"История моей жизни" Проект
проект по психологии

Коваль Елена Валерьевна

Знания о своих предках, о своей семье – «чувство корней» - и помогает человеку понять, каково его место в истории его семьи и в жизни целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.  Наличие воспоминаний о своей жизни люди воспринимают как что-то естественное. Ситуации детей, не имеющих сведений о том, от куда они взялись, кто их родители, что и почему с ними происходило, сравнимы с состоянием человека пережившего потерю памяти и сознающего это. Сохранение важных для ребенка связей с другими людьми, допустимых привычек, личных, в том числе памятных, вещей, восстановление жизненной истории самого ребенка и сбор сведений о его семье (составление «Книги жизни») частично смягчает  боль потери от расставания с кровной семьей и способствует формированию личной и семейной идентичности у детей, попавших в учреждение для детей-сирот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_istoriya_moey_zhizni.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казенное учреждение «Центр содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

пос. Мысовой»

692824, Приморский край, Шкотовский район, с. Мысовое, ул. 1 Мая, д.17

Социально –психологический проект

«ИСТОРИЯ МОЕЙ ЖИЗНИ»

(«Книга жизни»)

Разработчик: педагог – психолог Е.В. Коваль

2019 год

Актуальность проекта

В настоящее время в отечественной литературе не существует развернутого описания практической работы по воссозданию вместе с ребенком – сиротой или оставшимся без попечения родителей его  истории жизни. Например, тайна усыновления, вообще не предполагает необходимости какого либо обсуждения с усыновленными детьми их прошлого. Так же многие родители, опасаясь социального отвержения, скрывают от окружающих факт того, что они являются приемной семьей. Безусловно каждый родитель сам решает, что правильно для его семьи и детей: говорить или нет  окружающим о том, что в семье есть приемные дети; говорить или нет самим детям о их прошлом. Попадая в учреждение, ребенок фактически лишается права «легитимно» говорить о своем прошлом. Персонал учреждения нередко демонстрирует негативное отношение к родителям и кровным родственникам воспитанников. Другая крайность, когда даже психологи, щадя чувства ребенка, могут не говорить с ним о его прошлом, опасаясь вторично травмировать («разбередить старые раны»). Происходит либо очернение, либо замалчивание важных для формирования идентичности ребенка тем – семья, род, отчий дом. По мнению известного клинического и семейного психолога Екатерины Жуйковой, учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – это то место, где «семейных психологов должно быть особенно много». Фактическое отсутствие рядом с детьми их родителей и родственников приводит к информационно-смысловому вакууму и повышает значимость психолога, который может стать для ребенка настоящим проводником в его личную историю.

Знания о своих предках, о своей семье – «чувство корней» - и помогает человеку понять, каково его месть в истории его семьи и в жизни целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.  Наличие воспоминаний о своей жизни люди воспринимают как что-то естественное. Большинство людей окружены родственниками, близкими знающими их с детства. Каждый человек с самых ранних лет слышит рассказы о себе, о том, что он/она делали, как росли, какими были. Семейные альбомы с фотографиями дают возможность узнать о том, как выглядели их родители в их детстве, Какими были бабушки и дедушки, где они жили. Они вызывают воспоминания, хранящиеся в памяти. История рода и семьи во все времена воспринималась как достояние, как значимая часть собственной личности. Излишне упоминать о том, что для приемных детей, с которыми не прорабатывается тема прошлого, это является серьезной проблемой. Ситуации детей, не имеющих сведений о том, от куда они взялись, кто их родители, что и почему с ними происходило, сравнимы с состоянием человека пережившего потерю памяти и сознающего это. Сохранение важных для ребенка связей с другими людьми, допустимых привычек, личных, в том числе памятных, вещей, восстановление жизненной истории самого ребенка и сбор сведений о его семье (составление «Книги жизни») частично смягчает  боль потери от расставания с кровной семьей и способствует формированию личной и семейной идентичности у детей, попавших в учреждение для детей-сирот.

Цель проекта:

Осознание ребенком целостной картины своей жизни.

Задачи:

1. Реконструирование событий жизни ребенка до попадания в учреждение.

2. Помощь ребенку в осознании и принятии своего настоящего.

3. Помощь ребенку в планировании своего будущего.

3. Содействие ребенку в развитии навыков саморефлексии.

4. Психологическая поддержка и поиск внутренних ресурсов.

Так же можно выделить несколько функции «Книги жизни»

  • Развитие у ребенка зрелых психологических защит.
  • Преодоление чувства неадекватности, бессмысленности; восстановление «разрывов» в жизненной истории; осознание и переработка чувств, связанных с  вытесненными эпизодами.
  • Признание того хорошего, что было у ребенка в прошлом, возможность отдать этому дань уважения.
  • Повышение у ребенка чувства собственной значимости, интереса к самому себе.
  • Осмысление семейной истории и поиск иного выхода, помимо повторения негативного сценария.
  • Озвучивание тех аспектов жизни, про которые ребенок может  сказать: «Это моё!», то есть удовлетворение потребности в принадлежности и, шире, в безопасности.

Данный проект является индивидуальным, социально - психологическим

Срок реализации:  6 месяцев (среднесрочный).

Участники

Формат работы над «Книгой жизни» предполагает двух основных участников: ребенка и взрослого. Ребенок – воспитанник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Возраст от 7 до 14 лет

Этапы проекта:

I этап: Подготовительный

На подготовительном этапе взрослому необходимо предварительно самому пройти «Книгу жизни», хотя бы мысленно. Это поможет оценить остроту отдельных заданий и понять уровень необходимой предварительной подготовки для каждого конкретного задания, а также подскажет дополнительные вопросы, которые можно обсудить по той или иной затронутой теме. Кроме этого необходимо собрать информацию о прошлом ребенка (фото, ксерокопии и т.п.)

Источники информации

  • Документальный (ксерокопии свидетельства о рождении и других важных документов)
  • Бимометрические данные, медицинская карта ребенка и его кровных родителей.
  • Фотографии самого ребенка и его кровных родителей.
  • Значимые люди – фотографии, словесные описания, а так же их прямая речь.
  • Значимые события.
  • Таланты, достижения и умения ребенка.
  • История семьи (как факты, так и отношение к ним ребенка).
  • Географические (карты, пейзажи, адреса)

Информация, собранная психологом, может включать:

- описание этапов развития ребенка;

- информацию о детских болезнях, прививках, травмах, госпитализациях;

- как ребенок проявлял привязанность ко взрослым;

- как вел себя, когда был чему-то рад, как проявлял эмоциональный отклик;

- что его пугало;

- любимые друзья, времяпрепровождение, игрушки;

- празднования дней рождения и религиозных или семейных праздников;

- поездки;

- члены расширенной семьи, значимые для ребенка;

- забавные поступки, особенности поведения ребенка;

- прозвища;

- домашние животные;

- визиты к кровным родственникам;

- имена школьных учителей, названия школ;

- табель успеваемости;

- хобби;

- отношение к религии, посещение воскресных школ.

II этап: Основной

На данном этапе мы непосредственно работаем с ребенком по созданию книги жизни. Предлагаем обращаться к работе над «Книгой жизни» не чаще одного (максимум двух) раза в неделю. Длительность одного занятия по «Книге жизни» – не более одного часа. Иногда – особенно в самом начале работы над «Книгой жизни» – ребенок может демонстрировать большой энтузиазм и предлагать заниматься чаще и дольше. Такой повышенный энтузиазм может быстро угаснуть, и потом ребенка будет уже трудно склонить к систематической работе.

III Заключительный

На заключительном этапе проводится анализ проделанной работы.

Ресурсы:

Материальные: цветные карандаши, фломастеры, глеевые цветные ручки, цветная бумага, ножницы, клей, ксерокс, цветной принтер, доступ к сети интернет, возможные расходы на транспорт (билеты, топливо), отдельный кабинет для индивидуальной работы с ребенком.

Риски: Нежелание кровных родственников предоставлять информацию о ребенке; потеря интереса ребенка к составлению «Книги жизни»; нехватка времени у специалиста, работающего с ребенком; недостаток материала для составления «Книги жизни», отсутствие каких либо материальных ресурсов.

План реализации проекта

№ п/п

Мероприятие (тема)

Задачи

Срок

Ответст-

венный

Содержание работы

1

Подготовка к проекту

Собрать  информацию о жизни ребенка

1 месяц

Психолог

Сбор необходимой  информации

2

Основной этап:

Тема: «Моё прошлое»

2 месяца

Психолог

«Линия жизни»

Диагностика актуального эмоционального состояния ребенка и его представлений о том, что с ним произошло

Вводим ребенка в предстоящую деятельность. Помогаем ему найти себя на линии жизни.

«Вперед в прошлое»

Формирование положительного образа прошлого, его принятия через реконструкцию истории семейной системы ребенка

Вместе с опекуном воспроизводим историю встречи родителей ребенка. Создаем их положительный образ. На странице ребенок приклеивает заранее выбранные фотографии отца и матери. Пишем историю «Мои родители». Воссоздаем их позитивный образ.

«Я родился!»

«Что в имени моем» «Город, в котором я родился»

«Я расту» и т.п.

Пишем историю рождения ребенка (дата, место, рождения, знак зодиака, историю выбора имени, его значение, великие люди, рожденные под таким же знаком зодиака и носивших имя ребенка, антропометрические данные ребенка). Создаем позитивный образ – Я ребенка.

«Так случилось...»

Удовлетворение потребности в безопасности через создание непрерывности отношений в истории жизни ребенка

Работа с травмой потери кровной семьи. Работа с чувствами ребенка – виной, обидой, гневом. Проговаривание причин изъятия ребенка из кровной семьи. Создаем вместе с ребенком и опекуном генеалогическое древо.

3

Основной этап:

Тема: «Моё настоящее»

«Мои друзья»

«Мои достижения»

«Значимые для меня люди» и т.п.

Формирование уверенного поведения ребенка

1,5 месяца

Психолог

Взращивание ресурса ребенка. Пишем истории о друзьях, о достижениях, о значимых событиях в жизни ребенка.

4

Основной этап:

Тема: «Я мечтаю»

Формирование уверенного поведения ребенка, формирование положительного образа будущего

1 месяц

Психолог

Взращивание ресурса ребенка.

5

Заключительный этап

Анализ проделанной работы

0,5 мес.

Психолог

Критерии эффективности:

- готовая «Книга жизни»;

- ребенок осознает и принимает свое прошлое и настоящее.

- развитие у ребенка зрелых психологических защит.

- осознание и переработка чувств, связанных с  вытесненными эпизодами.

- признание того хорошего, что было у ребенка в прошлом, возможность отдать этому дань уважения.

- повышение у ребенка чувства собственной значимости, интереса к самому себе.

Список используемой литературы.

  1. Гуминская Л.Н. Роль «Книги жизни» ребенка в его самоопределении, понимании прошлого и подготовке к будущему/ Л.Н. Гуминская// Социально-педагогическая работа, - 2011. - № 7.
  2. Кажуро И.Л., Е.И. Пилипчик «Книга моей жизни» - Гродно: Государственное  учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования»
  3. Нагорная О.В. Книга про меня/ О.В. Нагорная, Н.А. Кобринец, Е.М. Коврова. – Мн, 2009. – 138 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История моей семьи в истории моей страны

Главной целью  совместной работы стала попытка воссоздания исторического прошлого на основе документов и материалов, хранящихся в семейных архивах. Были поставлены следующие задач...

Элективный курс натему: "История моей семьи в истории моей страны"

Программа курса рассчитана на обучающихся 9 класса, как предпрофильная подготовка. Возможно использование и в 10-11 классах как факультатив. Программа рассчитана на 18 часов. Итогом работы должна стат...

Великая Отечественная война в истории моей семьи, в истории моих земляков

Тема классного часа посвящена особой дате "Дню Победы". Принцип отбора материала: показать важнейшие события Великой Отечественной войны, тяжесть ратного труда, «цену победы», жизнь людей на фронте и ...

История моей семьи - история моей страны.

Моя дочь Кузьмина Юлия , ученица 8 класса, под моим руководством написала небольшой реферат о своём прадедушке, а моём дедушке, участнике Великой Отечественной войны Белове Михаиле Фёдоровиче и его су...

Методическая разработка. Проект «История моей семьи в истории моей страны».

Проект разрабатывался и был реализован к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Но представленную схему можно приметить к любому другому проекту....

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Презентация проекта "История моей семьи в истории моей страны" на районном семинаре по гражданскому воспитанию ( 2014-2015 уч.год)....

История моей семьи в истории моего Отечества

данная презентация была представлена на межмуниципальном конкурсе "История моей семьи в истории моего Отечества" в номинации "Юный исследователь"...