Методическая разработка "История одного обмана"
методическая разработка по психологии

Методическая разработка по проведению тренинга «История одного обмана» составлена по материалам программы «Здоровая Россия» по  формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается».

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и выработка навыков отказа от употребления алкогольной продукции.

Задачи тренинга:

1. Дать представление о причинах и последствиях алкоголизма;

2. Сформировать у обучающихся представление о вреде употребления спиртных напитков;

3. Сформировать у участников навыки, помогающие удержаться от алкоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_treninga_istoriya_odnogo_obmana.docx108.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сахалинский политехнический центр №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тренинг «ИСТОРИЯ ОДНОГО ОБМАНА»

 

Разработали: О.Д. Леонова,

педагог-психолог.

Е.Н. Мельникова,

воспитатель.

пгт. Тымовское

2021

Методическая разработка по проведению тренинга «История одного обмана» составлена по материалам программы «Здоровая Россия» по  формирования навыков здорового образа жизни у подростков «Все, что тебя касается».

Цель: формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и выработка навыков отказа от употребления алкогольной продукции.

Задачи тренинга:

1. Дать представление о причинах и последствиях алкоголизма;

2. Сформировать у обучающихся представление о вреде употребления спиртных напитков;

3. Сформировать у участников навыки, помогающие удержаться от алкоголя.

Необходимый материал:

1. Мячик или предмет, его заменяющий (мягкая игрушка);

2. Карточки для ролевой игры.

3. Презентация «Мифы и реальность о пиве».

4. Алфавит.

5. Мультимедия.

Ход тренинга

Здравствуйте! Рад (рада) всех видеть на сегодняшнем занятии. Надеюсь, все готовы работать? Хорошо. А теперь давайте немного разомнёмся.

1. Упражнение-разминка «Ассоциации по алфавиту» (Приложение 1)

Пояснение: Упражнение направлено на развитие внимания, оно учит обучающихся концентрироваться и быстро реагировать. Группа сидит в кругу. Для этого упражнения необходим мячик или предмет, его заменяющий (мягкая игрушка, например). Ведущий, наравне с группой, может принимать участие в этом упражнении.

Инструкция: Сейчас я назову вам какое-нибудь слово на букву «А» и брошу кому-нибудь этот мячик. Этот человек должен назвать свою ассоциацию, которая возникает у него на это слово, но с одним условием: ассоциация должна быть на букву «Б». Далее он бросает этот мячик другому, и тот человек уже должен предложить ассоциацию на его слово, но на букву «В». И так далее – по алфавиту.

Например, Арбуз – Большой (это ассоциация на слово «арбуз» на букву «Б») – Великан (это ассоциация на слово «большой» на букв.

Понятна инструкция? Тогда начнем, «Алкоголь»…

Анализ упражнения:

  • Сложно ли было выполнять это упражнение?

Иногда жизненные ситуации требуют от нас предельной концентрации внимания и сосредоточенности, так как речь может идти о нашей безопасности и здоровье.

  • Можете привести примеры таких ситуаций?

Выслушайте ответы участников.

И как вы, наверное, уже догадались, речь сегодня пойдет об алкоголе и таком страшном заболевании, как алкоголизм.

Итак, тема нашего сегодняшнего занятия посвящена алкоголю. Как вы понимаете, привычка пить на Руси была, есть и, по всей вероятности, будет. Алкоголизм – заболевание очень хитрое; как и любая другая зависимость, оно подкрадывается к нам незаметно, а избавиться от него очень трудно.

У меня к вам вопрос: Какие спиртные напитки вы уже пробовали? Помните, что на наших занятиях действует правило конфиденциальности, и вы можете говорить смело.

Ну что ж, давайте начнем нашу тему, и я попрошу вас для начала сделать одно упражнение.

2. Упражнение «Зоопарк» (Приложение 2)

Пояснение: Это упражнение позволяет участникам через игру познакомиться со всеми стадиями опьянения. Во время выполнения упражнения участники ничего про эту цель знать не должны.

Инструкция: Ведущий приглашает всех участников сесть в круг. Когда все сели, он говорит: Сейчас я предлагаю вам подурачиться. Каждый из вас вытянет карточку с  названием какого-нибудь животного, которого вы должны будете показать, когда я попрошу.

Показывать старайтесь как можно смешнее. Сам(а) я тоже буду изображать какое-нибудь животное.

После этих слов ведущий подходит к каждому и дает возможность вытянуть карточку с названием одного из пяти животных: павлин, петух, обезьяна, осел и свинья. Желательно, чтобы количество животных каждого вида было приблизительно равным.

А теперь по моей команде мы все дружно начнем изображать нужное животное. Ваша задача – не только смешно его показать, но и найти «своих», т.е. собраться в стаи, чтобы все животные одного вида оказались вместе. У нас 5 видов животных, посмотрим, кто соберется первыми. Начали!

В итоге животные одного вида должны оказаться вместе: павлины с павлинами и т. д. После того, как все соберутся, можно попросить: «Где у нас павлины? Покажитесь всем, павлины!», «Где у нас петухи? Покажитесь, петухи!» и т.д. по всем животным.

Внимание: порядок важен! Сначала павлины, потом петухи, потом обезьяны, потом ослы, и наконец, свиньи.

Анализ упражнения: После того, как все собрались и показались, попросите всех сеть обратно в круг. Начните обсуждение с вопроса: Как вы думаете, какая связь между всеми этими животными и алкоголем? Дождитесь ответов ребят, потом скажите: Как гласит народная мудрость, человек в опьянении проходит несколько стадий. Сначала это павлин, затем петух, потом обезьяна, далее осел и, наконец, свинья. Помните об этом, наливая очередную рюмку!

Давайте посмотрим еще раз на этих животных как на стадии опьянения.

  • Согласны ли вы, что пьянеющий человек походит на этих животных? Если кто-то не согласен, спросите: А на каких животных он тогда похож?
  • Как вы считаете, является алкоголь «абсолютным злом» или все же есть рамки, находясь в которых, можно остаться «павлином»? Участники высказывают свои мнения.
  •  Кем являются люди, напивающиеся до состояния «свиней»?

Умеренное потребление алкоголя не является болезнью. Болезнью является систематическое употребление алкоголя в больших количествах. Еще эта болезнь называется алкогольной зависимостью.

Алкоголь может привести к ужасающим последствиям. Мы с вами часто слышим по телевизору, что кто-то кого-то убил, ограбил или изнасиловал, и все это он сделал под действием алкоголя. Все это, к сожалению, не редкость. Мы с вами часто сами сталкиваемся с негативным действием алкоголя. Давайте поговорим об этом.

3. Упражнение-беседа «Алкоголь в нашей жизни»

Пояснение: Участники садятся в круг, и ведущий предлагает каждому рассказать, что случилось в их жизни или в жизни их знакомых из-за алкоголя.

Инструкция: Ну что ж, давайте поговорим о том, что случилось в вашей жизни из-за алкоголя. Высказываться могут все или только желающие. Каждый рассказчик должен сказать, к каким последствиям привело употребление алкоголя.

Можно стимулировать участников, подсказывая им различные случаи: возможно, кто-то потерял работу из-за пьянства, у кого-то в семье пьяный отец бил жену, кто-то попал в аварию из-за того, что пьяным сел за руль.

Анализ упражнения:

  • Каких ситуаций больше - положительных или отрицательных?
  • Знаете ли вы людей, жизнь которых разрушил алкоголизм?
  • Есть ли у вас знакомые, которые совсем не употребляют спиртного?

При обсуждении нужно сделать упор на то, что негативных последствий употребления алкоголя значительно больше, и в больших дозах алкоголь обычно приводит к катастрофическим последствиям. Все из-за того, что после употребления алкоголя голова отключается, и мы себя не можем контролировать.

При обсуждении может возникнуть вопрос: кто такой алкоголик? Ребята могут начать описывать опустившуюся личность, бомжа и т.д. Важно указать на то, что они такими опустившимися были не всегда, что когда-то у них могла быть и хорошая работа, и дружная семья, и друзья. Алкоголь привел к тому, что все это они потеряли.

Подытожить обсуждение можно так:

Алкоголизм – это болезнь. Многим вообще не нужен алкоголь – ни чтобы расслабиться, ни чтобы стать увереннее.

Какие же последствия могут быть от алкоголя? Главным образом, это потеря контроля. Наше внимание ослабевает, мы перестаем за собой следить, можем совершить поступки, которые в обычной обстановке никогда бы не совершили. Часто на трезвую голову люди начинают жалеть о том, что было сделано под воздействием алкоголя. Что это может быть? Мы можем начать курить под воздействием алкоголя, пробовать наркотики, можем совершить какие-то противоправные действия или заразиться ВИЧ-инфекцией. И даже можем не помнить об этом. Очень многие беды начинаются с того, что человек однажды напился.

  • Как вы думаете, какие напитки часто употребляют подростки и почему? (ответы ребят)

Что же получается? Чем моложе человек, тем менее качественные, но более доступные напитки употребляют. Пиво рекламируется как определенный образ жизни. Однако реклама пива ничего не говорит о его вреде. Давайте вместе в этом разберемся. Я буду назвать известные мифы о пиве, а вы мне поможете их развенчать (Демонстрация презентации).

МИФ

РЕАЛЬНОСТЬ

Пиво – это почти не алкоголь.

Алкоголиками становятся те, кто пьет водку.

Алкоголизм развивается в 3-4 раза быстрее от употребления пива, чем от крепких алкогольных напитков. Пивной алкоголизм труднее поддается лечению.

Пиво полезно, потому что это натуральный продукт.

Пиво содержит ряд токсических веществ. Это продукты распада хмеля, например, кадаверин – трупный яд. При постоянном употреблении пива поражаются клетки головного мозга, которые, отмирая, выходят с мочой, ослабляется интеллект, обнаруживаются изменения в психике. В пиве есть химические добавки, например, кобальт («держатель пены»), который вызывает тяжелые заболевания сердца.

Пиво полезно, потому что это натуральный продукт.

В пиве много женских половых гормонов. Мужчина, пьющий много пива, со временем приобретает женские черты – широкие бёдра, большую грудь, живот. Пиво оказывает вредное влияние на яички, приводит к атрофии половых желез и нарушению половой потенции.

В старину пиво рекомендовалось пить даже кормящим матерям. Многие современные женщины предпочитают пиво другим напиткам из-за того, что оно полезно.

Если кормящая мать употребляет пиво, то у ребенка могут возникнуть эпилептические судороги, а затем развиться эпилепсия. У женщин, пьющих пиво, наблюдаются расстройства регулярности менструального цикла, растет вероятность заболеть раком грудной железы. Также у женщин становится грубее голос, появляются так называемые «пивные усы», развивается вторичная фригидность (половое равнодушие).

Пиво заряжает энергией, бодростью,

оптимизмом, помогает весело провести время в компании.

Пиво – наркотик, оказывающий седативное (успокоительное) действие. Основной элемент пивного опьянения – состояние пришибленности, тупости. Пьющий пиво «подсаживается» на него как на

снотворное.

Рефлексия всего занятия

Что запомнилось на занятии? Что нового вы узнали? Что было для вас наиболее актуальным, а что вы уже знали и раньше?

Итоговый вывод:

Проводя это занятие, я отдавал(-а)себе отчет в том, что не смогу вас убедить никогда в жизни не выпить ни капли спиртного. Но сегодня мы с вами узнали, на каких животных похож человек в разных стадиях опьянения. Хотите ли вы быть «свиньей» – решайте сами. Мы научились развенчивать мифы о пиве, которые нам внушаются СМИ.

Приложение 1

Русский алфавит для печати формата A4

Приложение 2

Павлин      Петух           Обезьяна                   

Осел                 Свинья                  Павлин

Петух                 Обезьяна               Осел  

Свинья             Павлин      Петух    Обезьяна 

Осел                Свинья           Павлин       

Петух      Обезьяна     Осел      Свинья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кадровое и методическое обеспечение одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Наиболее сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.       Авторы го...

Методическая разработка урока по химии "Реакции ионного обмена"

Методическая разработка урока по дисциплине: "Химия" по теме "Реакции ионного обмена" для 1  курса НПО....

Методическая разработка урока химии по теме: "Типы химических реакций.Реакции обмена"

Методическая разработка урока химии по теме: " Типы химических реакций. Реакции обмена" Учитель:Шумаков Дмитрий Алексеевич,МБОУ " Вышне-Дубовецкая ООШ "...

Методическая разработка студенческой конференции "Психология обмана и мошенничества"

Методическая разработка студенческой конференции "Психология обмана и мошенничества"...

Методическая разработка урока "Реакции ионного обмена"

материал предназначен для учителя химии, содержит полезную информацию...