Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога
учебно-методический материал по психологии

Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных факторов патогенного характера, что позволяет говорить о необходимости психокоррекционных мероприятий, направленных на выявление и нормализацию уже существующих отклонений в развитии психики ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_tehnologii.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические технологии  в деятельности

школьного психолога»

Актуальность проблемы психического благополучия детей в условиях современной действительности невозможно переоценить. В наше время на развитие ребенка влияет целый комплекс экологических и социальных факторов патогенного характера, что позволяет говорить о необходимости психокоррекционных мероприятий, направленных на выявление и нормализацию уже существующих отклонений в развитии психики ребенка.

Основной целью моей работы, как педагога-психолога является создание социально-психологических условий, способствующих как успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде, так и адекватному взаимодействию взрослого и ребенка, а так же создание благоприятного климата в педагогическом коллективе.

Задачи, которые я ставлю перед собой, работая в школе:

1. Совершенствование благоприятных условий адаптации первоклассников к школе;

2. Содействие созданию благоприятных условий адаптации пятиклассников к обучению в средней школе;

3. Содействие созданию условий для формирования у подростков готовности к личностному и профессиональному самоопределению;

4.  Выявление и оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в обучении и общении;

5. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

6. Содействие  сохранению психологического обеспечения индивидуально - дифференцированного подхода в образовательном процессе;

7. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;

8. Проведение  профилактических мероприятий с целью повышения психологической толерантности учащихся школы и работников педагогического коллектива;

9. Укрепление психологического здоровья педагогов.

В свою психолого- педагогическую деятельность включаю самые различные технологии, способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка.

Технология моей работы строится по нескольким направлениям:

-психологическая диагностика;

-развивающая и коррекционная работа с детьми;

-психологическая профилактика;

-консультативная работа.

Диагностику провожу индивидуально или в групповом режиме, также по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Выбор методов психодиагностического обследования всегда связан с задачами и целями психологического консультирования и психокоррекции. Диагностируя ребенка, я использую такие методы, как наблюдение, беседа, стандартизированные методики на выявление психических процессов, а также проективные методики. Безусловно, при диагностировании учитываю индивидуальные особенности и возрастные критерии школьника.

По результатам диагностики я получаю информацию об уровне психологического развития детей, выявляю индивидуальные особенности и проблемы участников воспитательно-образовательного процесса. Разрабатываю рекомендации педагогам, воспитателям и родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.

Значительную часть своей работы, я посвящаю развивающей и коррекционной работе. Коррекционно – развивающую работу я провожу в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы. Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные коррекционно– развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.

Основные методы коррекционно – развивающих воздействий:

-игровая терапия;

-арт-терапия;

-психогимнастика;

-релаксационные упражнения.

-игры по развитию сенсомоторики и тактильной чувствительности;

- тренинги.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление. Я использую комплексные игровые технологии разной целевой направленности.

В развивающей работе с детьми я использую методы арт-терапии. Это могут быть и творческие работы и интересная история вымышленного героя. Используя цветные карандаши и бумагу, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

В результате арт-терапевтической работы у детей выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное напряжение, и дети становятся спокойнее и расслабление. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место инициативности и творчеству.

В своей работе широко применяю психологический тренинг.  Психологический тренинг – форма активного обучения, позволяющая человеку сформировать навыки и умения продуктивных социальных межличностных отношений, продуктивной учебной и иной деятельности, анализ возникающих ситуаций со своей точки зрения и позиции партнера, развивать в себе способности познания и понимания себя и других в процессе общения и какой – то деятельности. Конечно тренинг, выстроенный с соблюдением всех принципов построения тренинга в школе скорее не возможен. Сложно воплотить в жизнь такие принципы построения тренинга: добровольность, конфиденциальность, психологическая безопасность. Невозможно гарантировать, что о происходящем в группе дети не расскажут друзьям из соседнего класса. Так что справедливо будет назвать эту форму работы – тренинговые занятия. Тренинговые – потому что цель: научить определенной деятельности. Занятия, потому что чем – то близки уроку. Элементы тренинга я все же стараюсь соблюдать: Объясняю детям, что такое конфиденциальность и почему важно это правило соблюдать. Правила постоянства группы тоже соблюдается. Правило - говори только о себе, присутствует на всех тренингах. Соблюдать его детям крайне сложно, но важно этому научить, дети учатся не осуждать.

В своей практике использую следующие тренинговые занятия: адаптация первоклассников к школе, снятие тревожности пятиклассников, сплочение классных коллективов.

Основной целью психологического просвещения и профилактики в моей работе является предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также повышение психологической культуры педагогов и родителей. Для реализации этой цели я подбираю стендовую информацию об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей, о влиянии семейного воспитания и его типах, о возрастных кризисах; разрабатываю памятки для родителей; провожу лекции и беседы с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителей; выступаю на родительских собраниях; провожу тренинги для педагогов и родителейВ русле психопрофилактического направления, как  педагог-психолог осуществляю следующие конкретные мероприятия: участвую в приеме детей в первый класс, определяю психологическую готовность к школьному обучению с целью раннего выявления возможных отклонений и их коррекции; предлагает родителям методы занятий с ребенком для ликвидации пробелов в подготовке к школе; совместно с учителем намечаю программу индивидуальной работы с детьми с целью их лучшей адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего и гармонического развития в процессе школьного обучения. Провожу психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в основную и из основной в старшую школу. Веду работу по созданию благоприятного психологического климата в образовательном учреждении.

Способствую развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляю мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива.

Консультативную помощь оказываю родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации организую следующими способами: по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и нахождения оптимальных путей ее решения; по самостоятельному обращению родителей и педагогов по проблемам воспитания и развития детей; по личным обращениям сотрудников школы.

Итогом психологического консультирования являются рекомендации, изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы.

Все используемые мною технологии позволяют осознать самой и показать всем участникам образовательного процесса значимость психологической помощи в общеобразовательном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование деятельности школьного психолога.

   Планирование деятельности школьного психолога - это важный этап его работы. Только хорошо обдуманная и запланированная работа дает хороший результат. В этой статье вы найдете матер...

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-иследовательской деятельности школьников

Психолого-педагогическое сопровождение проектно-исследовательсеой деятельности школьников...

«Психолого-педагогические особенности развития учащихся старшего школьного возраста»

     Эффективность обучения иностранному языку в школе, в большей степени, зависит от того, насколько его методы, формы и приемы ориентированы на возрастные особенности учащихся....

Психолого – педагогические методы и технологии в деятельности педагога – психолога

Психолого – педагогические методы и технологии в деятельности педагога – психолога...

Использование технологии НЛП в деятельности школьного психолога.

Как научить ребенка моделировать положителью ситуацию....