов услышал, что его противник перестал стучать топором. Затем работа возобновилась. Первый лесоруб воспользовался перерывом и стал с удвоенной энергией валить деревья.
Так повторилось несколько раз за день. К вечеру первый лесоруб был абсолютно уверен в своей победе: ведь пока второй отдыхал, он продолжал работать.
Но когда подвели итоги, оказалось, что второй лесоруб срубил больше деревьев!
— Как так? — возмутился первый спорщик, — я валил деревья не останавливаясь в течение всего дня, а ты три раза отдыхал.
— Действительно, мне пришлось несколько раз прерваться, чтобы наточить свой топор, — невозмутимо ответил победитель.
Мастерство требует постоянного совершенствования.
И чтобы не быть как тот лесоруб с тупым топором, необходимо оттачивать свое мастерство, совершенствовать.
Какие же есть возможности развиваться у наших учителей?
У нас есть такая уникальная возможность как школа цифрового века издательского дома 1 сентября.
Школа цифрового века предлагает:
- методическую литературу
- периодические издания 1 сентября
- модульные курсы
- вебинары
- здесь вы можете рассказать о своих достижениях и достижениях учеников, поместив электронное портфолио
- проводятся фестивали открытых уроков (вы делаете это в школе-расскажите об этом)
- каждый год издательский дом «Первое сентября» проводит всероссийский педагогический марафон учебных предметов
Источники.
1. Литература: Н.Г. Осухова. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть на работе» - Москва, Педагогический университет «Первое сентября», 2011
2. Материал Конференции «Профессиональная и личная эффективность педагога», проводимая издательским домом «Первое сентября» в рамках проекта «Школа цифрового века», 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....
Памятка для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Памятка предназначена для педагогов; дано понятие "синдром профессионального авгорания", рассмотрены симптомы и стадии эмоционального выгорания, предложены эффективные техники саморегуляции....
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...
Конспект выступления для педагогов на тему: «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога»
Данный материал освещает основные понятия и теоритические основы синдрома эмоционального выгорания у педагогов, способы снятия эмоционального напряжения и поддержания своего психологического здор...
Особенности развития синдрома эмоционального выгорания и алекситимии у педагогов специальной (коррекционной) школы
Описание и сравнительный анализ результатов исследования синдрома эмоционального выгорания и алекситимии у педагогов, работающих с обучающимися с ограниченными возможностями здроровья, и педагогов, ра...
Статья на тему "Эмоциональное благополучие в профессиональной деятельности педагога"
Эмоции- уникальное творение природы....
Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности
Часто можно увидеть такую картину: человек с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, а через некоторое время его пыл исчезает, результаты - все хуже и хуже, взгляд - безразл...