Практика внедрения игровых технологий на уроках русского языка в 5 классе
материал по русскому языку (5 класс)
Ежедневно на уроках русского языка пятиклассники встречаются с разделами лингвистики. И моя задача - сделать эти встречи не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии. Разумное и уместное использование подобного рода технологий наряду с традиционными формами позволяет увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_vnedreniya_igrovyh_tehnologiy.docx | 478.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика внедрения игровых технологий
на уроках русского языка в 5 классе
Игра - высшая форма исследования.
Альберт Эйнштейн
Почему я выбираю игровые технологии?
Ежедневно на уроках русского языка пятиклассники встречаются с разделами лингвистики. И моя задача - сделать эти встречи не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии. Разумное и уместное использование подобного рода технологий наряду с традиционными формами позволяет увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. Необходимо заметить: игровые технологии способствуют формированию коммуникативных, познавательных, личностных, регулятивных УУД.
Какие формы обучения использую?
Групповые, фронтальные, а также коллективные.
Какие методы обучения применяю?
Активные (АМО): дидактические игры, баскет-метод.
Интерактивные (ИМО): деловые игры.
Где я использую игровые технологии?
Игровая деятельность используется мною в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета, в качестве урока или его части.
Как я классифицирую игры?
На уроках я в основном использую классификацию игр, основанную на тематическом принципе, то есть игры распределены по разделам лингвистики.
Какие приёмы в моём арсенале?
1.Фонетические и орфоэпические игры:
«Составь текст и озвучь его» (в итоговом тексте должны быть указанные учителем или учениками слова, которые вызывают трудности в произношении),
«Волшебные рифмы» (для запоминания ударений в словах приходят на помощь стихи),
Мама сыну вместо супа торт давАла, // БаловАла сына, баловАла.
Свет солнечный её разбУдит, // Гулять на улице принУдит.
Угощала тетя ФЁкла // Всех морковкой, луком, свЁклой.
Подарок выбрать мне помОг // Один хороший каталОг.
Тот природу не хранИт, //Кто на улице сорИт.
Зверь этот был просто огрОмен, // Такой загадочный фенОмен.
«Пригласи на обед» (надо озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга: в приглашении должны быть тЕфтели, щавЕль, слИвовый и другие слова, традиционно вызывающие трудности в произношении)
Овощные тЕфтели из свЁклы и спАржи под горчи[ШН]ым соусом, щавЕльный борщ с морской капустой и морепродуктами, грЕнкИ с языкОвой колбасой, кАмбала под слИвовым соусом.
«Конкурс дикторов» (определяется безошибочное чтение предложенного перед «эфиром» текста).
Было подготовлено ходАтайство о том, чтобы средства, полОженные регионам в рамках реформы социальной сферы, отправлялись на места по облегчЁнному варианту. За грамотное их использование руководителей регионов предполагалось премировАть.
ИзрАиль подтвердил намЕрение продолжить мирные переговоры с целью обеспЕчения мира на Ближнем Востоке.
2. Лексико-фразеологические игры:
«Собери фразеологизм» (из разрозненных слов необходимо восстановить устойчивые сочетания),
«Угадай-ка» (игра с подсказками)
Живёт в море… . Бывает на эстраде… . Видна в ночном небе… . (звезда)
Был такой композитор… . Растёт на дереве… . Выпал из тетради… . (лист)
Бывает толстый и тонкий… . Бывает научный и детский… . Есть такой … «Крокодил». (журнал)
«Переводчик» (кто быстрее заменит все слова в предложении, кроме служебных, синонимами),
«Следствие ведут знатоки» (предлагается угадать, о какой профессии идёт речь, и доказать справедливость своей точки зрения),
«Корректор» (найти ошибку в выборе слова),
«Аукцион» (можно подготовить конфеты с наклеенными словами «голова», «нога», «глаз», «ухо», «рука»: дети подбирают устойчивые сочетания с этими словами, кто последний назвал фразеологизм с данным словом, тот и «купил» его - получил конфетку),
«Подбери фразеологизм к картинкам»,
«Волшебный сундучок» (назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка: учитель поочерёдно показывает ложку, лук, тарелку, решето, дудку, мешок, подсказка – шуточный вопрос)
Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
С этим овощем дружит горе. Что это?
В какой посуде чувствуют себя неловко?
В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
Ответы:
В час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.
«АкрОстИх» (подобрать к данному слову фразеологизмы, начинающиеся с определённой буквы)
А ахиллесова пята
К как дважды два
Р растопить лёд
О от мала до велика
С сесть в лужу
Т тащить за уши
И играть с огнём
Х ходить вокруг да около
«Лицедеи» (участники от каждой команды по очереди вытаскивают карточку с заданиями-фразеологизмами и при помощи пантомимы изображают написанное на карточке, а остальные участники – угадывают «показанный» фразеологизм)
Задания на карточках:
Глаза на лоб лезут. | Мимо ушей. |
Ездить верхом. | Намылить шею. |
Краем глаза. | Проливать слёзы. |
Ломать голову. | В рот воды набрал. |
Тянуть за язык. | Клевать носом. |
3. Игры по морфемике и словообразованию:
«Чьё гнездо больше?» (от исходного корня образовать «гнездо»),
«Домино» (отрезать термины и определения, перемешать, раздать детям, которые должны соотнести разделённое),
«Ромашка» (образование однокоренных слов при помощи одной морфемы),
«Сыщик» (собрать слова из «спрятанных» в других словах морфем)
«ЛогогрИфы» («словесная загадка» (logos — слово, grifos — загадка), род шарады, для решения которой нужно отыскать загаданное слово и образовать от него новые слова путём перестановки, добавления или выбрасывания отдельных слогов или букв)
С твёрдым «л» я на стене,
Книги, например, на мне,
Но, как только «л» смягчите,
Сразу в танец превратите.
(полка - полька)
Я по России протекаю,
Я всем известна. Но когда
Ко мне прибавишь букву с краю,
Свое значенье я меняю
И птицей становлюсь тогда.
(Волга – иволга)
Добавим к ноте букву «м» -
Сразу станет нужен всем:
В нем живёт моя семья -
Мама, папа, братик, я!
(до - дом)
Я похож на быка,
И известен я всем.
Но прибавьте мне «к» -
И я сам себя съем.
(вол – волк)
Я всем известный плод
Тропических широт.
Прибавьте мне союз -
И сразу я взорвусь!
(гранат – граната)
4. Игры по орфографии и пунктуации:
«Мягкая посадка» (учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо пример орфограммы - ученик ловит мяч, даёт ответ и возвращает мяч учителю),
«Третий лишний» (установить закономерность, выявить лишнее),
«Помогите Незнайке» (поиск и исправление ошибок в предложении или тексте),
«Я работаю волшебником» (преобразование одного явления в другое),
«Лингвистические сказки» (придумывание фантастического сюжета, участниками которого являются одушевлённые лингвистические явления),
«Серпантин одной фразы» (постепенное усложнение приведённого предложения),
«Семафор» (учащиеся записывают под диктовку предложения: встречаясь с определённой орфограммой, поднимают карточку с нужной буквой; если весь класс ответил правильно, дети слышат сигнал и «Семафор» на экране мигает зелёным: путь открыт, можно продолжать движение (т. е. писать дальше); если кто-то ошибся, «Семафор» красный: допустившие ошибку объясняют орфограмму)
«Найди слово в слове» (дИВАН – ИВАН; ЗавтРАК – РАК),
«Твёрдый - мягкий» (учащиеся делятся на две команды: одна команда называется «Камень», другая - «Вата»: команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твёрдым знаком; если читаю слово с мягким знаком, встаёт команда «Вата»)
Каков результат внедрения игровых технологий в 5 классе?
Дети через игровую деятельность «возвратились» в свою сущность, в свой мир, в другое состояние души и раскрыли свои способности, продемонстрировали живую активность, при этом преодолев чувства скованности, страха и нерешительности. Приняв роль в игре, пятиклассники с большим осознанием отнеслись к правилам поведения в окружающем пространстве жизни. Дети показали способность проявлять инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремлённость. При групповой деятельности пятиклассники восприняли успех команды как собственный. Игра на уроках русского языка обогатила словарный запас пятиклассников, расширила их кругозор. Материал, изученный в процессе игровой деятельности, запомнился обучающимися лучше, чем тот, при изучении которого игра не использовалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по русскому языку по теме: "Игровые технологии на уроках русского языка".
Доклад по самообразованию. Игровые технологии занимают важное место в структуре современного урока. Доклад содержит описание различных игровых форм работы при обучении русскому языку и рекомендации по...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
«Внедрение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся»
Презентация игровых технолгий на уроках английского языка....
«Внедрение игровых технологий на уроках английского языка с целью повышения учебной мотивации, самореализации и самоопределения учащихся»
Игровая деятельность стимулирует учебно-познавательную деятельность учащихся. При создании благоприятных морально-психологических условий; при усвоении материала на основе многократной проработки ...
Игровые технологии на уроках русского языка (мастер-класс)
Мастер-класс "Игровые технологии на уроках русского языка"...
Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Игровые технологии на уроках русского языка»
Игровые технологии на уроках русского языка...
Внедрение игровых технологий в урок английского языка с учетом требований ФГОС
Игровые технологии - это не веяние времени, желание баловать и веселить ученика. Это ответ на его естественную потребность в игре, как важной форме познания мира....