Буллинг. Последствия для участников
статья по психологии
В статье кратко представлены возможные последствия для участников буллинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulling_posledstviya_dlya_uchastnikov.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Буллинг. Последствия
Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам, в первую очередь, школе, другом детском учреждении, где дети бывают регулярно
Буллинг проявляется через различные формы физических и (или) психических притеснений, переживаемых детьми, со стороны других детей.
Буллинг порождает стресс.
Тот, кто подвергается буллингу, испытывает психологический стресс. Стресс возникает тогда, когда мы думаем, что не в состоянии справится с происходящими с нами событиями. Чаще всего мы реализуем три наиболее примитивных вида поведения: обращаемся в бегство, вступаем в бой или замираем (притворяемся мертвыми).
Функции тела сокращаются до минимально необходимых. Начинается усиленная выработка гормона адреналина, который влияет на организм следующим образом:
• Он блокирует пищеварительные процессы, поскольку при наличии опасности нельзя есть. Следствием этого становится появление странных и неприятных ощущений в желудке.
• Увеличивается частота сердечных сокращений, чтобы усилить приток крови и кислорода к мозгу. Учащается сердцебиение.
• Мыслительный аппарат частично или полностью отключается, следствием являются массивные мыслительные блокады.
• Нарушается работа иммунной системы (что является предпосылкой развития соматических и аутоиммунных заболеваний).
Отмечены психологический, социальный, физический, эмоциональный и академический вред. Обнаружено также и то, что дети, которые подвергают кого-либо буллингу, то есть сами буллеры, испытывают негативные последствия. Это же можно сказать и про очевидцев буллинга. Не менее важной проблемой является тот вред, который буллинг наносит самой школе, как организации.
Последствия для школы
Дети, являющиеся потенциальными жертвами, опасаются окружающих; дети-буллеры отнимают слишком много времени у учителей и педколлектива, который вынужден заниматься их проблемным поведением. Наконец, ученики в школе просто не чувствуют себя в безопасности и заявляют, что они не любят школу. Если в школе имеет место буллинг, школьники остро ощущают, что учителя ничего не делают, чтобы остановить его: учителя воспринимаются как люди, не имеющие никакого контроля над происходящим. Из-за этого жертвы предпочитают пропускать занятия в школе. Школьники, которые чаще подвергаются буллингу со стороны своих сверстников, оказываются в числе тех, кто не любит школу и получает плохие оценки. Наконец, ученики, которые не посещают школу, упускают те возможности, которые предоставляет образование: лишаются права быть частью школьного коллектива, не имеют возможностей для социального и личностного развития, которое происходит в нормальных школах, не развивают навыков общения и разрешения конфликтов.
Дети, являющиеся буллерами, тоже сталкиваются с негативными последствиями: они имеют серьезные проблемы с успеваемостью. Ранее существовало мнение, что жертвы буллинга имеют больше проблем в познавательной сфере, чем буллеры, потому что именно жертвы поглощены проблемами отношений с одноклассниками, а учеба остается на заднем плане. На самом деле, образовательный уровень школьного хулигана, как правило, ниже, чем у жертвы буллинга. Жертвы буллинга значительно реже находят работу с устраивающей зарплатой во взрослом возрасте.
Последствия для жертв
Буллинг - виктимизация является причиной низкой самооценки и более высокого уровня депрессии и тревоги. Жертвы также больше думают о самоубийстве. Самоубийство не такое частое явление среди подростков, но для тех, кто становится жертвой буллинга, риск самоубийства возрастает.
Две возможные причины. В случаях постоянного и жестокого буллинга, дети могут рассматривать самоубийство как избегание страдания. Такие дети, постепенно теряют надежду на позитивное решение проблемы. Их безнадежность усиливается иррациональным мышлением, и смерть кажется единственным способом избавления от отчаяния и боли. Они рассуждают так: мои проблемы непреодолимы, даже те, кто мне дорог (близкие и родные), из-за моих проблем в школе находятся под давлением, поэтому мой уход из жизни может стать решением всех проблем для тех, кого я люблю. Такое мышление спровоцировано тем, что они воспринимают свою жизнь как бремя для тех, кого они любят, и поэтому верят, что выбирая самоубийство, они освободят своих близких, и перестанут быть обузой.
Дети, подверженные буллингу, имеют значимо более высокую частоту встречаемости головных болей, нарушения сна, болей в животе, тревожности, чувства печали, плохого аппетита и ночного недержание мочи. У подверженных буллингу детей в три-семь раз выше показатели депрессии.
Дети, подверженные буллинг-виктимизации, также более склонны к развитию психотических симптомов.
Долгосрочные последствия виктимизации
Последствия виктимизации долговременны. Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, имеют больше проблем из-за социальной изоляции, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, у них значимо чаще наблюдается даже антисоциальное поведение. Люди заявляют, что они думают о своем детском опыте виктимизации, несмотря на то, что находятся вдали от мест, где происходил буллинг и от людей, которые были в него вовлечены.
Последствия для очевидцев (зрителей)
Очевидцы - это школьники, учителя, и технический персонал которые не вмешиваются, когда буллинг происходит у них на глазах. Хотя очевидцы и не реагируют, но они, очевидно, тоже находятся под впечатлением от увиденного: они часто испытывают страх, находясь в школе, чувствуют себя беспомощными, потому что не могут остановить буллинг, могут также испытывать чувство вины из-за своего бездействия или из-за того, что они присоединились к буллерам. Это постепенно ухудшает школьные отношения, нормы незаметно меняются, в результате жертв больше не считают заслуживающими сочувствия, атмосфера становится отчужденной и жестокой, - все эти факторы усложняют процесс искоренение буллинга в школе.
Миф о самопомощи или почему жертва не может самостоятельно справиться с буллингом.
Когда человек подвергается огромной психологической нагрузке, он должен обладать целым арсеналом средств, чтобы суметь противостоять негативным воздействиям. Однако зачастую, даже будучи хорошо «вооруженным», человек не справляется с буллингом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку истории в 6 классе «Крестовые походы. Причины и участники крестовых походов, их последствия».
План изучения нового материала: •Причины и участники крестовых походов.•Первый крестовый поход и образование государств крестоносцев.•Последующие походы и их результаты.•Духовно-рыцарские о...
Буллинг в образовательной среде. Отчет по анонимному анкетированию студентов II курса с целью выявления случаев буллинга в ОСП «ШЭТ». Профилактика буллинга в ОСП «ШЭТ»
30 ноября 2015 года я выступила с докладом на цикловой комиссии "транспортного отделения" ОСП ГБПОУ МО "Шатурский энергетический техникум". Тема доклада: "Буллинг в образовательной среде. Отчет по ано...
Как предотвратить буллинг в интернете или уменьшить его негативные последствия.
Мы не можем оградить наших детей от использования в повседневной жизни современных технологий. Интернет стал доступен практически каждому школьнику и студенту. Любой вопрос решается сегодня нажатием к...
статья «Буллинг в подростковой среде: причины и последствия»
Проблема буллинга – современная, остросоциальная. На неё нельзя закрывать глаза, ведь детская жестокость порой переходит все допустимые границы....
Буллинг в школе: причины, последствия, помощь
Беседа для родителей "Буллинг в школе: причины, последствия, помощь"...
Выступление на заседании круглого стола по профилактике буллинга по теме "Служба Школьной медиации в профилактике буллинга"
Выступление на заседании круглого стола по профилактике буллинга...
Что такое буллинг и что делать если ты стал его участником
Дети и взрослые всегда выделяют тех, кто чем-то не похож на большинство – ростом, весом, цветом волос, манерами разговаривать или одеваться. В коллективе случаются такие ситуации, когда группа р...