Буллинг. Последствия для участников
статья по психологии

Казакова Светлана Васильевна

В статье кратко представлены возможные последствия для участников буллинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulling_posledstviya_dlya_uchastnikov.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Буллинг.  Последствия

Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе, другом детском учреждении, где дети бывают регулярно

Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей.

Буллинг порождает стресс.

Тот, кто подвергается буллингу, испытывает психологический стресс. Стресс возникает тогда, когда мы думаем, что не в состоянии справится с происходящими с нами событиями. Чаще всего мы реализуем три наиболее примитивных вида поведения: обращаемся в бегство, вступаем в бой или замираем (притворяемся мертвыми).

Функции тела сокращаются до минимально необходимых. Начинается усиленная выработка гормона адреналина, который влияет на организм следующим образом:  

• Он блокирует пищеварительные процессы, поскольку при наличии опасности нельзя есть. Следствием этого становится появление странных и неприятных ощущений в желудке.

• Увеличивается частота сердечных сокращений, чтобы усилить приток крови и кислорода к мозгу. Учащается сердцебиение.

• Мыслительный аппарат частично или полностью отключается, следствием являются массивные мыслительные блокады.

• Нарушается работа иммунной системы (что является предпосылкой развития соматических и аутоиммунных заболеваний).

 Отмечены   психологический, социальный, физический, эмоциональный и академический вред. Обнаружено также и то, что дети, которые подвергают кого-либо буллингу, то есть сами буллеры, испытывают негативные последствия. Это же можно сказать и про очевидцев буллинга. Не менее важной проблемой является тот вред, который буллинг наносит самой школе, как организации.

    Последствия для школы

   Дети, являющиеся потенциальными жертвами, опасаются окружающих; дети-буллеры  отнимают слишком много времени у учителей и педколлектива, который вынужден  заниматься их проблемным поведением. Наконец, ученики в школе просто не чувствуют себя в безопасности и заявляют, что они не любят школу. Если в школе имеет место буллинг, школьники остро ощущают, что учителя ничего не делают,  чтобы остановить его: учителя воспринимаются как люди, не имеющие никакого контроля над происходящим. Из-за этого жертвы предпочитают пропускать занятия в школе. Школьники, которые чаще подвергаются буллингу со стороны своих сверстников,  оказываются в числе тех, кто не любит школу и получает плохие оценки. Наконец, ученики, которые не посещают школу, упускают те возможности, которые  предоставляет образование:  лишаются права быть частью   школьного коллектива, не имеют возможностей для социального и личностного развития, которое происходит в нормальных школах, не  развивают  навыков общения и  разрешения конфликтов.

Дети, являющиеся буллерами,  тоже сталкиваются с негативными последствиями: они  имеют серьезные проблемы  с успеваемостью.   Ранее существовало мнение, что жертвы буллинга  имеют больше проблем в познавательной сфере, чем  буллеры,  потому что именно жертвы поглощены   проблемами отношений с одноклассниками, а   учеба остается на заднем плане.  На самом деле, образовательный уровень школьного хулигана, как правило, ниже, чем у жертвы буллинга. Жертвы буллинга значительно реже находят работу с  устраивающей  зарплатой во взрослом возрасте.

     Последствия для жертв

Буллинг - виктимизация является причиной низкой самооценки и более высокого уровня депрессии и тревоги. Жертвы также больше думают о самоубийстве. Самоубийство не такое частое явление среди подростков, но для тех, кто становится жертвой буллинга, риск самоубийства возрастает.  

Две возможные причины. В случаях постоянного и жестокого буллинга, дети могут рассматривать самоубийство как избегание страдания. Такие дети,  постепенно теряют  надежду на позитивное решение проблемы. Их безнадежность усиливается иррациональным мышлением, и смерть  кажется единственным способом избавления от отчаяния и боли. Они рассуждают так: мои проблемы  непреодолимы,  даже те, кто мне дорог (близкие и родные), из-за моих проблем в школе  находятся под давлением,  поэтому мой   уход из жизни  может стать решением всех проблем для  тех, кого я люблю.  Такое мышление спровоцировано тем, что они воспринимают свою жизнь как бремя для тех, кого они любят, и  поэтому  верят, что выбирая самоубийство, они освободят своих близких, и перестанут быть обузой.

Дети, подверженные буллингу, имеют значимо более высокую частоту встречаемости  головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита  и ночного недержание мочи. У подверженных буллингу детей в три-семь раз выше показатели депрессии.

        Дети, подверженные буллинг-виктимизации, также более склонны к развитию психотических симптомов.

       Долгосрочные последствия виктимизации

Последствия виктимизации долговременны. Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, имеют больше проблем из-за социальной изоляции, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, у них значимо чаще наблюдается даже антисоциальное поведение.  Люди заявляют, что они думают о своем   детском опыте  виктимизации, несмотря на то, что находятся вдали от мест, где происходил буллинг и от людей, которые были в него вовлечены.

          Последствия для очевидцев (зрителей)

Очевидцы - это  школьники, учителя,  и технический персонал   которые не вмешиваются, когда буллинг  происходит у них на глазах.  Хотя очевидцы и не реагируют, но они, очевидно, тоже находятся под впечатлением от увиденного: они  часто испытывают страх, находясь в школе,  чувствуют себя беспомощными, потому что не могут  остановить буллинг,   могут также испытывать  чувство вины из-за своего бездействия или из-за того, что они присоединились к буллерам. Это постепенно ухудшает школьные отношения, нормы незаметно меняются, в результате жертв больше не считают заслуживающими сочувствия, атмосфера становится отчужденной и жестокой, - все эти факторы  усложняют процесс искоренение  буллинга  в школе.  

Миф о самопомощи или почему жертва не может самостоятельно справиться с буллингом.

Когда человек подвергается огромной психологической нагрузке, он должен обладать целым арсеналом средств, чтобы суметь противостоять негативным воздействиям. Однако зачастую, даже будучи хорошо «вооруженным», человек не справляется с буллингом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».

План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...

Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»

30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...

Как предотвратить буллинг в интернете или уменьшить его негативные последствия.

Мы не можем оградить наших детей от использования в повседневной жизни современных технологий. Интернет стал доступен практически каждому школьнику и студенту. Любой вопрос решается сегодня нажатием к...

статья «Буллинг в подростковой среде: причины и последствия»

Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы....

Буллинг в школе: причины, последствия, помощь

Беседа для родителей "Буллинг в школе: причины, последствия, помощь"...

Что такое буллинг и что делать если ты стал его участником

Дети и взрослые всегда выделяют тех, кто чем-то не похож на большинство – ростом, весом, цветом волос, манерами разговаривать или одеваться. В коллективе случаются такие ситуации, когда группа р...