методическая разработка мероприятия «Познай самого себя». Характер
методическая разработка по психологии (8, 9, 10, 11 класс)

Методическая разработка мероприятия «Познай самого себя». Характер

Цель данного мероприятияформирование интереса у старших школьников к психологическим знаниям для личностного роста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon harakter.doc54.5 КБ
Office presentation icon harakter.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Познай самого себя». Характер

Цель: формирование интереса у старших школьников к психологическим знаниям для личностного роста

Задачи:

- знакомство с понятиями «характер», «черты характера»

- способствование осознанию своих личностных особенностей и черт характера

 - развитие навыков самоанализа

Ход занятия:

Каждый человек не только неповторим, но и до конца непознаваем. Природой создан самый необыкновенный и сложный организм – человек. И, наверно, самое интересное и увлекательное занятие – познание человека, а еще занимательнее и труднее – узнавать новое о самом себе.

Я предлагаю вам - девиз нашего занятия: «Познай самого себя» (слайд 1)

Давайте мы с вами познакомимся. Я предлагаю вам встать в круг. По очереди (по цепочке) говорим Кто я? И что хочу узнать сегодня о себе? Я – Гульнара, хочу узнать какая я от окружающих меня людей. (Знакомство)

Присаживайтесь, продолжим наше занятие.

Легко определить какой человек со стороны, а самому себе дать оценку довольно трудно.

У вас на столе лежат листки с текстом. Прочитайте текст и в парах обсудите, о чем он, о каких качествах человека идет речь. Попробуйте предположить, о чем мы будем сегодня говорить и чем займемся в течение нашего мероприятия.

Проблемная ситуация «Как себя оценить?»

Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!

Предположение и обсуждение полученных результатов работы.

- О чем текст? Какие качества описаны в тексте?

- Как вы думаете о чем будет наше занятие?

Психологические качества, названные вами, присущи большинству, и конечно, еще есть масса других качеств. Многие психологические качества соединяются, образуя характер человека.

Как вы думаете, что такое характер? Чтобы узнать более точное определение, я предлагаю обратиться к толковому словарю русского языка. (слайд 2) В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». (слайд 3) Действительно, жизнь формирует характер, «чеканит» его с одной стороны,  с другой  - накладывает печать на поступки, мысли и чувства человека. Когда мы говорим о характере, то подразумеваем часто повторяющиеся проявления индивидуальных свойств человека, которые свойственны ему в поступках и действиях в различных жизненных ситуациях. Но может быть, что трусливый человек совершает решительный поступок, а вежливый – может нахамить. Если эти поступки единичные, то нельзя по ним определить характер. Оценивают человека по часто повторяющимся поступкам. Для такой оценки существует более тысячи наименований черт характера. Одни из них положительно влияют на их владельца, а другие могут отравить жизнь не только хозяину, но и окружающим людям.

  Для того, чтобы было удобнее работать с множеством характеристик черт характера, в современной психологии было выделено четыре группы, объединяющие свойства психики по Г.В. Резапкиной (слайд 4):

 

  1. Отношение человека к другим людям (уважение — презрение, общительность — замкнутость, отзывчивость — черствость);
  2. Отношение человека  к своему делу, к труду (ответственность - безответственность, трудолюбие — лень, аккуратность — недобросовестность, склонность к творчеству — склонность к рутине, инициативность — пассивность);
  3. Отношение человека к самому себе (самокритичность — тщеславие, чувство собственного достоинства — самомнение, скромность — заносчивость и.т.д);
  4. Отношение человека к вещам (бережное обращение — халатное обращение, опрятность — неряшливость, аккуратность, бережливость).

А теперь я предлагаю вам попробовать свои силы в определении черт характера по данной классификации

«Распредели черты характера»

Работа в парах. У вас на листе бумаги дан список черт характера. Сейчас в течение 3 минут вы должны соотнести каждую черту характера с одной из 4 групп: отношение человека к другим людям, отношение человека к своему делу, отношение человека к самому себе, отношение человека к вещам.

авторитетный азартный безалаберный бездеятельный беспрекословный благожелательный ведомый  вздорный ворчливый гибкий грубый демонстративный жизнерадостный задумчивый инертный креативный ленивый неосторожный неугомонный подстрекательный приветливый хлебосольный

Ученые давно пытались вывести типологию человеческих характеров, но так как черты характера комбинируются по разному, то классификаций то же несколько. Например, немецкий психолог Эрнест Кречмер  на основе телосложения, конституции вывел три типа характера, которым соответствует то или иное телосложение: (слайд 5, 6)

  1. Астеники (шизотимики) — худые, с длинными конечностями (серьезность, замкнутость, упрямство)
  2. Атлетики (иксотимики) — высокие, с развитой мускулатурой, скелетом, пропорционального сложения (спокойствие, властность, практичность, сдержанность).
  3. Пикники (циклотимики) — среднего роста или невысокие, с короткими конечностями, полные или склонны к полноте, с большой головой (общительность, эмоциональность, чувствительность).

Задание «Кто вы?» (групповая работа) (слайд 7)

Определите, кто из известных персонажей относятся к различным типам характера по Кречмеру: Карлсон, Шерлок Холмс, Снежная королева, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Наполеон, Петр Первый, Гитлер.

Еще одна классификация была предложена древнегреческими врачами Гиппократом и Галеном. Они объяснили формирование характера на основе темперамента, связанное со свойствами нервной системы. Согласно данной теории, их четыре: (слайд 8,9)

  • меланхолик (впечатлительность, эмоциональность, ранимость);
  • сангвиник (оптимизм, общительность);
  • флегматик (задумчивость, спокойствие, уравновешенность);
  • холерик (упрямство, раздражительность, властность).

Задание (работа в парах)

Назовите литературного, мультипликационного и любого другого известного героя  и попробуйте дать ему краткую характеристику, доказывающую его принадлежность к каждой из категорий относительно данной теории.

Следующую классификацию описали немецкие ученые Юнг и Айзенк, предложившие измерять черты личности с точки зрения интроверсии – экстраверсии.  (слайд 10)

Интроверт — человек, устремленный вовнутрь, живет своим внутренним миром, его мало интересуют внешние события. Экстраверт — человек, устремленный наружу, живет событиями, а не переживаниями, действиями, а не мыслями. Интроверт желает не выделяться, быть не «броским», малообщителен, экстраверт наоборот, хочет быть ярким во всем, ищущий общения. 

Задание

Попробуйте предложенные качества распределить на две группы принадлежности: экстраверту или интроверту

Артистичный боязливый весёлый впечатлительный жизнерадостный настороженный нерешительный озорной отчаянный ранимый рисковый уверенный

Поэтому я предлагаю вам лучше изучить свой характер, разобраться какие же мы на самом деле. Итак, приступим…

Диагностика «Тест на определение темперамента» (слайд 11-18)

Результаты

Влияют ли черты характера на поведение человека?

Любые черты характера определяют поведение человека. Если взять второе определение характера из толкового словаря (слайд 19), то можно говорить о характере в разных значениях, например, «ужасный характер», «золотой характер» Как вы это понимаете? Можно условно разделить черты характера на «хорошие» и «плохие». Но черты характера сами по себе не могут быть хорошими или плохими. Их роль в жизни человека иногда может быть положительной или наоборот отрицательной в зависимости от сложившейся ситуации, они могут помогать человеку, а могут мешать. Если положительное качество применять часто в ненужной ситуации, оно может потерять свою значимость. Например, предлагая помощь другому человеку, который в ней не нуждается, становится качеством отрицательным.

Значение хороших и плохих черт характера

Я предлагаю вам встать в круг. И поделиться на пары. У каждого из вас будет название одной из черт характера. Вам необходимо в паре договориться дать понятие этому качеству в одном случае как положительное значение для человека, в другом – отрицательное значение.

Агрессия, заботливость, грубость, нерешительность, медлительность, завистливость, трусость, стыдливость, упорство, вздорность, мечтательность, подозрительность, доброжелательность

Какие советы можно дать человеку, стремящемуся к личностному росту, не стоит на месте?

Советы Чарли Чаплина (слайд 20)

  1. Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
  2. Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
  3. Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
  4. Не предъявляйте к себе невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
  5. Прислушивайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперёд.
  6. Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
  7. Любите людей, и они ответят вам тем же.

Рефлексия Упражнение «Какой я?»

У вас листки анкеты с предложениями, которые нужно продолжить качествами характера, имеющимися у вас.

 - Я думаю, что у меня есть такие черты как ….

 - Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….

Мне хотелось бы узнать ваши впечатления от проведенного мероприятия:

- Что нового и полезного я узнал?

- Какую тему хотел бы узнать еще?

Спасибо за внимание!!!

И пожелание всем от меня на слайде! (слайд 21)


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познай самого себя

Цель урока: способствовать формированию личности человека, совершенствованию его мышления, памяти, развитию интересов и способностей; показать необходимость самовоспитания, саморазвития....

экспериментально-исследовательские работы учеников по теме "Познай самого себя"

Представленные работы – это  мини-проекты, выполненные учащимися седьмого класса, по измерению  параметров человека. Человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и лю...

Классный час. Тема "Познай самого себя"

«То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на земле...»...

Познай самого себя

Познание человеком самого себя. Тесты....

Познай самого себя и ты познаешь мир

Особенности формирования линости в процессе общения....

Методическая разработка урока по обществознанию "Познай самого себя" 6 класс

Методическая разработка урока по обществознанию "Познай самого себя" 6 класс...