"Развитие лидерских качеств"
методическая разработка по психологии
Тренинговые занятия для формирования навыков общения, развитие лидерских способностей, снятие внутренних барьеров, осознание своих личностных качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинговые занятия на развитие лидерских качеств | 49.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие лидерских качеств»
Социально – психологический тренинг для подростков
Составитель: педагог - психолог Липницкая И.Л.
2020г.
Пояснительная записка
В какой-то момент нашей жизни, вероятно, все мы чувствуем желание изменить мир или сделать его немного лучше. Это желание, как правило, вырастает из видения, что наша жизнь или наш мир могут быть каким-то образом изменены.
Наиболее важные навыки, которые требуются для того, чтобы изменить мир, — это навыки лидерства. Это стало совершенно очевидным после того, как мы пытались приспособиться к все возрастающим изменениям, происходящим как в нашем обществе в целом, так и на рабочих местах. Если мы хотим управлять собственной судьбой и оказывать влияние на судьбы нашей семьи, сообщества, организации и всей планеты, необходимость лидерских способностей становится очевидной. Эффективное лидерство — один из ключей к нашему будущему успеху и выживанию.
Цель: развитие лидерских качеств.
Задачи:
- формирование навыков общения;
- развитие лидерских способностей;
- снятие внутренних барьеров, мешающие эффективному взаимодействию;
- осознание своих личностных качеств.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Занятие 1.
Упражнение 1: «ЗНАКОМСТВО».
Упражнение 2: «ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППЫ».
Теоретическая часть.
Упражнение 3: «ЛИДЕР – ЭТО…»
Занятие 2.
Упражнение 4: «ПО ОДНОМУ!»
Упражнение 5: «ТЫ И ТВОЕ ИМЯ».
Упражнение 6: «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ».
Упражнение 7: ДЕЛОВАЯ ИГРА.
Занятие 3.
Упражнение 8: «БЕЗ КОМАНДИРА».
Упражнение 9: «КАЧЕСТВА ЛИДЕРА».
Упражнение 10: «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИДЕРСТВЕ».
Упражнение 11: «СИЛА ЯЗЫКА».
Занятие 4.
Упражнение 12: «КРУГ И Я».
Упражнение 13: «МАТРЕШКА»
Упражнение 14: «ГЕНИЙ МАРКЕТИНГА».
Упражнение 15: «ПОБЕДА ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ?»
Занятие 5.
Упражнение 16: « СКАЗКА ВТРОЕМ».
Упражнение 17: «КРУИЗ».
Занятие 6.
Упражнение 18: «ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ»
Упражнение 19: «ЛИЧНЫЙ БАГАЖ».
Упражнение 20: «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ УДАЧИ».
ЗАВЕРШЕНИЕ РАБОТЫ ГРУППЫ.
Занятие 1.
Упражнение 1: «ЗНАКОМСТВО».
Время. 10 - 15 минут.
Каждый рассказывает о себе в кругу.
Упражнение 2: «ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППЫ».
Время. 15 - 20 минут.
Обсуждение и принятие правил работы в группе.
Теоретическая часть
Время. 5 минут.
Лидер - человек, который способен влиять на окружающих, с тем, чтобы эффективно добиваться поставленных целей. Другими словами, хороший лидер — успешный коммуникатор. Ведь в процессе своего влияния на других он обязан быть убедительным, способным изменить мнение и настроение партнеров.
Задача будущего лидера — найти и проанализировать свои подходы и способности, выявить свой потенциал, научиться действовать по-иному. Это «нечто» внутри вас, с которым надо суметь найти контакт. Затем нужно поверить в успех, даже если в настоящий момент нет никаких предпосылок к этому. Потом наступает черед мужества и силы воли, так необходимых для того, чтобы реализовать поставленные цели. И самое главное — вы не должны бояться потерпеть поражение.
Упражнение 3: «ЛИДЕР – ЭТО…»
Время: около часа.
Если вы хотите добиться в этой жизни чего-то значительного, недостаточно просто действовать -надо еще и мечтать; недостаточно просто планировать - надо еще и верить.
А. Франс
Цели:
- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;
- потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.
Ресурсы: листы полуватмана, ножницы, клей, маркеры, карандаши, множество рекламных проспектов, журналов, газет.
Ход игры
Это задание - отличный "разогрев" группы перед тренингом лидерства. Материалы, которые в игровой форме представят и обсудят участники, послужат ориентиром для всего блока занятий. Возможно, тренер и группа будут возвращаться к ним не раз в ходе встреч. Поэтому желательно использовать большие листы, которые легче сохранить в течение длительного срока.
Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят (поодиночке либо в парах) некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.
Тема работы: "Я - лидер!" В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмическая музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.
Когда время на подготовку закончено, музыка микшируется - это знак участникам начать уборку рабочих мест, освобождение комнаты от обрезков и мусора. В это время тренер нумерует полученные от участников анонимные листы и развешивает их. После того как "субботник" завершен и место освобождено для продолжения работы, начинаем "лидерский променад". Все лидеры прогуливаются по комнате, на стенах которой закреплены скотчем рекламные постеры, и делают для себя пометки, кто является, по их мнению, авторами увиденных работ.
Завершение
Собираемся вместе и обсуждаем увиденное. Участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе товарищей.
В заключение на доске или флип-чарте записываем набор лидерских качеств.
Итак, лидер — это…
Материал для тренера
Вот несколько мнений, прозвучавших на одном из тренингов в ответ на вопрос: "Кто такой лидер, кого мы можем назвать лидером?"
Итак, лидер - это:
- прежде всего - доминантная личность;
- у него быстрая реакция на ситуацию и эффективный выбор средств влияния на проблему;
- подавляющий изъявление других мыслей и чувств;
- выделяющийся из массы;
- тот, за кем хочется идти;
- тот, который настолько заметен и харизматичен, что слушаться его или нет - такого вопроса просто не возникает;
- имеющий максимально большое влияние на окружение;
- человек, способный преобразовать ситуацию на пользу себе и другим;
- тот, чьи качества управленца, администратора, организатора проявлены в большей, чем у других, степени.
Занятие 2.
Упражнение 4: «ПО ОДНОМУ!».
Цели:
- потренироваться в слаженной групповой работе над поставленной целью;
- развить умение участников концентрироваться на партнере;
- отработать навыки действия в недирективной среде;
- научиться распознавать внутренние конфликты в группе, препятствующие эффективной совместной деятельности.
Время: упражнение может занять от 15 минут и до 30-40 минут, в зависимости от успешности игроков и от запаса терпения команды.
Ход упражнения
Участники садятся в круг.
Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по порядку. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры.
Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. Наоборот, любой намек на установление игроками порядка входа в игру немедленно пресекается ведущим. Поэтому, как правило, несколько игроков, не зная о намерениях друг друга, одновременно вступают в игру и называют следующую по порядку цифру. В этом случае счет возобновляется с единицы.
Партнеры должны проявить максимум собранности и эмпатичности, чтобы предугадать действия других участников и не назвать цифру одновременно с другими игроками. Нередко (через небольшое время после начала игры и после серии неудач) в группе начинает возникать напряжение между игроками. Это сопровождается взаимными обвинениями, которые потом важно отследить во время подведения итогов игры. Как правило, в этих обвинениях мало реальных просчетов того или иного игрока, скорее это "выпуск пара", прорывающееся наружу раздражение от коллективного неуспеха.
Итак, прошло немало времени, пока вы тренировались в умении понимать друг друга с полувзгляда. И в конце концов команде удалось досчитать до двадцати одного, не перессорившись и научившись самостоятельно отвечать за собственные просчеты и ошибки. Молодцы!
Упражнение 5: «ТЫ И ТВОЕ ИМЯ».
Цели:
- развить самостоятельность, творческий подход к заданию, лидерские навыки у участников тренинга;
- потренироваться в самооценке и самопрезентации.
Ресурсы: доска/флип-чарт, маркеры, бумага и ручка для каждого игрока.
Время: 15-30 минут.
Ход упражнения
Положите перед собой лист бумаги и напишите на нем по вертикали ваше имя. Сосредоточьтесь! У вас есть 5-10 минут, чтобы написать против каждой буквы качество своего характера, которое вы в себе знаете и цените.
Пример:
М - мечтать (умею)
И - интеллигентность
X - харизма
А - активная позиция в коммуникации
И - интеллект
Л - любовь к жизни
Пусть после завершения индивидуальной работы участники представят полученные результаты товарищам по группе, записав их на доске.
Упражнение 6: «МОИ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ».
Время. 10 - 15 минут.
Описание процедуры: Каждому участнику предлагается составить список его безусловно ценных качеств. В него можно внести какие-то из перечисленных ниже пунктов:
- Я хороший друг.
- Я достиг кое-чего в жизни.
- Я помогаю людям.
- Я хочу добиться успеха.
- Я признаю свои ошибки.
- Я стараюсь не совершать больше ошибок, которые делал прежде.
- Я стараюсь жить в нравственной чистоте и быть добрым к людям.
- Я довольно привлекателен.
- Я талантлив в некоторых областях.
- Я стал лучше понимать себя.
По окончании участники зачитывают написанные ими качества.
Пояснение Обсуждение качеств не проводится. В трудные минуты жизни каждый из участников сможет вспомнить об этих качествах для того, чтобы поддержать себя.
Упражнение 7: «ДЕЛОВАЯ ИГРА».
Время. 20 - 30 минут.
1. Чтобы разобраться, что значит успешный человек, надо сначала обсудить и выбрать пять наиболее важных качеств, характеризующих успешного ученика. Вам предложены качества; если, по вашему мнению, какого-то качества не хватает, добавьте его. Сначала каждый определяет для себя, затем обсуждаете в группе и приходите к общему решению. Затем представитель группы выписывает качества на доску и объясняет, почему группа выбрала именно эти качества (каждому выдана карточка с перечнем качеств).
Качества:
• дух соперничества,
• чувство товарищества,
• способность к творчеству,
• любознательность,
• озабоченность материальным успехом,
• порядочность,
• честность,
• доброта,
• независимость,
• интеллектуальная развитость,
• послушание,
• предприимчивость,
• открытость,
• наличие собственных убеждений,
• уравновешенность,
• организованность,
• чувство юмора,
• эмоциональность,
• искренность,
• способность адаптироваться,
• воспитанность,
• настойчивость.
2. Подумайте сначала сами, а затем обсудите в группе и выделите пять наиболее значимых качеств, характеризующих успешного в жизни человека. Представьте успешного человека в современном мире, подумайте, какие качества помогли ему этого достичь.
3. Давайте сравним эти качества. Если вы в школе успешны, приобретаете ли вы качества, позволяющие вам в жизни стать успешными людьми?
Обсуждение.
Занятие 3.
Упражнение 8: «БЕЗ КОМАНДИРА».
Время. 20 минут.
Цель: изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности.
Ход игры
— Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только того и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.
Есть и другой тип - неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы мир непременно погибнет!
Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной - между тем и другим типом - группе.
В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным активистам, и крайним пассивистам, потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.
Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними. Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения - ничего! Работаем молча, максимум - взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!
— Прошу группу построиться в круг! Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.
Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность.
Выстройтесь, пожалуйста:
- в колонну по росту;
- два круга;
- треугольник;
- шеренгу, в которой все участники выстраиваются по росту;
- шеренгу, в которой все участники расположены в соответствии с цветом волос: от самых светлых на одном краю до самых темных на другом;
- живую скульптуру "Звезда", "Медуза", "Черепаха …
Завершение: обсуждение игры.
— Кто из вас лидер по натуре?
— Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?
— Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес лепту в общую победу!
— Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указаний?
— Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?
Упражнение 9: «КАЧЕСТВА ЛИДЕРА».
Время. 20 - 30 минут.
Цель: упражнение направлено на формирование представлений участников о лидерских качествах.
Описание процедуры
Упражнение состоит из трех этапов.
На первом этапе каждому участнику предлагается индивидуально составить список из семи наиболее важных качеств, которыми, по его мнению, необходимо обладать человеку, чтобы стать лидером. Время выполнения — 5 минут. Затем каждый участник зачитывает свой список группе.
На втором этапе группе предлагается коллегиально, руководствуясь принципом достижения согласия, проанализировать все прозвучавшие качества и определить пять наиболее значимых качеств для лидера. Окончательный список качеств зачитывается ведущему и обосновывается участниками. На третьем этапе каждому участнику предлагается по пятибалльной шкале оценить степень развитости выделенных группой лидерских качеств лично у него.
Результаты зачитываются группе.
Пояснение
Ознакомление участников тренинга с качествами, необходимыми для успешного выполнения лидерских функций, повышает их мотивацию к саморазвитию этих качеств.
Упражнение 10: «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛИДЕРСТВЕ».
Время. 30 - 40 минут.
Индивидуальная работа на листочках (7—10 минут)
Ведущий: Сейчас вам нужно будет ответить на два вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В первом столбце напишите: «Мои положительные качества», а во втором столбце - «Мои отрицательные качества». Подчеркните одной чертой качества, которые вы считаете, помогают вам быть лидером.
Работа в парах (10—15 минут).
Ведущий: В течение 5 минут по очереди расскажите друг другу о своих сильных и слабых сторонах. Есть ли у вас лидерские качества? Выделите три самых важных качества «настоящего лидера» и объясните почему?
Работа со всей группой (20—30 минут).
Ведущий: Итак, поработав в парах, вы рассказали друг другу о своих сильных и слабых сторонах, лидерских способностях каждого, и выделили три качества «настоящего лидера». Теперь по очереди вам нужно назвать эти качества, кратко аргументировав почему.
Запись на доске называемых качеств. Обсуждение, ранжирование.
Упражнение 11: «СИЛА ЯЗЫКА».
Время. 30 - 40 минут.
Цель: Язык — важнейшее средство коммуникации, форма существования и выражения мышления. Это упражнение помогает членам группы изменить структуру своего языка.
Процедура: Сядьте лицом к лицу с партнером и, глядя ему в глаза, скажите три фразы, начиная каждую словами «я должен». Не предоставляя вам обратной связи, партнер в свою очередь выскажет три фразы, начиная каждую словами «я должен». Теперь вернитесь к своим фразам и замените в них слова «я должен» словами «я предпочитаю», сохранив неизменными остальные части. Затем выслушайте измененные фразы в утверждениях партнера. Поделитесь своими переживаниями.
По очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами «я не могу». И затем замените в них «я не могу» на «я не хочу», сохраняя остальные части неизменными. Поделитесь с партнерами своим опытом и посмотрите, можете ли вы почувствовать свою способность отказаться, а не свою некомпетентность или беспомощность.
По очереди произнесите три фразы, начинающиеся со слов «мне надо», и затем замените «мне надо» на «я хочу». Поделитесь своими переживаниями и посмотрите, ведет ли замена необходимости желанием к ощущению свободы или к облегчению. Является ли то, о чем вы говорили, чем-нибудь действительно жизненно необходимым для вас или чем-то тем, что вам хотелось бы, но без чего можете прожить.
Наконец, по очереди с партнером скажите три фразы, начинающиеся словами «я боюсь, что», и затем поменяйте «я боюсь, что» на «я хотел бы», оставляя остальные части фраз без изменений. Поделитесь своими переживаниями с партнером и посмотрите, мешает ли страх достижению важных целей и приобретению интересующего опыта.
Слова «я должен», «я не могу», «мне надо» и «я боюсь, что» отрицают вашу способность быть ответственным. Изменяя свой язык, вы можете сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.
Занятие 4.
Упражнение 12: «КРУГ И Я».
Время. 20 минут.
Цели:
- дать возможность участникам тренинга проявить лидерские качества;
- обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно существующим условиям;
- изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.
Ход упражнения
Для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру.
Участники образуют тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя.
Ему дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов), хитростью (посулы, комплименты), искренностью убедить круг и отдельных его представителей впустить его в центр.
Наш герой отходит от круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки…
Начали!
Спасибо за смелость. Кто следующий готов померяться с кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!
Завершение
В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения игроков. Как они вели себя здесь, а как - в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если да - нет, то почему?
Упражнение 13: «МАТРЕШКА».
Время. 20 - 30 минут.
Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь,
На самом деле то, что называют мной,
Не я один. Нас много. Я - живой…
Н. Заболоцкий
Цели:
- развить у участников навыки самоанализа;
- помочь преодолеть внутренние барьеры, страх и неуверенность перед другими людьми;
- дать возможность членам команды проанализировать качества, помогающие и мешающие им быть лидерами.
Ресурсы: большая матрешка.
Ход игры
"Матрешка" - это одна из психодраматических техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании психодраматических техник, успех упражнения во многом зависит от тренера. Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей личность атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут спугнуть откровение, обидеть.
Добровольцу, вышедшему на площадку из числа участников тренинга, дается в руки матрешка и предлагается открывать ее, добираясь до наименьшей куколки. Каждый слой обозначает для нашего героя его сущность, так что под внешней оболочкой — каким видят его окружающие — скрываются более глубокие и тайные уровни.
Игра начинается словами:
— Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окружающие…
Продолжение может быть таким: «Это я - такой, каким меня знают одноклассники / друзья / семья / каким я являюсь на самом деле». Можно направить разговор в определенное русло и просить высказываться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях…
А можно оставить все, как есть, дать рассказу разворачиваться в соответствии с уровнем открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою матрешку.
Упражнение 14: «ГЕНИЙ МАРКЕТИНГА».
Время. 20 - 30 минут.
Цели:
- поупражняться в способности убеждать как в лидерском навыке;
- развить творческое мышление участников тренинга, их умение расширять поле проблемы и видеть многообразие подходов к решению задачи;
- помочь участникам группы разобраться в себе и понять природу своих лидерских качеств;
- потренироваться в переговорном процессе.
Ход игры
Тренер может принести на эту игру непрозрачный мешок, в который будут помещены разные предметы (или определенный ассортимент, который связан с личными или профессиональными особенностями или задачами, участников).
Каждый участник достает из мешка один из предметов.
Задание: в течение 15 минут продать группе этот предмет, представив максимум, но не менее пяти, реальных достоинств товара наиболее эффективным способом.
Завершение
- Чему научила эта игра?
- Чей опыт продаж показался вам наиболее успешным?
- Кому из коллег вы предложили бы поменять стратегию маркетинга и почему?
- Чьи идеи вам наиболее запомнились? почему?
Упражнение 15: «ПОБЕДА ИЛИ ПОРАЖЕНИЕ?»
Время. 20 - 25 минут.
Цели:
- рассмотреть на практике и проанализировать ответственность лидера за эффективность группы;
- научиться распознавать внутригрупповые проблемы и блоки, мешающие нестандартному подходу к ситуации;
- обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в условиях соревнования.
Ресурсы: доска/флип-чарт, денежный взносу или призовой фонд, составленный из личного вклада другого характера (конфеты, сувениры и т.д.).
Ход игры
Эта игра по форме - групповой вариант крестиков-ноликов, по сути же - повод для рассмотрения философии соревнования-сотрудничества. Важно создать в команде атмосферу азартного состязания. Этому-то и служит призовой фонд. Составляем его из мелких денежных взносов участников, в случае невозможности денежного взноса заменяем его любым Другим физически ощутимым и зримым: конфеты, сувениры, в самом крайнем случае - фанты, т. е. записки с заданиями, которые выполнят проигравшие.
Группа разбивается на две команды. (Если количество игроков нечетное, то оставшийся не у дел игрок объявляется судьей и главным помощником тренера.) Тренер сам назначает на роли лидеров двух участников тренинга, которые в ходе работы проявляли темперамент и тягу к соперничеству. Капитаны получают от тренера символы власти: шляпу лидера, повязку или какой-либо иной символ.
— Итак, команды сформированы, капитаны получили символы власти, призовой фонд ждет победителя… В чем же суть игры? На доске начерчено поле 6 х 6 см для многоклеточных крестиков-ноликов. Всего 36 клеток, т. е. у каждой команды будет по 18 ходов. Команда, которой удастся по итогам 18 ходов закончить как можно больше вертикальных или горизонтальных цепочек крестиков или ноликов, будет объявлена победителем и получит призовой фонд.
Каждому игроку на ход дается 10 секунд, после чего он становится в хвост колонны. Вся игра длится три минуты. Если условия понятны, проведем жеребьевку, чтобы определить, какая из команд начинает игру. (Жеребьевка)
Команды - на старт! Во главе колонны первой и второй команд становятся капитаны с мелком/фломастером в руке. Они первые поставят на игровом поле крестик или нолик, затем передадут мелок/фломастер следующему в колонне. Условия игры понятны?
Начали!
Завершение
Когда игра закончена, определяем победителя и вручаем ему приз. Затем начинается обсуждение.
Каков максимальный результат, которого в идеале может достигнуть команда? (Ответ: три ряда.) Итак, если бы группы дали друг другу возможность построить по три ряда крестиков или ноликов, то обе команды пришли бы к ничейному результату и разделили призовой фонд между собой. Но в этом случае команды должны были быть не противниками, а сотрудничать в достижении оптимального для них результата. На самом же деле азарт и соперничество между командами сделали свое дело. Посему стоит обсудить с командой следующие вопросы:
— Что обозначают для вас выигрыш и проигрыш?
— Можно ли извлечь выигрыш из поражения?
— Всегда ли победа сопряжена с чьим-то проигрышем?
— Вспомните и опишите ситуацию из своей жизни, в результате которой по итогам соревнования/соперничества/конфликта соотношения сторон было "выигрыш-выигрыш"или "проигрыш-проигрыш".
Вспомните поведение тренера в ходе подготовки игры. Тренерская установка на соперничество, на подчеркивание роли лидера, создание призового фонда, выбор капитанов - людей с развитым чувством честолюбия сказались на эмоциональном накале игры и на том, что команды не задумались о возможностях сотрудничества, а были сознательно брошены тренером в пучину азартного соревнования. Давайте обсудим возможности иных тренерских установок перед игрой и определим для себя лидерские функции тренера.
Занятие 5.
Упражнение 16: «СКАЗКА ВТРОЕМ»
Время: 20 - 30 минут.
Цели:
- потренироваться в партнерском взаимодействии;
- способствовать развитию спонтанности и творческих возможностей участников тренинга;
- улучшить эмоциональный настрой участников и помочь им, освободившись от зажимов, сократить дистанцию в общении.
Ресурсы: один стул.
Ход упражнения
— Уже из названия понятно, что в задании будут участвовать трое играющих. Один из них выполняет роль сказочника. Ему предстоит изложить одну из известных сказок, определенных ведущим. Второй участник садится на стул лицом к зрителям. Беззвучно открывая рот и используя мимику, он будет имитировать роль рассказчика. Его руки заложены за спину, поэтому не участвуют в игре. Роль "рук второго участника" будут исполнять руки третьего игрока. Для этого он должен встать на колени прямо за спиной второго актера и просунуть свои руки у него под мышками. Для зрителя создается иллюзия, что эти жестикулирующие в ходе сказки руки являются руками сидящего на стуле рассказчика.
Именно иллюзия того, что сказку рассказывает сидящий на стуле игрок голосом первого игрока и руками третьего, является доказательством успешности упражнения. Добиться этого можно при умении синхронно работать с партнерами и с театральной яркостью пользоваться невербальными средствами выразительности (жестом, мимикой, интонацией).
Завершение: обсуждение упражнения.
— Что представляло для вас трудность в задании?
— Как вы считаете, может ли данное упражнение научить вас навыкам, которые вы сможете применить за границами тренинговой группы - на работе, в семье, при общении с людьми?
— Что может дать это задание при рассмотрении проблем, связанных с развитием и тренировкой лидерских качеств? Какие качества лидера проявили участники упражнения?
Упражнение 17: «КРУИЗ»
Время: 1 час 30 минут.
Цели:
- способствовать мобилизации внимания участников в решении групповой задачи;
- интегрировать группу за счет осознания коллективной ответственности и включенности в совместную деятельность;
- потренироваться в выработке совместной стратегии и тактики успеха;
- развить лидерские качества в членах команды, проверить их готовность взять на себя ответственность за решение задачи, способность эффективно работать и общаться с партнерами по команде.
Ресурсы: флип-чарт, маркеры, бумага для записи, ручки, путеводители и проспекты туристических фирм, большая карта мира.
Ход игры
Тренер сообщает группе, что за прекрасные результаты, которые она показала в ходе тренинга, команда награждена 30-дневным круизом.
Туристические компании и агентства предлагают свои проспекты. Каждому участнику команды нужно только составить маршрут захватывающего путешествия. Эта индивидуальная работа длится 15-20 минут.
Следующий этап подготовки к путешествию — выработка маршрута, удовлетворяющего интересы и потребности всех членов команды. Материальные затраты могут не волновать игроков - "за все уплачено!" Но маршрут должен быть составлен быстро (с указанием сроков пребывания в каждом порту). Продажа путевок заканчивается через 40 минут! К закрытию офиса туристической фирмы ее директору (тренер команды) должно быть предоставлено подробное описание маршрута.
Еще одно замечание: так как заказ групповой, то он предусматривает 100%-е согласие всех путешественников с программой круиза.
Завершение
- Что вы чувствовали, познакомившись с условиями игры?
- Какой этап обсуждения задачи показался вам наиболее важным?
- Как происходил процесс обсуждения и принятия решений?
- Как осуществлялось руководство группой?
- Учитывалось ли особое мнение?
- Было ли групповое обсуждение демократичным?
- Что повлияло на результат игры?
- Что мешало группе работать эффективнее?
- Что каждый вынес для себя из участия в игре?
- После того как игра закончилась, осталось ли у вас желание провести совместное 30-дневное путешествие? Кого бы вы не взяли с собой и почему?
Занятие 6.
Упражнение 18: «ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ»
Время. 40 минут - час.
Цели:
- предложить членам группы дать и получить обратную связь, необходимую для эффективного и доверительного сотрудничества;
- развить лидерские качества, умение анализировать информацию о процессах, происходящих в группе;
- проверить уровень открытости участников тренинга и степень их личной соотнесенности с группой.
Ресурсы: не требуются, но в идеале - видеокамера или фотоаппарат, которые позволят запечатлеть на пленку групповой портрет.
Ход игры
Эта методика, носящая название "социальный атом", позволяет визуально отразить степень контактов между членами того или иного формального или неформального объединения. Для этого тот, кто готов быть ведущим, расставляет участников в некую групповую фотографию, где дистанция между людьми - это метафорическое отражение взаимопритяжения / отталкивания между ними.
Однако дело не заканчивается отражением "внутреннего строения" команды. Ведущему будет необходимо придать игрокам те позы и выражения лиц, которые, по его мнению, характерны для них в период группового взаимодействия.
Задача эта совсем не проста. Она требует и способностей к анализу, и большого творческого потенциала, и определенной личной смелости - не всем товарищам по группе может быть по душе отведенное для них место или предложенная ведущим поза, выражение лица.
Когда группа выстроена в желаемую композицию, ведущий присоединяется к ней, занимая свое место, принимая соответствующую его представлению позу и выражение лица.
Хорошо, если есть возможность сделать групповую фотографию, не забыв отметить, кто работал над групповым портретом. Такой документ пригодится и тренеру, и группе, если он сохранится в архиве.
Завершение: обсуждение игры.
Выясняем у членов группы их отношение к тому, как они и вся группа выглядят в глазах товарищей. Насколько объективно это мнение? Кому удалось, по их мнению, максимально передать процессы, происходящие в группе?
Упражнение 19: «ЛИЧНЫЙ БАГАЖ»
Время: 30 минут – 1 час.
Цели:
- развить способности составления психологического портрета человека;
- освоить активный стиль общения и развить в группе отношения открытости и партнерства;
- помочь членам группы разобраться в себе, преодолеть внутренние барьеры, неуверенность, скованность.
Ресурсы: бумага и ручки для всех игроков.
Ход упражнения
Группа уже немало времени провела вместе. Вы познакомились, узнали друг друга. Сейчас мы попробуем определить, насколько хорошо вы стали понимать товарищей, их личные качества. Представьте, что вскоре вам предстоит расстаться, и каждый готовит в дорогу свой рюкзак. Это его личный багаж.
Мы будем собирать рюкзак вместе. При этом договоримся класть в него не вещи, а личные качества товарища. Поровну: те, которые мы в нем полюбили, и те, которые, как нам кажется, могут ему в жизни помешать. Что положит в рюкзак товарища группа?
Есть у этой игры еще несколько правил.
Первое: мы кладем в рюкзак только те качества, свидетелями проявления которых мы стали во время совместной работы.
Второе: мы не можем положить в рюкзак качество характера, за которое не проголосовала вся группа. Даже один человек из вас обладает правом вето. Группе придется переубедить его, иначе спорное качество так и не попадет в багаж вашего товарища.
Примечание: для каждого участника, которому группа помогла собрать личный багаж, составляем итоговый список, указываем дату и ставим подписи членов группы. Этот лист торжественно вручаем собранному в дорогу игроку.
Завершение
- Что вам понравилось в игре?
- Что заставило задуматься над тем, как воспринимает вас группа? Какие вещи, данные вам в дорогу группой, явились для вас неожиданностью?
- Согласны ли вы с тем багажом, которым группа снарядила вас? Может быть, вы не готовы или не хотите прислушаться к мнению группы? Что из багажа вы хотели бы все же оставить?
Упражнение 20: «МАГНИТНОЕ ПОЛЕ УДАЧИ»
Время: 20 - 40 минут.
Цель: достижение каждым участником ресурсного эмоционального
состояния.
Сядьте поудобнее.
И позвольте себе переживать те чувства, которые будут возникать вместе с образами.
Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие. Мысленно создайте образ своей удачи. Вообразите, что вы магнит, притягивающий к себе удачу. Вы твердо знаете, что подобное притягивается подобным. Вызовите в себе состояние удачливого, везучего человека и постарайтесь удержать его максимально долго.
Внешний мир — всего лишь продолжение нашего внутреннего “Я”. А вы — магнит, притягивающий к себе благоприятные обстоятельства для реализации вашей цели.
Вокруг вас создается мощное магнитное поле удачи. На небе появляется огромная радуга, на которой вы размашистым почерком пишете: “Я удачлив!” Услышьте свой громовой голос: “Я удачлив!” Вы слышите, как громко звучит музыка вашей удачи?
Почувствуйте, что вы и удача — отныне неразделимы.
Обсуждение в группе (при необходимости).
Далее возможно прорисовывание своей мандалы (талисмана) удачи!
Завершение работы группы (рефлексия).
Цель: это упражнение позволяет ведущему и членам группы получить информацию о текущем состоянии процесса обучения. Переживания участников, связанные с приобретением нового опыта, складываются в единую многоцветную картину.
Инструкция: Повесьте большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
— Я научился...
— Я узнал, что...
— Я нашел подтверждение тому, что...
— Я обнаружил, что...
— Я был удивлен тем, что...
— Мне нравится, что...
— Я был разочарован тем, что...
— Самым важным для меня было...
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате. Дайте каждому участнику возможность записать свой вариант продолжения.
Сотавлен на основе материалов: Кипнис М. «Тренинг лидерства», Джон Адаир «Психология лидерства», Евтихов О.В. «Тренинг лидерства», Вагин И., Глущай А. «Поднимись над толпой! тренинг лидерства».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста
Конспекты и тематическое планирование уроков, с домашними заданиями и контрольными работами. По материалам учебного пособия под редакцией Дубровиной. Можно использовать в качестве элективного ку...
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Современная школа претерпевает сейчас изменения, поэтому руководитель должен обладать такими знаниями и качествами, которые бы позволяли эффективно управлять персоналом, что позволяло бы обеспечить ус...
Развитие лидерских качеств учащихся на основе патриотической работы в школьном музее
В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления. Лидерские качества становятся особенно актуальными для лю...
Развитие лидерских качеств у учащихся старшего подросткового возраста в рамках практико – ориентировочного проекта «Школа лидера»
Развивающиеся в современном обществе процессы социально- экономических и культурных преобразований, их динамизм влияют на повышение требований к личности, которая должна быть творческой, саморазвивающ...
Мастер-класс по лидерству «Развитие лидерских качеств»
Лидерство – сложное и неоднозначное по составу элементов явление социальной психологии, включающее совокупность трех основных составляющих его компонентов (факторов...
Концептуальный подход к развитию лидерских качеств у обучающихся
Данный материал был использован на педагогическом совете "Работа с одарёнными детьми", а также на методическом объединении классных руководителей. Рассматривается понятие "лидер", основные качества ли...
Развитие лидерских качеств подростка в объединении ООДО. Мастер-класс
Пояснительная записка Любые процессы, происходящие в обществе, неизбежно отражаются на социализации подрастающего поколения. Это особенно касается подростков, поскольку они находятс...