Информационные педагогические технологии и формы обучения – средство эффективной образовательной деятельности
статья на тему
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inf._tehnologii_.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационные педагогические технологии
и формы обучения –
средство эффективной образовательной деятельности»
Мельникова Т.М.
Могущество разума беспредельно
И. Ефремов
Современное образование создало проблему информационной перегруженности учащихся и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Что делать если перегруженные дети просто упускают часть информации, которую им не под силу усвоить?
Противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидом заставляет современную педагогику отказаться от всестороннего развития личности и перейти к развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию. Модернизация образования позволит выйти из кризиса.
Модернизация образования невозможна без внедрения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникационных технологий. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение.
Эффективность компьютеров и информационных технологий зависит от того, как мы их используем, от способов и форм применения этих технологий.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).
Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин “новая информационная технология обучения”. Вообще говоря, любая педагогическая технология – это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Другим термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Цели компьютерного образования – развитие высших психических функций, формирование качеств личности – образованности, самостоятельности, критичности, ответственности, рефлективности. Более четко представляются и виды деятельности в компьютерной среде: ученик обучается, развивается, общается. Компьютер в современных условиях не просто электронная вычислительная машина; это источник информации, инструмент ее преобразования и универсальная система связи, обеспечивающая взаимодействие всех субъектов дидактической системы, включая и тех, с кем общение идет опосредованно через компьютерную программу.
Главной задачей использования компьютерных технологий является расширение интеллектуальных возможностей человека. В настоящее время изменяется само понятие обучения: усвоение знаний уступает место умению пользоваться информацией, получать ее с помощью компьютера.
Компьютерная коммуникация как интегрирующее средство, обеспечивающее реализацию учебно-воспитательного процесса, создает условия, позволяющие использовать новые информационные технологии в процессе обучения, научиться квалифицированно пользоваться новейшими техническими средствами и программными продуктами, приобрести навыки современных способов обработки информации.
Среди технологий, позволяющих осваивать учебный материал и включать в учебный процесс мотивационную сферу ученика, предпочтение надо отдать тем, которые являются главными составляющими интегральной технологии педагогического процесса:
1. Информационно-коммуникационные технологии
Применение информационных технологий в учебном процессе позволяют сделать занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток изучаемой информации легко доступным. Современные информационные технологии предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки, высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с учениками.
2. Интерактивные технологии
Структура интерактивного урока отличается от структуры обычного урока. В нее включаются элементы интерактивной модели обучения – интерактивные технологии, то есть конкретные приёмы и методы, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным. Можно проводить уроки с помощью интерактивной доски, а также уроки с выходом в сеть Интернет. Работа с интерактивной доской создаёт комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют с учителем и между собой:
- Выполнение тестовых заданий на доске.
- Взаимопроверка и обозначение правильных вариантов на доске.
- Работа со слайдами, демонстрирующими блок-схемы изучаемого материала, записи в опорные конспекты.
3. Исследовательские методы в обучении
В процессе исследовательской деятельности ученики не получают знания в готовом виде, а «открывают» их самостоятельно. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Результативность использования этого метода проявляется в динамике развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей, увеличении количества и повышении качества исследовательских работ учащихся.
4. Проектные методы обучения
В процессе преподавания основное внимание уделяется методике организации учебного процесса на основе проектного метода обучения с использованием ИКТ. Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой – либо предметной области.
Проектную форму учитель применяет на уроках, в кружках, на специальных курсах, в учебно-исследовательской и домашней работе.
Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе.
5. Мультимедиа – технологии
Мультимедиа – технология представляет собой мини-технологию по использованию современных средств организации учебной деятельности школьников и ориентированную на формирование у школьников предметных компетенций, поискового стиля мышления, а также навыков визуально-образного мышления.
Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Учащиеся применяют полученные знания на практике, вырабатывают такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.
Мультимедиа технология позволяет развить у учащихся навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.
В своей деятельности можно использовать следующие модели ИКТ:
- Выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
- Компьютерное тестирование;
- Использование электронных сборников-тренажёров;
- Работа с электронными энциклопедиями;
- Викторины, кроссворды;
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию
Презентация предполагает демонстрацию на большом экране в сопровождении автора и содержит названия основных разделов и тезисов выступления, а также неподвижные и подвижные иллюстрации (фотографии, видеофильмы, мультипликации).
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
- активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;
- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;
- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;
- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.
Компьютерное тестирование
Учитель, решивший воспользоваться тестовыми методом, может самостоятельно создать тест, пользуясь соответствующей оболочкой- системой для создания тестов (такую возможность даёт использование интерактивного аппаратно-программного комплекса).
Компьютерное тестирование даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Использование электронных сборников-тренажёров
Опыт работы показывает эффективность применения электронных сборников-тренажёров. В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна быть главной на данной ступени обучения.
Тренажеры для подготовки к ЕГЭ приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат такое же количество заданий типа А, В и С. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом идет обработка результатов. В итоге ученик получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть - как он ответил и как должен был ответить. В конце дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка.
Если у ученика возникли затруднения с тем или иным вопросом, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз изучить материал.
Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Тренажеры позволяют более эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ.
Работа с электронными энциклопедиями
Современному человеку необходимо уметь быстро искать нужную информацию, находящуюся на разных носителях. Компьютер позволяет отбирать и анализировать информацию. Для эффективного поиска информации необходимо научиться правильно формулировать вопросы и пользоваться поисковыми системами.
Работа с электронными детскими энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Викторины, кроссворды
Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения возможно использование различных викторин и кроссвордов, которые делают урок красочным, эмоционально насыщенным, интересным и помогает добиваться главной цели – прочного усвоения материала в процессе практической деятельности, что дает лучшие результаты и способствует более прочному усвоению и закреплению материала. Работа с кроссвордами может проводиться на интерактивной доске, так как такой вид работы является наиболее эффективным, потому что ученики непосредственно задействованы в данном виде деятельности
Новые информационные технологии как активные формы обучения в образовании
Современное качество образования безусловно определяется использованием активного обучения, когда школьники вовлечены в образовательный процесс. Активное обучение предполагает обязательную деятельность учащихся в направлении получения, обработки и использования приобретаемых знаний.
Широкое применение информационных технологий способно значительно повысить эффективность активного обучения для всех форм организации учебного процесса. Уровень развития существующих средств вычислительной техники позволяет изменить подходы к применению информационных технологий в образовании. Повышение выразительных возможностей компьютеров в представлении учебной информации дает возможность воздействовать, практически, на органы восприятия информации, создавая, таким образом, более эффективную обучающую среду, а распространение сетевых технологий обеспечивает практическое внедрение систем повсеместного обучения с ориентировкой на индивидуальные возможности и потребности детей.
Как показывает практика, активные формы обучения в школе помогают каждому ученику развивать логическое мышление, делают его более дисциплинированным и заинтересованным к процессу обучения. Если активные формы обучения детей построены на интересе и взаимопонимании, то все ученики будут быстро включены в этот процесс и проявят себя как уникальные личности. А это немаловажно для развития любой личности, которая должна выражаться в самых ярких своих проявлениях. Активная позиция в учебе в дальнейшем может стать хорошей привычкой, которая воспитывает ученика занимать активную позицию в собственной жизни.
Новые информационные технологии и обучение в диалоге
- Если ребёнок занимается музыкой, спортом или имеет другие серьезные увлечения. Юные музыканты и спортсмены нередко ездят на соревнования, гастроли и поэтому вынуждены пропускать школу. Такие пропуски вызывают отставание, пробелы в знаниях Обучение в диалоге позволяет избежать этого - когда ребёнок вернется, он просто продолжит изучение программы с того места, на котором остановился, и не будет чувствовать, что все остальные уже знают эту тему, а он еще только начал ее изучать.
- Если ребенок часто болеет и поэтому вынужден пропускать школу, обучение в диалоге также поможет успешно изучить программу и избежать стрессов и перегрузок, связанных с пропуском занятий.
- Для нестандартных, талантливых детей, которым по какой-либо причине трудно учиться в классе. О таких детях в обычной школе иногда говорят, что это трудные дети, но на самом деле – это просто необычные дети, которым надо дать возможность проявить себя.
- Если ребенок не хочет учиться, если ему скучно – значит, процесс обучения должен быть более интересным. Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей.
Форма обучения в диалоге позволяет каждому ребенку учиться в собственном темпе. Это очень важно, потому что один ребенок быстро схватывает материал, а другому надо тщательно и глубоко прорабатывать темы. За счет того, что ученику не надо ни под кого подстраиваться дети не тратят время просто так, каждая минута – это интенсивная работа.
Новые информационные технологии и дистанционное обучение
Стоит отметить современную форму обучения, получившую развитие в последние годы. Это дистанционное обучение, в основе которого используются компьютерные телекоммуникации, в первую очередь скайп и электронная почта. Процесс обучения происходит самостоятельно под руководством тьютора (педагога-наставника). Внедрение формы дистанционного обучения в образовательный процесс позволил дифференцировать процесс обучения с учетом личностных особенностей ученика.
По достоинству оценили новую возможность учащиеся старших классов (дистанционные курсы по отдельным предметам), дети-инвалиды. В перспективе исследователи отмечают возможность использования этой формы обучения для учащиеся сельских школ, для школьников, имеющих пробелы в знаниях по какому-либо предмету. Дистанционное обучение способствует выполнению учебной программы в полном объеме в период эпидемий или стихийных бедствий.
Формы обучения постоянно развиваются в соответствии с передовыми педагогическими концепциями и современными требованиями к школьному образованию.
Таким образом, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей к предмету и приводит к целому ряду положительных следствий:
- психологически облегчает процесс усвоения материала учащимися;
- возбуждает живой интерес к предмету познания;
- расширяет общий кругозор детей;
- возрастает уровень использования наглядности на уроке;
- повышение интереса к изучению предмета и успеваемости; идет более полное усвоение теоретического материала;
- идет овладение учащимися умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий;
- формируется умение кратко и четко формулировать свою точку зрения.
- повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности образовательной деятельности через использование интерактивных информационных технологий на уроках физики и информатики
Данный материал представляет собой методическую статью по теме, который можно использовать при проведении семинара или мастер-класса....
Технология интерактивного обучения как эффективная образовательная технология
В данной статье рассматриваются научно-практические основы технологии интерактивного обучения. Современное общество требует от человека не только приобрести новые знания и умения, но,...
Педагогическое кредо «Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»...
Методы, приемы , средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе
Выступление на конференции...
Информационные педагогические технологии и формы обучения – средства эффективной образовательной деятельности.
Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии. Новые информаци...
Статья об эффективности использования игровой формы обучения во внеклассной образовательной деятельности при реализации ФГОС
В процессе игры возможна реализация проектной деятельности и формирование многих универсальных учебных действий....