Тренинг "Что такое доброта?"
методическая разработка по психологии
Предварительный просмотр:
Тренинг
Что такое доброта?
(для обучающихся10 класса)
Цель: Формирование ценностного отношения к нравственной категории – добро, доброта.
Задачи:
- дать представление о добре, добрых поступках;
- развивать навык сотрудничества, коммуникативные навыки;
- воспитывать чувство доброты, чуткости, сострадания, доброжелательности,
отзывчивости, понимания и уважения к окружающим людям;
- развивать навыки общения, работы в коллективе;
- совершенствовать и развивать творческие способности.
Ход занятия
1. Приветствие (сидят в кругу и приветствуют друг друга любым возможным способом)
1.1. Правила группы.
1.2. Эмоциональный настрой (какое настроение в начале тренинга- выбрать смайлик).
Правила
Здесь и сейчас
Конфиденциальность
Тактичное и доброжелательное отношения ко всем участникам группы
Правило «стоп»
Искренность и открытость
Доверительный стиль общения — называние друг друга на “ты”,
- Общение по принципу «здесь и сейчас» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).
- Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы класса)
- Определение сильных сторон личности (в ходе обсуждения обязательно подчеркивать положительные качества выступившего).
- Искренность в общении (говорить только то, что действительно чувствуем, или молчать).
2. Разминка
«ПРИТЧА О ДОБРОТЕ»
Холодное утро. Мальчик, который подрабатывал продажей газет, чтобы иметь возможность оплатить проезд до школы, совсем обессилел, замерз и очень проголодался. Набравшись смелости, он решил попросить еды в ближайшем доме. Но когда ему открыли дверь, он постеснялся и попросил только попить. Молодая женщина, взглянув на мальчика, догадалась, что он голоден и принесла ему большой стакан молока. Медленно мальчик выпил все молоко и спросил:- Сколько я вам должен?- Ничего, - улыбнувшись, ответила женщина, - мама учила нас не брать плату за добрые дела.- Тогда, я буду за Вас молится, – тихонько сказал мальчик. Когда он отошел от этого дома, он не только почувствовал себя сильнее физически, но и укрепился в вере. Адам Закир (так его звали) понял, что в самый тяжелый момент Бог помогает страждущим. Шли годы. Их поселок очень изменился.
Та женщина постарела и серьезно заболела. Местные доктора не в состоянии были помочь ей. Так она попала в главную городскую больницу. Но и там врачи сомневались в диагнозе. Специально для консультации вызвали доктора медицинских наук. Как только доктор услышал название поселка, откуда приехала больная, глаза его засветились мягким светом. И он, ни секунды не мешкая, решил взглянуть на пациентку. Как вы, наверное, уже догадались, звали его Адам Закир. Войдя в палату, он сразу узнал ту женщину. Он решил помочь ей, во что бы то ни стало!
Много сил и времени понадобилось на лечение редкой и непростой болезни. Но доктор не сдавался и, в конце концов, болезнь отступила. Доктор Закир распорядился, чтобы счет за ее лечение был предварительно показан ему.
Получив счет, он написал что-то внизу, и потом отдал, чтобы его передали женщине.
Бедняжка понимала, что учитывая время, которое она провела в больнице и все то, лечение которое она принимала, ей придется продать все имущество, чтобы заплатить.
Обратившись с мольбой к Всевышнему, она взглянула на счет. Цифры, цифры, цифры и вдруг, внимание ее привлекла строка дописанная вручную внизу: «Оплачено полностью одним стаканом молока» и подпись доктора Закира. Бедная растроганная женщина сразу вспомнила того худенького мальчика и стакан молока…
Она плакала и сквозь слезы благодарила Творца: «Спасибо Тебе, о, Милостивейший Всевышний, воистину Ты простираешь свою милость и доброту без границ через людские сердца и умы».
Мораль.
Носите в сердцах любовь и доброту и дарите ее окружающим Вас людям. Да, мир может показаться, на первый взгляд, жестоким и беспощадным. Но это только на первый взгляд. Если Вы несете в мир искренне добро и любовь, то Вы получаете от мира в десятки раз больше. Мир – это то, что у нас внутри, в сердце. Сегодня мы поговорим о доброте. Издавна народ ведет рассуждение на тему добра и зла. Эта тема остается актуальной и в наши дни.
3. Основная часть.
3.1 С какими словами ассоциируются у вас слова «ДОБРО»?
(Дерево добра – слова сразу прицеплять к веточкам дерева на доске)
Добро – нежность, забота, внимание, верность, радость, дружба, свет, любовь.
Зло – зависть, предательство, месть, жадность, ложь, эгоизм. ( на соседней доске разместить и потом снять)
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДОБРЕ
• Доброе дело и в воде не тонет.
• Доброта без разума пуста.
• Доброе братство дороже богатства.
• Добрый гость всегда в пору.
• Добро помни, а зло забывай.
• Добро не умрет, а зло пропадет.
• От добра, добра не ищут.
• Без добрых дел нет доброго имени.
• Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
• Доброе слово и железные ворота открывает.
• Ласковое слово, что солнышко в ненастье.
• Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Рефлексия
Психологи уверяют, что доброта продлевает жизнь, делает ее более комфортной и радостной. Добрые люди живут дольше, меньше болеют, испытывают больше положительных эмоций, совершая добрые дела. Они генерируют счастье не только для других, но и для самих себя. Помогая другим, помогаешь себе. Медики подтверждают позитивное влияние доброты на состояние здоровья человека. Медицинские исследования показали, что добрые люди живут в среднем на семь лет дольше, так как у них более здоровое сердце, крепче иммунитет. Добрые дела способствуют выработке “гормонов удовольствия”, которые способствует улучшению настроения.
3.2. Упражнение «Сделай день добрее»
А сейчас я хочу предложить вам сделать наш сегодняшний день чуть добрее и светлее для каждого из нас. Для этого на смайликах, лежащих у вас на партах, напишите доброе пожелание или комплимент. Подписывать их не надо. Мы сложим их в наш "Добрый" мешочек, а затем каждый из вас вытянет пожелания для себя. Надеюсь, они заставит нас улыбнуться.
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
3.3. Упражнение «Золотая рыбка»)
В народе говорят: «Добро творит чудеса». Представьте, что у нас есть золотая рыбка. Кто возьмет ее в руки, превращаются в волшебника. Включите свою фантазию, представьте, что каждый из вас стал добрым волшебником. Чтобы вы сделали, став волшебником? Начните так:
« Если бы я стал волшебником, я бы сделал ...»
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
3.4. Упражнение «Начни с малого»
В пословице сказано: «Мир не без добрых людей». А какой он, добрый человек?
Назовите качества доброго человека.
Поделитесь, какие добрые дела вы совершали в своей жизни.
Что бы вы еще хотели совершить доброго?
Как вы думаете, в каком возрасте люди больше всего нуждаются в доброте?
Зависит ли доброта от благосостояния человека?
Может ли больной, немощный, бедный человек быть добрым?
В каждом ли человеке можно найти что-то доброе?
Что вы чувствуете, если поступаете по-доброму?
Как воспитать в себе доброе отношение к людям?
Вывод: Начните с малого:
Идя по улице с мамой, помоги нести ей тяжелую сумку.
Уступи место в автобусе пожилым людям.
Защищайте девочек, маленьких детей.
Не допускайте грубости.
Будьте добрым человеком!
Улыбнуться прохожему.
Помочь молодой маме вынести коляску.
Помочь донести тяжелую сумку бабушке.
Вежливо или ласково поговорить с братом или сестрой.
Друзьям отправить приятные СМС или сообщения в соц.сетях.
Покормить бездомных кошек или собак.
Будьте добрым человеком!
Рефлексия
3.5. Упражнение «СПЛЕТИ ПАУТИНКУ ДОБРА»
(Встают в круг). Как говорится в законе доброты «Лихо – помнится, а добро вовек не забудется». Давайте сейчас вспомните, кто из класса сделал вам добро, доброе дело. Вы будете передавать клубок с нитками тому, кто сделал вам добро, держа нитку в руках, тем самым мы сплетем паутинку доброты.
Рефлексия и эмоциональное состояние (показывают свои эмоции с помощью смайликов)
4. Релаксация «Волшебный цветок добра»
Я прошу вас сесть в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас буду говорить (звучит красивая, приятная мелодия).
Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...Теплый, ласковый ветерок веет на вас. У вас доброе, согревающее душу настроение. А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в глаза, скажите «Я желаю тебе добра!».
5. Рефлексия
- Какое настроение в конце занятия (смайлики)?
- Какое упражнение понравилось больше всего и почему?
- Что нового узнали?
- Какие чувства возникают, когда к вам относятся с добротой? И т.д.
Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из школы. Теплые чувства и хорошее настроение будут с вами. Не забывайте, что в этом огромном мире многие люди нуждаются в доброте ваших сердец.
6. Заключение.
В этот день, я хочу подарить вам кусочек своего сердца, своей доброты и пожелать вам добра и счастья! Благодарю вас за работу! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»
Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...
Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения Ц...
Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда») Что такое красота? (По произведению Оскара Уайльда «Мальчик – звезда»)
разработка урока литературы по произведению Оскара Уайльда "Мальчик - звезда"...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...
Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)
Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Что такое? Кто такой? (повторение по теме "Африка")
Игра для повторения темы " Африка" 7класс...