Практика внедрения дневников развития УУД
материал по психологии
Выступление на семинаре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_vnedreniya_dnevnikov_uud.pptx | 1.43 МБ |
tekst_dlya_prezentatsii.docx | 15.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: * он должен быть межпредметным ; * позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД); * изучать уровень сформированности УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения. Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно в основном звене общеобразовательной школы, на основе единой стандартной процедуры и продуманных методов анализа результатов.
Для проведения мониторинга УУД в МАОУ СОШ №32 г. Томска уже 6 лет используются дневники индивидуального исследования развития универсальных учебных действий .
Каждый дневник использует методики учитывающие возрастные особенности учащихся на разных параллелях, и позволяющие проанализировать динамику развития УУД на протяжение 5 лет. Обоснование выбора диагностического инструментария . Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях: – показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; – учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.); – учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.
НАПРИМЕР… 5 класс Инструментарий для проведения психодиагностических исследований: I. Диагностика личностных УУД: Шкала самооценки и уровня притязаний Т.Дембо и Я.С.Рубинштейн /модификация А.М.Прихожан/ (5-7 класс); Методика «Мотивы учебной деятельности»(5-8 класс); Методика изучения мотивации школьников при переходе из начальных классов в среднее звено»/ М. И.Лукьянова, Н.В Калинина/ (5 -7 класс); II. Диагностика регулятивных УУД: Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Методика «Шкала тревожности Кондаша / Шкала личностной тревожности для учащихся) (10-16 лет); III . Диагностика коммуникативных УУД Диагностика коммуникативного контроля / М . Шнайдер / Методика «Флаг моего класса». IV . Диагностика познавательных УУД Методика ГИТ (установление аналогий). Методика ГИТ (определение сходства и различия понятий) Методика ГИТ (исполнение инструкций )
9 класс Инструментарий для проведения психодиагностических исследований: I. Диагностика личностных УУД: Опросник по определению уровня самоуважения, под. ред. С.Ковалева (для старшеклассников) Методика «Мотивы учебной деятельности»; II. Диагностика регулятивных УУД: Методика ГИТ (исполнение инструкций) Методика «Кодировка» III . Диагностика коммуникативных УУД Диагностика коммуникативного контроля / М . Шнайдер / Тест коммуникативных умений под ред. Карелина (для старшеклассников) IV . Диагностика познавательных УУД Методика ГИТ (установление аналогий). Методика ГИТ (определение сходства и различия понятий)
Диагностика при помощи дневников позволяет поводить мониторинг в больших группах (по классам). Диагностика проходит в течение 45-50 минут (один урок). Понятные инструкции для каждой диагностики не вызывают затруднения даже у младших школьников. Дневники хранятся в течение всего обучения в школе и могут использоваться как диагностическая помощь в индивидуальной работе с учащимися (например, в кризисных ситуациях, при постановке на внутришкольный учет , при профориентации и т.п.) На основании проведенного мониторинга составляются сравнительные таблицы для анализа.
Ф. И. учащегося Класс Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Примечание самооценка мотивы мотивация Филиппс Кондаш кодировка Коммуникативный контроль Толерантность флаг аналогии Сходство и различия инструкции Иванов Иван 5А Сводный анализ сформированности УУД по классам Степень сформированности УУД: В – высокая, ВС -выше среднего, С – средняя, Н – низкая, НН - очень низкая
Показатели 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Динамика 2018 Динамика 2019 Динамика 2020 Средний показатель уровня регулятивных УУД Высокий 28% 77% 56% 90,9% +49% -21 % +34,9% Средний 35% 17% 35% 9,1% -18% +18% -25,9% Низкий 18% 6% 7% 0 -12% +1 % -7% Средний показатель уровня познавательных УУД Высокий 15% 42% 38% 72,7% +27% - 3% +34,7% Средний 36% 35% 48% 19,7% -1% +13% -28,3% Низкий 49% 23% 13% 7,5% -25% -10% -5,5% Средний показатель уровня личностных УУД Высокий 56% 61% 67% 86,4% +5% +6% +19,4% Средний 44% 28% 34% 13,6% -16% +6% -20,3% Низкий 0% 10% 0% 0 +10%! - 10 % 0 Средний показатель уровня коммуникативных УУД Высокий 63% 43% 46% 66,7% -20% +3% +20,6% Средний 32% 46% 41% 31,8% +14% -5% -9,2% Низкий 5% 11% 9% 1,5% +6% ! -2 % (итоги индивидуальной коррекционной работы) -7,5% Сводный анализ позволяет проследить как индивидуальную динамику каждого учащегося, так и динамику по каждому классу и по параллелям. Сравнительный анализ динамики показателей развития УУД (6 , 7, 8 , 9класс), в %%
Высокий уровень у 73% участников мониторинга ! Познавательные УУД (уровень в %%) К концу обучения на уровне ООО можно увидеть динамику развития девятиклассников по каждому из УУД
Провал 2019 года по уровню коммуникативных УУД связан с подростковой особенностью – отказом от «удобного» поведения и общения. В 2021году этот показатель пришел в норму. Низкий уровень коммуникативного УУД у 1% участников мониторинга. Коммуникативные УУД (уровень в %%)
Высокий уровень у 87% участников мониторинга! Заметен последовательный серьезный рост. Личностные УУД (уровень в %%)
На среднем уровне осталось только 9% участников мониторинга, учащиеся с низким уровнем развития регулятивных УУД отсутствуют! Регулятивные УУД (уровень в %%)
Таким образом, можно проследить динамику развития УУД последовательно, из года в год. Проследить регрессивные тенденции, связанные с подростковыми особенностями по некоторым универсальным учебным действиям в период обучения в 7 и 8 классе Отметить стороны требующие коррекционной работы. Увидеть общий прогресс развития УУД на уровне ООО.
Для коррекционной работы по развитию УУД был разработан сборник коррекционных упражнений для развития познавательных способностей
Пример занятия Занятие 2 Упражнение 1 . Упражнение 2. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными? Sharp M.C. Sharp M.C. Filder E.H. Filder E.N. Connor M,G. Conner M,G. Woesner O.W. Woerner O.W. Soderquist P.E. Soderquist B.E. Ответ___________ Упражнение 3. Прочти эти слова и постарайся запомнить их как можно лучше. Затем закрой слова листом бумаги и запиши все слова, которые запомнил ДОМ – ГРИБ – КОНЬ – СОЛНЦЕ – ЯГОДА – ДОЖДЬ – СЛОН – ИГЛА – СНЕГ - КУКЛА Ответ________________________________________________________ __________________________________________________________________ Упражнение 4 . Какие две из приведенных ниже пословиц имеют одинаковый смысл: 1 - первый блин комом, 2 - лиха беда начало, 3 - не красна изба углами, красна пирогами, 4 - не все коту масленица, 5 - старый друг лучше новых двух. Ответ __________________ Упражнение 5 . Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее: 1 — верно, 2 — неверно, 3 — неопределенно. Боре столько же лет, сколько Маше. Маша моложе Жени. Боря моложе Жени. Ответ__________________
Пример занятия Занятие 4 Упражнение 1 . Прочитай название сказки по первым буквам картинок. Запиши название в пустые клетки. Упражнение 2 . Какая из этих фигур наиболее отлична от других? Ответ __________________ Упражнение 3 . Найди отличия в первой и второй колонке. 3-8-6 3-8-6 3-4-1-7 3-4-9-7 8-4-2-3-9 8-4-2-3-9 3-8-9-8-7-4 3-8-9-1-7-4 5-1-7-4-2-3-8 5-1-7-4-2-3-8 Упражнение 4. Какое из приведенных ниже слов отлично от других? 1 – определенный, 2 – сомнительный, 3 – уверенный, 4 – доверие, 5 – верный. Ответ___________________ Упражнение 5 . Предположим, что первые два утверждения верны, тогда заключительное будет: 1 – верно, 2 – неверно, 3 – неопределенно. Все предметы из камня тонут в воде. Данный предмет не утонул в воде. Данный предмет не из камня Ответ _____________
Упражнения сборника можно использовать, как при индивидуальной работе с учащимися для развития внимания, мышления и памяти, так и при групповой работе с учащимися с ОВЗ . Занятия занимательные и подходят учащимся 5-7 класса. Каждое занятие настроено на разные области познавательных способностей . Скорость выполнения и вызванные затруднения подскажут, какая область требует большей коррекции. Сборники подходит как для очной, так и для дистанционной работы. Коррекционные упражнения дети выполняют и в школе и дома (например, в период карантина). В сборнике 12 занятий (60 упражнений). Учащиеся с ОВЗ могут работать с ними на уроках психокоррекции (по 2-3 упражнения на 1 урок, чтобы исключить монотонность и переутомление).
Работа по сборникам идет всегда успешно, даже на групповых занятиях с «трудными» детьми.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
1 слайд
Добрый день! Сегодня хотелось бы представить практику разработки и внедрения дневников индивидуального исследования развития универсальных учебных действий и сборников коррекционных упражнений на развитие познавательных способностей (внимания, мышления, памяти) на уровне основного общего образования.
2 слайд
Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы:
* он должен быть межпредметным;
* позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД);
* изучать уровень сформированности УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.
3 слайд
Традиционно в МАОУ СОШ №32 исследование развития УУД проходит в форме мониторинга.
Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно в основном звене общеобразовательной школы, на основе единой стандартной процедуры и продуманных методов анализа результатов.
4 слайд
Для проведения мониторинга УУД в МАОУ СОШ №32 г. Томска уже 6 лет используются дневники индивидуального исследования развития универсальных учебных действий.
5 слайд
Каждый дневник использует методики, учитывающие возрастные особенности учащихся на разных параллелях, и позволяющие проанализировать динамику развития УУД на протяжении 5 лет.
Выбор диагностического инструментария базировался на таких критериях как показательность, системность и учитывал возрастную специфику для каждой параллели классов.
6 слайд
Например, в 5 классе для диагностики коммуникативных УУД использовалась рисуночная диагностика «Флаг моего класса»…
7 слайд
а для девятиклассников более подошел тест коммуникативных умений под ред. Карелина (для старшеклассников).
8 слайд
Диагностика при помощи дневников позволяет поводить мониторинг в больших группах (по классам).
Диагностика проходит в течение 45-50 минут (один урок).
Понятные инструкции для каждой диагностики не вызывают затруднения даже у младших школьников.
Дневники хранятся в течение всего обучения в школе и могут использоваться как диагностическая помощь в индивидуальной работе с учащимися (например, в кризисных ситуациях, при постановке на внутришкольный учет, при профориентации и т.п.)
На основании проведенного мониторинга составляются сравнительные таблицы для анализа.
9 слайд
В сводной таблице можно проследить индивидуальные особенности каждого ребенка, выявить их слабые стороны для коррекционной работы.
10 слайд
Сводный анализ позволяет проследить как индивидуальную динамику каждого учащегося, так и динамику по каждому классу и по параллелям.
11 слайд
К концу обучения на уровне ООО можно увидеть динамику развития девятиклассников по каждому из УУД
Например, результаты 2021 года
Познавательные…. (пауза)
12 слайд
…коммуникативные… (пауза)
13 слайд
… личностные… (пауза)
14 слайд
… и, наконец, регулятивные (пауза)
15 слайд
Таким образом, можно проследить динамику развития УУД последовательно, из года в год.
Проследить регрессивные тенденции, связанные с подростковыми особенностями по некоторым универсальным учебным действиям в период обучения в 7 и 8 классе
Отметить стороны требующие коррекционной работы.
Увидеть общий прогресс развития УУД на уровне основного общего образования.
16 слайд
Для коррекционной работы по развитию УУД был разработан сборник коррекционных упражнений для развития познавательных способностей (внимания, мышления, памяти).
17 слайд
Сборник состоит из упражнений. От самых простых, до сложных.
18 слайд
Упражнения увлекательные и не похожи на школьные задания, чтобы заинтересовать учащихся даже с низкой учебной мотивацией.
19 слайд
Упражнения сборника можно использовать, как при индивидуальной работе с учащимися для развития внимания, мышления и памяти, так и при групповой работе с учащимися с ОВЗ .
Занятия занимательные и подходят учащимся 5-7 класса.
Каждое занятие настроено на разные области познавательных способностей. Скорость выполнения и вызванные затруднения подскажут, какая область требует большей коррекции.
Сборники подходит как для очной, так и для дистанционной работы. Коррекционные упражнения дети выполняют и в школе и дома (например, в период карантина).
В сборнике 12 занятий (60 упражнений). Учащиеся с ОВЗ могут работать с ними на уроках психокоррекции (по 2-3 упражнения на 1 урок, чтобы исключить монотонность и переутомление).
20 слайд
Работа по сборникам идет всегда успешно, даже на групповых занятиях с «трудными» детьми
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»
доклад на РМО...
Внедрение технологии развития критического мышления на уроках информатики
Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и модели...
Внедрение технологиии развития критического мышления на уроках информатики
Презентация к выступлению....
Практика внедрения физкультурно-оздоровительного вида здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях
Статья посвящена практике внедрения физкультурно-оздоровительного вида здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях. В данной работе анализируется проблема сохранения и укрепления здор...
Эффективные практики внедрения института наставничества
Доклад освещает вопросы внедрения института наставничества в школе...
Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС.
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбо...
Практика внедрения игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе
Ежедневно на уроках русского языка пятиклассники встречаются с разделами лингвистики. И моя задача - сделать эти встречи не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь...