Методическая разработка. Программа по профилактике конфликтов и проявлений булинга.
методическая разработка по психологии (6 класс)
Общение – одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. От того, как строится общение в детском коллективе, зависит, какие отношение сложатся между детьми, какой психологический климат будет преобладать в классе. Самочувствие детей в школе во многом зависит от системы межличностных отношений. Но без конфликтов общение невозможно. Где действуют как минимум два человека - конфликты неизбежны, ведь у каждого из них разные интересы, цели, ценности. Поэтому для эффективного взаимодействия с другими людьми подростком крайне важно научиться решать конфликтные ситуации конструктивными способами.
Актуальность проблемы. Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста.
В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Данные мероприятия гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_.programma_profilaktika_konfliktov_i_bulinga.docx | 35.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы:
Общение – одна из главнейших сфер жизнедеятельности человека, пронизывающая все другие виды его деятельности и регулирующая их. От того, как строится общение в детском коллективе, зависит, какие отношение сложатся между детьми, какой психологический климат будет преобладать в классе. Самочувствие детей в школе во многом зависит от системы межличностных отношений. Но без конфликтов общение невозможно. Где действуют как минимум два человека - конфликты неизбежны, ведь у каждого из них разные интересы, цели, ценности. Поэтому для эффективного взаимодействия с другими людьми подростком крайне важно научиться решать конфликтные ситуации конструктивными способами.
Актуальность проблемы. Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в образовательных организациях и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в учреждении, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. И потому вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален, как во всем мире, так и в России. В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28% детей этого возраста.
В связи со сложившейся ситуацией на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга. Это позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Данные мероприятия гарантируют охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.
В современных условиях педагоги и психологи все чаще обращаются к вопросам толерантности и противостояния агрессии. Особенную актуальность эти вопросы приобретают в подростковом возрасте в силу его изначальной кризисности, отсутствия стабильности и чувства защищенности. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явления.
Англоязычное слово «буллинг» (bullying) становится в последнее время общепринятым для обозначения школьной травли и обозначает травлю, повторяющуюся агрессию по отношению к определенному субъекту, включающую в себя принуждение и запугивание. Однако это явление имеет много «лиц». Так, моббинг, буллинг, хейзинг, кибермоббинг и кибербуллинг – англоязычные названия разновидностей этого опасного явления. И для того, чтобы определить направления профилактической работы, субъекты воздействия, необходимо дифференцировать вышеуказанные понятия.
Моббинг (англ. mob – толпа) – это форма психологического насилия в виде массовой травли человека в коллективе.
Школьный моббинг – это разновидность эмоционального насилия в школе, когда класс или большая часть класса ополчается на кого-то одного и начинает его травить с какой-либо целью. Тех, кто травит, называют мобберами, а тех, кого травят, — «жертвами».
Моббинг – это своего рода «психологический террор», включающий систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одних людей, направленное против других, в основном одного человека. Например, моббинг против «новичка».
Формы моббинга: насмешки над физическими недостатками, изоляция, отвержение, подразнивание, толкание, высмеивание одежды и т.д.
Буллинг (англ. bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) — это систематическое, регулярно повторяющееся насилие, травля со стороны одного школьника или группы школьников в отношении отдельного школьника, который не может себя защитить.
Буллинг – это психологический террор. Он всегда преследует цель — затравить жертву, вызвать у нее страх, деморализовать, унизить, подчинить. Обидчики дают ребенку неприятные прозвища, обзывают, бойкотируют, угрожают, отбирают личные вещи или намеренно портят их, бьют или пинают, заставляют делать неприглядные и оскорбляющие достоинство действия, распространяют лживые сведения, сплетни и слухи, исключают ребенка из круга общения, совместных занятий, игр, игнорируют и т.д. Обидчики — булли — чрезвычайно изобретательны.
Обидчиками могут быть и девочки-подростки, ибо буллинге зависит от пола, роста, национальности или предпочтений. Он просто есть и все, как элемент школьной жизни. Повод может быть самым разным. Поэтому пострадать от буллинга может любой ученик. При этом зачастую могут даже отсутствовать какие-либо конкретные основания для агрессии. Объектом буллинга чаще всего выбирают тех, кто отличается от других детей и не может себя защитить.
По сути моббинг и буллинг схожие понятия — это травля. В то же время буллинг отличается от моббинга тем, что в роли преследователя выступает не весь класс, а конкретный ученик или группа учеников, которые имеют авторитет.
Хейзинг (англ. hazing) — неформальные ритуальные насильственные обряды, исполняемые при вступлении в определенную группу, и для дальнейшего поддержания иерархии в этой группе. В большей степени хейзингхарактерен для закрытых (военизированных, спортивных, интернатных, и др.) учреждений.
Хейзинг – это неуставные отношения в коллективе, например, известная у нас «дедовщина».
Хейзинг встречается и в обычных образовательных учреждениях, особенно, если при них есть общежития. Новичкам одноклассники или учащиеся более старших классов (курсов) навязывают унижающие достоинство различные действия, например, публично пройтись раздетым, вымыть пол в туалете зубной щеткой и т.д.
В последнее время к формам психологического давления, присущего традиционной травле, добавились возможности всемирной паутины — кибермоббинг и кибербуллинг.
Кибермоббинг и кибербуллинг – интернет-травля — это намеренные оскорбления, угрозы, сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации: компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты, Интернета, социальных сетей, блогов, чатов и т.д.
Интернет-травля может осуществляться также через показ и отправление резких, грубых или жестоких текстовых сообщений, передразнивание жертвы в режиме онлайн, размещение в открытом доступе личной информации, фото или видео с целью причинения вреда или смущения жертвы; создание фальшивой учетной записи в социальных сетях, электронной почты, веб-страницы для преследования и издевательств над другими от имени жертвы и т.д.
Интернет-травля отличается от других видов насилия тем, что позволяет обидчику сохранить анонимность и вероятность быть непойманным.
Наиболее часто употребляемым в настоящее время понятием, обозначающим все указанные явления, выступает «буллинг». И сегодня буллинг – это социальное явление, без которого не строится ни один детский коллектив. В любом классе, группе есть лидер, «середнячки» и «слабое звено» – тот, кто становится объектом насмешек. Если ребенок по каким-то причинам выпадает из общей массы, рядом обязательно найдется тот, кто захочет самоутвердиться за его счет. В детском коллективе буллинг зачастую является результатом незанятости детей.
Предпосылками буллинга являются:
• зависть, желание унизить жертву ради удовлетворения своих амбиций, для развлечения, самоутверждения;
• желание подчинить, контролировать кого-то;
• виктимность жертвы (особенности личности и поведения индивида, навлекающие на него агрессию со стороны других людей, такие как покорность, внушаемость, неумение постоять за себя, неосторожность, доверчивость, легкомыслие, недифференцированная общительность, а также психические расстройства).
Последствия буллинга могут быть различными: от не успешности в учебной деятельности и в жизни до самоубийства жертвы.
Кроме того, буллинг зачастую это скрытый процесс и для его предотвращения, разрешения конфликта и устранения последствий необходимо слаженное взаимодействие окружения ребенка и всех вовлеченных в образовательную деятельность лиц.
Возрастная категория:12-16 лет,
Цель программы: Формирование навыка конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, профилактика проявлений буллинга в подростковой среде.
Задачи программы:
Обучающиеся задачи:
-повышение уровня знаний об опасностях подросткового возраста: внушаемость, отсутствие нравственных ценностей, жизненных целей и перспектив.
Воспитательные задачи:
- формирование адекватной самооценки, навыков регуляции своего поведения и эмоционального состояния, профилактика агрессивного поведения.
-формирование навыков позитивного общения, эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Развивающие задачи:
- развитие коммуникативных навыков;
- знакомство с конкретными инструментами, которые могут быть полезны подросткам при разрешении конфликтов;
- обучение навыкам группового сплочения (аргументация своей точки зрения, отстаивания своих интересов, навыки принятия группового решения, нахождения компромисса);
- развитие эмоциональной сферы подростка, умения понимать эмоциональные состояния и адекватно выражать свои эмоции и чувства.
Реализация программы проходит с учетом учебно-тематического плана по программе.
Программа состоит из нескольких блоков:
- Личностный блок: его задачами является знакомство со своим внутренним миром, формирование стремления к самопознанию, знакомство с особенностями своей личности и личности другого человека, принятие своих качеств и качеств других людей.
- Эмоциональный блок: его задачами – расширение знаний участников о чувствах и эмоциях, развитие способности принятия эмоций, умения отреагировать, выражать свои чувства и эмоциональные реакции, повышение эмоциональной зрелости в целом.
- Коммуникативный блок: его задачей является формирование навыков общения: умение слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссу, аргументировать и отстаивать свои позиции (блок построен по принципу работы Т- группы).
- Информационный блок: его задачей является информирование участников программы.
- Диагностический блок: его задачей является диагностика взаимоотношений участников программы, их личностный особенностей.
(тест описания поведения Томаса, адаптированный Гришиной Н. В.);
Блок для информационно – просветительской работы с педагогами и родителями
Основные группы методов профилактики:
1) методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;
2) методы, ориентированные на семейные отношения;
3) методы, ориентированные на ближайшее окружение подростка (микросоциум).
Планируемые результаты:
1.При условии успешной реализации данной программы будет повышен уровень знаний об опасностях подросткового возраста: внушаемость, отсутствие нравственных ценностей, жизненных целей и перспектив.
Личностные результаты:
2.Сформируется внутренняя потребность в толерантном поведении к людям, принципов соблюдения прав и свобод человека.
3.Сформируется адекватная самооценка, навыки регуляции своего поведения и эмоционального состояния, профилактика агрессивного поведения.
Метапредметный результат:
4.Сформируются умения самоконтроля, навык позитивного общения, эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Положительная динамика: в развитии адаптивного поведения; социальной и коммуникативной активности учащихся; подросток научится аргументировать свою точку зрения, прогнозировать ситуацию общения, предупреждать конфликтные ситуации, находить компромисс. Работа будет способствовать формированию адекватной самооценки, снижению тревожности, развитию эмоциональной сферы.
Учебно - тематический план:
№ | Тема | Всего часов | Формы контроля |
1 | Проведение диагностического обследования. Групповое знакомство. | 1 | Входящая диагностика обучающихся |
2 | Что такое конфликт? Знакомство с понятием. | 1 | |
3 | Причины конфликтов. | 1 | |
4 | Наши чувства в конфликте. | 1 | |
5 | Стратегии поведения в конфликте. Понятие сотрудничества. | ||
6 | Тренируем конструктивное поведение в конфликте. | 1 | |
7 | Конфликт? Отлично. | 1 | |
8 | Конфликты проходят, отношения остаются. | 1 | |
9 | Заключительное занятие. Проведение диагностического обследования. | 1 | Контрольная диагностика обучающихся. |
ВСЕГО: | 9 |
Оценка результативности (эффективности) программы
Результативность программы оценивается с помощью:
- психодиагностики (первичной и итоговой);
- наблюдения психолога;
- отзывов учителей, родителей, учащихся.
Информационные источники, используемые при реализации программы:
Методическое оснащение программы:
- Агрессия у детей и подростков / Под редакцией Платоновой Н.М. - СПБ.: Речь, 2009
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми -СПБ.: Речь, 2008
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования / Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ «Сфера», 2011
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами / Сборник методических материалов - М.: AKADEMIA, 2002.
- Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. - СПБ: Речь,
- Институт Тренинга, 2010.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей -Ростов-на-Дону «Феникс», 2010
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. /Пер. с нем. - М. «Генезис» 2008
- Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего:
- Практическое пособие / Пер. с нем. 3-е изд. - М.: Генезис, 2008.
- Тест описания поведения К.Томаса (адаптация Н.В.Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.69-77.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» (Профилактика правонарушений несовершеннолетних
Наименование программы Программа по профилактике конфликтов в школьной средеРазработчики программыСоциальный педагогМОУ Лицей г. ИстраЦели программыФормировать нормы и традиции коллектива, в осно...
Методическая разработка «Эмоциональное выгорание, как одно из проявлений деформаций личности педагога»
Работники сферы образования являются наиболее уязвимой категорией, подверженной профессиональной деформации. Возникновение и развитие профессиональной деформации снижает продуктивность выполнения...
Методическая разработка бинарного урока "Управление конфликтами и стрессами"
Конфликт и стресс довольно расспространенные явления в нашей жизни. Занятие помогает студентам продолжать формировать культуру общения на деловом...
Методическая разработка занятия на тему "Конфликт или взаимодействие"
Материал содержит фрагмент из рабочей программы по психологии для 5-х классов "Первый раз в пятый класс"...
Методическая разработка тренинга по решению конфликтов среди подростков (цикл занятий)
Цикл тренинга, включающий 5 занятий для подростков и старшеклассников. Подробно описаны цели каждого занятия, прилагается рефлексивная анкета по итогам. Основная цель: повышение уровня знаний о теории...
Методическая разработка. Программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних «Дорога жизни»".
Долгосрочная программа для средней общеобразовательной школы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Программа рассчитана на пять лет....
Программа по профилактике конфликтов в школьной среде» 5-7классы
Программа по формированию межличностных отношений в школьном коллективе, формировать нормы, традиции коллектива, толерантность, взаимопонимание, умение конструктивно разрешать конфликты....