Рабочая программа курса по выбору «Предпрофильная подготовка» для 9 класса
рабочая программа по психологии (9 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»
ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласовано Заместитель директора_________Е.А. Якуничева «____» августа 2020 года | Утверждено Директор школы _________И.Л. Саленкова Приказ № ______ от «____» августа 2020 года |
Рабочая программа
курса по выбору «Предпрофильная подготовка»
для 9 класса
Учитель: Богомолов Артём Сергеевич
Квалификационная категория: без категории
2020/2021 учебный год
Содержание
Планируемые результаты
1. Осознанность выбора профиля дальнейшего обучения.
2. Повышение качества знаний учащихся.
3. Обученность учащихся способам принятия решений о выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности.
4. Построение дальнейшей образовательной траектории каждого учащегося.
Содержание занятий
Занятие 1
Вводное занятие
Задачи:
1. Информирование о целях, задачах курса, формах работы
2. Выявление ожиданий участников
3. Формирование положительной мотивации
4. Диагностика
Формы работы:
1. Беседа
2. Заполнение опросника
3. Просмотр лекции
Ход занятия:
1. Упражнение «Моё прекрасное имя». Цель: приветствие, знакомство участников друг с другом.
2. Сообщение ведущего. Цель: информирование учащихся о целях, задачах курса, о его структуре.
3. Просмотр лекции, беседа с учениками по темам, затрагиваемым автором. Цель: первичное введение в мир профессий, мотивирование участников на работу.
4. Проведение психодиагностической методики «Профиль», обработка результатов. Цель: определение предварительных профессиональных интересов школьников.
Занятие 2
Основы альтернативного выбора (схема «Хочу, могу, надо»), мир профессий
Задачи:
• анализ факторов профессионального выбора;
• создание схемы альтернативного выбора;
• расширение знаний о мире профессий;
• знакомство с понятиями «рынок труда», «предмет труда», «престижность профессий»;
• информирование об условиях эффективного устного выступления;
• отработка умения вступать в контакт, выступать перед аудиторией.
Формы работы:
• групповая работа;
• работа в мини-группах;
• обсуждение итогов работы;
• моделирование устного выступления.
Ход занятия:
1. Составление схемы выбора профессии по ЕЛ. Климову «Хочу, могу, надо». Цель: активизация мышления участников, погружение в профориентационную тематику, информирование об основных факторах выбора профессии; применение этих факторов к ситуации выбора профессионального образования.
2. Информационный блок «предмет труда». Цель: информирование о сферах труда и предмете труда.
3. Игра «Аукцион»
Цель: расширение знаний участников о мире профессий.
4. Список престижных профессий. Цель: определить «внешнюю» и «внутреннюю» стороны профессии, познакомиться с понятием «престижной» профессии.
5. Информирование о современном состоянии на региональном и федеральном рынках труда.
Цель: сформировать у школьников представление об основных особенностях современного рынка труда.
Занятие 3
Профессиональные интересы, предпочтения в выборе образовательного профиля
Задачи:
анализ возможных профессиональных предпочтений,
отработка навыков проведения дискуссии
Формы работы:
индивидуальная работа по заполнению опросников,
обсуждение результатов самодиагностики,
групповая работа, моделирование дискуссии
Ход занятия:
1. Игра-дискуссия «Да-Нет»
Цель: формирование у учащихся собственных позиций по отношению к проблеме выбора.
2. Работа с «Картой интересов» (модификация Г.В. Резапкина).
Цель: определение профессиональных предпочтений учащихся на основе анализа выборов определенных видов деятельности.
Занятие 4
Способности и выбор профиля
Задачи:
- анализ требований разных типов профессий;
- самодиагностика способностей к разным типам профессий;
- анализ возможных ошибок выбора;
- отработка навыков решения проблемных ситуаций.
Формы работы:
Ход занятия:
1. Работа с дифференциально-диагностическим опросником (ЕЛ. Климов).
Цель: определение интересов школьников по типам «человек — человек», «человек т природа», «человек — знаковая система», «человек — техника», «человек — художественный образ».
2. Анализ требований разных типов профессий.
3. Ситуации выбора.
Цель: отработка алгоритма определения профессии, анализ возможных ошибок.
4. Самодиагностика качественных характеристик.
Цель: дать возможность участникам оценить свои качественные характеристики, потренироваться в их развитии.
5. Выполнение профессиональных проб П.С. Лернера.
Цель: определение соответствия способностей ученика требованиям, предъявляемым к избираемым профилям обучения.
Занятие 5
Планирование профессионально-образовательного маршрута
Задачи:
• информирование о путях профессионального обучения (включая региональный компонент);
• отработка умения построения личного профессионального плана; рефлексия.
Формы работы:
• индивидуальная работа по составлению плана;
• работа в мини-группах;
• выступления групп;
• обсуждение результатов.
Ход занятия:
1. Уровни профессионального образования.
Цель: информирование школьников о различных путях профессионального образования, уровнях и видах образования.
2. Работа с матрицей, выбора профессии.
Цель: определение школьниками на основе предпочитаемых видов и сфер деятельности соответствующих профессий.
3. Составление профессионального плана.
Цель: обучение участников умению строить личный профессиональный план.
4. Заключительная рефлексия.
Занятие 6
Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля
Задачи:
• отработка умения вступать в контакт;
• построение диалога с «родителями» в ролевой игре;
• тренировка умения самопрезентации в ролевой игре.
Формы работы:
• работа в парах;
• ролевая игра;
• индивидуальная работа по заполнению матрицы.
Ход занятия:
1. Ролевая игра «Царство-государство.
Цели: обучение участников умению самопрезентации в «пространстве» профессиональной роли, отработка коммуникативных навыков, развитие толерантности в диалоге с «родителями».
2. Заполнение матрицы текущего итогового выбора.
Цель: подведение итогов работы, выбор образовательной траектории
Тематическое планирование
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Вводные занятия. Определение готовности к выбору профессионально-образовательного маршрута. Анкета жизненного и профессионального самоопределения школьников. Методика «Профиль» | 2 |
2 | Мир профессий. Слагаемые выбора. Составление схемы выбора профессии по Е.А.Климову. Работа с ДДО (Е.А.Климов) Информирование о современном состоянии на региональном и федеральном рынках труда. | 5 |
3 | Профессиональные интересы и склонности. Игра-дискуссия: «Да-нет» Работа с «Картой интересов» | 2 |
4 | Способности и выбор профиля обучения. | 4 |
5 | Планирование профессионально-образовательного маршрута. Пути профессионального образования. Работа со «Схемой альтернативного выбора» | 2 |
6 | Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля. Ролевая игра «Царство-государство». Заполнение матрицы текущих результатов выбора профиля обучения. | 2 |
Итого | 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.
Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....
Программа курса по выбору предпрофильной подготовки.
Основной целью курса является знакомство учащихся 9 классов с основными видами профессиональной деятельности в области права, создание предпосылок для осознанного выбора профессии, последу...
Программа курса по выбору предпрофильной подготовки «Индустрия моды»
Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки «Индустрия моды» знакомит с профессиональной спецификой мира моды, даёт возможность осуществить пробы и оценить свои способности, помогает опреде...
Рабочая программа курса по выбору для подготовки к ОГЭ по русскому языку
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...