Мастер-класс: «Приемы конструктивного взаимодействия в системе «Учитель-Ученик»
план-конспект по психологии

Бархолова Любовь Ивановна

Данный материал будет полезен для педагогов, психологов, социальных педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_soobshchenie.doc220 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

«Приемы конструктивного взаимодействия

в системе «Учитель-Ученик»

     Добрый день уважаемы коллеги! Я надеюсь на наше сотрудничество и продуктивную деятельность в ходе сегодняшнего мастер-класса.

     Вся работа педагога в школе, включая передовые технологии, методики и приемы, направлена не только на обучение учащихся, но и на их воспитание, которое предполагает включенность в учебно-воспитательный процесс; умелое и тактичное касание личностной сферы как учащихся, так и их родителей, создание гармоничного взаимодействия между всеми участниками.

     Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что их поведение будет соответствовать этим требованиям. Но есть и другая сторона — чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного поведения, неприятной выходки или серьезного проступка.

     Как педагог ведет себя в подобных ситуациях, я попыталась выяснить через анонимный опрос педагогов нашей школы, который показал:

Как видно из диаграммы наиболее значимые причины конфликта между педагогом и учеником это: нарушение дисциплины обучающимся и неуважительное отношение ученика к педагогу.

Формы выражения недовольства поведением ученика на уроке, который предпринимает педагог это: повышение тона на ученика и жалоба классному руководителю.

Меры по разрешению конфликтов в классе педагоги отметили, индивидуальные беседы.

     Принято считать, что одним из условий сохранения психического здоровья ребёнка является создание ситуации успеха в образовательном учреждении. Но существуют факторы, которые могут этому помешать. Например, «навешивание ярлыков».
    Поэтому  я предлагаю вам попробовать некоторые приемы, которые способствуют построению эффективного общения учителя с учениками.

Их всего 3 (прием Адвокат, прием Рефрейминг, прием Я – высказывание).

  1. Прием «Адвокат» - это прием эффективного речевого общения, который предполагает не категоричное обвинение, а защиту педагогом ребенка и поиск выхода из сложившейся ситуации. Допустим такое обвинение:

Обвинитель

Адвокат

Ваня - хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и поворачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает.
(Ваня – хулиган, это ярлык от которого можно избавиться, став адвокатом-защитником ученика. Начать можно с опровержения обвинения…)

Ваня вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают “шустриками” и “мямликами”. Так вот, Ваня “шустрик”. Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок в силу темперамента. Да, на уроках он постоянно крутится, снимая тем самым накопившееся утомление. Молодому растущему организму нужны физические упражнения, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Так эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом. (Так выглядит прием «Адвокат»).

Задание. А теперь задание для аудитории.

 Уважаемые коллеги, попробуйте выступить в роли защитника ребенка в следующих ситуациях:

Обвинитель

Адвокат

Максим — скромный тихоня, один из самых необщительных детей, которых я встречала! (Как Вы будете его защищать? (Начните  со слов возражения…так проще…)

Максим вовсе не тихоня! Просто он интроверт, очень вдумчивый и склонен к анализу. А необщительный не потому что не умеет, а просто не испытывает в этом потребности.

Аня – такая безответственная, ветреная! Ей ничего нельзя поручить! Никогда не заканчивает начатые дела!

Аня вовсе не безответственная и не ветреная. Она очень активная, увлекающаяся девочка. Берется сразу за несколько дел одновременно. Находится в постоянном движении, поэтому может о чем-то забыть, это вполне естественно. Ей достаточно просто напомнить.

 Яна– выскочка! Слова никому не даст сказать. Всегда ей надо быть в центре внимания!

Яна – лидер по натуре. Способна повести за собой, заразить идеей. Демонстративность в поведении делает ее яркой и заметной фигурой в школе. Настоящая звезда! А в театральном ремесле ей нет равных.

Приём «Адвокат» позволяет отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия одного отрицательного события. Надо помнить, что мы видим лишь одну сторону ребенка, какую-то часть его личности. Это как айсберг, многое скрыто от наших глаз, а судим мы обо всей личности в целом, обобщаем и делаем глобальные выводы.

Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:

  • на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
  • на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
  • на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.

На каком этаже вы бы хотели приобретать товар, без учета размера нашей заработной платы? (ответы учителей)

Конечно, на 3-м. Также и мы, педагоги, когда к нам приходят дети, всегда хотим, чтобы они соответствовали «третьему этажу» — были умными, добрыми, активными, ответственными, воспитанными, посещали учреждения дополнительного образования и ещё много чего.

Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.

И ваши дети не исключение, в них есть то, что вам нравится, и то, что возможно вы бы хотели изменить.

Но, важно понимать, что любое качество в организме, в том числе и негативное, существует не просто так. Оно несет полезную функцию, поэтому и существует.

До тех пор, пока мы этого не замечаем, мы не можем этим пользоваться, и даже изводим в себе и в других людях эти отрицательные черты. Как правило, безуспешно. Я предлагаю вам не бороться с этими качествами, а узнать, в чем их смысл и задача. Этот прием называется:

     2. Прием «Рефрейминг» - позитивное переформулирование, изменение точки зрения на ситуацию, ее оценку, в нашем случае на качество. Так называемое отрицательное качество «лень» можно таким образом переформулировать в «самовосстановление и сохранение здоровья». Именно в этом заключается ее основная полезная для нашего организма функция.

     Задание. Уважаемые коллеги попробуйте предложить свои рефрейминги на такое качество, как…

Отрицательное качество

Полезная функция

Агрессивность

Умение отстаивать свое мнение, защищать личные границы.

Медлительность

Способность все делать тщательно и качественно.

Упрямство

Настойчивость в достижение цели.

Наглость

Уверенность в себе и своих силах.

На самом деле, наши слабости представляют собой наши нереализованные потенциальные возможности. Как говорил Домовенок Кузя: «Я не жадный, я домовитый». «Отрицательное» или «положительное» - это всего лишь наша эмоциональная окраска этого качества. Поэтому принимайте детей такими, какие они есть, ищите в них не недостатки, а возможности для развития.

     Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают в отношении учеников.

     Я советую в таких случаях применять: 

     3. Прием «Я-высказывание» - многим педагогам он, наверняка, знаком, но не часто используется в речи. Это словесное утверждение дает ученику в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление.

     Как мы видим, «Я-высказывание» состоит из четырех частей:

1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты разговариваешь во время объяснения… (или …хамишь…, или …берешь вещи без разрешения с моего стола…»)

2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…(или … я злюсь..,. или…мне неприятно…, …я волнуюсь…») и т.д.

3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…» (…я знаю, что ты можешь быть другим) и т.д.

4. Предложение конструктивного выхода из ситуации на будущее: «…давай договоримся что, ты внимательно меня послушаешь» (или…возможно тебе стоит поступить так то…, или… в следующий раз…).

     Задание. Уважаемые коллеги, попробуйте применить прием «Я-высказывание» с помощью формулы:

     Формула:

     Ситуация + Я-чувство + Объяснение + Альтернатива

     Давайте попробуем…

«Ты высказывание»

«Я-высказывание»

«Вечно ты опаздываешь!»

(Это «Ты-высказывание», звучит достаточно агрессивно и ученику явно неприятно слышать такое)

Когда ты опаздываешь на урок, я злюсь, потому что отвлекаюсь и весь класс отвлекается, теряется время. В следующий раз, приходи, пожалуйста, вовремя!

«Ты опять не сделал домашнюю работу!»

Когда ты не делаешь домашнюю работу, я переживаю за тебя, потому что ты можешь не сдать экзамен, т.к. навыки полученные в школе не отрабатываются. Давай договоримся, что ты будешь выполнять домашнюю работу регулярно, хотя бы то, что ты точно можешь сделать самостоятельно.

Важно понимать, что цель приёма – не вежливость, а прямота и ясность, которые помогают передать ваше эмоциональное состояние без осуждения ученика. Вы критикуете ученика, указываете, что вас не устраивает в его поведении, но говорите это в такой форме, которая имеет больше шансов быть услышанной.

Необходимо помнить, что это навык, который нужно развивать, тренировать и совершенствовать. В конечном итоге конструктивное поведение войдет в привычку!

     Я предложила вам приемы, которые вы также можете использовать не только с учениками, но и в отношениях с родными и близкими людьми. Конструктивное общение способствует гармонизации отношений с окружающими и является отличной профилактикой синдрома эмоционального выгорания, и, как следствие, сохраняет ваше собственное здоровье.

   

     Рефлексия. Уважаемые коллеги, считаете ли вы, что представленная мной информация является полезной для вас и может быть использована в работе? Я предлагаю вам памятки-буклеты, к которым вы можете обращаться, если вдруг что-то забудется.

     В заключение мне хотелось бы отметить следующее (включить музыку):

     Учитель находится всю свою жизнь в постоянном стрессе, напряжении, которое, естественно ищет выходы в различных проявлениях, в том числе и крике. Известный советский писатель, журналист и педагог Симон Соловейчик, сочувствуя педагогу, называл его «навечно вызванным к доске». А мы с вами прекрасно знаем, что такое – отвечать у доски!

     И еще, очень точные его слова мне врезались в память: «Пианист в день концерта, бывает, не ест, почти не разговаривает – сосредотачивается. Потом он переодевается во фрак…      Хирург перед операцией долго моет руки – собирается с силами и духом.         У педагога нет и этих спасительных коротких процедур – он должен быть готов к уроку со звонком. Ему нельзя даже подгримироваться, ибо все его зрители – в первом ряду. Он входит в свет сорока маленьких двойных прожекторов мгновенно – и лучи детских глаз бьют его насквозь».

     Я желаю вам всем, уважаемые коллеги, не сгорать под этими прожекторами, а всегда гореть вдохновением и любовью к детям! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»

Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Карта мониторинга в системе «учитель - ученик»

Разработка системы мониторинга для учеников основной школы....

мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»

система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...

Мастер-класс "Эффективные приемы общения"

Разработка "Эффективные приемы общения" для использования в работе педагогами-психологами по развитию коммуникативной сферы подростков....

Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"

Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.План семинара:1.     Нормативно-правовые основы ра...

Особенности формирования взаимоотношений с учащимися с ОВЗ в системе «Учитель – ученик"

Основные ошибки профессиональной деятельности и 10 советов начинающему педагогу (и не только)....