Рабочая программа курса по выбору «Предпрофильная подготовка» для 8 класса
рабочая программа по психологии (8 класс)

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_predprofilnaya_podgotovka_8_klass.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРЦЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласовано

Заместитель директора_________Е.А. Якуничева

«____» августа 2020 года

Утверждено

Директор школы _________И.Л. Саленкова

Приказ  № ______ от «____» августа 2020 года

Рабочая программа

курса по выбору «Предпрофильная подготовка»

для 8 класса

Учитель:  Богомолов Артём Сергеевич

Квалификационная категория: без категории

2020/2021 учебный год

Содержание

Планируемые результаты        3

Содержание занятий        3

Тематическое планирование        7

Планируемые результаты

  • информированность детей по вопросам собственных индивидуально-психологических особенностей
  • осознание собственной мотивации профессиональной деятельности
  • стремление детей к саморазвитию, совершенствованию личности
  • расширенное представление о многообразии современных профессий

Содержание занятий

Тема 1. Что я знаю о профессиях?

Цель: Диагностика профнамерений школьников. Изучение профессии с различных точек зрения.

Основные понятия:

профессия, специальность, должность, предмет, цель, орудия и условия труда, степень проблемности трудовых ситуаций, социально-психологические параметры, эмоционально-волевые параметры.

Используемые материалы: опросники выявления профнамерений учащихся и схемы описания профессиональной деятельности на печатной основе.

Этапы проведения занятия:

1. Путем устного опроса учащихся, выявить какие потребности, устремления и желания присутствуют у людей на протяжении их жизни. Из предложенных детьми высказываний выделить группу ценностей, связанных с профессиональной деятельностью людей (интересная работа, хорошая зарплата, материальное обеспечение, общественное признание, творчество, независимость, самостоятельность и т. д.).

2. Провести письменный опрос школьников для выявления их профнамерений. Путем обсуждения с детьми результатов опроса, выяснить, какие вопросы получили наибольшее количество отрицательных ответов. Сделать вывод (представления о профессиях поверхностны и связаны, в основном, с названиями и внешними признаками).

3. Рассмотреть предлагаемую схему описания профессиональной деятельности, проанализировать одну из профессий (устно всем классом или по группам с последующим представлением составленного описания профессии).
4. Предложить детям (группам) инсценировать трудовую деятельность представителя описанной выше профессии. Выяснить, что ощущали школьники во время представления.
5. Рефлексивный анализ занятия: продолжить предложения.

Тема 2. Мир профессий, в котором мы живем

Цель: актуализация представлений учащихся о хорошей работе, знакомство с миром профессий и перспективными направлениями развития экономики.

Основные понятия: ценностный и прагматический тип мотивации трудовой деятельности, названия профессий «нового времени».

Используемые материалы: таблица перспективных направлений развития экономики и связанных с ними специальностей, анкеты обследования типа мотивации трудовой деятельности, список наименований новых профессий.

Этапы проведения занятия.
1. Восстановить в памяти учащихся тему и основные моменты предыдущего занятия.
2. Провести анкетирование с целью определения типа мотивации трудовой деятельности.
3. Обсудить с детьми вопросы, наводящие на мысль о том, что человек, занимающийся любимой и интересной работой, более счастлив и успешен в жизни. Какие последствия могут возникнуть у человека, который долгое время занимается нелюбимой работой? (негативные эмоции, плохое выполнение своих обязанностей, работа приносит раздражение и усталость, нервное напряжение, стресс, болезни). Что может сделать работник для выхода из такой ситуации? (сменить место работы или профессию; попытаться найти в своей деятельности положительные стороны – рядом с домом, не слишком тяжелая, хорошо оплачивается, полезная людям).
4. Познакомить школьников с перспективными направлениями развития экономики и связанных с ними специальностями, так как востребованность профессии на рынке труда – один из критериев успешного профессионального самоопределения человека.
5. Представить краткие характеристики профессий «нового времени»: бренд-менеджер, букмекер, диджей, имиджмейкер, криэйтор, логистик, маркетолог, медиапленнер, мерчендайзер, риэлтор, системный администратор, стрингер, трейдер, PR – менеджер. Предложить одним учащимся изобразить какую-либо профессию, а другим угадать ее.
6. Домашнее задание: по схеме описания профессиональной деятельности проанализировать профессии «нового времени» (по выбору учащихся).
7. Рефлексивный анализ занятия.
Тема 3. Влияние мотивации на успешность самореализации в выбранной профессии
Цель: диагностика и формирование мотивационно-потребностной сферы учащихся как одного из факторов благоприятной профессиональной самореализации.
Основные понятия: «хочу», «могу» и «надо».
Используемые материалы: таблицы.
Этапы проведения занятия.
1. Восстановить в памяти учащихся тему и основные моменты предыдущего занятия. Констатировать, что человек, занимающийся любимой работой, более счастлив и успешен в жизни.
2. Обсудить с учащимися как выполнялось домашнее задание, заслушать одного–двух человек с анализом профессий нового времени.
3. Дать задание ученикам самостоятельно заполнить первую и вторую колонки таблицы «Мои профессиональные запросы». Вторая колонка заполняется в соответствии с описанием профессиональной деятельности. Обсудить полученные результаты в следующем ключе: заполнение какой колонки вызвало у учащихся наименьшие (наибольшие) трудности?
4. В чем заключаются эти трудности? (отсутствие некоторых способностей, знаний, умений). Что необходимо сделать для их преодоления? (развивать память, внимание, свою волевую и эмоциональную сферы, некоторые специальные способности, углубленно изучать определенные предметы в школе, заняться спортом).

5. Предложить учащимся заполнить третью колонку таблицы: «Что я должен сделать, для превращения «не могу» в «могу», чтобы овладеть этой профессией». После выполнения работы обратить внимание детей на то, что они сами составили (или попытались составить) программу для самосовершенствования с целью успешной самореализации в выбранной ими профессии. «Если я хочу стать …, то я буду делать …».
6. Рефлексивный анализ занятия.

Тема 4. Мотивы выбора профессии
Цель: определить составляющие формирования мотивов выбора профессии.
Основные понятия: мотивация на успех, способности, склонности, интерес.
Используемые материалы: опросники Дж. Холланда.
Этапы проведения занятия:
1. Вспомнить со школьниками тему и основные мысли предыдущего урока. «Если я хочу стать…, то я буду делать…».
2. В процессе ролевой игры выявить составляющие, которые влияют на формирование мотивов выбора профессии.

Предлагаемая ситуация:
Школьник заканчивает одиннадцатый класс. Через месяц ему необходимо определиться с будущей профессией и учебным заведением, где он будет обучаться. В городе, где он проживает, есть торговый техникум (около дома) и медицинский колледж. Выпускник проявил в школе способности к математике и химии, вечером посещает театральный кружок. Мама работает бухгалтером в магазине, а папа программист. Друзья по классу поступают в колледж. Классный руководитель – учитель математики.
Задача: обсуждать тему будущей профессии выпускника на протяжении обычного рабочего дня школьника: дом (мама) – школа (классный руководитель) – после уроков (одноклассники) – вечер, театральный кружок (художественный руководитель) – поздний вечер (папа).
Этапы:
1. Обобщить мнения учащихся относительно составляющих формирования мотивов выбора профессии, которые сложились у класса во время игровой ситуации. (Стремление к успеху, мнение родителей, учителей и друзей, представление о себе, о своих способностях, возможностях и интересах).
2. Обсудить вопросы: чем, по вашему мнению, склонность к какой-либо деятельности отличается от интереса к ней? С какими фразами они чаще сочетаются «неудачи в работе» или «достижение успеха?

3. Предложить детям определить по опроснику Дж. Холланда сферу деятельности, в которой они, благодаря определенным личностным качествам, скорее всего, могут добиться успеха.
4. Рефлексивный анализ занятия.

Тема 5. Карта моих интересов
Цель: Помочь учащимся определиться со сферой своих интересов. Диагностика эффективности проведенного курса.
Используемые материалы: опросник «Карта интересов».
Этапы проведения занятия.
1. Восстановить в памяти учащихся тему и составляющие формирования мотивов выбора профессии.
2. Напомнить, что при выборе профессии благоприятная для каждого сфера деятельности должна учитываться, но не должна быть определяющей, поскольку является одним из многих факторов успешного профессионального самоопределения. Вспомнить с учащимися эти факторы.
3. Предложить детям заполнить «карту интересов» и определиться не только с более предпочтительной сферой деятельности, но и с областями знаний интересующих каждого их них.

4. Обсудить со школьниками полученные результаты. Подтверждаются ли они в школьной жизни, в отношении к отдельным предметам или внеклассной работе?
5. Провести письменный опрос школьников для выявления профнамерений. Сравнить результаты опроса последнего и первого занятий.

6. Рефлексивный анализ занятия и всего курса.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во

п/п

часов

1

Что я знаю о профессиях?

  2

2

Мир профессий, в котором мы живем

  4

3

Влияние мотивации на успешность самореализации в выбранной профессии

  3

4

Мотивы выбора профессии

4

5

Карта моих интересов

4

Итого:

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

Программа курса по выбору предпрофильной подготовки.

Основной целью курса является знакомство учащихся 9 классов с основными видами профессиональной деятельности в области права, создание предпосылок для осознанного выбора профессии,   последу...

Программа курса по выбору предпрофильной подготовки «Индустрия моды»

Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки «Индустрия моды» знакомит с профессиональной спецификой мира моды, даёт возможность осуществить пробы и оценить свои способности, помогает опреде...

Рабочая программа курса по выбору для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...