Размер карманных денег. Деньги тоже воспитывают.
материал по психологии
Педагоги и психологи единогласны в мнении: наличность в детском кармане должна быть обязательно. А вот с какого возраста и сколько — вопрос каждой семьи. Но есть и такие родители, которые искренне полагают, что давать деньги незачем: ведь ребёнок одет, обут и сыт. Попробуем разобраться, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка и стоит ли их давать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razmer_karmannyh_deneg._dengi_tozhe_vospityvayut.pptx | 1.35 МБ |
karmannye_dengi.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
КАКУЮ ЗАДАЧУ ВЫПОЛНЯЮТ КАРМАННЫЕ ДЕНЬГИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА И СТОИТ ЛИ ИХ ДАВАТЬ?
СУЩЕСТВУЮТ ДВЕ ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НА ЭТУ ПРОБЛЕМУ Первая – карманные деньги не нужны. Вторая – карманные деньги давать детям надо.
ДАВАТЬ ДЕНЬГИ МОЖНО, ЕСЛИ… 1. Ребенок понимает проблемы родителей. И в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают о своей работе, дети могут уже в первом классе проявлять такое понимание. 2. Знает, зачем ему нужны деньги , и может довольно внятно ответить, н а что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель: будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным. 3. Умеет ходить в магазин. То есть прежде, чем регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу. Не забывать сдачу в магазине.
1. Слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у детей обеспеченных родителей, которые не РЕБЕНОК НЕ ДОРОС ДО КАРМАННЫХ ДЕНЕГ, ЕСЛИ… знают счета деньгам . Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы ребенок этого не замечал. 2. Не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, а поэтому отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку. 3. Ребенок неуправляемый. Если он плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу.
С КАКОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО ДАВАТЬ ДЕТЯМ ДЕНЬГИ? Лучше – с 7 лет, когда дети начинают самостоятельно возвращаться из школы домой. Личные деньги – это своего рода ритуал, который позволяет ребенку войти во взрослый, серьезный мир. Если начать давать карманные деньги в более старшем возрасте, то велика вероятность совершения не всегда хороших покупок. Ведь научиться тратить только на полезные приобретения им не представилось возможности.
Это карманные деньги, а значит, их не должно быть много. Начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая; – поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна ; СКОЛЬКО ДЕНЕГ ДАВАТЬ НА КАРМАННЫЕ РАСХОДЫ? – обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны; – выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться. Дети могут тратить необдуманно, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком сильно.
СПОРНЫЕ СИТУАЦИИ 1. Нужно ли требовать отчёт о потраченной сумме? 2. Нужно ли давать ребёнку деньги за отметки в школе? 3. Нужно ли давать ребёнку деньги за то, чтобы он сделал уборку в доме? 4. Ч то делать, если ребенок берет деньги без разрешения родителей?
НУЖНО ЛИ ТРЕБОВАТЬ ОТЧЁТ О ПОТРАЧЕННОЙ СУММЕ? Требовать полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле теряется сам смысл обладания карманными деньгами, и ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Кроме того, при чрезмерном контроле ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения: – ты недостоин нашего доверия; – и ты неспособен к правильному выбору. Можно обоснованно ожидать, что оба послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во взрослом возрасте. Вмешиваться , контролировать расходы, необходимо только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели.
Однозначно нет. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. НУЖНО ЛИ ДАВАТЬ РЕБЁНКУ ДЕНЬГИ ЗА ОТМЕТКИ В ШКОЛЕ? За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.
Нет . Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей. Заплатите ребёнку раз, вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому. Кроме того, это чревато тем, что в будущем он не будет способен к восприятию НУЖНО ЛИ ДАВАТЬ РЕБЁНКУ ДЕНЬГИ ЗА ТО, ЧТОБЫ ОН СДЕЛАЛ УБОРКУ В ДОМЕ? таких положительных подкреплений при выполнении домашней работы, как благодарность, одобрение, радость близких. Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.
ВОЗМОЖНОСТИ ЗАРАБОТАТЬ В СОБСТВЕННОЙ СЕМЬЕ Подойдут те виды работ, которые Вы поручаете третьим лицам и на которые в семейном бюджете уже выделена определенная сумма. Например, мытье машины, которое нередко выполняются не самими членами семьи, а сторонними людьми. Но если ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую Вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, и не превращает отношения с родителями в рыночные.
Это связано с формированием чувства взрослости или обусловлено тем, что родители и другие окружающие его люди обращаются с ним, как с маленьким. В подобной ситуации деньги, которые подросток заработает, могут служить удовлетворению различных его потребностей – как экономического плана, так и внеэкономического, а именно – в социальной активности, значимости, развитии и ПОЧЕМУ ПОДРОСТКИ ХОТЯТ РАБОТАТЬ? самосовершенствовании. Кроме того, соприкосновение с материальной стороной жизни взрослого позволяет подростку реально оценить свои возможности и переоценить ценности образования. По обозначенным причинам, в трудоустройстве подростка можно найти все-таки больше преимуществ, чем недостатков.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕРЕТ ДЕНЬГИ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ? В этой проблеме есть несколько аспектов: 1. П реобладание в семье размытых границам и правил. А поэтому целесообразно пересмотреть способ хранения и учета денег, «закрыв» ребенку возможность брать их без разрешения . 2. Е сли до этого у ребенка не было «карманных» денег, то необходимо начать их давать. Ведь проявляя заботу, иногда родители упускают удовлетворение некоторых потребностей ребенка. Возможно, у родителей отсутствуют необходимые материальные ресурсы, но совсем не обязательно покупать все, что просит ребенок. Для него гораздо важнее то, что он услышан, а его желания – признаны.
У каждого ребенка складывается собственное отношение к деньгам, и в этой ситуации важен личный пример. Дети наблюдают, что мы говорим о деньгах и как ими распоряжаемся. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление ЛУЧШИЙ ПРИМЕР – ПРИМЕР РОДИТЕЛЕЙ огородить детей от материальных проблем может воспитать иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах и преувеличение их значимости могут воспитать в детях алчность и зависть.
ПО ЭТОЙ ПРИЧИНЕ: – не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы - эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий; – и обязательно работайте над собственным отношением к деньгам , оптимизируя которое вы непременно положительно повлияете на то, как ваши дети будут относиться к этой важной области жизни. Однако всегда следует помнить: деньги – только средство . Кроме денег в жизни есть много прекрасного, что невозможно купить.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
Слайд 1. РАЗМЕР КАРМАННЫХ ДЕНЕГ. ДЕНЬГИ ТОЖЕ ВОСПИТЫВАЮТ.
Слайд 2. Педагоги и психологи единогласны в мнении: наличность в детском кармане должна быть обязательно. А вот с какого возраста и сколько — вопрос каждой семьи. Но есть и такие родители, которые искренне полагают, что давать деньги незачем: ведь ребёнок одет, обут и сыт. Давайте разберемся, какую задачу выполняют карманные деньги в жизни ребенка и стоит ли их давать?
Слайд 3. Существуют две полярные точки зрения на эту проблему.
Первая – карманные деньги не нужны.
Вторая – давать детям карманные деньги надо.
– Есть ли среди Вас те, кто считает, что деньги ребенку давать необходимо?
– Те, кто против карманных денег?
ДАВАЙТЕ ПОПЫТАЕМСЯ ОБОЗНАЧИТЬ ВСЕ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ НАЛИЧИЯ КАРМАННЫХ ДЕНЕГ (те, кто поднимал руку «ЗА» карманные деньги отмечают плюсы, «ПРОТИВ» - минусы).
Слайд 4. Итак, у нас получились следующие результаты:
Минусы наличия карманных денег у детей | Плюсы наличия карманных денег у детей |
1. Пустая трата денег на «бесполезное». 2. Деньги балуют. 3. Не знают цену деньгам. 4.Требование денег за выполненную работу. 5. Шантаж, желание торговаться | 1. Формирование умения разумно распоряжаться денежными ресурсами 2.Знает цену деньгам 3. Учится разумно тратить деньги 4.Самостоятельность в принятии решения о выборе покупки 5.Деньги придают уверенность в себе, независимость |
Итак, мы отметили плюсы и минусы наличия у ребёнка карманных денег. Но возникает вопрос: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, ГОТОВ ЛИ РЕБЁНОК К ТОМУ, ЧТОБЫ У НЕГО ПОЯВИЛИСЬ ДЕНЬГИ? (высказываются мнения родителей)
Слайд 5. Предлагаю вашему вниманию несколько рекомендаций специалистов по этому вопросу.
Давать деньги можно, если…
1. Ребенок понимает проблемы родителей. И в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают чадам о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.
2. Знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель. Будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным.
3. Умеет ходить в магазин. То есть прежде чем регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу. Не забывать сдачу в магазине.
Слайд 6. Ребенок не дорос до карманных денег, если…
1. Ребенок слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у детей обеспеченных родителей, которые не знают счета деньгам. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы ребенок этого не замечал.
2. Не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, а поэтому отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку.
3. Ребенок неуправляемый. Если он плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу.
Слайд 7. А КАК ВАМ КАЖЕТСЯ, С КАКОГО ВОЗРАСТА НЕОБХОДИМО ДАВАТЬ ДЕТЯМ ДЕНЬГИ?
Лучше – с 7 лет, когда дети начинают самостоятельно возвращаться из школы домой. Личные деньги – это своего рода ритуал, который позволяет ребенку войти во взрослый, серьезный мир. Он начинает чувствовать, что лично несет ответственность за потраченные им деньги.
Почему рекомендуют давать деньги именно с 6-7-летнего возраста? Потому что, будучи взрослыми, дети могут потратить на то, что является для них соблазном – не всегда хорошим. А научиться тратить только на необходимое, им не представилось возможности.
Слайд 8. Но не стоит забывать, что это карманные деньги, а значит, их не должно быть много. Начинайте с небольших сумм, постепенно их увеличивая;
– поинтересуйтесь, сколько денег дают друзьям вашего ребенка, похожая сумма будет вполне уместна;
– обсудите количество выдаваемых денег с ребенком, его представления о сумме карманных денег очень важны;
– выдавайте деньги, с которыми вы действительно готовы расстаться. Дети могут тратить необдуманно, дарить или терять деньги. Поэтому, в руках у ребенка должна оказаться только та сумма, потерю которой родители не будут переживать слишком сильно.
Слайд 9. Однако если с возрастом введения карманных денег и примерной суммой мы определились, то У МНОГИХ РОДИТЕЛЕЙ ВОЗНИКАЮТ ВОПРОСЫ ОТНОСИТЕЛЬНО СПОРНЫХ СИТУАЦИЙ. Давайте разберем некоторые из них.
Слайд 10. 1. Нужно ли требовать отчёт о потраченной сумме?
Вы можете поинтересоваться, например, последней покупкой. Но требовать полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле теряется сам смысл обладания карманными деньгами, и ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться. Кроме того, при чрезмерном контроле ребенку от родителя поступает сразу два негативных сообщения:
– ты недостоин нашего доверия;
– и ты неспособен к правильному выбору.
Можно обоснованно ожидать, что оба послания не лучшим образом повлияют на самооценку ребенка и его поведение во взрослом возрасте Например, весь семейный бюджет сосредоточен в руках у жены. Вмешиваться, контроля расходы, необходимо только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели.
Слайд 11. 2. Нужно ли давать ребёнку деньги за отметки в школе?
Однозначно нет. В качестве мотиватора деньги за учебу работают плохо и приводят скорее к снижению учебной мотивации, нежели к ее увеличению. За учёбу поощрять детей лучше подарками и покупками, но не деньгами. Иначе ребёнок может остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для других.
Слайд 12. 3. Нужно ли давать ребёнку деньги за то, чтобы он сделал уборку в доме?
Нет. Сделать уборку, помыть посуду – часть наших повседневных обязанностей. Заплатите ребёнку раз, вы вряд ли дождётесь добровольной помощи по дому. Кроме того, это чревато тем, что в будущем он не будет способен к восприятию таких положительных подкреплений при выполнении домашней работы, как благодарность, одобрение, радость близких. Согласитесь, такая ситуация неестественна и крайне нежелательна.
Слайд 13. ОДНАКО ВОЗМОЖНОСТИ ЗАРАБОТАТЬ В СОБСТВЕННОЙ СЕМЬЕ ВСЕ ЖЕ ЕСТЬ. Тут подойдут те виды работ, которые вы поручаете третьим лицам и на которые в семейном бюджете уже выделена определенная сумма. Например, мытье машины, которое нередко выполняются не самими членами семьи, а сторонними людьми. Но если ваш ребенок, желая увеличить количество своих личных денег, сделает это сам, то сумма, которую вы потратили бы на мойку, справедливо перейдет к нему. Эта логика доступна и понятна детям, и не превращает отношения с родителями в рыночные.
Но если вы уже практикуете вознаграждение за домашнюю работу, то помните, что денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителя. Скажите, например, что вы гордитесь сыном, потому что даже папа не смог в прошлый раз так быстро поменять лампочку. Или подкрепите выполнение домашних дел следующими словами: «Наверняка, тебе самому приятнее спать в чистой комнате!». Таким образом, вы подведете детей к мысли о том, что убирать квартиру нужно не только для того, чтобы получить деньги, но и потому, что жить в чистоте гораздо приятнее и комфортнее.
Слайд 14. Однако в подростковом возрасте дети проявляют желание заработать не только дома, но и вне его. Это связано с формированием чувства взрослости или обусловлено тем, что родители и другие окружающие его люди обращаются с ним, как с маленьким. В подобной ситуации деньги, которые подросток заработает, могут служить удовлетворению различных его потребностей – как экономического плана, так и внеэкономических а именно – в социальной активности, значимости, развитии и самосовершенствовании. Кроме того, соприкосновение с материальной стороной жизни взрослого позволяет подростку реально оценить свои возможности и переоценить ценности образования. По обозначенным причинам, в трудоустройстве ребенка можно найти все-таки больше преимуществ, чем недостатков.
И ПОСЛЕДНИЙ ВАЖНЫЙ ВОПРОС, КОТОРОГО МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ КАСНУТЬСЯ –
Слайд 15. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК БЕРЕТ ДЕНЬГИ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ?
Согласно статистике, в жизни 90% процентов семей такая ситуация возникала. Важно вовремя на это реагировать, чтобы это не стало привычкой. Но почему дети берут деньги без спроса? В этой проблеме есть несколько аспектов.
Один из них заключается в преобладании в семье размытых границам и правил. Если вы заметили проблему по истечении двух месяцев, как она началась, то это большой срок и очень похоже, что хранение и учет денег у вас пущены на самотек. А поэтому целесообразно пересмотреть способ хранения и учета денег, «закрыв» ребенку возможность брать их без разрешения.
Второй момент – если до этого у ребенка не было «карманных» денег, то необходимо начать их давать. Ведь проявляя заботу, иногда родители упускают удовлетворение некоторых потребностей ребенка. Возможно, у вас отсутствуют необходимые материальные ресурсы, но совсем не обязательно выполнять все, что просит ребенок. Для детей гораздо важнее то, что он услышан, а его желания – признаны. Например, когда совершаете покупку одежды, то следует выбрать цвет брюк или платья того цвета, которого хочет ребенок, а не понравилось вам.
Итак, я завершаю свое выступление. Уважаемые родители и коллеги, к какому выводу мы придем? Стоит или нет давать деньги детям?
Но следует учитывать все условия, о которых мы с вами поговорили (возраст, размер суммы).
Слайд 16. И помните, что у каждого ребенка складывается собственное отношение к деньгам, и в этой ситуации важен личный пример. Дети наблюдают, что мы говорим о деньгах и как ими распоряжаемся. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление огородить детей от материальных проблем может воспитать иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах и преувеличение их значимости могут воспитать в детях алчность и зависть.
Слайд 17. По этой причине:
– не пренебрегайте основами финансовой грамотности. Финансы эта область, которую нужно изучать, как и любую другую. Для этого существуют разные возможности: от финансовых игр, до специальных учебных дисциплин. Не стоит ожидать, что финансовая грамотность придет к ребенку естественно, без каких либо в этом отношении усилий;
– и обязательно работайте над собственным отношением к деньгам, оптимизируя которое вы непременно положительно повлияете на то, как ваши дети будут относиться к этой важной области жизни.
Однако всегда следует помнить: деньги – только средство. Кроме денег в жизни есть много прекрасного, что невозможно купить.
Слайд 18. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"
Конспект классного часа, посвященного неделе предпринимательства по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"...
Проблема карманных денег у детей и подростков (на примере Германии и России)
Содержание данной работы посвящено одной из главных волнующих проблем современной молодежи – получение и распределение своего личного дохода, а именно использование карманных денег....
Роль карманных денег в экономической социализации
Важность для формирования социализации включения подростка в экономические отношения...
Презентация к уроку "Блюз карманных денег" (7 класс)
Презентация к уроку по теме "Блюз карманных денег" для 7 класса УМК "Forward"...
Конспект на тему: "Деньги. Функции и формы денег"
Конспект урока по теме "Деньги. Функции и формы денег" по обществознанию для учащихся 7 класса (программа Л.Н.Боголюбова)...
Конспект занятия по программе "Финансовая грамотность" для молодых людей с ОВЗ: "Деньги. История, функции, виды денег"
Конспект по программе "Финансовая грамотность"...
Технологическая карта "Деньги. Виды денег" (5 класс)
мероприятие...
- Мне нравится (1)