ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧИТЕЛЕЙ, АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ, ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
план-конспект по психологии
Цели и задачи тренинга.
- Сплочение коллектива.
- Поиск личных ресурсов.
- Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.
- Установка на качественный отдых и снятие вины за него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧИТЕЛЕЙ, АКТИВИЗАЦИЯ ЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ, ПРОФИЛАКТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
Педагог-психолог :Самсонова Т.Р. (г.Саратов)
Цели и задачи тренинга.
- Сплочение коллектива.
- Поиск личных ресурсов.
- Постановка профессиональных и личных целей на будущий год.
- Установка на качественный отдых и снятие вины за него.
Общее время: 1час15 минут.
Необходимые материалы.
- Ватман чистый – 2 шт.
- Карандаши и фломастеры.
- Музыка.
.
Разминка
1. Упражнение “Кто родился в мае…” (15 минут)
Группа рассаживается по кругу. Учителям объясняется, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга. Называется личностное качество или описывается ситуация и участники, по отношению к которым справедливо высказывание, выполняют определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: “Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами”. Темп игры должен возрастать. Варианты высказываний:
– у кого голубые глаза – трижды подмигните;
– тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;
– кто родился осенью, пусть возьмет за руку одного члена группы и станцует с ним;
– кто любит кошек, трижды промяукайте;
– у кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это его не касается;
– кто пьет кофе с сахаром и молоком, загляните себе под стул;
– у кого есть веснушки, пробегите по кругу;
– замужние опишите в воздухе большую восьмерку рукой;
– пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;
– тот, кого принуждали прийти в эту группу, должен затопать по полу ногами и крикнуть: “Я не позволю себя заставлять!”;
– у кого есть собственные дети, подпрыгните (один прыжок за каждого ребенка);
– кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;
– кто изредка мечтал стать невидимым, закройте лицо ладошками;
– тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажется как это делается;
– кто находит, что игра длится достаточно долго, должен трижды хлопнуть ладонями по сиденью, скрестить руки на груди и громко крикнуть: “Хватит!”.
2. ТЕСТ «КАКОЙ ВЫ РАБОТНИК»
На рисунке изображен силуэт лошади. Ваша задача — завершить эту картинку, вырисовав все детали внешности животного, а также создав вокруг необходимый фон. Поместите лошадь в комфортные, приятные ей условия.
В этом тесте ЛОШАДЬ — это вы сами. Символ достаточно прозрачен: людей, много работающих, называют рабочими лошадками. В зависимости от того, КАК вы ИЗОБРАЗИЛИ ЛОШАДЬ, НАСКОЛЬКО ЧЕТКО вы ПРОРИСОВАЛИ все ДЕТАЛИ ЕЕ ВНЕШНОСТИ, можно сказать, какой вы работник.
· Если вы выделили только ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ДЕТАЛИ ЛОШАДИНОЙ ВНЕШНОСТИ (КОПЫТА, ГРИВА И ХВОСТ), то это значит, что вы умеете трудиться, но не возводите работу в культ. Вы не трудоголик.
· Если вы много внимания уделили МОРДЕ ЛОШАДИ (вырисовали ГЛАЗА, НОЗДРИ, РОТ, ЧЕЛОЧКУ и т. д.), то у вас к работе несколько романтическое отношение, вы полны иллюзий и радужных надежд. Возможно, вы еще очень молоды и еще нигде не работали, тогда со временем ваша эйфория пройдет сама собой. Если же вы зрелый человек, то эта восторженность просто свойство вашего характера.
· Если вы старательно прописали КАЖДУЮ ШЕРСТИНКУ, то есть уделили много внимания МЕЛОЧАМ, то это говорит, о вашей педантичности, вы умеете и любите кропотливый труд, старательны и придирчивы к себе и другим. На вас можно положиться, вы никогда не бросите недоделанную работу. Однако трудиться рядом с вами очень тяжело, вы всех изводите своим занудством и мелочностью.
· Если вы ПОМЕСТИЛИ СВОЮ ЛОШАДЬ НА ЛУГ ИЛИ В ПОЛЕ, то это означает ваше стремление работать в комфортных условиях, вы ненавидите рамки и ограничения и цените независимость.
· Если вы НАДЕЛИ НА ЛОШАДЬ УЗДЕЧКУ ИЛИ ХОМУТ, то это значит, что вам не привыкать работать под давлением, вы принимаете любое руководство как данность и готовы подчиняться просто потому, что так заведено. ЧЕМ БОЛЬШЕ УПРЯЖИ НА ВАШЕЙ ЛОШАДИ, тем в более тяжелых и некомфортных условиях вы привыкли работать. Возможно, вы даже не представляете себе, что может быть как-то по-другому.
· Если вы ПОСТАВИЛИ ПЕРЕД ЛОШАДЬЮ С КОРМОМ И КОРЫТО С ВОДОЙ, то это говорит о том, что вы готовы работать, но только в том случае, если вам обеспечат необходимый, хотя бы минимальный комфорт.
· Если вы НАРИСОВАЛИ НА ЛОШАДИ ВСАДНИКА, то это значит, что вы привыкли выполнять указания и не способны работать самостоятельно. Вам нравится, когда вами руководят и не только дают вам задание, но и задают определенный темп работы.
3. Упражнение “Дракон-принцесса-рыцарь” (10-15 минут)
(Упражнение взято с сайта Prazdnikisvami.ru. (Режим доступа: http://prazdnikisvami.ru/archives/310))
Группа делится на 2 команды. Затем учителям объясняются правила игры. Принцип игры напоминает детскую считалку “камень-ножницы-бумага”. Только вместо этого команда должна невербально (без слов) изобразить дракона, принцессу или рыцаря. Так, Дракон выпускает вперед когтистые лапы, обнажая оскал острых клыков и испуская устрашающий рык. Рыцарь резко атакует своим мечом, издавая воинственный клич. Принцесса маленькая, нежная, веселая. Ножки ее пляшут, ручки держат подол, а сама она напевает: "ля-ля-ля".
Правила просты: дракон побеждает принцессу (съедает), принцесса – рыцаря (очаровывает), а рыцарь - дракона.
Командам дается около 15-20 секунд перед каждым раундом для того, чтобы участники договорились, какого персонажа будут изображать. После чего команды выстраиваются в шеренгу друг напротив друга и по сигналу ведущего показывают персонажа.
За каждый тур победившая команда получает 1 очко – в случае победы. Игра ведется до 3х очков.
4. Рисунок «Образ выгоревшего педагога» (10 мин).
Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей и посмотреть на себя со стороны.
Материал: музыка для разминки, ватманы, цветные карандаши, фломастеры.
Группе необходимо разбиться на мини-группы и разойтись как можно дальше друг от друга, чтобы другие ничего не слышали. Каждой мини-группе выдается ватман, на котором нужно изобразить придуманный образ выгоревшего педагога. Это может быть все что угодно, единственное НО: словами описывать нельзя! К придуманному образу также придумывают название и пишут на обратной стороне ватмана. Затем мини-группы по очереди показывают свои творения, сами авторы при этом молчат. Остальные группы рассказывают все, что видят на рисунках. Наконец, авторы говорят название своего рисунка и рассказывают свой настоящий замысел на рисунке. Когда все расскажут, рисунки передаются по кругу соседней группе. Теперь задача каждой группы – переделать рисунок так, чтобы вместо выгорания там было что-то позитивное.
5. Упражнение “Я дарю себе…” (10-15 минут)
Для восстановления личных ресурсов учителям необходимо дать для ответа на вопрос: что я могу сделать для себя с целью поднятия настроения и душевных сил?
Для этого каждому участнику раздается открытка –ПРИЛОЖЕНИЕ2
и дается следующая инструкция: “Скажите, кто летал когда-либо самолетом? Помните ли вы, какие правила пользования кислородной маской в случае поломки самолета? Правильно: сначала одеть маску себе, а затем – ребенку. Такая последовательность дана не случайно: если вы не спасете себя, возможно, уже будет некому спасать других. Так и в нашей работе: необходимо заботиться не только о своих подопечных, но и о себе. Сейчас у каждого из вас будет время подумать и ответить на следующие вопросы:
- Что в новом году вам бы хотелось?
- Что в вы обязательно…?
- Что вы пообещаете себе?
- Какие 3 главные цели у вас на грядущий год?
Возьмите те карандаши или фломастеры, которые вам нравятся, и письменно ответьте на эти вопросы. Эти открытки никому не нужно будет озвучивать, они останутся у вас. Время на работу - 10 минут.
6. Анкета обратной связи
Оцените, пожалуйста, по десятибалльной шкале:
1. Свой интерес к представленному материалу
совсем неинтересно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень интересно
2. Насколько полезным для себя Вы считаете участие в этом мероприятии?
никакой пользы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень полезно
3. Вероятность использования в своей работе методик, с которыми Вы познакомились на нашем мероприятии
не буду использовать 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 буду использовать
Комментарий
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы:
- Архангельский Г.А., Бехтерев С.В., Лукашенко М.А., Телегина Т.В.; под ред. Г.А.Архангельского, М.: Маркет ДС, 2008. 288 с.
- Юманова Н.О. Тренинг для молодых специалистов (Режим доступа: estival.1september.ru/articles/567396/)
- Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы. – СПб.: Речь, 2007. – 208 с.
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2007. – 256 с.
- Пузиков В.Г. Технология ведения тренинга. – СПб.: Издательство “Речь”, 2007. – 224 с.: илл.
- Справочник педагога-психолога. Школа. (2012. №10) – изд. – ЗАО “МЦФЕР”, www.menobr.ru
- Школьный психолог. Методический журнал для педагогов-психологов. (2012, №6 (501)), psy.1september.ru 6. http://www.proshkolu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/17/picture-96527.jpg)
Тренинг для педагогов."Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».
Приняв участие в данном занятии педагоги получат информацию о причинах и признаках эмоционального выгорания, смогут познакомиться с приемами улучшения своего эмоционального состояния, упражнениями на ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313656-1381492789.jpg)
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов»
Программа тренинга «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов». Психологический тренинг прекрасная профилактическая мера, особенно для педагогов общеобразовательных школ. Трени...
Мини-тренинг с педагогами "Мои обязанности и ресурсы"
Данный материал может быть использован в работе с педагогами по личностному и профессиональному самосовершенствованию, по улучшению качества профессиональной деятельности по технологиям с высоким поте...
Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"
Цель: Создание условий спсобствующих профилактике синдрома профессионального выгоранияПередача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/30/picture-24064-1648657998.jpg)
Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть" на работе?"
Любая профессия, связанная с общением, требует особых навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/23/picture-393978-1521827724.jpg)
Тренинги для педагогов и педагогов-психологов "От усталости к ресурсу. Как не "сгореть на работе?"
Работая в образовательном учреждении, педагог, психолог и другие работники образовательного учреждения вольно или невольно сталкиваются с проблемой эмоционального выгорания, которая негативно сказывае...
Сценарий практического семинара- тренинга для педагогов ««Смысловые барьеры во взаимоотношениях учитель – старшеклассник. Профилактика смысловых барьеров».»
Семинар посвящен развитию навыка конгруэнтной коммуникации при взаимодействии с учениками у педагогов старшей школы....