Тренинг для подростков "Идентификация собственного Я"
методическая разработка по психологии
Проект психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_podrostkov_identifikatsiya_sobstvennogo_ya.docx | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гадкий утенок: Идентификация собственного «Я»
Подготовила педагог-психолог И.А.Деордиева
Тренинг рассчитан на подростков 11-14 лет.
Продолжительность тренинга 2 час 30 мин.
Группа участников 35-40 человек.
Приветствие участников тренинга.
Целью нашей встречи является чтение и обсуждение произведения для решения психологических проблем.
Вводная часть: игра «Хоровод имён» - знакомство друг с другом, позитивный настрой.
Основная часть.
Давайте подумаем, что для вас сейчас важно в отношении себя в возрасте 11-14 лет? Ответы детей, размышления, обсуждение высказываний.
Я с вами согласна, но еще очень важно для подростка обретение собственного я, своя идентификация.
Сегодня я предлагаю поработать со сказкой Г.Х. Андерсена «Гадкий Утенок».
Для меня это история о непростом пути обретения собственной идентичности. Гадкий утенок, пройдя в своей жизни через череду травм (непринятия, отвержения, обесценивания), смог обрести свою подлинную идентичность – идентичность белого лебедя.
Давайте посмотрим в тексте как встретили гадкого утенка на птичьем дворе? (работа с текстом, высказывания детей)
Он стал гадким в связи с тем, что был иным в глазах отвергающего, обесценивающего общества. В сказке в отношении нашего героя мы наблюдаем реакции социума, заряженные нетерпением ко всему отличающемуся, за которыми угадывается послание: Будь таким, как все! И нужно иметь много мужества, чтобы отстаивать свою идентичность в таком недружелюбном окружении.
Одним из самых важных для подростка является вопрос: Как я выгляжу в глазах сверстников? Подростковая среда не менее жестока, чем описанный в сказке птичий двор с достаточно жесткой субкультурой. Здесь есть свои «петухи», «гусаки» и «индюки», транслирующие систему групповых ценностей, задавая образцы для подражания. Не столь важные до этого периода параметры внешнего вида – рост, вес, форма носа, ушей и пр. – становятся для подростка крайне значимыми. Даже неумышленно случайно брошенное замечание относительно внешности способно оставить болезненный след в душе подростка, не говоря уже о ситуации организованной травли – нередко встречаемом явлении в этот период жизни. В этот период кто-то из вас нередко ощущает себя «Гадким Утенком». Быть иным, не похожим на других – значит постоянно натыкаться на обесценивания, унижения, отвержения. И далеко не каждому в такой ситуации удается отстоять свою сущность и прорваться к идентичности «Прекрасного Лебедя».
Вернёмся к тексту и посмотрим через что пришлось пройти гадкому утенку на пути к своей идентичности? (Работа с текстом) обсуждение текста с детьми.
Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры! Одним словом, Не высовывайся! Слушай то, что тебе говорят другие! Будь таким как все! Будь удобным! Стань таким, каким тебя хотят видеть другие! Откажись от себя!
Давайте представим ситуацию, что Гадкий Утенок оказался более социализированным, конформным и послушно следовал советам своего неравнодушного окружения, искренне желавшего ему добра. А их (советов) следовало предостаточно – только успевай запоминать! Гадкий Утенок регулярно сталкивается с такого рода посланиями, исходящими от ближайшего социального окружения – обитателей птичьего двора.
Гипотетически НеГадкий Утенок, в сказочной истории отказавшись от своей лебединой сути, мог бы стать кем угодно. Если бы он очень старался слушать то, что ему советовали «умные люди» с птичьего двора, то возможно он стал бы приличным Петухом, или уважаемым Гусем, или достопочтенным Индюком. Единственно, кем он не смог бы стать в описанной ситуации – это Прекрасным Лебедем. Вот только был бы он счастлив, предав свою лебединую сущность? Он все время находился бы в напряженном ожидании, что кто-нибудь случайно раскроет их подлинную сущность «Гадкого Утенка» и крикнет: как в известной комедии «Иван Васильевич меняет профессию» – «А царь-то не настоящий! Я стану более крутым «Петухом», «Гусем», «Индюком», чем вы! Вы еще обо мне узнаете! И в этот момент подросток выбирает для себя жизненный путь, уводящий от его истинного Я, – путь в ложную идентичность. Часто такие подростки, становясь взрослыми, добиваются значительных успехов в жизни в плане карьеры, бизнеса, статуса и прочих социальных атрибутов. Они активны, энергичны и целеустремлены. Они уважаемы, признаны и внешне благополучны. Что здесь плохого – спросите вы? Что плохого в компенсации? Перечисленные выше достижения – признаки внешнего благополучия. А за внешне благополучным фасадом травматика скрываются сомнения, страхи, стыд и низкая самооценка. Его энергия жизни не подключена к внутренним источникам подлинного Я. Активность такого человека питается энергией травмы и все их успехи и социальные достижения – бесконечные попытки насытить свою низкую самооценку.
К своей чести, Гадкий Утенок, несмотря на жесткий социальный пресс, не отказался от себя и в итоге превратился в того, кем изначально был по своей сути, – в Прекрасного Лебедя.
Посмотрим как теперь приняли гадкого утенка окружающие, когда он обрел свою идентичность прекрасного лебедя? (Работа с текстом) обсуждение текста с детьми.
Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!
Почему утенок гадкий? (Размышления детей)
Потому что он не утенок. А вот так выглядит несказочная история… Гадкий Утенок попадает в ситуацию ряда хронических травм развития, глубоко влияющих на формирование его идентичности и самооценки. Подросток, оказавшись в ситуации отвержения, унижения, негативного оценивания со стороны значимого социального окружения, переживает психическую травму, оставшись с ней одни на один. В анализируемой сказке Гадкий Утенок переживал этот период как депрессию – он уединился на болоте и жил там один, пока не встретил лебедей. В завершении встречи ответьте для себя на какие вопросы: Кто я? Зачем я живу? Свою ли жизнь проживаю? Несмотря на болезненный характер этих вопросов именно они близки к ядру своего я. Ответив на них у вас есть реальный шанс встретиться со своей подлинной идентичностью.
Тексты для работы
Наконец лопнуло и большое яйцо.
- Пип! Пип! - пропищал птенец и вывалился из яйца.
Но какой же он был большой и гадкий!
Утка оглядела его.
- Ужасно велик! - сказала она. - И совсем не похож на остальных! Уж не индюшонок ли это, в самом деле? Ну да в воде-то он у меня побывает, силой да загоню!
- Ну вот, еще целая орава! Как будто нас мало было? А один-то какой безобразный! Уж его-то мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в затылок.
- Оставьте его! - сказала утка-мать. - Ведь он вам ничего не сделал!
- Положим, но он такой большой и странный! - ответила чужая утка. - Ему надо задать хорошенько.
- Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе. - Все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
- Это никак невозможно, ваша милость! - ответила уткамать. - Он некрасив, но у него доброе сердце.
- Остальные утята очень, очень милы! - сказала старая утка. - Ну, будьте как дома, а найдете угриную головку, можете принести ее мне.
Вот утята и устроились как дома. Только бедного утенка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и дразнили решительно все - и утки и куры.
- Больно велик! - говорили они.
А индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утенку, поглядел на него и сердито залопотал; гребешок у него так и налился кровью.
- Ну и страшилище ты! - сказали дикие утки. - Впрочем, нам все равно, только не думай породниться с нами.
Бедняжка! Где уж ему было думать об этом! Только бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.
- Слушай, дружище! - сказали они. - Ты такой урод, что, право, нравишься нам! Хочешь летать с нами и быть вольной птицей? Здесь поблизости есть другое болото, там живут хорошенькие дикие гуси-барышни. Они умеют говорить: "Га-га-га!" Ты такой урод, что, чего доброго, будешь иметь у них успех.
— Остальные утята очень-очень милы! — сказала старая утка. — Ну, будьте же как дома, а найдёте угриную головку, можете принести её мне.
Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.
— Ты пребезобразный! — сказали дикие утки. — Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами!
Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.
«Пиф! паф!» — раздалось вдруг над болотом, и оба гусака упали в камыши мёртвыми; вода окрасилась кровью— Слава богу! — перевёл дух утёнок. — Слава богу! Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!
И он притаился в камышах; над головою его то и дело пролетали дробинки, раздавались выстрелы.
- Что там? - спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утенка, но по слепоте приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
- Вот так находка! - сказала старушка. - Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да увидим, испытаем!
И утенка приняли на испытание. Но прошло недели три, а яиц все не было. Настоящим хозяином в доме был кот, а хозяйкой - курица, и оба всегда говорили: "Мы и весь свет!"
- Умеешь ты нести яйца? - спросила она утенка.
- Нет.
- Так и держи язык на привязи!
А кот спросил:
- Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?
- Нет.
- Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди!
И утенок сидел в углу нахохлившись.
Тебя приютили, пригрели, ты попал в такое общество, в котором можешь кое-чему научиться. Но ты пустая голова, и разговаривать-то с тобой не стоит. Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя. Так всегда узнаются истинные друзья. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да пускать искры!
- Я думаю, мне лучше уйти отсюда, куда глаза глядят, - сказал утенок.
- Ну и ступай себе! - отвечала курица.
И утенок ушел. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за безобразие.
Настала осень. Листья на деревьях пожелтели и побурели; ветер подхватывал и кружил их по воздуху. Стало очень холодно. Тяжелые тучи сыпали на землю то град, то снег, а на изгороди сидел ворон и каркал от холода во все горло. Брр! Замерзнешь при одной мысли о таком холоде! Плохо приходилось бедному утенку.
Он был бы рад-радехонек, если б хоть утки не отталкивали его от себя. Бедный гадкий утенок!
Зима настала холодная-прехолодная. Утенку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замерзнуть совсем, но с каждой ночью полынья, в которой он плавал, становилась все меньше и меньше. Морозило так, что даже лед потрескивал. Без устали работал лапками утенок, но под конец совсем выбился из сил, замер и весь обмерз.
Но вот дети вздумали поиграть с ним, а ему показалось, что они хотят обидеть его. Шарахнулся от страха утенок и угодил прямо в подойник с молоком. Молоко расплескалось. Хозяйка вскрикнула и взмахнула руками, а утенок между тем влетел в кадку с маслом, а оттуда - в бочонок с мукой. Батюшки, на что он стал похож! Хозяйка кричала и гонялась за ним с угольными щипцами, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали. Хорошо еще, дверь была открыта, - утенок выскочил, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег, и долго-долго лежал там почти без чувств.
Пришла весна!
Утенок взмахнул крыльями и полетел. Теперь в крыльях его гудел ветер, и они были куда крепче прежнего.
А большие лебеди плавали вокруг и гладили его клювами.
В сад прибежали маленькие дети. Они стали бросать лебедям хлебные крошки и зерна, а самый младший закричал:
- Новый прилетел!
И все остальные подхватили:
- Новый, новый!
Дети хлопали в ладоши и плясали от радости, а потом побежали за отцом и матерью и опять стали бросать в воду крошки хлеба и пирожного.
Все говорили:
- Новый лебедь лучше всех! Он такой красивый и молодой!
И старые лебеди склонили перед ним голову.
Теперь он был рад, что перенес столько горя и бед, - он мог лучше оценить свое счастье и окружавшее его великолепие.
— Новый, новый!
И все остальные подхватили:
— Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости.
Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!
И старые лебеди склонили перед ним головы
А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами!
Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:
— Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
А мать прибавляла:
— Глаза бы мои тебя не видали!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.
Не выдержал утёнок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.
Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): право: основы правовой культуры ...
План урока по технологии на тему:"Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность."
Собственность и ее виды. Творческий труд и интеллектуальная собственность. Основы патентного права; патентирование изделий, объектов, товарных знаков и прав интеллектуальной собственности Компьютерная...
Сочинение «Собственные мысли о собственном будущем»
Будущее… Каждый видит свое будущее стабильным, надёжным, прочным, потому что уже сегодня определяет свои способности, корректирует интересы и соизмеряет материальные возможности. Сопоставляя вс...
Презентация на тему "Собственность. Экономические формы собственности"
Презентация по предмету "Экономика" для 8 класса...
Классный час с элементами тренинга "Познайте тайны собственного Я"
Классный час расчитан на учащихся 4-6 классов...
обобщение собственного педагогического опыта 4.6.Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников» Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык тоже инструмент, и надобно учиться л
обобщение собственного педагогического опыта Работа над собственным педагогическим опытом Опыт работы по теме «Формирование речевой культуры школьников»...
Презентация для тренинг "Идентификация собственного Я"
Презентация к тренингу...