Дистанционный урок для 5 класса по теме "Настоящее и будущее время. Спряжение глаголов"
план-конспект урока (5 класс)
Урок русского языка в 5 классе
Дата проведения: 12 мая
Тема: «Настоящее и будущее время. Спряжение глаголов»
Ход урока:
1. Настоящее и будущее время ( параграф 116 и 117)
1) Чтение материала на страницах 118 и 119.
2) Объяснение темы:
Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи, и отвечают на вопросы: «Что делаю?», «Что делаешь?», «Что делаем?» и др.
Пример: Я (Что делаю?) иду по лесной тропинке.
Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
Они образуются с помощью личных окончаний глаголов.
Пример: пою, поём, поёшь, поёте поёт, поют.
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Значения лица и числа выражают окончания глаголов.
Пример: смотришь (во 2-м л., ед. ч.), спим (в 1-м л., мн. ч.), летят (в 3-м л., мн. ч.).
Глаголы в форме настоящего времени не имеют рода.
Будущее время глагола
Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи, и отвечают на вопросы: «Что будем делать?», «Что сделаем?», «Что будешь делать?», «Что сделаете?» и др.
Пример:Летом я (Что сделаю?) поеду в Крым.
Я (Что буду делать?) буду петь в хоре.
Образование форм будущего времени
Простая | Сложная |
образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний: (Что сделаю?) посмотрю; (Что сделаешь?) посмотришь... | образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола: (Что буду делать?) буду смотреть; (Что будешь делать?) будешь смотреть... |
Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.
Пример: прочитаю (в 1-м л., ед. ч.) — прочитают (в 3-м л., мн. ч.); будешь читать (во 2-м л., ед. ч.) — будем читать (в 1-м л., мн. ч.).
У глаголов в будущем времени нельзя определить род.
3) Памятка
4) Закрепление темы:
Видеоматериал → https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239108%2Fpl_175567841_-2
Или https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=vm6Kb53nwCk&feature=emb_logo
2. Объяснение темы «Спряжение глаголов»
1. Чтение материала параграфа 118 на стр.121.
2. Таблица
ВИДЕОУРОК >
https://www.youtube.com/watch?v=-UJxACljVSw&feature=emb_logo
или https://vk.com/video?z=video175567841_456239141%2Fpl_cat_updates
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
При спряжении изменяются окончания глаголов.
Глаголы I спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.
Спряжение глаголов определяется двумя способами:
– по личному окончанию, если оно ударное:
петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);
– если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется
по суффиксу неопределённой формы.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:
греть, тянуть, таять.
Примечание.
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя: жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).
ПОДСКАЗКИ:
1. (МЫ С ВАМИ ЕГО УЧИЛИ!)
Ко второму же спряжению-
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на – ИТЬ,
Исключая брить, стелить,
И ещё гнать, держать, смотреть, видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть,и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е спрягать нельзя.
Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению. Вид глагола сохраняется.
2. Алгоритм-инструкции.
Как определить спряжение глагола.
1.Укажи ударение, если окончание ударное, то – ЕШЬ, - ЕТ; - УТ, - ЮТ – 1 спряжение;
- ИШЬ, -ИТ; - АТ, - ЯТ – 2 спряжение.
2.Если окончание безударное, определи вид глагола.
3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).
4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.
5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).
6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.
3. ВИДЕОУРОК
https://www.youtube.com/watch?v=y3pZndZKFso&feature=emb_logo
или
https://vk.com/video?z=video175567841_456239142%2Fpl_cat_updates
4. Чтение материала параграфа 119 на странице 122.
5. Домашняя работа: упражнение 679
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klass12.docx | 233.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Дата проведения: 12 мая
Тема: «Настоящее и будущее время. Спряжение глаголов»
Ход урока:
1. Настоящее и будущее время ( параграф 116 и 117)
1) Чтение материала на страницах 118 и 119.
2) Объяснение темы:
Глаголы настоящего времени показывают, что действие происходит в момент речи, и отвечают на вопросы: «Что делаю?», «Что делаешь?», «Что делаем?» и др.
Пример: Я (Что делаю?) иду по лесной тропинке.
Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида.
Они образуются с помощью личных окончаний глаголов.
Пример: пою, поём, поёшь, поёте поёт, поют.
Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам. Значения лица и числа выражают окончания глаголов.
Пример: смотришь (во 2-м л., ед. ч.), спим (в 1-м л., мн. ч.), летят (в 3-м л., мн. ч.).
Глаголы в форме настоящего времени не имеют рода.
Будущее время глагола
Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи, и отвечают на вопросы: «Что будем делать?», «Что сделаем?», «Что будешь делать?», «Что сделаете?» и др.
Пример:Летом я (Что сделаю?) поеду в Крым.
Я (Что буду делать?) буду петь в хоре.
Образование форм будущего времени
Простая | Сложная |
образуется от глаголов совершенного вида при помощи личных окончаний: (Что сделаю?) посмотрю; (Что сделаешь?) посмотришь... | образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола: (Что буду делать?) буду смотреть; (Что будешь делать?) будешь смотреть... |
Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.
Пример: прочитаю (в 1-м л., ед. ч.) — прочитают (в 3-м л., мн. ч.); будешь читать (во 2-м л., ед. ч.) — будем читать (в 1-м л., мн. ч.).
У глаголов в будущем времени нельзя определить род.
3) Памятка
4) Закрепление темы:
Видеоматериал → https://vk.com/videos175567841?z=video175567841_456239108%2Fpl_175567841_-2
Или https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=vm6Kb53nwCk&feature=emb_logo
2. Объяснение темы «Спряжение глаголов»
1. Чтение материала параграфа 118 на стр.121.
2. Таблица
ВИДЕОУРОК >
https://www.youtube.com/watch?v=-UJxACljVSw&feature=emb_logo
или https://vk.com/video?z=video175567841_456239141%2Fpl_cat_updates
Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
При спряжении изменяются окончания глаголов.
Глаголы I спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют).
Глаголы II спряжения имеют окончания:
-у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).
Проспрягаем глаголы расти, работать, стоять, держать, кормить.
Спряжение глаголов определяется двумя способами:
– по личному окончанию, если оно ударное:
петь – поёшь, поёт, поют (I спр.); сидеть – сидишь, сидим, сидят (II спр.);
лежать – лежишь, лежит (II спр.); греметь – гремишь, гремит (II спр.);
– если личное окончание безударное, то спряжение глагола определяется
по суффиксу неопределённой формы.
Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно:
1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять);
2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
Ко II спряжению относятся:
– глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на -ить (кроме брить, стелить);
– 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть;
– 4 глагола на -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них.
Например: задышать, присмотреть, перегнать.
К I спряжению относятся все остальные глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть:
греть, тянуть, таять.
Примечание.
По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя: жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (II спр.).
ПОДСКАЗКИ:
1. (МЫ С ВАМИ ЕГО УЧИЛИ!)
Ко второму же спряжению-
Отнесём мы без сомненья.
Все глаголы, что на – ИТЬ,
Исключая брить, стелить,
И ещё гнать, держать, смотреть, видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть,и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на –е спрягать нельзя.
Все остальные глаголы на – ЫТЬ, - УТЬ, - ОТЬ, - АТЬ, - ЯТЬ и т.д. относятся к 1 спряжению. Вид глагола сохраняется.
2. Алгоритм-инструкции.
Как определить спряжение глагола.
1.Укажи ударение, если окончание ударное, то – ЕШЬ, - ЕТ; - УТ, - ЮТ – 1 спряжение;
- ИШЬ, -ИТ; - АТ, - ЯТ – 2 спряжение.
2.Если окончание безударное, определи вид глагола.
3.Поставь глагол в неопределённую форму, (сохраняя вид!).
4.Посмотри на суффиксы: если глагол на – ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.
5.Если глагол не на – ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения).
6.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.
3. ВИДЕОУРОК
https://www.youtube.com/watch?v=y3pZndZKFso&feature=emb_logo
или
https://vk.com/video?z=video175567841_456239142%2Fpl_cat_updates
4. Чтение материала параграфа 119 на странице 122.
5. Домашняя работа: упражнение 679
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 8-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида «Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)
Урок русского языка в 8-м классеспециальной (коррекционной) школы VIIIвида«Спряжение глаголов» (личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии на уроке)...
Грамматическое время the Present Perfect tense. Дистанционный урок. 7 класс
Дистанционный урок. 7 класс. УМК Кауфман К. И "Happy English .ru" Представленная разработка получила 1 место на III Региональном фестивале "Дистанционный урок 2012"...
Урок - презентация по теме "Будущее время английского глагола"
Урок-презентация по теме "Будущее время английского глагола" содержит объяснение новой темы, набор упражнений и заданий для закрепления темы....
Методическая разработка урока английского языка в 4 классе по теме «Погода. Будущее время, общий вопрос».
Урок формирования новых знаний и презентация к уроку.Тема урока:”Speaking about the Weather and Future”. Цель: развитие речевых компетенций по темам: «Погода»и «Поговорим о будущем»....
Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Простое будущее время"
Данная технологическая карта разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой З.И. и Трубанекой Н.Н., предполагает использование на уроке материалов обучающей компьютерной программы ...
Урок 5 класс. Русский язык. Проверочная работа по теме "Глагол. Прошедшее время. Настоящее время".
Аннотация...
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме" Определение спряжений глаголов по неопределенной форме", 11 класс.
Конспект урока в 11 классе на тему:" Определение спряжений глаголов по неопределенной форме"....