Методика «Шкала потребности в достижении» Ю.М.Орлова
материал по психологии

Семенова Елена Леонидовна

Шкала состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – "Да" или "Нет".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sklonnosti_i_interesy_podrostkov_v_vybore_professii.docx230.75 КБ

Предварительный просмотр:

Склонности и интересы подростков в выборе профессии

Профессия - это тягость,переходящая врадость.

Задачи: показать родителям значениераннего определенияпрофессиональныхсклонностейи способностей девятиклассников; формировать у родителей понимание значениясамостоятельного выбора будущей профессии подростками.

Вопросы для обсуждения: анализ отношения девятиклассников к выбору будущей профессии; значение склонностей и способностей в выборе профессии; анализ результатов психологического мониторинга в рамках социально-психологического проекта «Перспектива профессионального выбора»; влияние семьи на будущий выбор профессии.

Ход собрания

  1. Вступительное слово

Уважаемые мамы и папы!

Есть два способа выбирать профессию. Первый способ – метод проб и ошибок, кгда человек идет вслепую, пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдет ту единственную профессию, которая будет приносить ему не только средства к достойному существоанию, но и радость труда. На это может уйти половина человеческой жизни.

Другой путь – изучение себя, своих интересов, склонностей, свойст нервной системы, мышления, памяти, внимания – всего того, что понадобится каждому человеку в выборе той или иной профессии.

Получив знания о себе, можно познакомиться с миром профессий, узнать свои возможности в выбираемой профессии и требования профессиии к человеку. Только тогда  из поколения в поколение. Для того чтобы поколениявыбор может быть осмысленным.

Есть еще третий путь – путь выбора профессии своих родителей, дедов и прадедов. Он возможен в том случае, если это традиция семьи, которая бережно хранится и передается из поколения в поколение. Для того чтобы поколения были верны традиции выбора профессии, нужно много состовляющих. Но главное – отношение взрослых к своей профессии, влюбленность в свое дело.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

        Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым специалистами Центра диагностики и консультирования социологическим исследованиям по выявлению профессиональных намерений около 60-70 % учащихся 9 классов указывают на необходимость получения более точных сведений о средних специальных и высших профессиональных заведениях, приблизительно 50% школьников отмечают необходимость проведения исследований с целью выявления профессионально важных качеств.

        Таким образом, большинство обучающихся старших классов не имеют достаточных знаний о себе и не владеют необходимыми сведениями о существующих вариантах реализации своих профессиональных намерений.        Исходя из необходимости приобретения личного опыта учащимися по построению профессионального будущего, разработан социально-психологический проект «Перспектива профессионального выбора».

        

        Основное предназначение социально-психологического проекта

          Социально-психологический проект «Перспектива профессионального выбора» направлен на выявление у старшеклассников профессиональных намерений и выработку индивидуального плана построения профессионального пути.

Данный проект предполагает проведение диагностических методик, позволяющих выявить степень рационализации жизненных планов юношества, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

        Основная цель проекта:

 - оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку обучающимся старших классов в определении перспективного профессионального плана и в соответствии с ним выработке алгоритма действий.

        Исследование профессиональных намерений проводилось с обучающимися 9 классов в первом полугодии учебного года (декабрь-февраль).

Реализация социально-психологического проекта предполагает проведение двух блоков диагностики: психологической и социальной.

Психологическая диагностика профориентированности школьников включает исследование профессиональной направленности и познавательных интересов.

Социальная диагностика профориентированности школьников предполагает исследование степени рационализации профессиональных планов.

        В блок психологической диагностики входят следующие методики: опросник «Темперамент» (А.А.Полетаев), методика «Мой характер» (Н.А. Восковский), тест «Уровень самооценки» (О. Кузнецова), методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток), методика «Шкала потребности в достижении» (М.Ю. Орлов), анкета мотивов выбора профессии (Е.А. Климов), опросник «Определение склонностей» Л.А. Йовайши, методика «Определение профессионального типа личности» (Дж. Голланд), опросник «Вегетативная лабильность» (разработана чешскими психологами и апробирована в НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Министерства здравоохранения РФ).

В блок социальной диагностики входят следующие методики: опросник для выявления начального уровня готовности школьников к профессиональному самоопределению (В.Д. Симоненко), опросник профессиональной готовности (Л.Н. Кабардова), творческий проект «Жизненные и профессиональные цели» (В.Д. Симоненко), опросник «Карта самоконтроля  по готовности к профессиональному самоопределению» (В.Д. Симоненко).

Диагностические процедуры (анкеты, опросники, тесты) позволяют исследовать качества, способности, возможности каждого ребенка в соотнесении с различными профессиями.

Результат социально-психологического проекта

В результате учащиеся должны:

знать профессии, специальности, отрасли экономики; способы классификации профессий; психофизиологические особенности своей личности; требования профессий к личности кандидата; правила выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии;

уметь  анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению.

иметь представление о смысле и значении профессиональной деятельности в жизни человека и общества; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства.

Таким образом, социально-психологический проект знакомит учащихся 9 классов с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска получения профессионального образования и возможностями трудоустройства.

Всего в исследовании приняло участие 41 обучающийся 9-х классов, что составило 100%.

Опросник для выявления начального уровня готовности школьников

к профессиональному самоопределению (В.Д. Симоненко)

достаточный

28

68%

низкий

8

19%

недостаточный  

5

12%

Методика «Карта интересов» (А.Е. Голомшток)

1 – математика

5

12%

9 – история и археология

3

7%

2 – химия

3

7%

10 – педагогика

2

4%

3 – биология

4

9%

11 – медицина

1

2%

4 – геология и география

7

17%

12 – труд в сфере обслуживания

11

26%

5 – техника

9

21%

13 – военное дело и спорт

9

21%

6 – электрорадиотехника

6

14

14 – вокальное и театральное искусство

3

7%

7 – философия и журналистика

5

12%

15 – декоративно-прикладное искусство

2

4%

8 – юридические науки

9

21%

Анкета мотивов выбора профессии (Е.А. Климов)

  • 9 (21%) – преобладают мотивы выбора престижной профессии, ярко выражено стремление занять видное положение в обществе, реализовать свой высокий уровень притязаний;
  • 17 (41%) – больше привлекает материальное благополучие, желание заработать;
  • 15 (36%) – стремление к творческой работе, интерес к новым технологиям, приобретению необходимых навыков и умений, которые требует избираемая профессия.

Методика: «Шкала потребности в достижении» (М.Ю. Орлов)

Уровень потребности в достижении

достижения

низкий

13

32%

средний

15

34%

высокий

13

32%

Опросник «Темперамент» (А.А.Полетаев)

Сангвиник

18

43%

Холерик

15

34%

Меланхолик

5

12%

Флегматик

3

7%

Сангвиник

Уравновешенный, подвижный тип. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Сангвиник – человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

Холерик

Неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

Флегматик

Уравновешенный, инертный тип. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Флегматик - спокойный и медлительный человек, не склонен к перемене своего окружения; хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

Меланхолик

Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью обоих процессов – и возбуждения, и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Меланхолика легко ранить, он остро реагирует на внешние события и глубоко их переживает. Ему сложно сдержать эти переживания, они словно выплескиваются наружу. Меланхолики очень (иногда даже чрезмерно) впечатлительны и эмоционально ранимы.

Тест «Определение профессионального типа личности» (Дж.Голланд)

1.         24 (58%) Реалистический тип – эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2.         14 (34%) Интеллектуальный тип – ориентирован на умственный труд. Он несоциален, независим, оригинален, аналитичен, рационален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи требующие абстрактного мышления. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

Интеллектуал предпочитает научные профессии, например, ботаник, астроном, физик, математик и др.

3. 17 (41%) Социальный тип – обладает социальными умениями и нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа остается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависит от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает вербальными способностями.

Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи).

4. 8 (19%) Конвенционный тип – предпочитает четко структурированную деятельность Характер стереотипный; не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности. Преобладают математические способности.

Предпочтительны профессии связанные с канцелярией и расчетом.

5. 11 (26%) Предприимчивый тип – избирает цели, ценности и задачи, позволяющие ему проявить энергию, энтузиазм, интеллектуальность, реализовать любовь к приключениям. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости, хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью; агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

Предпочтительна следующая деятельность: журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.п.

6.16  (39%) Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «Я». Он не социален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

Предпочитает творческие занятия: музыку, рисование, литературное творчество и т п.

У каждого человека есть свойства всех 6-ти профессиональных типов, однако, доминируют черты лишь одного или двух типов.

Тест «Уровень самооценки» (О. Кузнецова)

высокий уровнь самооценки у 15 (34%) опрошенных 9-тиклассников, при котором человек, как правило, оказывается неотягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.

21 (51%) среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подладиться под мнения других.

У 5 (12%) - низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться - с мнениями других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Направление профессиональной деятельности 9-х классов

Выделяют 5 основных направлений профессиональной деятельности:

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знаковая система — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Выраженный у учащихся интерес к профессиям типа «Человек-Человек» отражает особенности переходного возраста, когда межличностное общение и сфера отношений становятся в центре внимания учащихся. В связи с чем, говорить о том, что данный выбор является окончательным, преждевременно.

Однако многие подростки уже имеют  представление о том, кем хотели бы стать по профессии и могут обосновать свой выбор.

Широкий спектр профессий различных типов свидетельствует о хорошей осведомлённости учащихся о современных профессиях и их специфике, но около четверти подростков в каждом классе сомневаются в своём выборе или затрудняются его сделать, что подтверждает актуальность проведения профориентационных  занятий с учащимися в 9 классе.  

        Как показывают полученные результаты, учащихся в данном возрасте ещё слабо представляют себе своё профессиональное будущее. Прежде всего, это связано с тем, что выбрав интересную для себя профессию, учащиеся слабо представляют себе специфику будущей работы.

Памятка для учащихся и их родителей по выбору профессии

Уважаемые папы и мамы!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8. Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

 Литература для подготовки к собранию

1. Родительские собрания Авт.-сост. Л.А. Егорова М. «Вако» 2009

2. Степанов А. Н., Бендюков М. А., Соломин И. Л. Азбука профориентации. СПб., 1995.

3. Поляков В. Технология карьеры. М., 1995.

4. Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников: 8-11 класс. М.: ТЦ Сфера, 2006.

5. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь/Авт.-сост. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др. М.: Школа-Пресс, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика выявления потребностей и спроса на образовательные услуги средней школы

В представленной работе автор акцентируют внимание на отсутствии полноценного отражения интересов стейкхолдеров образовательного пространства в результатах деятельности образовательных учреждений, а т...

Методика обучения учащихся в начальной школе для детей с особыми образовательными потребностями

Цель, задачи и содержание обучения математике.Цель обучения математике - максимальное преодоление недостатков ум­ственного, эмоционально-волевого и физического развития школьников, подготовки их к...

Методика измерения уровня тревожности (Шкала Дж.Тейлора)

Опросник состоит из 50 утверждений. Служит для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха)....

Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности

Р.Кондаш Методика Шкала личностной тревожности...

Методика «Модели преодолевающего поведения (ШКАЛА SACS)» (Русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой)

Опросник содержит 9 моделей преодолевающего поведения: ассертивные действия, вступление в социальный контакт, поиск социальной поддержки, осторожные действия, импульсивные действия, избегание, манипул...