Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога
учебно-методический материал по психологии
Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных факторов патогенного характера, что позволяет говорить о необходимости психокоррекционных мероприятий, направленных на выявление и нормализацию уже существующих отклонений в развитии психики ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_tehnologii.docx | 17.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические технологии в деятельности
школьного психолога»
Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных факторов патогенного характера, что позволяет говорить о необходимости психокоррекционных мероприятий, направленных на выявление и нормализацию уже существующих отклонений в развитии психики ребенка.
Основной целью моей работы, как педагога-психолога является создание социально-психологических условий, способствующих как успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде, так и адекватному взаимодействию взрослого и ребенка, а так же создание благоприятного климата в педагогическом коллективе.
Задачи, которые я ставлю перед собой, работая в школе:
1. Совершенствование благоприятных условий адаптации первоклассников к школе;
2. Содействие созданию благоприятных условий адаптации пятиклассников к обучению в средней школе;
3. Содействие созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;
4. Выявление и оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении и общении;
5. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
6. Содействие сохранению психологического обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода в образовательном процессе;
7. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;
8. Проведение профилактических мероприятий с целью повышения психологической толерантности учащихся школы и работников педагогического коллектива;
9. Укрепление психологического здоровья педагогов.
В свою психолого- педагогическую деятельность включаю самые различные технологии, способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка.
Технология моей работы строится по нескольким направлениям:
-психологическая диагностика;
-развивающая и коррекционная работа с детьми;
-психологическая профилактика;
-консультативная работа.
Диагностику провожу индивидуально или в групповом режиме, также по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Выбор методов психодиагностического обследования всегда связан с задачами и целями психологического консультирования и психокоррекции. Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов, а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии школьника.
По результатам диагностики я получаю информацию об уровне психологического развития детей, выявляю индивидуальные особенности и проблемы участников воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываю рекомендации педагогам, воспитателям и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Значительную часть своей работы, я посвящаю развивающей и коррекционной работе. Коррекционно – развивающую работу я провожу в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно– развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:
-игровая терапия;
-арт-терапия;
-психогимнастика;
-релаксационные упражнения.
-игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности;
- тренинги.
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Я использую комплексные игровые технологии разной целевой направленности.
В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.
В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.
В своей работе широко применяю психологический тренинг. Психологический тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку сформировать навыки и умения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализ возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и какой – то деятельности. Конечно тренинг, выстроенный с соблюдением всех принципов построения тренинга в школе скорее не возможен. Сложно воплотить в жизнь такие принципы построения тренинга: добровольность, конфиденциальность, психологическая безопасность. Невозможно гарантировать, что о происходящем в группе дети не расскажут друзьям из соседнего класса. Так что справедливо будет назвать эту форму работы – тренинговые занятия. Тренинговые – потому что цель: научить определенной деятельности. Занятия, потому что чем – то близки уроку. Элементы тренинга я все же стараюсь соблюдать: Объясняю детям, что такое конфиденциальность и почему важно это правило соблюдать. Правила постоянства группы тоже соблюдается. Правило - говори только о себе, присутствует на всех тренингах. Соблюдать его детям крайне сложно, но важно этому научить, дети учатся не осуждать.
В своей практике использую следующие тренинговые занятия: адаптация первоклассников к школе, снятие тревожности пятиклассников, сплочение классных коллективов.
Основной целью психологического просвещения и профилактики в моей работе является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. Для реализации этой цели я подбираю стендовую информацию об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах; разрабатываю памятки для родителей; провожу лекции и беседы с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителей; выступаю на родительских собраниях; провожу тренинги для педагогов и родителей. В русле психопрофилактического направления, как педагог-психолог осуществляю следующие конкретные мероприятия: участвую в приеме детей в первый класс, определяю психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с учителем намечаю программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения. Провожу психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в основную и из основной в старшую школу. Веду работу по созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.
Способствую развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляю мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.
Консультативную помощь оказываю родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации организую следующими способами: по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения; по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей; по личным обращениям сотрудников школы.
Итогом психологического консультирования являются рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы.
Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи в общеобразовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательсеой деятельности школьников...
Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников
Проектно-исследовательская деятельность школьников...
Психолого-педагогическое сопровождение программы внеурочной деятельности
Психолого-педагогическое сопровождение программы...
«Психолого-педагогические особенности развития учащихся старшего школьного возраста»
Эффективность обучения иностранному языку в школе, в большей степени, зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся....
Психолого – педагогические методы и технологии в деятельности педагога – психолога
Психолого – педагогические методы и технологии в деятельности педагога – психолога...
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Работа в школьной ППк.
Приказ, протоколы...
Использование технологии НЛП в деятельности школьного психолога.
Как научить ребенка моделировать положителью ситуацию....