Эффективные практики внедрения института наставничества
опыты и эксперименты

Тырышкина Ольга Анатольевна

Доклад освещает вопросы внедрения института наставничества в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные практики внедрения института наставничества

1.Сегодня, как и во все века, учитель - это не только и не столько хранитель знаний, образец поведения, подражания для детей, сколько мастер, способный научить своих подопечных находить нужные знания в безбрежном океане современных наук, приобретать опыт самообразования. Он должен вдохновлять своих учеников на учение.

Конечно же, настоящий учитель обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. И, наконец, очень важную роль играют личностные качества школьного учителя: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи учителю с многолетним опытом работы.

2.А как же быть молодому педагогу, только что окончившему университет? "Легко ли быть молодым учителем в современной школе?" - именно этот вопрос ставят перед собой выпускники педагогических вузов, решая, идти ли им работать в школу.

За время обучения в вузе студенты обычно проходят педагогическую практику на выпускных курсах. Тесная связь теории педагогики с практикой помогает студентам почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи учительской профессии. Однако не каждому студенту, получавшему отличные оценки на практике, удается успешно начать свою работу в школе.

Школа - это мир, в котором свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог быстро осознает, что знания, полученные им в университете, конечно же, хороши, но только теоретически, а в жизни - все иначе!

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на уроке, логично выстроить последовательность этапов урока, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с коллегами - вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих учителя-новичка.

И здесь необходимо оказать помощь молодому специалисту. Такую помощь может оказать педагог со стажем – наставник.

3. В школьной системе процесс наставничества выражается в передаче более опытным и квалифицированным учителем своему подопечному (молодому специалисту) знаний и навыков, которые необходимы тому для эффективного выполнения профессиональных обязанностей. Обучение молодого учителя на рабочем месте заслуживает особого внимания, поскольку представляет собой один из наиболее эффективных сегодня методов повышения квалификации, проверенных временем и отработанных многими поколениями.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей, умением формулировать и ставить задачи, организовывать и контролировать выполнение работ, анализировать результаты и проводить корректировку.

Поскольку наставничество является двусторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. Педагог - наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

 4. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер.

1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.

2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога.

5. Выбор формы работы с молодым специалистом должен начинаться с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем определяется совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного преподавателя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным.

6. Работа с молодыми специалистами будет более эффективной, если администрация школы и наставники подготовят им различные "памятки"

7. Наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста:

  • на требования к организации учебного процесса;
  • требования к ведению школьной документации;
  • формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
  • ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
  • механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Моя работа с молодым специалистом:

а) анкетирование или беседа, которые помогут мне разобраться с имеющимися трудностями и составить план работы с молодым специалистом 9 совместно с администрацией)

б) поддержка, рекомендации при подготовке к урокам

в) посещение уроков (не с целью тотального контроля, а с целью диагностики имеющихся проблем и их последующей корректировки. С последующим анализом урока. 

8. Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. Присутствующий устанавливает, своевременно ли приходит преподаватель в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов учеников, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока. Использует ли учитель содержание материала в воспитательных целях, какова система требований учителя. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли учитель внимание на поведение школьников, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока:

а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления учеников, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает учитель для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения преподавателя на уроке. Не меньший интерес для наставника  представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками. Формы анализа  могут быть самыми разными. Наиболее рациональна, как мне кажется, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем уроке, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем наставник анализирует положительные стороны урока;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после анализа  педагог вновь высказывает свое мнение).  

1. Вместе с начинающим учителем глубоко проанализируйте учебные программы и объяснительные записки к ним.

2. Помочь составить тематический план, обратив особое внимание на подбор материала для систематического повторения, практических и лабораторных работ, экскурсий.

3. Оказывать помощь в подготовке к урокам, особенно к первым, к первой встрече с учащимися. Наиболее трудные темы разрабатывать вместе. В своем классе постараться изучать материал с опережением на 2-3 урока, с тем, чтобы дать молодому учителю возможность методике раскрытия наиболее сложных тем.

4. Вместе готовить и подбирать дидактический материал, наглядные пособия, тексты задач, упражнений, контрольных работ.

5. Посещать уроки молодого учителя с последующим тщательным анализом, приглашать его на свои уроки, совместно их обсуждать.

6. Помочь в подборе методической литературы для самообразования и в его организации.

7. Делиться опытом без назидания, а путем доброжелательного показа образцов работы.

Доброй традицией нашей школы является посвящение молодых учителей в профессию в Международный праздник - День учителя. Молодым учителям в игровой форме предлагается пройти ряд испытаний на звание учителя,  «новоиспеченные педагоги» дают клятву верности педагогическим заветам, им вручаются памятные сувениры. В буднях педагогической деятельности общение происходит по поводу возникших затруднений с целью снятия их, а также через проходящие  совещания, педагогические советы, участие в работе, где молодой специалист получает методическую помощь.

        Молодые специалисты обязательно принимают участие в районном конкурсе «Молодой специалист», который проходит ежегодно. Это как боевое крещение.   Стараюсь    вовлечь молодого педагога в общественную деятельность. Все прибывшие молодые специалисты вступают  в профсоюзную организацию, предоставляющую определенную степень защиты по различным производственным и социальным вопросам, возможность раскрыть свои таланты в спорте, культурно - досуговых мероприятиях. Молодежь активно участвует в организации и проведении праздников, конкурсов, спортивных состязаниях.     Традиционным стало участие начинающих учителей в методических совещаниях и тематических педагогических советах. Также молодые специалисты вовлекаются  в организацию и проведение предметных недель, олимпиад, различных тематических конкурсов, внеклассную работу.   

Проведенный нами анализ наставничества начинающих учителей в современной школе Германии позволил выделить следующие его основные особенности:

  • на уровне отдельных земель разработано нормативно-правовое обеспечение наставничества с указанием функций и задач наставников;
  • наставник назначается руководителем школы по согласованию с руководителем семинарии, муниципальными органами образования, учитывая при этом мнение молодого учителя наставник не обязательно должен быть административным работником школы (директором, завучем и т.д.), но обязательно должен иметь солидный опыт преподавания своего предмета, а также опыт руководства молодыми учителями. Руководитель школы предоставляет такому учителю неполную нагрузку, чтобы дать ему возможность уделять больше времени наставнической работе с молодыми учителями.
  • наставник сопровождает своего стажера в течение всего периода референдариата (1,5-2 года в зависимости от Федеральной земли);
  • начинающему работать учителю назначается два наставника – по каждому преподаваемому предмету;
  • при совместной работе наставника и его стажера важным является их психологическая совместимость, при отсутствии которой стажер имеет законное право сменить наставника;
  • за работу с каждым молодым учителем наставнику начисляется определенная доплата.

 9. Грамотно выстроенная и правильно функционирующая система наставничества позволяет администрации школы и управлению образования добиться следующих эффективных сторон:

1) повышение профессионального уровня и навыков всех без исключения сотрудников, вовлеченных в систему наставничества, включая самого наставника;

2) снижение текучести кадров за счет усиления профессиональной составляющей мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса;

3) предоставление опытным учителям возможностей для карьерного роста как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях;

4) укрепление профессионального сотрудничества.

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение эффективных практик и технологий в образовательный процесс на уроках Музыки

Новые подходы к музыкальному обучению требуют использования наиболее эффективных современных технологий в музыкальном развитии школьника.В настоящее время много внимания уделяется инновационным образо...

Алгоритм действий для внедрения технологии наставничества в ОО ДО.

Алгоритм действия для внедрения технологий наставничества в ЦВР...

Алгоритм действий для внедрения технологии наставничества в ОО ДО.

Алгоритм действий для внедрения технологии наставничества ЦВР...

Практика введения института наставничества в МБОУ СОШ №8

Опыт работы представлен на окружном вебинаре "Эффективные практики поддержки и сопровождения молодых педагогов"...

Индивидуальный проект как эффективная практика реализации форм наставничества «учитель-ученик», «ученик-ученик»

Применение метода наставничества по учебной дисциплине индивидуальный проект...

Статья «Опыт разработки и внедрения системы наставничества в образовательной организации»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30909896","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Авторы:Елена Юрьевна РожинаТатьяна Юрьевна БеловаИлья Александрович Белов...

Статья «Опыт разработки и внедрения системы наставничества в образовательной организации»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30909908","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Авторы:Елена Юрьевна РожинаТатьяна Юрьевна БеловаИлья Александрович Белов...