Интолерантное отношение подростков к лицам иных этносов
статья по психологии (9 класс)

Вдовиченко Маргарита Александровна

Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная Целевая Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе. Принятие программы было продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России . В числе таких обстоятельств выделяют три основных: 1) толерантность - это инструмент социального согласия; 2) толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон; 3) толерантность - это результат договоренности сторон, образующих в своей совокупности международное сообщество, в котором нормой отношений является уважение к правам человека [1]. Результаты проведенного анализа показывают, что толерантность можно рассматривать как отношение, аттитюд, потребность, ценность, социальную норму, взгляд или убеждение. Такие проявления интолерантности, как экстремизм и терроризм, являются проблемой всего современного общества. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Предметом нашего исследования стали психологические особенности этнической толерантности подростков. В Свердловской области, согласно данным последней переписи населения, проживают представители 142-х народов. В нашем исследовании участвовали ученики 11-х классов. Для диагностики мы использовали Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова[2]. Результаты распределились следующим образом. По шкале «Интолерантность» в группе мальчиков доминирует средний уровень (85%), высокий уровень интолерантности (10%) и низкий уровень (5%). В группе девочек средний уровень (89,6%), высокий (5,2%), низкий (5,2%). Интолерантность рассматривается как преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной. По шкале «этническая толерантность» результаты распределились в группе мальчиков высокий уровень (20,5%), средний уровень (17,9%), низкий уровень(12,8%). В группе девочек высокий уровень (15,3%), средний уровень (28,2%), низкий (5,1%). Этническая толерантность является основным средством достижения гармонии национальных отношений обществах, так как базируется на признании того факта, что за различиями кроется существенное сходство. По шкале социальная толерантность 1 Конференция «Ломоносов 2019» в группе мальчиков результаты высокий уровень (7,6%), средний уровень(33,3%), низкий уровень (12,8%). В группе девочек высокий уровень (17,9%), средний уровень (28,2%), низкий уровень(0%). Социальная толерантность, рассматривается как ненасильственное, уважительное отношение к различным социальным группам, является условием гармонизации отношений в обществе. По шкале толерантность результаты в группе мальчиков высокий уровень (12,8%.), средний уровень (25,6%), низкий уровень (12,8%). В группе девочек высокий уровень (15,3%), средний уровень (20,5%), низкий (12,8%). Толерантность рассматривается как то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Результаты исследования на начальном этапе позволяют констатировать, что в основном преобладает средний уровень по шкалам методики и есть небольшие отличия результатов у мальчиков и девочек. Средний уровень по шкалам методики, говорит о том, что знание норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; ситуационное проявление самообладания, эмпатии, выдержки, зависит от внешних условий; признание толерантного поведения со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий. Высокий уровень развития шкал методики предполагает, что старшеклассники имеют установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, имеют фактические представления о ценностях толерантности; устойчиво проявляют терпимое отношение к другим. Низкий уровень (интолерантность) по шкалам методики говорит о том, что старшеклассники обладают низким объемом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеют отличать границы толерантности и интолерантности; отсутствует выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется ситуативно, гибкость отсутствует; и наличие отрицательного отношения к отличиям других. Данные исследования показывают, о важности воспитательной работы по развитию толерантности и ее компонентов среди старшеклассников.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии - к реальности. /На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М: Смысл, 2000. С. 7.

2.Солдатова, Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив /Г.У. Солдатова // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред.Г.У. Солдатовой М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - С. 56.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интолерантное отношение подростков к лицам иных этносов

Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена Федеральная Целевая Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе. Принятие программы было продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России. В числе таких обстоятельств выделяют три основных: 1) толерантность - это инструмент социального согласия; 2) толерантности как социальной нормы, определяющей баланс интересов конкурирующих сторон; 3) толерантность - это результат договоренности сторон, образующих в своей совокупности международное сообщество, в котором нормой отношений является уважение к правам человека [1]. Результаты проведенного анализа показывают, что толерантность можно рассматривать как отношение, аттитюд, потребность, ценность, социальную норму, взгляд или убеждение. Такие проявления интолерантности, как экстремизм и терроризм, являются проблемой всего современного общества. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Предметом нашего исследования стали психологические особенности этнической толерантности подростков. В Свердловской области, согласно данным последней переписи населения, проживают представители 142-х народов. В нашем исследовании участвовали ученики 11-х классов. Для диагностики мы использовали Экспресс-опросник «Индекс толерантности» Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова[2]. Результаты распределились следующим образом. По шкале «Интолерантность» в группе мальчиков доминирует средний уровень (85%), высокий уровень интолерантности (10%) и низкий уровень (5%). В группе девочек средний уровень (89,6%), высокий (5,2%), низкий (5,2%). Интолерантность рассматривается как преимущественно негативное восприятие иной этнической культуры при сверхпозитивном восприятии собственной. По шкале «этническая толерантность» результаты распределились в группе мальчиков высокий уровень (20,5%), средний уровень (17,9%), низкий уровень(12,8%). В группе девочек высокий уровень (15,3%), средний уровень (28,2%), низкий (5,1%). Этническая толерантность является основным средством достижения гармонии национальных отношений обществах, так как базируется на признании того факта, что за различиями кроется существенное сходство. По шкале социальная толерантность 1 Конференция «Ломоносов 2019» в группе мальчиков результаты высокий уровень (7,6%), средний уровень(33,3%), низкий уровень (12,8%). В группе девочек высокий уровень (17,9%), средний уровень (28,2%), низкий уровень(0%). Социальная толерантность, рассматривается как ненасильственное, уважительное отношение к различным социальным группам, является условием гармонизации отношений в обществе. По шкале толерантность результаты в группе мальчиков высокий уровень (12,8%.), средний уровень (25,6%), низкий уровень (12,8%). В группе девочек высокий уровень (15,3%), средний уровень (20,5%), низкий (12,8%). Толерантность рассматривается как то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Результаты исследования на начальном этапе позволяют констатировать, что в основном преобладает средний уровень по шкалам методики и есть небольшие отличия результатов у мальчиков и девочек. Средний уровень по шкалам методики, говорит о том, что знание норм толерантности носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; ситуационное проявление самообладания, эмпатии, выдержки, зависит от внешних условий; признание толерантного поведения со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий. Высокий уровень развития шкал методики предполагает, что старшеклассники имеют установку на формирование у себя конкретных качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе, имеют фактические представления о ценностях толерантности; устойчиво проявляют терпимое отношение к другим. Низкий уровень (интолерантность) по шкалам методики говорит о том, что старшеклассники обладают низким объемом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеют отличать границы толерантности и интолерантности; отсутствует выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется ситуативно, гибкость отсутствует; и наличие отрицательного отношения к отличиям других. Данные исследования показывают, о важности воспитательной работы по развитию толерантности и ее компонентов среди старшеклассников.

Литература:

1.Асмолов А.Г. Толерантность: от утопии - к реальности. /На пути к толерантному сознанию / Отв. ред. А. Г. Асмолов. М: Смысл, 2000. С. 7.

2.Солдатова, Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив /Г.У. Солдатова // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности личности / под ред.Г.У. Солдатовой М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2003. - С. 56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка отношений подростка с классом

Расписание уроковпонедельниквторник          среда              четверг        ...

Тест "Поведение родителей и отношение подростков к ним"

назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте....

Оценка отношений подростка с классом

Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимаю...

Технология проведения социометрического исследования для определения уровня межличностных отношений подростков

Технология проведения социометрического исследования для определения  уровня межличностных отношений учащихся на примере 7-го класса....

Исследовательский проект на тему: "Отношение подростков Архангельской Санаторной школы – интернат №2 к проблемам курения" Часть 2

Исследовательский проект проводился на базе  Архангельской Санаторной школы интернат №2 с целью изучения отношения подростков  к проблемам курения....

Статья.Результаты изучения отношения подростков к концепту "патриотизм"

Результаты исследования показались мне очень интересными.Они помогут во многом по новому взглянуть на аспекты патриотического воспитания школьника...

Психолого-педагогические аспекты решения проблем межличностных отношений подростков

В процессе общения у подростков воз­никают различные межличностные проблемы, которые являются одной из сложных проблем в психологии и социальной педагогики.Целью данной работы является разработка реко...