Программа "Учись учиться"
рабочая программа по психологии
Занятия разработаны для обучающихся 1- 4 классов. Занятия по данной программе носит развивающий характер: обучающиеся занимаясь по этой программе учатся запоминать, логически мыслить, управлять вниманием и памятью, организовывать свою учебную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uchis_uchitsya_1-4_klassy.docx | 57.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор МБОУ БГО ООШ №11 _______________ А.В.Карякина | Согласовано Зам. директора по УВР ________________ Н.А.Пищугина | Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №_____ от ______________ Руководитель ШМО ________________________ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Борисоглебская основная общеобразовательная школа № 11
Программа внеурочной деятельности
«Учись учиться»
1-4 классы.
Педагог-психолог: Строкова Т.В.
г. Борисоглебск
2017
Пояснительная записка.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена в полноценном освоении игровой деятельности. Так в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, внимание, развивается память, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации к школе.
Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт. Данная программа выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности учащихся начальных классов.
В современных условиях перехода на новый государственный стандарт в начальной школе одной из важнейших задач становится развитие универсальных учебных умений школьников: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных, организационных. Младший школьный возраст рассматривается как сензитивный период для развития основных познавательных процессов, мотивационной сферы. Занятия курса построены с учетом возрастных особенностей школьников, с опорой на ведущие типы познавательной деятельности и общения. Освоение школьниками универсальных учебных действий в начальной школе становится основным ресурсом адаптации к обучению на последующих ступенях образования, успешности учения, приобретения личностно значимых социальных навыков.
Занятия носят развивающий характер: осваивая данную программу, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять вниманием и памятью, организовывать свою учебную деятельность – все те качества, которые станут залогом успешного формирования УУД и высокой результативности уровня освоения содержания образовательных предметных программ.
В процессе реализации программы используется актуальный теоретический и деятельностный практический материал, с помощью которого можно будет легко и мастерски сопровождать ребенка в его становлении и комплексном развитии.
Виды активности на занятиях в значительной степени ориентированы на интересы учащихся, стадию их развития, на которой они в данный момент находятся, а также ситуацию, которая складывается в группе на данный момент. На занятиях используются практические методы обучения: обсуждение, практические упражнения, игры и другие тренинговые виды деятельности.
Программа кружка «Учись учиться», рассчитанная на 4 года обучения начальной, разработана таким образом, что школьники на каждом году обучения получают возможность узнавать новое о психических процессах и явлениях ("Общение", "Память", "Эмоции", "Воображение", "Мышление", "Пространственные представления" и т.д.), углублять свои знания. При рассмотрении психических явлений идет постоянная опора на жизненный опыт детей. Каждая тема, изучение которой начато в 1-й год обучения, в последующем углубляется, наполняется новыми знаниями о том, что изучает психология, как работают наши психические процессы и как использовать свои способности в учебе и общении. Таким образом, школьники постоянно обогащают и развивают свои представления и знания о памяти, мышлении, воображении и т. д., совершенствуют умения использовать свои возможности запоминания, решения задач, свое внимание и воображение в успешном освоении всех школьных предметов. Занятия носят развивающий характер: осваивая знания по психологии, школьники приобретают умения запоминать, логически мыслить, управлять своим вниманием и памятью. Задания и упражнения позволяют школьникам сразу же использовать полученные знания и умения в учебной работе. В увлекательной форме дети познают свои способности и развивают их, закрепляют и углубляют приобретенные умения и навыки запоминания, решения мыслительных задач, концентрации внимания.
На занятиях кружка «Учись учиться» в начальных классах предполагается освоение ряда практически полезных свойств познавательной деятельности, которые будут способствовать развитию общеучебных умений и навыков, навыков и приемов эффективного общения со сверстниками и взрослыми, что является одним из важных условий адаптации к обучению, как в первом классе, так и на этапе перехода в среднюю школу. Программа занятий кружка имеет главную целевую установку: развитие личности учащегося средствами практической психологии.
Личностно-ориентированный подход в программе выступает как система занятий, направленных на адаптацию и развитие учащихся. Формирование практических психологических умений, направленных на успешную адаптацию к жизни и социальной среде, на личностное самопонимание и развитие учащихся, составляет основной акцент программы. Изучаются только те темы, которые представляют непосредственный практический интерес. Большинство занятий проводятся в виде психологических тренингов.
Цель: знакомство с элементарными психологическими понятиями и закономерностями и использование их в дальнейшем для целенаправленного интеллектуального и личностного развития детей.
Основными задачами являются следующие:
– первоначальное знакомство с миром психических явлений для формирования мировоззрения учащихся;
– изучение ощущений и восприятия и развитие соответствующих способностей;
– изучение вопросов внимания, методов и упражнений для его развития;
– изучение памяти, методов и упражнений для ее развития;
– изучение пространственных и временных представлений, методов и упражнений для их развития;
– изучение воображения, методов и упражнений для его развития;
– изучение образного и абстрактного мышления, методов и упражнений для их развития;
– изучение эмоциональных явлений, упражнений на понимание своих эмоций и чувств, а также чувств и состояний других людей;
– изучение проблем общения, упражнений речевого и неречевого общения.
При решении этих задач, при выборе методов и приемов обучения психологии используются основные дидактические принципы.
Принципы обучения младших школьников:
1. Конкретность и образность в обучении – является отражением возрастных особенностей интеллектуального развития ребенка младшего школьного возраста. Психические явления должны рассматриваться на материале конкретных учебных, индивидуальных и социальных ситуаций, с которыми встречается ребенок в повседневной жизни, или простейших психологических опытов. Следование принципу образности может достигаться за счет широкого использования сравнений и метафор для объяснения психических явлений.
2. Закрепление всего изучаемого материала на практических заданиях. Круг психологических знаний и умений, которые должны быть усвоены детьми, небольшой, но все они должны закрепляться на практике и стать важнейшей основой их успешного обучения и психического развития. В связи с этим в программе кружка предусматривается большое количество практических заданий, дидактических игр и упражнений. Их цель, с одной стороны, наглядно-действенное усвоение психологических знаний, а с другой – получение непосредственного опыта их применения для решения практических задач.
3. Систематичность в повторении основных психологических понятий и закономерностей.В соответствии с этим принципом целесообразно не вводить большое количество понятий, но основные из них должны систематически повторяться, закрепляться и изучаться каждый последующий раз в новых аспектах. Например, темы «Память», «Мышление» изучаются в 1, во 2 и 3 классах, но предметом изучения и развития становятся разные их виды, свойства.
4. Ориентированность преподавания на практические цели познания других людей, самопознание и саморазвитие. Изучаемый материал и практические задания способствуют лучшему пониманию младшими школьниками других людей: их психологических особенностей, эмоциональных состояний, помогают детям в практическом усвоении закономерностей восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и их использовании для развития своих интеллектуальных способностей. Изучение эмоциональных состояний направлено на правильное понимание себя и других, на овладение способами саморегуляции.
5. Межпредметные связи при изучении курса «Учись учиться» в начальной школе.Усвоение психологических знаний младшими школьниками должно быть тесно связано с изучением ими других учебных предметов. Связи могут проявляться, с одной стороны, в том, что усвоение знаний и умений по этим предметам может быть более успешным на основе знания психологических закономерностей памяти, мышления, внимания. С другой стороны, практическое усвоение этих закономерностей, умений владения своими познавательными процессами должно закрепляться на материале повседневной учебной деятельности.
6. Широкое использование игровых форм и методов.Формирование учебной деятельности младших школьников происходит в значительной степени на основе игровой. Игра долго остается очень привлекательной для них, поскольку произвольное внимание младших школьников слабое и это не позволяет им длительное время удерживать его на учебной деятельности. Все это убеждает учителей широко использовать игры или игровые задания.
Содержание программы
- год обучения
№ | Тема | Количество часов |
1. | Что изучает психология? | 1 |
2. | Уроки общения. | 6 |
3. | Мышление. | 3 |
4. | Восприятие | 3 |
5. | Память. | 4 |
6. | итого | 17 |
2 год обучения.
№ | Тема | Количество часов |
1. | Что изучает психология? | 1 |
2. | Внимание. | 5 |
3. | Память – запоминание сложных образов | 5 |
4. | Пространственные представления. | 3 |
5. | Мышление | 3 |
6. | итого | 17 |
- год обучения
№ | Тема | Количество часов |
1. | Что изучает психология? | 1 |
2. | Воображение | 3 |
3. | Абстрактное мышление. | 13 |
4. | итого | 17 |
- год обучения
№ | Тема | Количество часов |
1. | Что изучает психология? | 1 |
2. | Внимание. | 3 |
3. | Общение | 8 |
4. | Мышление | 2 |
5. | Игровой практикум. | 3 |
6. | итого | 17 |
Место предмета в учебном плане
Программа кружка для учащихся начальных классов рассчитана на 17 часа (1 час в неделю) в первый год ,во второй, третий и четвёртый годы обучения.
Личностные, метапредметные результаты освоения программы
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом сформированость универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования должна быть определена на этапе завершения обучения в начальной школе.
Планируемые результаты
1 год обучения
Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):
1. Личностные УУД:
- принятие социальной роли ученика;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД:
- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей; овладение приёмами развития памяти, восприятия.
4. Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы;
- излагать свое мнение и оценку событий;
- признавать возможность существования различных точек зрения;
- знакомиться, присоединяться к группе;
- благодарить;
- выразить свои теплые чувства к другому;
- принимать комплименты;
- извиняться;
- предложить помощь другу, проявить заботу;
- просить помощи;
- справляться со своими эмоциями;
- соблюдать правила игры;
- слушать и слышать собеседника;
- осознавать свои чувства и выражать их;
- договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- находить «нравится» в «нужно»;
- доводить задание до конца.
Планируемые результаты
2 год обучения
Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):
1. Личностные УУД:
- принятие социальной роли ученика;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД:
- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей; овладение мыслительными операциями анализа и синтеза; устанавливать признаки временной последовательности; владеть приёмами и правилами, способствующими самоорганизации внимания; приёмами запоминания сложных образов.
4. Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы;
- излагать свое мнение и оценку событий;
- признавать возможность существования различных точек зрения;
- знакомиться, присоединяться к группе;
- выразить свои теплые чувства к другому;
- принимать комплименты;
- извиняться;
- предложить помощь другу, проявить заботу;
- справляться со своими эмоциями;
- соблюдать правила игры;
- слушать и слышать собеседника;
- осознавать свои чувства и выражать их;
- договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- доводить задание до конца.
Планируемые результаты
3 год обучения
Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):
1. Личностные УУД:
- принятие социальной роли ученика;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД:
- создавать новые образы с помощью анализа и синтеза, оживления, акцентирования; овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей; составлять определения; определять и составлять умозаключения и закономерности.
4.Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы;
- излагать свое мнение и оценку событий;
- признавать возможность существования различных точек зрения;
- знакомиться, присоединяться к группе;
- выразить свои теплые чувства к другому;
- предложить помощь другу, проявить заботу;
- просить помощи;
- справляться со своими эмоциями;
- соблюдать правила игры;
- слушать и слышать собеседника;
- осознавать свои чувства и выражать их;
- договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- доводить задание до конца.
Планируемые результаты
4 год обучения
Универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в ходе работы (далее указываются основные из них):
1. Личностные УУД:
- принятие социальной роли ученика;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого характера;
- овладение способами регуляции своего состояния;
3. Познавательные УУД:
- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей; знать виды и свойства внимания.
4. Коммуникативные УУД:
- излагать свое мнение и оценку событий;
- признавать возможность существования различных точек зрения;
- знакомиться, присоединяться к группе;
- принимать комплименты;
- владеть способами обращения к знакомым и незнакомым людям;
- предложить помощь другу, проявить заботу;
- уметь общаться с окружающими людьми;
- справляться со своими эмоциями;
- соблюдать правила игры;
- слушать и слышать собеседника;
- осознавать свои чувства и выражать их;
- договариваться о распределении ролей в совместной деятельности;
- доводить задание до конца.
Виды используемых методических средств:
- ролевые игры;
- психогимнастические игры;
- эмоционально-символические методы;
- дискуссионные игры;
- релаксационные методы;
- рисуночные методы;
- когнитивные методы;
- метод направленного воображения.
Материально - техническое обеспечение образовательного процесса
Оборудование для мультимедийных демонстраций:
- компьютер,
- интерактивная доска,
- мультимедийный проектор,
- принтер,
- сканер,
- ксерокс,
- колонки,
- DVD-проигрыватель
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1-й год обучения
№ | Тема. | Цель занятия. Развиваемые психологические процессы. | Количество часов |
1 | Что изучает психология? | Раскрыть понятие психология. Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. | 1 |
2 | Способы человеческого общения. | Познакомить со способами человеческого общения: речевым, мимикой и жестами. Выполнение словесных указаний | 1 |
3 | Внимание и наблюдательность по отношению к окружающим людям. | Научить, как при помощи наблюдений распознавать состояние человека. Научить слушать собеседника. Слуховое восприятие. Внимание. | 1 |
4 | Эмоции. Виды эмоций. | Раскрыть понятие «эмоции». Зрительное восприятие. | 1 |
5 | «Волшебные слова», вежливое отношение к людям | Познакомить с группами слов вежливого обращения. Слуховые ощущения. Внимание. | 1 |
6 | Кто я в мире взрослых. Обязанности мои и окружающих. | Обсудить культуру поведения и распределение обязанностей в семье. Мышление (сравнение) | 1 |
7 | Умеем ли мы общаться. (обобщающее занятие по теме «Уроки общения») | Повторить изученные понятия; отработать практически способы человеческого общения и вежливого обращения. Слуховые ощущения. Наблюдательность. Память. | 1 |
8 | Что такое мышление. | Раскрыть понятие «мышление». Анализ образца | 1 |
9 | Образ. Образное мышление. | Раскрыть понятие «образ», «образное мышление». Образное мышление. Зрительная память | 1 |
10 | Абстрактное мышление. | Раскрыть понятие «абстрактное мышление». Абстрактное мышление. Память слуховая | 1 |
11 | Что такое восприятие и ощущение. | Как мы воспринимаем окружающий мир. Закрепить понятия «восприятие» и «ощущение». Зрительное восприятие формы. Осязательные ощущения. | 1 |
12 | Игры на развитие ощущений и восприятия | Учить распознавать и развивать ощущения и восприятия. Слуховые ощущения. Восприятие пространственное. | 1 |
13 | Наблюдательность. Игры на развитие наблюдательности. | Закрепить понятие «наблюдательность». Мышление наглядно – образное. Зрительно – двигательные координации | 1 |
14 | Что такое память. | Роль памяти в жизни человека и в учёбе. Раскрыть понятие «память», роль памяти в жизни человека. Память вербальная. | 1 |
15 | Зрительная память. Оживление картины как приём запоминания. | Раскрыть понятие «зрительная память». Познакомить с приёмом запоминания через оживление картин. Память зрительная непосредственная. | 1 |
16 | Слуховая память. Слуховые представления при запоминании | Раскрыть понятие «слуховая память». Слуховая память. Произвольная память. Внимание | 1 |
17 | Сравнение предмета с чем-либо знакомым как приём запоминания. | Познакомить с приёмом запоминания через сравнение предмета с чем-либо. Мышление (сравнение). Анализ образца | 1 |
18 | итого | 17 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
2-й год обучения
№ | Тема. | Цель занятия. Развиваемые психологические процессы. | Количество часов |
1 | Что изучает психология? | Применяли ли вы на практике знания психологии? Повторить и закрепить понятие «психология». Мышление (выделение существенного) | 1 |
2 | Восприятие и внимание. | Повторить и закрепить понятие «внимание и восприятие». Соотнесение с образцом, внимание | 1 |
3 | Виды внимания: произвольное и непроизвольное | Раскрыть понятие «произвольное и непроизвольное внимание». Произвольные движения, помехоустойчивость. | 1 |
4 | Свойства внимания. | Раскрыть свойства внимания: концентрации, распределения, переключения. Произвольные движения, зрительное восприятие | 1 |
5 | Колебание внимания. Причины рассеивания внимания. | Раскрыть причины рассеивания внимания. Помехоустойчивость, внимание. | 1 |
6 | Правила самоорганизации внимания. | Применить приёмы, способствующие формированию личностных УУД. Внутренний план действия, слуховое восприятие | 1 |
7 | Память. Виды памяти. | Повторить и закрепить понятие «память», «виды памяти». Память опосредованная, воспроизведение образца | 1 |
8 | Что такое образ? | Повторить и закрепить понятие «образ». Память опосредованная | 1 |
9 | Что такое ассоциация. Использование ассоциаций при запоминании образов. | Раскрыть понятие «ассоциация», его роль в жизни человека; рассмотреть ассоциации по близости в пространстве и по времени, по сходству, контрасту. Чувство времени, зрительные ощущения. | 1 |
10 | Восприятие и запоминание лица. | Рассмотреть, что и как мы воспринимаем в человеческих лицах. Мышление (сравнение, установление закономерностей) | 1 |
11 | Запоминание сложных образов. | Рассмотреть и опробовать способы запоминания сложного образа. Память смысловая. | 1 |
12 | Что такое пространственное представление. | Раскрыть понятие «пространственное представление». Ориентировка в пространстве, внутренний план действий | 1 |
13 | Временное представление. Признаки временной последовательности. | Раскрыть понятие «временное представление». Чувство времени, память опосредованная. | 1 |
14 | Признаки длительности времени. Единицы измерения длительности. | Раскрыть признаки длительности времени. Чувство времени, мышление (установление закономерностей) | 1 |
15 | Мышление. Анализ и синтез. | Рассмотреть операции анализа и синтеза. Мышление (анализ и синтез), внимание | 1 |
16 | Что такое закономерность. Игра на нахождение и построение закономерностей | Раскрыть понятие закономерность Рассмотреть приёмы нахождения и построения закономерностей. Мышление (сравнение) | 1 |
17 | Что такое аналогия. Игры на распознавание аналогий. | Раскрыть понятие «аналогия» Рассмотреть приёмы распознавания и построения аналогий. Глазомер. | 1 |
18 | итого | 17 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
3-й год обучения
№ | Тема. | Цель занятия. Развиваемые психологические процессы. | Количество часов |
1 | Что изучает психология? | Повторить и закрепить понятие «память». Память опосредованная, внимание | 1 |
2 | Что такое воображение или фантазия. | Повторить изученное, закрепить понятие «фантазия и воображение». Пассивное воображение, внимание | 1 |
3 | Воображение. Создание нового образа с помощью акцентирования. | Рассмотреть приёмы создания нового образа с помощью акцентирования. Мышление наглядно – образное. | 1 |
4 | Роль воображения в жизни человека. | Рассмотреть роль воображения в жизни человека. Двигательная сфера, внутренний план действий | 1 |
5 | Что такое мышление. Мышление образное и абстрактное. | Закрепить понятия «мышление», «мышление образное и абстрактное». Мышление наглядно - образное | 1 |
6 | Логическое мышление. | Раскрыть понятие «логическое мышление». Мышление вербальное, память непосредственная | 1 |
7 | Игры на развитие логического мышления. | Развивать логическое мышление через игровой практикум. Мышление логическое | 1 |
8 | Творческое мышление. | Раскрыть понятие «творческое мышление». Активное мышление. Память опосредованная | 1 |
9 | Игра на развитие творческого мышления | Развивать творческое мышление через игровой практикум. Творческое мышление, слуховое восприятие. | 1 |
10 | Что такое понятие. Его взаимосвязь с другими понятиями. | Ознакомить с лексическим значением слова «понятие». Мышление абстрактное | 1 |
11 | Понятие – общее - частное | Познакомить с отношениями между понятиями «общее – частное». Мышление (сравнение) | 1 |
12 | Существенные и несущественные признаки. | Учить выявлять и распознавать существенные и несущественные признаки. Мышление понятийное. | 1 |
13 | Родовые отношения. | Познакомить с родовидовыми отношениями между понятиями. Логическое мышление | 1 |
14 | Причинно – следственные отношения | Познакомить с причинно – следственными отношениями между понятиями. Мышление (анализ, синтез), внимание | 1 |
15 | Понятия. Понятия конкретные и абстрактные. | Закрепить, что такое понятия, понятия конкретные и абстрактные. Мышление абстрактное, внимание | 1 |
16 | Что такое суждение. | Раскрыть понятие «суждение». Логическое мышление | 1 |
17 | Что такое умозаключение. Игры – задания на построение умозаключений | Раскрыть понятие умозаключение. Рассмотреть приёмы построения умозаключений. Мышление логическое. | 1 |
18 | итого | 17 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
4-й год обучения
№ | Тема. | Цель занятия. Развиваемые психологические процессы. | Количество часов |
1 | Что изучает психология? | Раскрыть понятия «психология», «память», «внимание», «восприятие», «мышление», «воображение», «поведение», способы человеческого общения. Память логическая | 1 |
2 | Что такое внимание? | Обобщить понятие «внимание»; выявить значение внимания в жизни человека. Восприятие зрительное | 1 |
3 | Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. | Повторить изученное о произвольном и непроизвольном внимании; познакомить с послепроизвольным вниманием. Внимание, слуховое и зрительное восприятие | 1 |
4 | Свойства внимания: концентрация, распределение, переключение. | Познакомить со свойствами внимания: концентрацией, распределением, переключением. Внимание | 1 |
5 | Что такое общение? Язык общения, его секреты. | Раскрыть понятие «общение», познакомить со способами передачи информации. Чувство времени. | 1 |
6 | Настроение. | Раскрыть понятие «настроение» Развивать умение определять настроение окружающих людей. Слуховая память. | 1 |
7 8 9 | Саморегуляция состояния: релаксация. | Научить регулировать своё состояние. Внутренний план действий | 3 |
10 | Культура общения. | Развивать культуру общения со сверстниками и взрослыми. Зрительные двигательные координации. | 1 |
11 12 | Темперамент, свойства темперамента. Определение свойств темперамента. | Определение свойств темперамента в практической деятельности и общении с людьми. Память, слуховое восприятие. | 2 |
13 | Обобщение и ограничение понятий. | Познакомить с обобщением и ограничением понятий. Мышление понятийное. | 1 |
14 | Составление понятий. | Познакомить со способами составления определений. Память логическая, мышление ворбвальное. | 1 |
15 16 17 | Игры на развитие психологических процессов. | Игровой практикум. Внимание. Мышление. Память. Восприятие. Воображение. | 3 |
итого | 17 |
Список используемой литературы
1.Курс комплексного развития младшего школьника. Карандашев В.Н. Волгоград. Издательство «Учитель». 2013 г.
2.Логика – дети 7-10 лет. Л.Ф. Тихомирова. Ярославль. Академия развития. 2012 г.
3.Общение – дети 7-10 лет. Ю.В.Филиппова. Ярославль. Академия развития. 2012 г.
4. В. Волина «Учимся играя». Екатеринбург. ТОО «Издательство АРГО». 2010 г.
5. Белошистая, А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности / А.В. Белошистая // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 148-153.
6.Игры – обучение, тренинг, досуг6 в 7 кн. / под редакцией В.В.петрусинского. М.: Новая школа, 1994 г.
7.Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Башаева Т.В. Ярославль. Академия развития. 1997 г.
8.Развитие внимания детей. Черемошкина Л.В. Ярославль. Академия развития. 1997 г.
9.Игры в школе и дома. Н.В.Самоукина. М.: Новая школа. 1993 г.
10.Игровая терапия. Лэндрет Г.Л. М.: МПА. 1994 г.
11.Алан Дж. Ландшафт детской души. – СПб., Минск, 1997.
12.Гин С. Мир человека. – М., 2003.
13.Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2003.
14.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
15.Кривцова С.В. Жизненные навыки / Уроки психологии в 1 классе. – М., 2002.
16.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
17.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373/.
18.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 1-4. – М., 1998.
19.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М, 2001.
20.Черняева С. А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.,1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Учись учиться"
В презентации представлены формы, методы и способы самостоятельной работы учащихся с учебником на уроках....
Предпринимательству надо учить и учиться
Организация образовательного процесса в школе при зучении экономических дисциплин. С какими трудностями может столкнуться ученик сегодня, а завтра предприниматель....
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
УЧУСЬ ОБЩАТЬСЯ — УЧУСЬ ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ — УЧУСЬ ЖИТЬ
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ...
Учиться,учиться и учиться!
Учение залог успеха....
«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»
Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...
Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»
Сертификат об участии в онлайн-трансляции «Международная летняя школа для учителей. Учиться учиться как цель обучения: как оценивать умения учиться»...