Дистанционный урок для 5 класса по теме "Настоящее и будущее время. Спряжение глаголов"
план-конспект урока (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе

Дата проведения: 12 мая

Тема: «Настоящее и будущее время. Спряжение глаголов»

Ход урока:

1. Настоящее и будущее время ( параграф 116 и 117)

1) Чтение материала на страницах 118 и 119.

2) Объяснение темы:

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи, и отвечают на вопросы: «Что делаю?», «Что делаешь?», «Что делаем?» и др. 

Пример: Я (Что делаю?) иду по лесной тропинке.

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.

Они образуются с помощью личных окончаний глаголов.

Пример: пою, поём, поёшь, поёте поёт, поют.

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Значения лица и числа выражают окончания глаголов.

Пример: смотришь (во 2-м л., ед. ч.), спим (в 1-м л., мн. ч.), летят (в 3-м л., мн. ч.).

Глаголы в форме настоящего времени не имеют рода.

Будущее время глагола

Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи, и отвечают на вопросы: «Что будем делать?», «Что сделаем?», «Что будешь делать?», «Что сделаете?» и др.  

Пример:Летом я (Что сделаю?) поеду в Крым.

Я (Что буду делать?) буду петь в хоре.

Образование форм будущего времени

  

Простая

Сложная

образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний:

(Что сделаю?) посмотрю;

(Что сделаешь?) посмотришь...                                          

образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола:

 (Что буду делать?) буду смотреть;

(Что будешь делать?) будешь смотреть...

 

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.

Пример: прочитаю (в 1-м л., ед. ч.) — прочитают (в 3-м л., мн. ч.); будешь читать (во 2-м л., ед. ч.) — будем читать (в 1-м л., мн. ч.).

У глаголов в будущем времени нельзя определить род.

3) Памятка 

 

4) Закрепление темы:

Видеоматериал → https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239108%2Fpl_175567841_-2

Или https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=vm6Kb53nwCk&feature=emb_logo

 

2. Объяснение темы «Спряжение глаголов»

1. Чтение материала параграфа 118 на стр.121.

2. Таблица

 

ВИДЕОУРОК >

https://www.youtube.com/watch?v=-UJxACljVSw&feature=emb_logo

или https://vk.com/video?z=video175567841_456239141%2Fpl_cat_updates

 

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.  
При спряжении изменяются окончания глаголов.  
        Глаголы I спряжения имеют окончания:  
            -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  

        Глаголы II спряжения имеют окончания:  
            -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

        Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить. 

 Спряжение глаголов определяется двумя способами:  


  – по личному окончанию, если оно ударное:  
      петь – поёшь, поёт, поют (I спр.);   сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);  
      лежать – лежишь, лежит (II спр.);   греметь – гремишь, гремит (II спр.);  


  – если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется  
      по суффиксу неопределённой формы.    

        Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:  

  1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);  
  2) определить, какая гласная стоит перед -ть.  

Ко II спряжению относятся:  
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);  
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;  
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.  
Например:     задышать, присмотреть, перегнать.    

К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:  
                      греть,   тянуть,   таять.   
 Примечание.  
          По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя: жить – живёшь, живут (I спр.);     шуметь – шумишь, шумят (II спр.).   

 

ПОДСКАЗКИ:

 

1. (МЫ С ВАМИ ЕГО УЧИЛИ!)

Ко второму же спряжению- 
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на – ИТЬ, 
Исключая брить, стелить,
И ещё гнать, держать, смотреть, видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и  вертеть,

И обидеть,и терпеть.
Вы запомните, друзья,  
Их на –е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.  Вид глагола сохраняется.

2. Алгоритм-инструкции.
Как определить спряжение глагола.
1.Укажи ударение, если окончание ударное, то – ЕШЬ, - ЕТ; - УТ, - ЮТ – 1 спряжение; 
- ИШЬ, -ИТ; - АТ, - ЯТ – 2 спряжение.
2.Если окончание безударное, определи вид глагола.
3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).
4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).
6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.
 

3. ВИДЕОУРОК

https://www.youtube.com/watch?v=y3pZndZKFso&feature=emb_logo

или

https://vk.com/video?z=video175567841_456239142%2Fpl_cat_updates

 

4. Чтение материала параграфа 119 на странице 122.

5. Домашняя работа: упражнение 679
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klass12.docx233.27 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Дата проведения: 12 мая

Тема: «Настоящее и будущее время. Спряжение глаголов»

Ход урока:

1. Настоящее и будущее время ( параграф 116 и 117)

1) Чтение материала на страницах 118 и 119.

2) Объяснение темы:

Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи, и отвечают на вопросы: «Что делаю?», «Что делаешь?», «Что делаем?» и др. 

Пример: Я (Что делаю?) иду по лесной тропинке.

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.

Они образуются с помощью личных окончаний глаголов.

Пример: пою, поём, поёшь, поёте поёт, поют.

Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Значения лица и числа выражают окончания глаголов.

Пример: смотришь (во 2-м л., ед. ч.), спим (в 1-м л., мн. ч.), летят (в 3-м л., мн. ч.).

Глаголы в форме настоящего времени не имеют рода.

Будущее время глагола

Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи, и отвечают на вопросы: «Что будем делать?», «Что сделаем?», «Что будешь делать?», «Что сделаете?» и др.  

Пример:Летом я (Что сделаю?) поеду в Крым.

Я (Что буду делать?) буду петь в хоре.

Образование форм будущего времени

  

Простая

Сложная

образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний:

(Что сделаю?) посмотрю;

(Что сделаешь?) посмотришь...                                          

образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола:

 (Что буду делать?) буду смотреть;

(Что будешь делать?) будешь смотреть...

 

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.

Пример: прочитаю (в 1-м л., ед. ч.) — прочитают (в 3-м л., мн. ч.); будешь читать (во 2-м л., ед. ч.) — будем читать (в 1-м л., мн. ч.).

У глаголов в будущем времени нельзя определить род.

3) Памятка  

C:\Users\Svetlana\Desktop\Домашка\007.jpg

4) Закрепление темы:

Видеоматериал → https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239108%2Fpl_175567841_-2

Или https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=vm6Kb53nwCk&feature=emb_logo

2. Объяснение темы «Спряжение глаголов»

1. Чтение материала параграфа 118 на стр.121.

2. Таблица

C:\Users\Svetlana\Desktop\Домашка\025.jpg

ВИДЕОУРОК >

https://www.youtube.com/watch?v=-UJxACljVSw&feature=emb_logo

или https://vk.com/video?z=video175567841_456239141%2Fpl_cat_updates

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.  
При спряжении изменяются окончания глаголов.  
        Глаголы I спряжения имеют окончания:  
            -у (-ю),   -ешь (-ёшь),   -ет (-ёт),   -ем (-ём),   -ете (-ёте),   -ут (-ют).  

        Глаголы II спряжения имеют окончания:  
            -у (-ю),   -ишь,   -ит,   -им,   -ите,   -ат (-ят).  

        Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить. 

спряжение глаголов

  

 Спряжение глаголов определяется двумя способами:  

  – по личному окончанию, если оно ударное:  
      петь – поёшь, поёт, поют (I спр.);   сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);  
      лежать – лежишь, лежит (II спр.);   греметь – гремишь, гремит (II спр.);  


  – если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется  
      по суффиксу неопределённой формы.    

        Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:  

  1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет гулять);  
  2) определить, какая гласная стоит перед -ть.  

Ко II спряжению относятся:  
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);  
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;  
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.  
Например:     задышать, присмотреть, перегнать.    

К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:  
                      греть,   тянуть,   таять.   
 Примечание.  
          По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя: жить – живёшь, живут (I спр.);     шуметь – шумишь, шумят (II спр.).   

ПОДСКАЗКИ:

1. (МЫ С ВАМИ ЕГО УЧИЛИ!)

Ко второму же спряжению- 
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на – ИТЬ, 
Исключая брить, стелить,
И ещё гнать, держать, смотреть, видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и  вертеть,

И обидеть,и терпеть.
Вы запомните, друзья,  
Их на –е спрягать нельзя.

Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению.  Вид глагола сохраняется.

2. Алгоритм-инструкции.
Как определить спряжение глагола.
1.Укажи ударение, если окончание ударное, то – ЕШЬ, - ЕТ; - УТ, - ЮТ – 1 спряжение; 
- ИШЬ, -ИТ; - АТ, - ЯТ – 2 спряжение.
2.Если окончание безударное, определи вид глагола.
3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).
4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).
6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

3. ВИДЕОУРОК

https://www.youtube.com/watch?v=y3pZndZKFso&feature=emb_logo

или

https://vk.com/video?z=video175567841_456239142%2Fpl_cat_updates

4. Чтение материала параграфа 119 на странице 122.

5. Домашняя работа: упражнение 679


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)

Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...

Грамматическое время the Present Perfect tense. Дистанционный урок. 7 класс

Дистанционный урок. 7 класс. УМК Кауфман К. И "Happy English .ru" Представленная разработка получила 1 место на III Региональном фестивале "Дистанционный урок 2012"...

Урок - презентация по теме "Будущее время английского глагола"

Урок-презентация по теме "Будущее время английского глагола" содержит объяснение новой темы, набор упражнений и заданий для закрепления темы....

Методическая разработка урока английского языка в 4 классе по теме «Погода. Будущее время, общий вопрос».

Урок формирования новых знаний и презентация к уроку.Тема урока:”Speaking about the Weather and Future”. Цель: развитие речевых компетенций по темам:  «Погода»и «Поговорим о будущем»....

Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Простое будущее время"

Данная технологическая карта разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой З.И. и Трубанекой Н.Н., предполагает использование на уроке материалов обучающей компьютерной программы ...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме" Определение спряжений глаголов по неопределенной форме", 11 класс.

Конспект урока в 11 классе на тему:" Определение спряжений глаголов по неопределенной форме"....