Кадровое и методическое обеспечение одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
методическая разработка по теме
Наиболее сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Кадровое и методическое обеспечение
одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Одним из основных требований является смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов.
Наиболее сложным является принятие учителем концепции ФГОС, внутренняя готовность к изменению стиля работы, а также знания основных документов.
Авторы государственных образовательных стандартов второго поколения, в первую очередь, сформулировали требования к учителю, способному воспитать достойного гражданина России. Он должен постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы.
В компетентность учителя входит:
- осуществление обучения и воспитания школьников,
- использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения,
- способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы,
- постоянно развиваться в профессиональном отношении.
Учитель должен знать:
- Конституцию РФ; законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка;
- основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;
- требования ФГОС нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении;
- методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям ФГОС;
- требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений;
- средства обучения и их дидактические возможности;
- основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;
- основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения;
Анализ кадрового и методического обеспечения МОУ СОШ № 148,
в связи с переходом на ФГОС НОО.
Общие сведения о кадрах
Школа укомплектована руководящими и педагогическими кадрами, обеспечивающими стабильное функционирование и развитие образовательного учреждения.
Кадры школы должны иметь базовое профессиональное образование.
Год | Всего педагогических работников | Из них | Педагогов по уровню образования (в том числе совместителей) | |||||
совместителей | В том числе преподавателей ВУЗов | |||||||
высшее образование | незаконченное высшее | Среднее специальное | среднее | Ученая степень | ||||
2010/2011 | 30 | 5 | 1 | 25/83% | 4 | 1 |
Педагогический стаж
год | до 3 лет включ. | от 3 до 10 лет | от 10 до 20 лет | свыше 20 лет | пенсионеры в т.ч. |
2010/2011 | 5 | 2 | 13 | 10 | 4 |
Возрастной состав
год | До 30 лет | От 30 до 40 | От 40 до 50 | От 50 до 55 | Св. 55 |
2010/2011 | 4 | 3 | 13 | 2 | 3 |
С совместителями | 7 | 3 | 15 | 2 | 5 |
Средний возраст педагогических работников – 45 лет
Половой состав
Пол | До 30 лет | От 30 до 40 лет | От 40 до 50 лет | От 50 до 60 лет | От 60 до 70 лет | От 70 лет |
Женщины | 2 | 4 | 12 | 1 | 0 | 3 |
Мужчины | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Итого | 3 | 4 | 12 | 2 | 1 | 3 |
Поощрения и награждения педагогических кадров
на 1.09.2010г. | Всего педагогических работников, имеющих поощрения и награды | в том числе | |||||
кол-во | % | грамоты департамента образования Нижегородской области | отраслевые награды: значок «Отличник народного просвещения», «Почетный работник общего образования РФ», грамоты МО РФ | Государственные награды | |||
звания «Заслуженный учитель», «Народный учитель» | правительственные награды | ||||||
6 | 20 | 3 | 3 |
- Уровень квалификации педагогических работников ОУ
Кадры школы должны иметь необходимую квалификацию
Аттестация педагогических кадров
Имеют квалификационную категорию- 18 человек
(по состоянию на 01.06.2011 года, без совместителей), из них:
Кв. категория | Из них имеют категорию | % |
Высшая | 4 чел. | 15% |
Первая | 14 чел. | 54% |
Вторая | 0 | 0% |
Без кв.категории | 8 чел. | 31% |
Итого: | 18 чел. | 69% |
По району – 86%
Аттестация педагогических работников, без совместителей
по состоянию на 01.06.2011 года (%).
Введение ФГОС общего образования – требует учителя иного уровня квалификации, готового к организации образовательного процесса в современной информационно-образовательной среде, обеспечивающего реализацию требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода – методологической основы ФГОС.
У учителя должна быть сформирована постоянная готовность к непрерывному образованию в течение всей жизни. Такова основа кадровой политики.
Районный показатель – 84%.
В прошедшем учебном году повысили свою квалификацию 10 педагогов (из 29 человек коллектива школы), что составляет 34% , из них свыше 100 часов – 8 педагогов (28 %), 3 педагога пошли курсовую подготовку по компьютерным технологиям, что составляет 10 %.
Повысили своё педагогическое мастерство следующие педагоги, окончив квалификационные курсы при НИРО:
- Червякова Анна Викторовна, учитель иностранного языка, по программе «Теория и методика преподавания иностранного языка в начальной школе», в объёме - 108 часов.
- Малыгина Марина Павловна, учитель математики, по программе «Теория и методика преподавания математики», в объёме - 144 часа.
- Логинова Елена Викторовна, учитель химии, по программе: «Теория и методика преподавания предметов естественного цикла (химия)», в объёме – 144 часа.
- Гришина Светлана Михайловна, учитель физики, по программе: «Теория и методика преподавания предметов естественного цикла (физика)», в объёме – 144 часа.
- Кожевникова Елена Альфредовна, учитель биологии, по программе: «Теория и методика преподавания предметов естественного образования», в объёме – 144 часа.
- Столова Маргарита Константиновна, учитель начальных классов, по программе «Методика преподавания информатики в начальной школе», в объёме – 108 часов.
- Токмакова Елена Владимировна, заведующая библиотекой, по программе: «Деятельность библиотеки образовательного учреждения в условиях модернизации образования», в объёме – 108 часов.
- Бубнова Нина Александровна, учитель физической культуры, прошла курсовую подготовку в «Центре здоровьесберегающих педагогических технологий» по программе: «Организация и проведение оздоровительно-профилактической работы с детьми, имеющими нарушение в опорно-двигательной системе, в дошкольных образовательных учреждениях, школах, медицинских учреждениях города и в семье», в объёме – 144 часа.
Три педагога школы повысили свою профессиональную компетенцию в области информационных технологий и прошли соответствующую курсовую подготовку по следующим программам:
- Логинова Елена Викторовна, учитель химии «Проектная деятельность в информационной среде 21 века», в объёме – 36 часов.
- Неткачёва Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов «Интернет-технологии для учителя предметника», в объёме 72 часа, НИРО.
- Руденко Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы, «Интернет-технологии для учителя предметника», в объёме 72 часа, НИРО.
- Кожевникова Е.А. , прошла обучение по тьюторской программе.
Два педагога школы – Пономарёва Г.А., учитель информатики и Токмакова Е.В., заведующая библиотекой – проходят курсовую подготовку по накопительной системе.
Учитель истории Шилов Е.С., прошёл краткосрочное обучение по программе: «Социокультурные Истоки» в ЧНОУ «Истоки», в объёме – 24 часа. Квалификационные модульные курсы: «Современные подходы в преподавании истории и обществознания», «ИКТ в преподавании истории и обществоведческих дисциплин и технологии работы в сетевых сообществах», «Методика подготовки к выполнению заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию».
В связи с переходом на новые образовательные стандарты Неткачёва Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов, прошла обучение по курсу: «Проектная деятельность в информационно – образовательной среде ХХI века» Intel Обучение для будущего и Интернет – технологии для учителя предметника, приняла участие в городском Интернет – конкурсе на лучший учебный проект среди выпускников программ Intel «Обучение для будущего». Участвовала в работе проблемно-тематических семинаров «Преподавание в начальной школе в условиях внедрения ФГОС» (на базе школы № 91 и ресурсного центра лицея № 180).
Повышение квалификации руководителей
Курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования | количество руководителей, прошедших подготовку | всего за 5 лет | % от общего числа | ||||
2005/ 2006 | 2006/ 2007 | 2007/ 2008 | 2008/ 2009 | 2009/ 2010 | |||
Длительные (свыше 100 часов) | - | 1 Отлейкина О.Н. | 1 Ражева Н.Ю. | 1 Синягина М.Е. | - | 3 | 100% |
Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий. Особенно высоки требования к учителям старшей школы.
Педагогические работники, владеющие ИКТ.
Районный показатель – 88%.
Курсовая подготовка педагогов школы в области ИКТ (на 01.09.2011)
Курсы повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования | количество педагогов, прошедших подготовку | всего за 5 лет | % от общего числа | |||
2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 | ||||
Курсовая подготовка в области ИКТ | 1 | 1 | 4 | 6 | 12 | 40% |
Артамонова О.И. -2003 | Гришина С.М. | Митрофанова М.К. Новикова О.И. Кожевникова Е.А. Пономарёва Г.А. | Столова М.К. Токмакова Е.В. Шилов Е.С. Неткачёва С.В. Руденко Н.Ю. Логинова Е.В. |
Активная работа ведётся в направлении информатизации ОУ:
- 10 рабочих мест учителей автоматизировано
- Имеется локальная сеть
- Увеличена скорость доступа к сети Интернет
- Внедрены автоматизированные системы «Аверс»: «Директор»
- Осуществляется внедрение АС «ЭКЖ», «Электронного расписания»
- Функционирует и постоянно обновляется школьный сайт
- Педагоги школы принимают участие в работе вебинаров, интернет-конкурсов ( Интернет – конкурсе на лучший учебный проект среди выпускников программ Intel «Обучение для будущего») Неткачёва С.В., олимпиадах по основам наук
- Принимают участие в работе сетевых сообществ
Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт.
Целенаправленно ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. Большое внимание уделяется формированию у учащихся навыков творческой деятельности, развитию общеучебных навыков, сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.
Успешность работы учителя в значительной степени обусловлена его личностью, стремлениями овладеть мастерством, компетентностью. Сегодня педагог должен быть, готов к включению в такую деятельность, которая поможет практически решать профессиональные проблемы.
Переход от знаниевой парадигмы к формированию компетентности у учащихся в образовательном процессе обусловливает необходимость постоянного обновления профессиональных знаний, в повышении квалификации не только на курсах, но и в межкурсовой период, в системе научно-методической работы в образовательном учреждении и в самообразовании, для овладения новых профессиональных умений и качеств.
Исходя из этого, нам представляется необходимой и актуальной разработка программы развития учительского потенциала.
Цель - Развитие профессиональной компетентности педагогов в соответствии с основными направлениями модернизации школы на основе непрерывного образования, с целью обеспечения возможности учащимся получать качественное образование.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для индивидуального непрерывного самообразования учителя, максимально полное удовлетворение потребности учителя в самореализации;
Повышение эффективности системы работы по изучению и внедрению передового педагогического опыта, по обновлению целей, содержания образования, достижению нового качества образования, по использованию новых педагогических технологий.
Сохранение доли педагогов с высшей и первой квалификационной категорией, при прохождении аттестации в новой форме;
- увеличение числа молодых специалистов, привлеченных к педагогической деятельности;
- совершенствование профессиональной компетентности педагогов школы;
- повышение ИКТ-компетентности педагогов школы
На протяжении учебного года велась активная работа по накоплению и обобщения педагогического опыта.
В методической копилке школы в помощь самообразованию имеются материалы из опыта работы коллег, различные варианты планов, презентации к урокам, внеклассным мероприятиям, собрана предметная медиатека, насчитывающая более 247 экземпляров.
Открытые уроки, тематические семинары в системе методической работы школы рассматриваются как демонстрация учителем своей педагогической технологии.
Были проведёны тематические педсоветы:
2009-2010
- «Компетентностное образование – модный термин или требование времени, возможность повышения уровня качества образования».
- «Социализация личности».
2010-2011
- «Национальная образовательная инициатива «Наша Новая школа»
- «Мониторинг здоровьесберегающей деятельности ОУ», где были проанализированы основные направления здоровьесберегающей деятельности ОУ.
Для повышения профессионального уровня педагогов были проведёны семинар: «Использование информационных ресурсов в учебно-воспитательном процессе», «круглые столы»: «Адаптация при переходе в среднее и старшее звено», «Проблема адаптации первоклассников».
Активно учителя принимали участие в работе школьных и районных МО и семинарах. В течение учебного года выступили следующие учителя:
2009-2010
- Коноплёва С.Ю., учитель МХК, районный семинар для учителей МХК и районный семинар для молодых специалистов «Вопросы преподавания МХК в старших классах».
- Иняева Е.А., учитель экономики, выступление на районном семинаре «Контрольно-оценочные процедуры как фактор повышения качества экономического образования в школе» с темой выступления «Основные направления работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию на уроках экономики». «Предпрофильные курсы как форма профориентации учащихся».
- Районный семинар «Создание системы методической поддержки учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ по математике» (Ражева Н.Ю., Малыгина М.П., Артамонова О.И.), в рамках экспериментальной работы.
- Участие в районном семинаре «Аттестация – инструмент повышения профессиональной компетентности педагогов» Выступление заместителя директора МОУ СОШ № 148 Синягиной М.Е. «Система работы педагогического коллектива образовательного учреждения по организации аттестации педагогов».
2010-2011
- Гришина С.М., районный семинар «Использование знаний электротехники в проектной деятельности учащихся на уроках технологии».
Активное участие принимают педагоги в различных конкурсах:
- Участие в конкурсе на получение денежного поощрения лучших учителей Нижегородской области (Неткачёва С.В.)
- Коноплева С.Ю.: выступление на районных педагогических чтениях: «Инноватика в образовании – взгляд в будущее» Тема: Использование аудиовизуальных средств на уроке МХК для успешного решения учебно-воспитательных задач»
- Участие в конкурсе «Экогород Экодом» с проектом «Озеленение. Ландшафтный дизайн парка на Станкозаводе (р.Борзовка)» (Е.А.Кожевникова).
- «За нравственный подвиг учителя»
Т.о. необходима смена позиции учителя с ведущей на сопровождающую, что представляет значительную сложность для большинства педагогов.
Все вышеуказанные требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательное учреждение располагало профессиональным кадровым потенциалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/26/picture-28830-1551177045.jpg)
Реализация основной образовательной программы начального общего образования ФГОС нового поколения
Статья содержит особенности разработки и релизации основной образовательной программы НОО...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/18/picture-72512-1350559048.jpg)
Основная образовательная программа начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования с учётом введения ФГСО...
основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Бальзинская средняя общеобразовательная школа"
Данная образовательная программа разработана педагогическим коллективом МОУ «Бальзинская средняя общеобразовательная школа» в сотрудничестве с родителями учащихся, управляющим советом школы и ад...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/01/picture-7938-1491039663.jpg)
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа № 279 имени Героя Советского Союза контр-адмирала Лунина Николая Александровича"
В связи с изменением государственного статуса 279 школы с 01 сентября 2012 года (в школе теперь обучаются учащиеся 5-х классов), необходимостью внесения изменений в ООП НОО начальной школы, педагогиче...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/09/picture-980931-1518146450.jpg)
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования
Система гигиенических требований к организации образовательной среды....
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...