Классный час на тема: «Я выбираю жизнь!» (профилактика суицида)
классный час по психологии (7, 8, 9 класс)
Пояснительная записка
Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
Неблагоприятным считается тот факт, что в России наиболее высокие показатели завершенных самоубийств отмечается в группах лиц молодого и среднего возраста. Самый распространенный случай самоубийства – повешение. Ранее считавшийся наиболее опасный для суицида возраст – около 30 лет – стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей. В связи с этим повсеместно проводятся меры профилактики, в целях предупреждения суицидальных наклонностей.
Данный классный час предназначен для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков общеобразовательного учреждения.
Цель занятия: профилактика эмоционального неблагополучия, суицидальных намерений, содействие формированию эмпатии сверстникам в трудных жизненных ситуациях, содействие формированию у учащихся толерантности к сложным жизненным ситуациям через сохранение позитивных жизненных установок.
Задачи: обобщить и систематизировать понятие «суицид», воспитывать культуру общения со взрослыми, со сверстниками, активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу, развивать коммуникативные умения учащихся (компетенции).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematika_klassnyh_po_profilaktike_narkomanii_kl_chasy_suitsid.docx | 30.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час на тема: «Я выбираю жизнь!»
Пояснительная записка
Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.
Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.
Неблагоприятным считается тот факт, что в России наиболее высокие показатели завершенных самоубийств отмечается в группах лиц молодого и среднего возраста. Самый распространенный случай самоубийства – повешение. Ранее считавшийся наиболее опасный для суицида возраст – около 30 лет – стал уменьшаться до 24-х и даже 15-ти лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида»: самоубийство становится третьей по счету ведущей причиной смерти среди 15-24 летних людей. В связи с этим повсеместно проводятся меры профилактики, в целях предупреждения суицидальных наклонностей.
Данный классный час предназначен для организации профилактической работы по предупреждению суицидальных попыток среди подростков общеобразовательного учреждения.
Цель занятия: профилактика эмоционального неблагополучия, суицидальных намерений, содействие формированию эмпатии сверстникам в трудных жизненных ситуациях, содействие формированию у учащихся толерантности к сложным жизненным ситуациям через сохранение позитивных жизненных установок.
Задачи: обобщить и систематизировать понятие «суицид», воспитывать культуру общения со взрослыми, со сверстниками, активизировать подростков к продуктивному мышлению, анализу, развивать коммуникативные умения учащихся (компетенции).
Формировать УУД:
- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности в конфликтной ситуации, мотивация уверенного поведении, мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков.
- Регулятивные УУД: оценивать результаты коммуникации (своей – чужой), анализировать собственное поведение в конфликтных ситуациях, планировать свое действие во время общения, определять цель во взаимодействии с оппонентом, конструировать стратегии решения конфликтных ситуаций.
- Коммуникативные УУД: определять цель общения, слушать собеседника, рефлексировать, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолеть коммуникативный барьер.
- Познавательные УУД: систематизировать материал, работать взаимодействовать в разных ситуациях, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, строить стратегии поведения.
Планируемый результат
Предметные:
Знать понятие «суицид», его предпосылки.
Уметь распознавать конфликтные ситуации, уметь использовать конструктивные стратегии решения конфликтных ситуаций.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности в общении, мотивация уверенного поведении, мотивация на развитие коммуникативных умений и навыков.
Метапредметные:
Регулятивные УУД - Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственное поведение в конфликтных ситуациях, планировать свое действие во время общения, определять цель во взаимодействии с оппонентом, конструировать стратегии решения конфликтных ситуаций.
Коммуникативные УУД - Уметь определять цель общения, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли, приобрести навык эффективного поведения, преодолевать коммуникативный барьер.
Познавательные УУД - Уметь систематизировать уже известный материал, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы, усвоить понятие «суицид», и его предпосылки.
Основные понятия: Суицид, предпосылки суицида, конфликт.
Межпредметные связи: Обществознание, психология, профориентация.
Форма проведения: классный час, диспут.
Методы: - Лекционный метод передачи знаний;
Методы социально- психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций.
Целевая группа: учащиеся 7-8 класса
Оборудование: высказывания по теме, презентация, музыкальная композиция, атрибуты для упражнений.
Предварительная работа: поиск и сбор информации, составление конспекта занятия, подготовка презентации и музыкального сопровождения, подготовка атрибутов для упражнений.
Длительность: 40 минут
Пространственно-временные условия проведения классного часа (количество времени, режим работы, требования к помещению (площадь, оснащённость, изолированность и т.д.)):
∙ кабинет (актовый зал, библиотека), удаленный от основных учебных классов;
∙ достаточное электрическое и естественное освещение;
∙ жалюзи для обеспечения затемнения при показе видеоматериала;
∙ достаточное количество электрических розеток.
∙ время проведения классного часа: 40 минут.
Материально-техническое обеспечение и специальное оборудование: стулья по количеству участников группы, столы, фломастеры, доска, раздаточный материал, проектор.
Требования к ведущему (образование высшее, профессиональная подготовка, профессиональные навыки):
Педагог-психолог, социальный педагог (1-2 чел.), имеющий высшее педагогическое или психологическое образование.
Этапы подготовки и проведения мероприятия: подготовительный (изучение общественного мнения, изучение литературы и интернет-ресурсов, подготовка конспекта мероприятия), основной (проведение мероприятия в соответствии с конспектом), заключительный (подведение итогов, рефлексия).
Сценарий классного часа
Ход мероприятия.
I. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте, ребята! Мы собрались сегодня, чтобы поговорить о жизни, о её горестях и радостях, о её скоротечности и смысле…
- Я предлагаю подобрать определения к слову «жизнь». Жизнь… Какая она…
(варианты ответов детей)
- К сожалению, есть люди, которые не ценят свою жизнь. И зачастую проживают её бесцельно и бессмысленно, просто прожигая. Но ещё страшнее, когда человек решается на роковой шаг – добровольно уйти из жизни
Песня группы «Сплин» «Летела жизнь»
Обсуждение ролика
II. Сообщение темы урока, постановка цели
- Сегодня мы с вами будем говорить о такой серьезной теме, как переживание жизненных трудностей. Они встречаются в жизни каждого из нас, и, конечно, нет на свете людей, которые не переживали бы временных неудач. Мы будем обсуждать очень трудную проблему. Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид.
- Но для начала давайте с вами включимся в рабочий процесс. Для этого мы выполним такое задание:
Упражнение «Комплимент».
Ведущий (держит в руках маленький мяч).
- Сейчас мы будем передавать этот мячик, и говорить соседу комплимент. Знаете ли вы, что такое комплимент?» (учащиеся предлагают свои варианты) «Вы правы, комплимент – это приятное сообщение о каких-либо ваших достоинствах (чертах характера, умениях, особенностях одежды, внешности и т.д.). Задание такое: передаем мячик соседу, при этом отмечаем в нем какое-либо положительное качество – делаем комплимент. Получающий комплимент должен поблагодарить и, в свою очередь, обращаясь к следующему участнику сказать ему тоже что-то хорошее, какие достоинства он мог бы отметить.
- Молодцы, ребята!
III. Включение системы знаний для приобретения навыка: конструирование нового способа действия.
- А сейчас, скажите пожалуйста, Какие же неудачи (трудности) могут быть в жизни подростка? (учащиеся предлагают свои варианты).
- Молодцы, спасибо! Действительно, в жизни подростка иногда случаются различные неприятности, которые окружающим взрослым (и даже иногда сверстникам) могут показаться несущественными и незначительными. Но это вовсе не означает, что случившееся на самом деле пустяк, так как ситуация каждого человека неповторима, как и он сам: у нас нет одинаковых родителей, друзей, опыта, каждый переживает неудачи по-разному и степень этих переживаний тоже будет различна. Поэтому каждый человек, переживающий неприятности (даже если нам они кажутся несерьезными) заслуживает внимания и сочувствия.
- А сейчас мы с вами узнаем, что такое «самоубийство», другими словами осознанное самостоятельное лишение себя жизни, добровольное либо вынужденное имеет другое название – суицид.
- Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Что такое суицид подростка? - «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти от решения проблемы».
- Причин самоубийств множество. Люди убивают себя из-за несчастной любви, от сильной страсти или не сложившейся семейной жизни; убивают от позора, бессилия и бесчестия; от потери состояния и нужды; убивают, чтобы избежать измены и предательства; от безнадежной болезни и мучительных страданий.
- Подростки совершают самоубийства из желания умереть красиво, умереть молодыми, вызвать к себе особую симпатию. Но молодость, как сказал Гете, это недостаток, который быстро проходит, не нужно ее этим обрекать на пустую трату времени.
- Давайте с вами поговорим, какова же ваша позиция по этому поводу?
(ответы по этому поводу учащихся).
Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?
- Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял попытку уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не поговоришь с родителями, учителями или друзьями.
- Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицидальную попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: «Зачем ей было умирать?» или «Зачем ему было так поступать со своей семьей?»
- Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: «Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?» Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда.
- Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.
Вывод: Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не пример для подражания, а блуждающие огни, которые могут заманить, но приближаясь к ним можно лишиться жизни.
- Ребята, а скажите, пожалуйста, можно ли предотвратить надвигающуюся беду?
- Верно, нужно непременно реагировать на любую скрытую или открытую угрозу. Прежде всего, человеку нужно выговориться в данной ситуации, а кто его может выслушать?
-Для этого существуют специальные психологические службы. Это телефон доверия, на который мы можем позвонить и получить помощь квалифицированного специалиста. Номера телефонов для ознакомления вывешены на первом этаже школы.
- Скажите, а друг может предотвратить самоубийство? (ответы детей)
- От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.
- А теперь представьте, что кто-то из ваших друзей поделился своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласитесь, если б он вам не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил ваш друг с вами, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К вам он обратился потому, что верил: понять его сможете только вы.
- Для того, чтобы стать ближе друг к другу, мы с вами выполним упражнение «Пожелания на ладонях».
Упражнение «Пожелания на ладонях».
(Заранее подготовлены шаблоны ладошек. На нах каждый участник пишет пожелание и ладошки прикрепляются на доске в виде солнышка).
Вывод: - Самое главное для человека это его жизнь, дороже нет ничего, никакая материальная ценность не сможет ее заменить.
IV. Итоги урока. Рефлексия.
-В конце занятия подводятся итоги, побуждая учащихся поделиться тем, что они узнали, что больше всего запомнилось. Обязательно делается акцент на следующих моментах:
- проблемные ситуации – естественные события нашей жизни, ни один человек не живет без трудностей;
- пережить неприятности помогут окружающие люди и друзья, при этом очень важно уметь заметить изменение эмоционального состояния, так как не все умеют говорить о них открыто;
- важно уметь правильно выстроить разговор с человеком, переживающим проблемы;
- в кризисной ситуации может потребоваться помощь специалиста – психолога;
- обратиться к психологу также может любой неравнодушный человек для того, чтобы получить рекомендации, как правильно оказать помощь приятелю;
- номер Телефона Доверия: _______________________________________
- проблемная ситуация имеет несколько сторон, не только негативных;
- у человека очень много ресурсов для достижения целей. Один из способов расслабления и достижения своей цели – это упражнение «Дотянуться до звезд».
Упражнение «Дотянуться до звезд».
- А теперь давайте с вами выполним упражнение, которое называется «Дотянуться до звезд». Встаньте и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха…Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием или целью…Протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно сможете достать свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой…Теперь выберите другую звездочку, которая напоминает о другой мечте…Потянитесь обеими руками как можно выше и «сорвите» эту звезду…Положите ее рядом с первой» (можно дать возможность участникам «сорвать несколько звезд»). После выполнения упражнения участники могут поделиться своими впечатлениями друг с другом (по желанию).
- На этом наше занятие закончено. Спасибо за внимание, до встречи.
Литература.
Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд. М., 1980.
1.Карнеги Д. Как завоевать друзей…-М, 1990г.
Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2008.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии- М, 1998г.
3. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/02/120209_suicide_children_ interview.shtml (дата обращения: 11.02.2015)
4. URL: http://domjizni.com/причины-самоубийства-подростков/ (дата обращения: 11.02.2015)
Ролик
http://www.youtube.com/watch?v=1NV_SLBXA2s
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мы выбираем жизнь". Профилактика подросткового суицида.
Материал содержит презентацию классного часа "Мы выбираем жизнь", посвященного суициду среди подростков. В настоящее время решение проблемы суицидального поведения подростков и молодежи в целом являет...
Классный час на тему "Мы выбираем жизнь"
Презентация классного часа...
Классный час "Я выбираю жизнь!" (Профилактика наркомании)
Данное мероприятие предназначено для учащихся старших классов. Рассказывает об истории появления первых наркотиков, причинах, приводящих молодых людей к наркомании, её ужасных последствиях. Ученики ок...
Классные часы на тему: "Я выбираю ЖИЗНЬ!"
Классные часы по проекту ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – формирование позиции противостояния опасным дл...
Классны час"Мы выбираем жизнь" профилактика суицида.
Профилактика суицида подростков....