Эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива
материал по психологии
Методика экспертизы образовательной среды В.А. Ясвин, отчет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ekspertizy_obrazovatelnoy_sredy.docx | 119.09 КБ |
otchet_po_obrazovatelnoy_srede.docx | 39.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика экспертизы образовательной среды
(автор В. А. Ясвин)
Для экспертизы образовательной среды должен быть разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. Выделяются пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность.
Параметры оцениваются по схеме, приведенной ниже. Затем по каждому блоку баллы суммируются (сумма не может превышать 10 баллов), и записываются в строку «Итоговый балл». Затем, используя значения коэффициентов модальности, определяется соответствующий коэффициент для каждого параметра.
ШИРОТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Широта – качественно-содержательная характеристика, показывающая какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду.
Итоговый балл | |||
Коэффициент модальности | |||
1. Местные экскурсии (пешком, на городском и пригородном транспорте) | |||
1.1 | Практически не проводятся | 0 | |
1.2 | Проводятся, но не для всех учащихся | 0,2 | |
1.3 | Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие | 0,5 | |
1.4 | Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие | 0,7 | |
1.5 | Периодически проводимые экскурсии как неотъемлемая часть образовательного процесса (например, занятия в лабораториях, в музее, на предприятиях и т.п.) | 1,25 | |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
2. Путешествия | |||
2.1 | Практически не бывает | 0 | |
2.2 | Не для всех учащихся | 0,2 | |
2.3 | Каждый школьник раз в году имеет возможность принять участие | 0,5 | |
2.4 | Каждый школьник не менее двух раз в году имеет возможность принять участие | 0,7 | |
2.5 | Поездки школьников в другие города как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
3. Обмен педагогами | |||
3.1 | Обмен педагогами с другими учебными заведениями не производится | 0 | |
3.2 | Обмен педагогами с другими учебными заведениями носит разовый, эпизодический характер | 0,1 | |
3.3 | Педагоги имеют возможность какое-то время преподавать (стажироваться) в других учебных заведениях | 0,3 | |
3.4 | Педагоги (специалисты) из других учреждений и организаций (школ, вузов, научных, культурных, спортивных центров и т.д.) систематически работают в школе (классе) | 0,7 | |
3.5 | Реализуется программа постоянного двустороннего обмена преподавателями с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
4. Обмен учащимися | |||
4.1 | Обмен учащимися с другими учебными заведениями не производится | 0 | |
4.2 | Обмен учащимися с другими учебными заведениями носит разовый эпизодический характер | 0,1 | |
4.3 | Производится систематический прием школьников из других учебных заведений | 0,3 | |
4.4 | Учащиеся имеют возможность какое-то время проучиться в другом учебном заведении (также всероссийские и международные детские и молодежные лагеря, экспедиции и т.п.) | 0,7 | |
4.5 | Реализуется программа постоянного двустороннего обмена учащимися с другими отечественными или/и зарубежными учебными заведениями | 1,25 | |
4.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
5. Широта материальной базы | |||
5.1 | Учащиеся в основном занимаются в необорудованных классных помещениях, имеются лишь некоторые специализированные кабинеты, многие из них совмещенные | 0 | |
5.2 | Занятия проводятся в основном в специализированных оборудованных помещениях (в том числе спортзал, мастерская, библиотека и т.п.), но некоторых необходимых специализированных помещений пока не хватает | 0,3 | |
5.3 | Имеется полный набор необходимых методически и технически оснащенных специализированных помещений | 0,8 | |
5.4 | Наряду со «стандартным набором» хорошо оборудованных помещений имеются какие-либо дополнительные образовательные структуры (школьный музей, зимний сад, фонотека, видеотека, школьное кафе и т.п.). | 1 | |
5.5 | Имеются все необходимые оборудованные помещения, а также организована возможность доступа учащихся к компьютерным информационным сетям (Интернет) | 1,25 | |
5.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,25 балла) | ||
6. Посещение учреждений культуры (театры, концерты, выставки и т.д.) | |||
6.1 | Практически не бывает | 0 | |
6.2 | Не для всех учащихся | 0,2 | |
6.3 | Каждый школьник раз в полгода имеет возможность посещения | 0,5 | |
6.4 | Каждый школьник раз в четверть имеет возможность посещения | 0,7 | |
6.5 | Периодические посещения учреждений культуры как неотъемлемая часть образовательного процесса | 1,25 | |
6.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,25 балла) | ||
7. Гости | |||
7.1 | Учащиеся общаются практически только со своими педагогами, гости приглашаются крайне редко | 0 | |
7.2 | Гости (специалисты, ветераны, депутаты и т.д.) периодически выступают с лекциями (рассказами) перед учащимися и педагогами | + 0,1 | |
7.3 | Родители активно привлекаются к воспитательной работе школы, участвуют в различных мероприятиях вместе с детьми (походы, веселые старты, творческие выставки) | +0,2 | |
7.4 | Периодически организуется общение учащихся и педагогов с интересными людьми в форме бесед, круглых столов, дискуссий и т.п. | +0,4 | |
7.5 | Периодически организуются фестивали, праздники, конференции или другие формы массового приема гостей | +0,55 | |
7.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) | ||
8. Возможности выбора образовательных микросред | |||
8.1 | Кроме занятий в своем классе у учащихся практически нет других образовательных возможностей | 0 | |
8.2 | Некоторые учащиеся имеют возможности для занятий в различных кружках, секциях, клубах по интересам | 0,1 | |
8.3 | Каждый учащийся может заниматься в кружках, секциях, клубах по интересам | 0,2 | |
8.4 | Учащиеся имеют возможности выбора класса (профильного, по уровню подготовленности школьников) | +0,4 | |
8.5 | Учащиеся имеют возможности выбора учителей | +0,55 | |
8.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,25 балла) |
ИНТЕНСИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Интенсивность – структурно-динамическая характеристика, показывающая степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Уровень требований к учащимся | ||
1.1 | К знаниям учащихся предъявляются пониженные требования (обусловлено особенностями контингента учащихся: слабым здоровьем, педагогической запущенностью и т.п.) | 0 |
1.2 | Требования к знаниям учащихся, как правило, не превышают соответствующих требований госстандарта | 0,5 |
1.3 | Требования к некоторым учащимся выходят за рамки госстандарта | 1 |
1.4 | Ко всем учащимся предъявляются повышенные требования | 2 |
1.5 | Образовательный процесс по ряду учебных дисциплин ведется по усиленным программам (например, по программам вуза) | 2,5 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла) | |
2. Интерактивные формы и методы | ||
2.1 | В образовательном процессе преобладают традиционные методы, основанные на воспроизведении учащимися усвоенного материала | 0 |
2.2 | Некоторые педагоги на отдельных занятиях используют интерактивные («диалоговые») формы и методы (тренинги, имитационные игры и т.д.) | 0,5 |
2.3 | Большинство педагогов стремится использовать интерактивные формы и методы образования | 1 |
2.4 | Педагогическим коллективом декларирован приоритет интерактивного образовательного процесса в данном учебном заведении | 1,5 |
2.5 | Интерактивные формы и методы образования являются основными в реальной практике педагогов, квалифицированными специалистами систематически проводится соответствующая учебно-методическая работа с педагогами | 2,5 |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла) | |
3. Учебная нагрузка учащихся | ||
3.1 | Часто в ходе уроков учащиеся остаются «недогруженными» учебными заданиями, могут заниматься посторонними делами, скучать, болтать и т.п. | 0 |
3.2 | Занятия на уроках проходят достаточно интенсивно, при этом учителя стараются давать минимум домашних заданий; как правило, после уроков учащиеся уходят из школы | 1 |
3.3 | После уроков учащиеся обычно остаются в школе для консультаций с учителями, на факультативы и другие дополнительные занятия; домашние задания минимальны (или объемные домашние задания, но учащиеся не остаются в школе после занятий) | 1,5 |
3.4 | После уроков учащиеся остаются в школе для дополнительных занятий; а также получают объемные домашние задания | 2 |
3.5 | Практически все время учащихся так или иначе связано с образовательным процессом (например, в специализированных интернатах и т.п.) | 2,5 |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла) | |
4. Организация активного отдыха | ||
4.1 | Выходные дни и каникулы учащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессом своего учебного заведения | 0 |
4.2 | В выходные дни для учащихся систематически проводятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) | +0,5 |
4.3 | На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) | +0,7 |
4.4 | На период летних каникул для учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. | +0,8 |
4.5 | Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыха учащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) | 2,5 |
4.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5 балла) |
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Осознаваемости образовательной среды – степень включенности в нее субъектов образовательного процесса.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Уровень осведомленности об учебном заведении | ||
1.1 | Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответить на вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п. | 0 |
1.2 | Отдельные педагоги знают историю и традиции своего учебного заведения | 0,3 |
1.3 | История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением | 0,5 |
1.4 | Большинство педагогов и учащихся знакомо с историей и традициями своего учебного заведения | 1 |
1.5 | Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представление об истории данного учебного заведения | 1,4 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) | |
2. Символика | ||
2.1 | Учебное заведение не имеет никаких элементов собственной символики Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей | 0 |
2.2 | Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет свое особое название (школа «Радуга», школа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают | +0,25 |
2.3 | Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения (воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) | +0,25 |
2.4 | Учебное заведение имеет свое знамя, которое хранится на видном почетном месте, под этим знаменем проводятся важные мероприятия | +0,25 |
2.5 | Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимна своего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях | +0,25 |
2.6 | Учащиеся и педагоги охотно носят значки своего учебного заведения | + |
2.7 | Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы (футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят | +0,25 |
2.8 | Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку) | |
3. Формирование осознаваемости | ||
3.1 | Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер | 0 |
3.2 | Проводятся периодические беседы по истории учебного заведения | +0,1 |
3.3 | Имеются отдельные стенды, рассказывающие об истории и традициях учебного заведения | +0,2 |
3.4 | Ведется летопись учебного заведения (оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) | +0,3 |
3.5 | Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка | +0,4 |
3.6 | Организован музей (постоянная выставка) истории учебного заведения | +0,5 |
3.7 | Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку) | |
4. Связь с выпускниками | ||
4.1 | Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер | 0 |
4.2 | Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встреч раз в году | 0,2 |
4.3 | Педагоги и учащиеся ведут постоянную переписку со многими выпускниками | 0,6 |
4.4 | Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников, в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка | 0,9 |
4.5 | Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь | 1,2 |
4.6 | Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников, который оказывает содействие развитию учебного заведения | 1,4 |
4.7 | Другое вместо предложенного(от 0,1 до 1,4) | |
5. Активность сотрудников | ||
5.1 | Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты | 0 |
5.2 | Значительная часть педагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи учебному заведению | 0,3 |
5.3 | Практически весь коллектив охотно откликается на просьбы администрации о безвозмездной помощи | 0,6 |
5.4 | Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | 1 |
5.5 | Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 |
5.6 | Другое вместо предложенного(от 0,1 до 1,4) | |
6. Активность учащихся | ||
6.1 | Практически все учащиеся крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | 0 |
6.2 | Значительная часть учащихся охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 |
6.3 | Практически все учащиеся охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 |
6.4 | Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | 1 |
6.5 | Большинство учащихся лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 |
6.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.4) | |
7. Активность родителей | ||
7.1 | Практически все родители крайне неохотно принимают участие в каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | 0 |
7.2 | Значительная часть родителей охотно откликается на просьбы педагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 |
7.3 | Практически все родители охотно откликаются на просьбы администрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 |
7.4 | Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу, не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | 1 |
7.5 | Большинство родителей лично заинтересованы в развитии учебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 |
7.6 | Другое вместо предложенного (от 0.1 до 1,4) |
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Обобщенность характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Команда единомышленников | ||
1.1 | Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые методические требования к педагогам администрацией не предъявляются | 0 |
1.2 | Заместители директора составляют его «команду», к педагогам ими предъявляется система единых методических требований | 0,4 |
1.3 | В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей | 0,8 |
1.4 | Большинство учителей по существу составляют единую профессиональную команду | 1,4 |
1.5 | В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагоги данного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию | 1,7 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |
2. Концепция развития учебного заведения | ||
2.1 | Серьезной концепции развития учебного заведения пока не существует, образовательный процесс осуществляется «по инерции» | 0 |
2.2 | Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов, в то время как администрация остается малокомпетентной и пассивной в этом вопросе | 0,4 |
2.3 | Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления | 0,6 |
2.4 | В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом | 1 |
2.5 | Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов | 1,7 |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) | |
3. Формы работы с педагогическим коллективом | ||
3.1 | Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется | 0 |
3.2 | На педсоветах администрацией ставятся вопросы координации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей и методов образовательного процесса | +0,5 |
3.3 | Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений | +0,8 |
3.4 | Периодически проводятся педагогические конференции, на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения | 1,2 |
3.5 | Организован постоянно действующий педагогический семинар, направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения | 1,6 |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) | |
4. Включенность учащихся | ||
4.1 | Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной концепции своего учебного заведения | 0 |
4.2 | Учащимся рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 |
4.3 | Отдельные предложения учащихся по изменению организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы | 0,8 |
4.4 | Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,2 |
4.5 | Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планирования работы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов | 1,7 |
4.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1 .7) | |
5. Включенность родителей | ||
5.1 | Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции учебного заведения | 0 |
5.2 | На родительских собраниях родителям рассказывают о понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 |
5.3 | Отдельные предложения родительского комитета по изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы | 0,8 |
5.4 | Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями | 1,3 |
5.5 | Родители реально участвуют в управлении учебным заведением, входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,7 |
5.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1.7) | |
6. Реализация авторских образовательных моделей | ||
6.1 | Учебное заведение не поддерживает тесных контактов с представителями психолого-педагогической науки | 0 |
6.2 | Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученых перед началом реализации проекта | 0,3 |
6.3 | Ученые – авторы образовательной концепции учебного заведения – периодически консультируют как администрацию, так и педагогов | 0,8 |
6.4 | Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными – авторами образовательной концепции данного учебного заведения | 1,2 |
6.5 | Учебное заведение является экспериментальной площадкой научного учреждения, ученые – авторы образовательной концепции – работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами | 1,6 |
6.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 1,6) |
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Эмоциональность – соотношение эмоционального и рационального компонентов в образовательной среде.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Взаимоотношения в педагогическом коллективе | ||
1.1 | Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряются администрацией | 0 |
1.2 | Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке, участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции | +0,4 |
1.3 | Педагоги часто встречаются в неформальной обстановке как «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.) | +0,8 |
1.4 | Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач | +0,4 |
1.5 | В педагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами | +0,9 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0, 1 до 2,5) | |
2. Взаимоотношения с учащимися | ||
2.1 | Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой | 0 |
2.2 | Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся | +0.4 |
2.3 | Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами) | +0.8 |
2.4 | Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов и неудач, связанных с образовательным процессом | +0.4 |
2.5 | Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами, получая от них сопереживание и поддержку | +0.9 |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |
3. Взаимоотношения с родителями | ||
3.1 | Взаимоотношения педагогов с родителями носят преимущественно ролевой, формализованный характер, ограничиваются учебно-дисциплинарной проблематикой | 0 |
3.2 | Взаимоотношения педагогов с родителями хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер, отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем | +0,4 |
3.3 | Педагоги и родители часто общаются между собой в неформальной обстановке (как в учебном заведении, так и за его пределами) | +0,8 |
3.4 | Родители ощущают сопереживание и поддержку педагогов по поводу успехов и неудач их детей, связанных с образовательным процессом | +0,4 |
3.5 | Родители часто делятся с педагогами различными семейными проблемами, получая сопереживание и поддержку | +0,9 |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |
4. Эмоциональность оформления пространственно-предметной среды | ||
4.1 | Визуальное оформление учебного заведения (стенды, плакаты, лозунги, доска объявлений и т.д.) строго функционально, ориентировано, прежде всего, на сообщение серьезной информации | 0 |
4.2 | В оформлении интерьеров учебного заведения присутствуют эмоционально насыщенные элементы (сказочные, юмористические, сатирические сюжеты плакатов, картинок, лозунгов, стенгазет и т.д.) | +0,3 |
4.3 | Периодически проводятся выставки рисунков (сочинений) учащихся, отражающих их отношение к своему учебному заведению | +0,5 |
4.4 | Участниками таких выставок являются не только учащиеся, но и педагоги | +0,7 |
4.5 | Учащиеся и педагоги могут свободно выражать свои эмоции (рисовать шаржи, писать пожелания или благодарности и т.п.) на специальных планшетах, стенгазетах и т.п. | +1 |
4.6 | Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5) |
ДОМИНАНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Доминантность – характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Значимость для педагогов | ||
1.1 | Большинство педагогов работает еще и в других местах, данное учебное заведение не рассматривается ими как важнейшая сфера своей профессиональной реализации | 0 |
1.2 | Большинство педагогов работают только в данном учебном заведении, но относятся к работе формально | 1 |
1.3 | В учебном заведении есть группа педагогов. для которых в их работе заключен главный смысл жизни | 2 |
1.4 | Несмотря на вынужденные подработки в других местах, данное учебное заведение рассматривается большинством педагогов как важнейшая сфера своей профессиональной реализации | 2,5 |
1.5 | Пожалуй, весь образ жизни большинства педагогов так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность | 3,3 |
1.6 | Другое вместо предложенного (от 0.1 до 3,3) | |
2. Значимость для учащихся | ||
2.1 | Для большинства учащихся данное учебное заведение не стало особо значимым местом в их жизни, а педагоги не входят в круг авторитетных людей | 0 |
2.2 | Значимым для учащихся оказывается скорее общение с отдельными педагогами, нежели образовательная среда данного учебного заведения в целом | 1 |
2.3 | Хотя учебное заведение и не является для большинства учащихся центром социальной реализации, но «школьная (студенческая) жизнь» все-таки составляет для них одну из их важнейших ценностей | 1,5 |
2.4 | В повседневной жизни большинство учащихся придерживаются принципов и норм, принятых в данном учебном заведении, даже если эти принципы и нормы подвергаются критике со стороны родителей, соседей, сверстников и т.д. | 2,5 |
2.5 | Пожалуй, весь образ жизни большинства учащихся так или иначе обусловлен вовлеченностью в жизнь учебного заведения, которая составляет их главную жизненную ценность | 3,4 |
2.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,4) | |
3. Значимость для родителей | ||
3.1 | У большинства родителей данное учебное заведение и его педагоги не пользуются особым авторитетом | 0 |
3.2 | Значимым для родителей оказывается только общение с отдельными педагогами | 1 |
3.3 | Учебное заведение пользуется авторитетом у родителей | 1,5 |
3.4 | Родители высоко ценят мнение педагогов и стараются выполнять их рекомендации, даже если они расходятся с их собственным мнением по воспитательным проблемам | 2,5 |
3.5 | Родители гордятся, что их дети учатся именно в данном учебном заведении, многие ради этого изменили место жительства или отправляют сюда детей из других микрорайонов | 3,3 |
3.6 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3.3) | |
КОГЕРЕНТНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Когерентность (согласованность) – степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Преемственность с другими образовательными учреждениями | ||
1.1. | В учебное заведение могут приниматься учащиеся без конкурса, оплаты или других особых условий | +0,5 |
1.2 | Учащиеся любой ступени могут переходить в другие аналогичные учебные заведения без дополнительных условий | +0,5 |
1.3 | Выпускники данного учебного заведения стабильно поступают в различные образовательные учреждения более высокого образовательного уровня (гимназии, училища, вузы и т.д.) | +1 |
1.4 | Учебное заведение имеет сопряженные программы с вузами, в которые выпускники могут зачисляться без вступительных испытаний | +1,3 |
1.5 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) | |
2. Региональная интеграция | ||
2.1 | Согласование содержания регионального компонента образования (по истории, географии и т.д.) в учебном заведении с местными учеными и компетентными специалистами | +0,2 |
2.2 | Использование местного научного, производственного, культурного, спортивного и другого социального потенциала в организации образовательного процесса | +0,4 |
2.3 | Учебное заведение тесно сотрудничает с различными экологическими, политическими, молодежными, религиозными и другими организациями | +0,4 |
2.4 | Постоянные контакты учебного заведения с органами местного самоуправления | +0,6 |
2.5 | Профессиональная подготовка учащихся данного учебного заведения в соответствии с социально-экономическими запросами своего региона | +0,7 |
2.6 | Включенность данного учебного заведения с его особой образовательной функцией в Концепцию развития региональной системы образования (при наличии такой Концепции) | +1 |
2.7 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,3) | |
3. Широкая социальная интеграция | ||
3.1 | Подготовка учащихся ограничивается требованиями госстандарта | +0,2 |
3.2 | Учащиеся получают не только уровень научных знаний согласно госстандарту, но и практическую подготовку, соответствующую современным требованиям (компьютерную, коммуникативную, валеологическую, экологическую, экономическую и т.д.) | +0,7 |
3.3 | Специальная психолого-педагогическая работа в учебном заведении направлена на развитие у учащихся личностных качеств, необходимых для успеха в современном обществе (целеустремленности, решительности, ответственности, работоспособности и т.п.) | +1 |
3.4 | Учащиеся получают уровень образования (в том числе владение иностранными языками) и личностного развития, обеспечивающий возможность учиться или работать за рубежом | +1,5 |
3.5 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 3,4) |
АКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Активность служит показателем социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии образовательной среды в среду обитания.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Трансляция достижений | ||
1.1 | Учащиеся данного учебного заведения систематически побеждают на предметных олимпиадах различного уровня | +0,4 |
1.2 | Учебное заведение является методическим центром, распространяющим свой опыт работы на другие образовательные учреждения (программы, методики и т.д.) | +0,6 |
1.3 | Учебное заведение славится в регионе каким-либо творческим (спортивным) коллективом (ансамблем, театром, оркестром, командой КВН, спортивной командой) | +0,7 |
1.4 | Помимо образовательных услуг учебное заведение выставляет на рынок какие-либо товары и услуги (компьютерные продукты, сельхозпродукты, сувениры, игрушки, консультации и т.д.) | +0,8 |
1.5 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |
2. Работа со средствами массовой информации (оценивается один из трех пунктов в каждом секторе таблицы) | ||
Сектор 1 | ||
2.1.1 | В эфире звучали отдельные радиопередачи о данном учебном заведении | 0,2 |
2.1.2 | В эфире периодически звучат радиопередачи о данном учебном заведении | 0,4 |
2.1.3 | Сведения о жизни данного учебного заведения систематическисообщаются по местному радио | 0,6 |
Сектор 2 | ||
2.2.1 | Имеются отдельные публикации о данном учебном заведении в газетах (журналах) | 0,2 |
2.2.2 | В газетах (журналах) периодически публикуются материалы о данном учебном заведении | 0,5 |
2.2.3 | Материалы о данном учебном заведении систематическипубликуются в прессе (например, в местной газете имеется специальная рубрика, страница и т.п.) | 0,7 |
Сектор 3 | ||
2.3.1 | Имеются отдельные телетрансляции (сюжеты, сообщения, передачи) об учебном заведении | 0,3 |
2.3.2 | Различные сведения о деятельности учебного заведения периодически транслируются по телевидению | 0,6 |
2.3.3 | Учебное заведение имеет на телевидении постоянное эфирное время, информация о нем сообщается систематически | 0,8 |
2.4 | Изданы специальные буклеты (брошюры, книги), рассказывающие о данном учебном заведении | +0,4 |
2.5 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |
3. Социальные инициативы (оценивается один из двух пунктов в каждом секторе таблицы) | ||
Сектор 1 | ||
3.1.1 | Учебное заведение принимает активное участие в различных региональных выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях и других социально значимых формах реализации творческой активности людей | 0,5 |
3.1.2 | Учебное заведение является инициатором раз личных региональных выставок, смотров, конкурсов, фестивалей и других социально значимых форм реализации творческой активности людей | 1,2 |
Сектор 2 | ||
3.2.1. | Учебное заведение принимает активное участие в различных социально значимых акциях и движениях (охрана окружающей среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.) | 0,5 |
3.2.2 | Учебное заведение является инициатором различных социально значимых акций и движений (охрана среды, помощь ветеранам, инвалидам, шефская работа и т.п.) | 1,3 |
3.3 | Именно данное учебное заведение по существу является признанным лидером в регионе (одним из таких лидеров) в плане организации и проведения различных социальных инициатив | 2,5 |
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | ||
4. Социальная значимость выпускников (оценивается один из двух пунктов в секторе таблицы) | ||
Сектор 1 | ||
4.1.1 | Отдельные выпускники учебного заведения стали известными в регионе людьми (в науке, искусстве, спорте, политике, деловой и административной сфере и т.д.) | 0,3 |
4.1.2 | Выпускники данного учебного заведения составляют значительную часть местной (региональной) социальной элиты (политической, творческой, деловой, административной) | 0,6 |
4.2 | Отдельные выпускники учебного заведения достигли высокого положения в своей сфере деятельности в масштабе всей страны, стали известными, популярными людьми | +0,8 |
4.3 | Отдельные выпускники учебного заведения достигли известности за рубежом, их деятельность укрепляет международный престиж России | + 1,1 |
4.4 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
МОБИЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Мобильность служит показателем способности среды к ограниченным эволюционным изменениям, в контексте взаимоотношений со средой обитания.
Итоговый балл | ||
Коэффициент модальности | ||
1. Мобильность целей и содержания образования | ||
1.1 | Образовательный процесс направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков учащихся в рамках требований госстандарта | 0 |
1.2 | В образовательный процесс включена подготовка учащихся также по ряду новых дисциплин, наиболее актуальных в современных социально-экономических условиях (основы предпринимательской деятельности, деловое общение, экология, право и.т.) | 1 |
1.3 | Образовательный процесс целенаправленно ориентирован не только на академическую и профессиональную подготовку учащихся, но и на развитие их функциональной грамотности (лингвистической, коммуникативной, компьютерной, валеологической и т.д.), а также на их личностное развитие и саморазвитие | 2 |
1.4 | Учебное заведение даже изменило свой профиль, ориентируясь на современные социальные запросы (стало экономическим, экологическим, языковым и т.д.) | 2,5 |
1.5 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |
2. Мобильность методов образования | ||
2.1 | Практически весь образовательный процесс строится на использовании традиционных воспроизводящих методов обучения (учитель сообщает новые сведения, а учащиеся оцениваются по способности их воспроизводить и применять) | 0 |
2.2 | Некоторые педагоги используют современные активные (интерактивные) методы (имитационные игры, тренинговые формы, творческие мастерские и т.п.) | 0,5 |
2.3 | Большинство педагогов владеет современными методами и стремится использовать их в образовательном процессе | 1,5 |
2.4 | В учебном заведении организовано целенаправленное обучение педагогов современным образовательным технологиям, налажена методическая поддержка педагогов, использующих активные методы образования | 2,5 |
2.5 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |
3. Мобильность кадрового обеспечения образования | ||
3.1 | Новые учебные курсы обеспечиваются за счет дополнительной нагрузки педагогов, которые самостоятельно осваивают их содержание и методику | 0,5 |
3.2 | Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые самостоятельно к ним подготовились и теперь преподают только эти дисциплины | 1 |
3.3 | Новые учебные курсы обеспечиваются педагогами, которые ранее преподавали другие предметы, а затем изменили свой профиль, пройдя соответствующее дополнительное обучение | 2 |
3.4 | Для преподавания новых дисциплин приглашаются дипломированные специалисты соответствующего профиля | 2,5 |
3.5 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) | |
4. Мобильность средств образования | ||
4.1 | В образовательном процессе используются только традиционные учебники, задачники, хрестоматии, наглядные пособия, которые практически не обновляются уже много лет | 0 |
4.2 | Наряду со старыми используются и новые экспериментальные учебники, пособия и т.д. | 1 |
4.3 | Образовательный процесс строится преимущественно на базе новых учебников, современных наглядных пособий и технических средств обучения | 2 |
4.4 | Имеется возможность постоянно следить за новинками рынка образовательных средств и приобретать приглянувшиеся учебники, пособия, программы, технические средства, наглядные пособия и т.д. | 2,5 |
4.5 | Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
УСТОЙЧИВОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Устойчивость отражает стабильность образовательной среды во времени. Чтобы определить устойчивость образовательной среды необходимо:
- Отметить соответствующие строки в левой («Усиление устойчивости») и правой («Ослабление устойчивости») колонках. В секторах можно выбрать не более одного положительного и одного отрицательного фактора. Если ни одно из утверждений в этом секторе не подходит для анализируемого образовательного учреждения, то ничего отмечать не следует.
- Чтобы получить количественный показатель устойчивости, необходимо суммировать с числом 10 все полученные положительные (не более 5) и отрицательные (на более 10) баллы.
Например: получено +2,5 (положительных) балла и – 4 (отрицательных) балла. Устойчивость: 10 + 2,5 – 4 = 8,5
Полученный результат не следует умножать на коэффициент модальности.
Усиление устойчивости (+) | Ослабление устойчивости (- ) | ||
Сектор 1 | |||
0,3 | Данный директор руководит учебным заведением не менее 2 лет | За последний год произошла смена директора | 0,5 |
0,6 | более 5 лет | За последние два-три года сменилось несколько директоров | - 2 |
1 | более 10 лет | ||
Сектор 2 | |||
0,5 | Администрация остается стабильной не менее 2 лет | За последние два-три года сменилось больше двух заместителей директора | - 1 |
0,8 | более 5 лет | ||
0,6 | Основной «костяк» педагогов остается стабильным в течение 5 последних лет | За последние годы учебное заведение покинуло несколько наиболее авторитетных педагогов | -1 |
1 | Весь коллектив педагогов остается стабильным в течение 5 последних лет | Наблюдается частая смена (перемещение) учителей предметников и классных руководителей | - 1,5 |
0,2 | Многие педагоги — выпускники данного учебного заведения | Многие педагоги приехали из других регионов | -0,5 |
+0,3 | Большинство родителей нынешних учащихся в свое время окончили данное учебное заведение | Специфика образовательного процесса предполагает частую смену контингента учащихся (краткосрочные курсы, семинары, лагерь и т.п.) | -1 |
+ 0,5 | Учебное заведение создано более 50 лет назад, все эти годы сохраняет свой профиль и образовательные традиции | Учебное заведение создано менее 5 лет назад или поменяло свой профиль или статус (средняя школа стала лицеем и т.п.) | - 1 |
+ 0,2 | Учебное заведение находится в старинном историческом здании | Учебное заведение не имеет своего здания, помещения арендуются | - 1 |
+1 | Учебное заведение выстояло, достойно пережив серьезное испытание («травля» директора, судебный процесс из-за прав на здание, большой пожар и т.п.) | В результате ряда возникших «внешних» проблем ухудшились взаимоотношения в коллективе, снизился уровень образования | - 2 |
Другое вместо предложенного | Другое вместо предложенного |
Примечание: как показывает практический опыт использования этой методики, она достаточно трудоемка, но чрезвычайно объективна и действительно позволяет составить представление о динамике изменений образовательной среды в учреждении.
«Для экспертизы образовательной среды должен быть разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. В качестве методической основы такого описания образовательной среды нами используется система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (В. Н. Мясищев, 1960; Б. Ф. Ломов, 1984, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, 1994). Данный комплекс измерений базируется на общеметрических категориях и, соответственно, может быть использован для характеристики различных систем, в том числе и такой сложной системы, какой является образовательная среда».
Выделяются пять «базовых» параметров: широта, интенсивность, модальность, степень осознаваемости и устойчивость; а также шесть параметров «второго порядка»: эмоциональность, обобщенность, доминантность, когерентность, принципиальность, активность. Параметр принципиальности с точки зрения методической целесообразности, обусловленной спецификой объекта анализа, содержательно «присоединен» нами к параметру устойчивости, а также дополнительно введен новый параметр — «мобильность образовательной среды».
Если модальность образовательной среды, как ее качественная характеристика, показывает общую направленность педагогического процесса в школе, то остальные параметры отражают уровень организации различных условий личностного развития всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, родителей, администрации школы). Другими словами, количественные параметры дают представление о степени реализации образовательных возможностей учебного заведения.
Широта образовательной среды является ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду. Например, можно констатировать крайне низкий показатель широты образовательной среды в семье, придерживающейся каких-либо сектантских убеждений, ограничивающей социальные контакты ребенка, вплоть до запрета на посещение школы. С другой стороны, максимально высокий показатель этого параметра образовательной среды может быть отмечен у молодого человека из обеспеченной семьи, который имеет возможность получать образование в учебных заведениях различных стран, много путешествовать: для него образовательной средой является, по существу, весь мир.
Интенсивность образовательной среды является ее структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. В качестве примера высоко интенсивной образовательной среды можно привести хорошо организованные курсы, когда их участники в марафонском режиме, скажем, по десять часов в день, работают с различными преподавателями, использующими всевозможные формы и методы занятий. Яркие примеры низко интенсивной образовательной среды можно порой наблюдать в дошкольных воспитательных учреждениях, когда воспитатель просто «пасет» детей, следя лишь за их безопасностью и соблюдением режима.
Степень осознаваемости образовательной среды является показателем сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Высокую степень осознаваемости образовательной среды можно, например, наблюдать при подготовке школьной команды к региональной предметной олимпиаде. В такой среде все субъекты образовательного процесса — как педагоги, так и школьники хорошо мотивированы предстоящим испытанием, каждый осознает ответственность как за собственную подготовленность, так и за уровень подготовки своих товарищей.
Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Высокая обобщенность образовательной среды какого-либо учебного заведения обеспечивается наличием четкой концепции деятельности этого учреждения. Причем эта концепция должна находиться не только в ящике директорского письменного стола, но и постоянно обсуждаться как с педагогами, так и с учащимися на доступном для них уровне.
Примером относительно низкого показателя обобщенности образовательной среды может служить, скажем, вновь созданный частный вуз, в котором большинство преподавателей работают в других учреждениях и приходят только для того, чтобы «вычитать свои часы».
Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Очевидно, что определенная образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной, «сухой». На показатель эмоциональности образовательной среды может накладывать отпечаток сам профиль учебного заведения. Эмоциональность образовательной среды также в определенной степени соотносится с типом ее модальности. Более высокие показатели эмоциональности в целом присущи активным типам образовательной среды — творческой и карьерной, более низкие — пассивным типам — догматической и безмятежной.
Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность описывает образовательную среду по критерию «значимое — незначимое». Это показатель иерархического положения данной образовательной среды по отношению к другим источникам влияния на личность: чем большую роль играет определенная образовательная среда в развитии человека, чем более высокое, «центральное» место она в этом смысле занимает — тем более она доминантна.
Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности. Когерентность характеризует образовательную среду по критерию «гармоничное — негармоничное». Это показатель степени согласованности всех локальных образовательных сред, функциональным субъектом которых является данная личность. Иными словами, когерентность показывает, является ли данная образовательная среда чем-то обособленным в среде обитания личности, или она тесно с ней связана, глубоко интегрирована в нее.
Социальная активность образовательной среды является показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Образовательная среда в одних случаях может выступать исключительно в роли социального потребителя, эксплуатирующего в процессе своего функционирования те или иные гуманитарные или материальные ценности, ничего не отдавая обществу, в том числе и образованных на современном уровне новых его членов, — тогда правомерно говорить о низкой степени ее социальной активности; в других случаях — она сама производит тот или иной социально значимый продукт, активно его распространяет, оказывая таким образом влияние на среду обитания, то есть демонстрирует высокую степень социальной активности.
Мобильность образовательной среды является показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. О высокой степени мобильности образовательной среды можно говорить, когда учитель на своих уроках творчески использует новые методические разработки; проводит уроки в контексте определенных событий, происходящих в среде обитания; легко варьирует план урока в зависимости от конкретной обстановки, сложившейся в классе; знакомится с работами психологов и соответственно перестраивает характер своего педагогического общения с учениками и т. д.
Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени. Если другие параметры дают характеристику образовательной среды на конкретный момент, «здесь и сейчас», иными словами, ее синхроническое описание, то параметр устойчивости позволяет осуществить диахроническое описание образовательной среды. Отмечается тенденция определенной зависимости устойчивости образовательной среды от ее модальности. К наиболее устойчивому типу можно отнести догматическую образовательную среду, творческая же образовательная среда, без сомнения, относится к наименее устойчивому типу.
«Получив определенную „картинку“ образовательной среды, руководитель определяет стратегию ее дальнейшего развития на основе своих представлений о целях образования. Можно, например, сосредоточить имеющиеся ресурсы на радикальном повышении уровня количественных параметров, имеющих на циклограмме наиболее низкие значения. Можно равномерно распределить усилия, достигая небольшого прироста значений всех параметров. Можно стремиться довести до максимальных значений один или несколько параметров, которые представляются наиболее важными в данных конкретных условиях и т.д. При этом не всегда необходимо стремиться достигать теоретически возможного максимума: скажем, резкое повышение уровня интенсивности образовательной среды может оказаться нежелательным из-за слишком больших нагрузок на учащихся, что отрицательно скажется на состоянии их физического и психического здоровья». Стратегия дальнейшего развития вырабатывается на основе всей совокупности представлений администрации и педагогов о сущности и смысле образования.
Для экспертизы образовательной среды был разработан аппарат ее формального описания на основе системы соответствующих параметров. В качестве методической основы такого описания образовательной среды нами используется система психодиагностических параметров, разработанная для анализа отношений (В. Н. Мясищев, 1960; Б. Ф. Ломов, 1984; С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин, 1994).
Выделяются одиннадцать параметров: широта, интенсивность, осознаваемость, обобщенность, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, мобильность, устойчивость и модальность.
Широта образовательной среды является ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду. Интенсивность образовательной среды является ее структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Степень осознаваемости образовательной среды является показателем сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности. Социальная активность образовательной среды является показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Мобильность образовательной среды является показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени.
Определение уровней этих параметров осуществляется с помощью соответствующих таблиц, каждая из которых отражает тот или иной блок педагогических возможностей школы. Безусловно, содержание пунктов данных таблиц не претендует на полное отражение соответствующей школьной реальности, их задача состоит лишь в диагностике количества сил и средств, которые затрачиваются школой на различные направления образовательной деятельности. Ниже будет приводиться инструкция использования экспертных таблиц. Отдельная инструкция будет представлена для определения уровня параметра устойчивости образовательной среды.
Модальность образовательной среды является ее качественно-содержательной характеристикой. В то время как все другие параметры дают количественную характеристику образовательной среды, показывая высокую или низкую степень выраженности того или иного показателя, модальность характеризует образовательную среду с качественной, типологической точки зрения. Однако в процессе установления модальности конкретной образовательной среды часто используется ее количественный анализ по избранным критериям.
Модальность образовательной среды может быть представлена с помощью методики векторного моделирования. В качестве критериального показателя рассматривается наличие или отсутствие в той или иной образовательной среде условий и возможностей для развития активности (или пассивности) ребенка и его личностной свободы (или зависимости).
Для проведения ориентировочной количественной оценки параметров психолого-педагогической экспертизы образовательной среды необходимо следующее:
1. В каждом блоке (например блок «Местные экскурсии») пометить ту строку, в которой, на Ваш взгляд, наиболее точно отражается реальное положение дел в анализируемой среде. Для пометки соответствующих строк служит первый (чистый) столбец таблицы. ВНИМАНИЕ! В некоторых блоках (например «Гости») отдельные строки в столбце баллов помечены значком "+". Это означает, что можно не ограничиваться выбором одной строки в блоке, а отмечать несколько подходящих строк.
2. Каждый блок снабжён дополнительной чистой строкой. В эту строку можно записать своё содержание, если оно значительно отличается от предложенного в других строках данного блока. ВНИМАНИЕ! Это новое содержание блока должно рассматриваться только вместо предложенных в таблице, но не суммироваться с ними.
3. Баллы, полученные по данному блоку (в случае необходимости они суммируются), записываются в строку с названием данного блока.
4. Далее суммируются баллы, полученные во всех блоках данного параметра (эта сумма не может превышать 10 баллов), и записываются в строку «итоговый балл» под названием соответствующего параметра (например «Широта образовательной среды».
5. Используя схему на рис. 6, определить коэффициент модальности для анализируемой образовательной среды и записать его в соответствующую строку таблицы.
6. Умножить значение «итогового балла» на «коэффициент модальности» и полученный результат (который должен представлять собой число не больше 13) записать в свободную ячейку таблицы рядом с названием анализируемого параметра (см. Приложение 1).
Чтобы определить устойчивость образовательной среды необходимо:
1. Отметить соответствующие строки в левой («Усиление устойчивости») и правой («Ослабление устойчивости») колонках. В промежутках между жирными чертами таблицы можно выбрать не более одного положительного и одного отрицательного фактора. Если ни одно из утверждений в этом промежутке не подходит для анализируемого учебного заведения, то, естественно, ничего отмечать не следует.
2. Чтобы получить количественный показатель устойчивости необходимо суммировать с числом 10 все полученные положительные (не более 5) и отрицательные (не более 10) баллы. Например, получено +2,5 (положительных) балла и -4 (отрицательных) балла. Устойчивость: 10 + 2,5 — 4 = 8,5 балла.
3. Внимание! Полученный результат не следует умножать на коэффициент модальности (см. Приложение 1).
Комплексная оценка показателей. Выделенные параметры образовательной среды, безусловно, оказываются в определенной степени связанными друг с другом, и в то же время, каждый из них может иметь свой низкий или высокий показатель независимо от уровня показателей других параметров. Так, например, образовательная среда детского экологического лагеря творческого типа модальности может характеризоваться относительно низким показателем широты, и в то же время — высокой интенсивностью; высокой степенью осознаваемости и низкой устойчивостью, высокой эмоциональностью и низкой обобщенностью; высокой доминантностью и низкой когерентностью, низкой активностью и высокой мобильностью. [30]
Данная система параметров экспертизы образовательной среды позволяет производить ее системное описание, предоставляет возможность осуществлять мониторинг развития образовательной среды учебного заведения. Психолого-социальная экспертиза образовательной среды позволяет более ясно увидеть потенциал ее организационного развития.
При выборе теоретического конструкта, на основе которого могут быть определены критерии отношения к школе, важно учитывать как особенности научного осмысления категории «отношение» в том или ином подходе, так и наличие методического аппарата, дающего возможность проведения соответствующей диагностики. Анализ показал, что в контексте проблемы исследования «отношения к школе» можно опираться, в частности, на понятие «субъективное отношение», принятое в психологической науке (Б. Г. Ананьев, С. Д. Дерябо, А. Ф. Лазурский, Е. В. Левченко, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Ясвин и др.). Психологами доказана обусловленность действий и поступков человека сложившейся у него системой субъективных отношений к соответствующим объектам и явлениям. По определению автора психологической концепции отношений личности В. Н. Мясищева: «Психическое отношение выражает активную избирательную позицию личности, определяющую индивидуальный характер деятельности и отдельных поступков». Подчеркнем также, что, по мнению одного из выдающихся отечественных ученых Б. Ф. Ломова, эффективность воспитательной деятельности характеризуется именно тем, в какой мере она обеспечивает формирование и развитие субъективных отношений личности.
В нашей работе была использована методика диагностики интенсивности отношения к школе, разработанная О. И. Кочетковой и В. А. Ясвиным. Ниже будет представлено описание данной методики.
Структурная характеристика отношения к школе. «Процесс развития отношения к школе связан с изменениями, которые затрагивают эмоциональную, познавательную сферы людей, касаются осуществляемой ими практической деятельности и самое главное — совершаемых поступков. Соответственно, выделяются четыре компонента отношения: эмоциональный, познавательный, практический и поступочный».
Эмоциональный компонент отношения характеризует это отношение, прежде всего, по шкале «нравится — не нравится». Эмоциональный компонент связан с оценочными суждениями, предпочтениями и чувствами человека. Этот компонент характеризует, в частности, степень устойчивости человека к влиянию различных негативных стереотипов, слухов и мифов о школе.
Познавательный компонент отношения характеризуется изменениями в мотивации и направленности познавательной активности человека. Уровень развития когнитивного компонента отношения к школе отражает степень интереса личности к данной школе. Эти изменения выражаются в готовности (более низкий уровень) и стремлении (более высокий) получать, искать и перерабатывать информацию о данной школе. При низком уровне сформированности познавательного компонента человек игнорирует и даже отвергает поступающую к нему информацию, связанную с деятельностью данной школы. При среднем уровне — человек готов лишь перерабатывать поступающую информацию, его активность не выходит за рамки, задаваемые ситуацией, хотя он является к этой информации восприимчивым, «неравнодушным», в чем и проявляется его отношение. При высоком уровне — человек сам стремится искать информацию, связанную с данной школой, осознанно организует свою соответствующую познавательную деятельность.
Практический компонент отношения характеризуется готовностью и стремлением к практической деятельности, связанной с данной школой. Если человек в своей практической деятельности мало связан с данной школой или связан с ней формально, но психологически не включен в школьную жизнь, то можно констатировать низкий уровень практического компонента отношения к школе. При среднем уровне — человек участвует в жизни школы пассивно, включается в деятельность только по необходимости, не проявляя собственной инициативы. Наконец, высокий уровень развития практического компонента отношения к школе характеризуется сверхнормативной активностью личности, связанной с образовательным процессом, профессиональным и неформальным общением с другими субъектами образовательной деятельности и т.п.
Поступочный компонент характеризуется активностью личности, направленной на изменение ее окружения в соответствии со своим отношением к данной школе. Эта активность всегда носит сверхнормативный характер и может быть направлена как на совершенствование образовательного процесса или школьного помещения и оборудования, так и на формирования у других людей соответствующего отношения к данной школе (позитивного или негативного в зависимости от собственного эмоционального вектора). Поступок — это всегда единица социального поведения, «демонстрация» личностью своего отношения. Именно поступочный компонент является концентрированным выражением отношения, в нем в наибольшей степени оно проявляется.
Совокупность показателей эмоционального, познавательного, практического и поступочного компонентов характеризует интенсивность отношения человека, то есть «силу» этого отношения. Интенсивность показывает, в каких сферах и в какой степени проявляется это отношение.
Когерентность характеризует субъективное отношение по оси «гармоничное — негармоничное». Это показатель степени согласованности всех отношений личности. Когерентность показывает, является ли данное субъективное отношение чем-то обособленным во внутреннем мире личности или оно тесно с ним связано, высоко интегрировано в него.
Выделяют два вида когерентности: когерентность по широте и когерентность по интенсивности. Когерентность по широте показывает, насколько согласованным является субъективное отношение к одноуровневым группам объектов и явлений. Когерентность по интенсивности служит показателем того, проявляется ли данное отношение только в отдельных сторонах, сферах поведения человека или во всех.
Критерии оценки отношения к школе. На основе рассмотренных выше положений может быть предложена следующая система критериев оценки отношения к школе: характер эмоционального восприятия, познавательный интерес, характер взаимодействия и сверхнормативная активность респондента по отношению к учащимся, педагогам, образовательному процессу, помещениям и оборудованию школы.
Проведение методики. Методика может проводиться в групповой форме. Респонденты отмечают свои ответы на индивидуальных бланках.
Обработка результатов. При совпадении с ключом за каждую прописную букву (А или Б) начисляется 2 балла, за строчную букву — (а, б) — 1 балл.
Для анализа полученных данных используется матрица-спецификация данной методики (см. там же).
Путем подсчета баллов в разных комбинациях могут быть проанализированы следующие аспекты отношения к школе.
Интенсивность отношения к педагогам — сумма баллов по вопросам №№ 1, 8, 11, 14, 17, 24, 27, 30.
Интенсивность отношения к учащимся — сумма баллов по вопросам №№ 2, 5, 12, 15, 18, 21, 28, 31.
Интенсивность отношения к образовательному процессу -сумма баллов по вопросам №№ 3, 6, 9, 16, 19, 22, 25, 32.
Интенсивность отношения к помещению и оборудованию школы — сумма баллов по вопросам №№ 4, 7, 10, 13, 20, 23, 26, 29.
Эмоциональный компонент отношения к школе — сумма баллов по вопросам №№ 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 (Внимание! Для качественного анализа отношения отдельно подсчитываются «положительные» и «отрицательные» баллы, а для определения уровня интенсивности этого компонента суммируются числовые показатели всех полученных баллов, независимо от их знака).
Познавательный компонент отношения к школе — сумма баллов по вопросам №№ 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30.
Практический компонент отношения к школе — сумма баллов по вопросам №№ 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31.
Поступочный компонент отношения к школе- сумма баллов по вопросам №№ 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32.
Интенсивность отношения к школе — сумма всех баллов (без учета знаков баллов, полученных по эмоциональному компоненту).
Возможен также анализ ответов различных категорий респондентов (учащихся разных классов, педагогов с различным стажем, родителей и т.д.) на каждый вопрос (на отдельные вопросы, особенно интересующие исследователя).
1. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001.
2. Ясвин В. А. Разработка методики диагностики отношения к школе.
Графическое представление результатов экспертизы школьной образовательной среды.
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Выступление на итоговой конференции
за 2020 – 2021 учебный год
Педагог – психолог Безрукова О.А.
г. Нефтеюганск-2021
Выступление на итоговой конференции 2020-2021 г
Педагога – психолога Т.А. Ямщиковой
Тема: «Методика экспертизы образовательной среды»
Образовательная среда понимается как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности. По мнению В. А. Ясвина данное понятие можно рассматривать как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Одним из способов психолого-педагогического анализа образовательной среды является экспертиза, которую можно считать не только источником получения достоверной информации, но и важнейшей составляющей управленческого процесса в образовании.
Широта образовательной среды является ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду. Интенсивность образовательной среды является ее структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Степень осознаваемости образовательной среды является показателем сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности. Социальная активность образовательной среды является показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Мобильность образовательной среды является показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени.
Определение уровней этих параметров осуществлялось с помощью соответствующих таблиц, каждая из которых отражала тот или иной блок педагогических возможностей школы. Безусловно, содержание пунктов данных таблиц не претендовало на полное отражение соответствующей школьной реальности, их задача состояла лишь в диагностике количества сил и средств, которые затрачиваются школой на различные направления образовательной деятельности.
Выделенные параметры образовательной среды, безусловно, оказались в определенной степени связанными друг с другом, и в то же время, каждый из них имеет свой низкий или высокий показатель независимо от уровня показателей других параметров.
Данная система параметров экспертизы образовательной среды позволяет производить ее системное описание, предоставляет возможность осуществлять мониторинг развития образовательной среды учебного заведения.
В результате исследования параметров образовательной среды мы получили следующие результаты от трех групп респондентов – учителей, воспитателей и специалистов (всего 45 участников).
Результаты экспертизы образовательной среды специального (коррекционного) учреждения
| Блоки | Средние показатели |
I | Широта | 3,3 |
II | Интенсивность | 3 |
III | Осознаваемость | 2,8 |
IV | Обобщенность | 7,6 |
V | Эмоциональность | 4,5 |
VI | Доминантность | 5,7 |
VII | Когерентность (согласованность) | 3,2 |
VIII | Социальная активность | 2,4 |
IX | Мобильность | 6,6 |
X | Устойчивость | 10 |
Структурно-содержательной характеристикой образовательной среды служит «широта». Эта характеристика показывает, какие субъекты и объекты, процессы и явления включены в нее. Показатели широты среды у педагогов 3,3. Это означает, что субъектами среда воспринимается достаточно невыразительной, лишенной больших возможностей. Такие показатели не стимулируют ее участников к более высокой активности или свободному формированию и выражению своего мнения. Западают путешествия обучающихся, обмен педагогами с другими учебными заведениями.
Показатель интенсивность образовательной среды, показывающая степень насыщенности коррекционно-развивающими условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления равен 3. Этот показатель говорит о том, что образовательная среда не активно декларирует коррекционно-педагогический контекст развития личности обучающегося, воспитанника в урочной и внеурочной деятельности. На практике имеет место несоответствие смоделированных и реализованных условий. Западают интерактивные формы и методы образования.
Степень осознаваемости образовательной среды показывает меру сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Этот показатель один из низких 2,8. Показатель означает, что субъекты мало сознают свою причастность истории, традиции, атрибутам и целям образовательного учреждения, и это при том, что среда представляет особую ценность. Результаты можно объяснить особым контингентом обучающихся, воспитанников; спецификой социального статуса родительской общественности. Западает уровень осведомленности об учебном заведении, символика, связь с выпускниками
Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов. У педагогов этот показатель на втором месте по степени выраженности: соответственно 7,6. Высокий показатель у педагогов означает, что большинство сотрудников школы по существу составляют единую профессиональную команду.
Эмоциональность образовательной среды 4,5. Показатели хорошие и соответствуют выявленной модальности среды. В педагогическом коллективе принято делиться и профессиональными, и личными проблемами в малых группах; педагоги сопереживают и поддерживают воспитанников; эмоциональность оформления пространственно-предметной среды на достаточно хорошем уровне. Полученные результаты и наши наблюдения позволяют рассматривать эмоциональность данной среды как условие предупреждения профессионального выгорания педагогов учреждения.
Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность показывает иерархическое положение школьной среды по отношению к другим источникам влияния на личность. Показатели доминантности среды 5,7. Это означает, что школа как сфера профессиональной деятельности, источник средств существования, как социальный институт в иерархии ценностей респондентов занимает довольно высокое положение. К детям с особым развитием, особенно с ментальными нарушениями, общество до сих пор демонстрирует интолерантное отношение. А специальный педагог принимает ребенка как абсолютную ценность и умеет учить и развивать его с опорой на «безграничные» потенциальные возможности.
Когерентность образовательной среды показывает, насколько данная образовательная среда встроена в среду обитания личности. Невысокие показатели 3,2 связаны со спецификой контингента воспитанников, содержания образования, социальной и профессиональной мобильностью выпускников, особенностями включения в социальные связи, организацией преемственности разных уровней образования обучающихся с ментальными нарушениями. Западает широкая социальная интеграция.
Социальная активность образовательной среды – показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала и включения в среду обитания. Показатели, полученные при оценке самые низкие – 2,4, позволяют говорить о том, что респондентами созидательный социальный потенциал среды оценивается довольно скептически. Скептически воспринимается и основной социальный продукт – обучающиеся, воспитанники. В условиях рыночной конкуренции, развития технического прогресса это еще раз убеждает в необходимости поиска и определения условий пост школьной адаптации и профессиональной социализации ребенка с ментальными нарушениями, с одной стороны. С другой стороны, в условиях радикального изменения идеологических воззрений, смены образовательной парадигмы необходимо задуматься о просветительской миссии специального (коррекционного) учреждения. Западает трансляция достижений и работа со средствами массовой информации.
Мобильность образовательной среды – это способность компонентов среды иерархически перестраиваться с учетом новых обстоятельств, условий, технических возможностей и др. Интересны полученные результаты. 6,6. Сравнительно высокий балл, полученный при оценивании педагогами, детерминирован готовностью учителей принимать новые цели образования, варьировать содержание и методы образования лиц с нарушениями ментальной сферы, осваивать новые профессиональные компетенции.
Устойчивость образовательной среды как характеристика ее стабильности во времени отмечена очень высоко (10). Показатели высокие, ведь история образовательного учреждения насчитывает полвека.
Самый высокий балл присвоен образовательной среде специального (коррекционного) учреждения по шкале «устойчивость», самый низкий – по шкале «социальная активность». Это дает основания полагать, что образовательное учреждение встроено в систему ценностей субъектов специального (коррекционного) образования. При этом декларируемая готовность общества и государства к расширению образовательного пространства для детей с умственной отсталостью и их педагогов не подкреплено на практике конкретными действиями, что снижает возможности для проявления социальной активности субъектов образовательной среды коррекционной школы.
Заключение
Экспертиза образовательной среды специального (коррекционного) учреждения представляет собой совместную поисково-исследовательскую деятельность экспертов и субъектов образовательной среды для осмысления возможностей и перспектив развития конкретной среды, а также профессионального развития всех участников.
Процедура экспертизы образовательной среды коррекционного учреждения требует модификации содержания и исключения ряда участников: некоторые параметры априори не могут быть оценены положительно из-за специфики организации коррекционно-педагогического процесса; школьники не могут выступать в качестве экспертов в силу особенностей их познавательных возможностей, снижения критичности и недостаточной способности к обобщению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образовательных учреждений
Список критериев результативности деятельности (достижений) по должностям педагогических работников государственных образовательных учреждений Самарской области и муниципальных образо...
Информационные педагогические технологии и формы обучения – средство эффективной образовательной деятельности
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий....
Педагогическое кредо «Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»...
Информационные педагогические технологии и формы обучения – средства эффективной образовательной деятельности.
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информаци...
Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новых образовательных практик»
Сертификат участника вебинара «Международный форум «Евразийский образовательный диалог». Развитие профессионального мастерства педагогических работников как условие формирования новы...
Оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива
Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении...
Тематический педагогический совет "Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов и электронных систем"
ПЕДСОВЕТ 24.03.2020 Наумова ИВ Повышение эффективности образовательной деятельности через применение современных подходов и электронных систем...