Мастер-класс: «Приемы конструктивного взаимодействия в системе «Учитель-Ученик»
план-конспект по психологии
Данный материал будет полезен для педагогов, психологов, социальных педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_soobshchenie.doc | 220 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс:
«Приемы конструктивного взаимодействия
в системе «Учитель-Ученик»
Добрый день уважаемы коллеги! Я надеюсь на наше сотрудничество и продуктивную деятельность в ходе сегодняшнего мастер-класса.
Вся работа педагога в школе, включая передовые технологии, методики и приемы, направлена не только на обучение учащихся, но и на их воспитание, которое предполагает включенность в учебно-воспитательный процесс; умелое и тактичное касание личностной сферы как учащихся, так и их родителей, создание гармоничного взаимодействия между всеми участниками.
Мы, учителя, предъявляем к ученикам определенные требования и ожидаем, что их поведение будет соответствовать этим требованиям. Но есть и другая сторона — чего от нас, учителей, ожидает ребенок? Ответ на этот вопрос становится просто интригующим, когда отношение ученика к учителю выражается в форме конфликтного поведения, неприятной выходки или серьезного проступка.
Как педагог ведет себя в подобных ситуациях, я попыталась выяснить через анонимный опрос педагогов нашей школы, который показал:
Как видно из диаграммы наиболее значимые причины конфликта между педагогом и учеником это: нарушение дисциплины обучающимся и неуважительное отношение ученика к педагогу.
Формы выражения недовольства поведением ученика на уроке, который предпринимает педагог это: повышение тона на ученика и жалоба классному руководителю.
Меры по разрешению конфликтов в классе педагоги отметили, индивидуальные беседы.
Принято считать, что одним из условий сохранения психического здоровья ребёнка является создание ситуации успеха в образовательном учреждении. Но существуют факторы, которые могут этому помешать. Например, «навешивание ярлыков».
Поэтому я предлагаю вам попробовать некоторые приемы, которые способствуют построению эффективного общения учителя с учениками.
Их всего 3 (прием Адвокат, прием Рефрейминг, прием Я – высказывание).
- Прием «Адвокат» - это прием эффективного речевого общения, который предполагает не категоричное обвинение, а защиту педагогом ребенка и поиск выхода из сложившейся ситуации. Допустим такое обвинение:
Обвинитель | Адвокат |
Ваня - хулиган. Он не может долго сидеть на одном месте. На уроках он постоянно крутится и поворачивается. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает. | Ваня вовсе не хулиган. Психологи говорят, что дети бывают “шустриками” и “мямликами”. Так вот, Ваня “шустрик”. Он не может долго сидеть на одном месте, он очень подвижный ребенок в силу темперамента. Да, на уроках он постоянно крутится, снимая тем самым накопившееся утомление. Молодому растущему организму нужны физические упражнения, это естественно. На переменах он бегает, что-то роняет, кого-то задевает. Так эта неловкость движений свойственна подросткам. Руки и ноги вытянулись, а он еще не научился управлять своим телом. (Так выглядит прием «Адвокат»). |
Задание. А теперь задание для аудитории.
Уважаемые коллеги, попробуйте выступить в роли защитника ребенка в следующих ситуациях:
Обвинитель | Адвокат |
Максим — скромный тихоня, один из самых необщительных детей, которых я встречала! (Как Вы будете его защищать? (Начните со слов возражения…так проще…) | Максим вовсе не тихоня! Просто он интроверт, очень вдумчивый и склонен к анализу. А необщительный не потому что не умеет, а просто не испытывает в этом потребности. |
Аня – такая безответственная, ветреная! Ей ничего нельзя поручить! Никогда не заканчивает начатые дела! | Аня вовсе не безответственная и не ветреная. Она очень активная, увлекающаяся девочка. Берется сразу за несколько дел одновременно. Находится в постоянном движении, поэтому может о чем-то забыть, это вполне естественно. Ей достаточно просто напомнить. |
Яна– выскочка! Слова никому не даст сказать. Всегда ей надо быть в центре внимания! | Яна – лидер по натуре. Способна повести за собой, заразить идеей. Демонстративность в поведении делает ее яркой и заметной фигурой в школе. Настоящая звезда! А в театральном ремесле ей нет равных. |
Приём «Адвокат» позволяет отказаться от обобщений и тотальных выводов. Самое сложное проанализировать, обдумать и дать объективную оценку ситуации, а не преувеличивать последствия одного отрицательного события. Надо помнить, что мы видим лишь одну сторону ребенка, какую-то часть его личности. Это как айсберг, многое скрыто от наших глаз, а судим мы обо всей личности в целом, обобщаем и делаем глобальные выводы.
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
- на 1-м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
- на 2-м этаже — обычные товары средней цены и качества;
- на 3-м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар, без учета размера нашей заработной платы? (ответы учителей)
Конечно, на 3-м. Также и мы, педагоги, когда к нам приходят дети, всегда хотим, чтобы они соответствовали «третьему этажу» — были умными, добрыми, активными, ответственными, воспитанными, посещали учреждения дополнительного образования и ещё много чего.
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа.
И ваши дети не исключение, в них есть то, что вам нравится, и то, что возможно вы бы хотели изменить.
Но, важно понимать, что любое качество в организме, в том числе и негативное, существует не просто так. Оно несет полезную функцию, поэтому и существует.
До тех пор, пока мы этого не замечаем, мы не можем этим пользоваться, и даже изводим в себе и в других людях эти отрицательные черты. Как правило, безуспешно. Я предлагаю вам не бороться с этими качествами, а узнать, в чем их смысл и задача. Этот прием называется:
2. Прием «Рефрейминг» - позитивное переформулирование, изменение точки зрения на ситуацию, ее оценку, в нашем случае на качество. Так называемое отрицательное качество «лень» можно таким образом переформулировать в «самовосстановление и сохранение здоровья». Именно в этом заключается ее основная полезная для нашего организма функция.
Задание. Уважаемые коллеги попробуйте предложить свои рефрейминги на такое качество, как…
Отрицательное качество | Полезная функция |
Агрессивность | Умение отстаивать свое мнение, защищать личные границы. |
Медлительность | Способность все делать тщательно и качественно. |
Упрямство | Настойчивость в достижение цели. |
Наглость | Уверенность в себе и своих силах. |
На самом деле, наши слабости представляют собой наши нереализованные потенциальные возможности. Как говорил Домовенок Кузя: «Я не жадный, я домовитый». «Отрицательное» или «положительное» - это всего лишь наша эмоциональная окраска этого качества. Поэтому принимайте детей такими, какие они есть, ищите в них не недостатки, а возможности для развития.
Бывают ситуации, когда нервы не выдерживают в отношении учеников.
Я советую в таких случаях применять:
3. Прием «Я-высказывание» - многим педагогам он, наверняка, знаком, но не часто используется в речи. Это словесное утверждение дает ученику в специфической форме информацию о нарушении поведения и о том, какое оно производит на вас впечатление.
Как мы видим, «Я-высказывание» состоит из четырех частей:
1. Содержит объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас: «Когда ты разговариваешь во время объяснения… (или …хамишь…, или …берешь вещи без разрешения с моего стола…»)
2. Называет чувства учителя в этот момент: «…я чувствую сильное раздражение…(или … я злюсь..,. или…мне неприятно…, …я волнуюсь…») и т.д.
3. Описывает эффект от плохого поведения: «…потому что я теряю мысль…» (…я знаю, что ты можешь быть другим) и т.д.
4. Предложение конструктивного выхода из ситуации на будущее: «…давай договоримся что, ты внимательно меня послушаешь» (или…возможно тебе стоит поступить так то…, или… в следующий раз…).
Задание. Уважаемые коллеги, попробуйте применить прием «Я-высказывание» с помощью формулы:
Формула:
Ситуация + Я-чувство + Объяснение + Альтернатива
Давайте попробуем…
«Ты высказывание» | «Я-высказывание» |
«Вечно ты опаздываешь!» (Это «Ты-высказывание», звучит достаточно агрессивно и ученику явно неприятно слышать такое) | Когда ты опаздываешь на урок, я злюсь, потому что отвлекаюсь и весь класс отвлекается, теряется время. В следующий раз, приходи, пожалуйста, вовремя! |
«Ты опять не сделал домашнюю работу!» | Когда ты не делаешь домашнюю работу, я переживаю за тебя, потому что ты можешь не сдать экзамен, т.к. навыки полученные в школе не отрабатываются. Давай договоримся, что ты будешь выполнять домашнюю работу регулярно, хотя бы то, что ты точно можешь сделать самостоятельно. |
Важно понимать, что цель приёма – не вежливость, а прямота и ясность, которые помогают передать ваше эмоциональное состояние без осуждения ученика. Вы критикуете ученика, указываете, что вас не устраивает в его поведении, но говорите это в такой форме, которая имеет больше шансов быть услышанной.
Необходимо помнить, что это навык, который нужно развивать, тренировать и совершенствовать. В конечном итоге конструктивное поведение войдет в привычку!
Я предложила вам приемы, которые вы также можете использовать не только с учениками, но и в отношениях с родными и близкими людьми. Конструктивное общение способствует гармонизации отношений с окружающими и является отличной профилактикой синдрома эмоционального выгорания, и, как следствие, сохраняет ваше собственное здоровье.
Рефлексия. Уважаемые коллеги, считаете ли вы, что представленная мной информация является полезной для вас и может быть использована в работе? Я предлагаю вам памятки-буклеты, к которым вы можете обращаться, если вдруг что-то забудется.
В заключение мне хотелось бы отметить следующее (включить музыку):
Учитель находится всю свою жизнь в постоянном стрессе, напряжении, которое, естественно ищет выходы в различных проявлениях, в том числе и крике. Известный советский писатель, журналист и педагог Симон Соловейчик, сочувствуя педагогу, называл его «навечно вызванным к доске». А мы с вами прекрасно знаем, что такое – отвечать у доски!
И еще, очень точные его слова мне врезались в память: «Пианист в день концерта, бывает, не ест, почти не разговаривает – сосредотачивается. Потом он переодевается во фрак… Хирург перед операцией долго моет руки – собирается с силами и духом. У педагога нет и этих спасительных коротких процедур – он должен быть готов к уроку со звонком. Ему нельзя даже подгримироваться, ибо все его зрители – в первом ряду. Он входит в свет сорока маленьких двойных прожекторов мгновенно – и лучи детских глаз бьют его насквозь».
Я желаю вам всем, уважаемые коллеги, не сгорать под этими прожекторами, а всегда гореть вдохновением и любовью к детям! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»
Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...
Карта мониторинга в системе «учитель - ученик»
Разработка системы мониторинга для учеников основной школы....
мастер-класс «Методические приемы в преподавании истории по УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово»
система работы учителя по апробации УМК «История России. 6 класс» авторов С.В. Перевезенцева Т.В. Перевезенцевой издательства «Русское слово» ...
Мастер-класс "Эффективные приемы общения"
Разработка "Эффективные приемы общения" для использования в работе педагогами-психологами по развитию коммуникативной сферы подростков....
Семинар для учителей. Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ. Мастер-класс "Использование приемов технологии критического мышления"
Методическая разработка проведения семинара для учителей ОРКСЭ по теме "Организационные условия преподавания учебного курса ОРКСЭ.План семинара:1. Нормативно-правовые основы ра...
Самооценка и самореализация в системе "учитель-ученику, ученик-ученику"
Из опыта работы учителя...
Особенности формирования взаимоотношений с учащимися с ОВЗ в системе «Учитель – ученик"
Основные ошибки профессиональной деятельности и 10 советов начинающему педагогу (и не только)....