Программа психологического сопровождения по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА
рабочая программа по психологии
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ и ГИА, как форма экзамена, появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
При разработке программы "Психологическая подготовка к ОГЭ и ГИА" содержание опирается на занятия по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б., и Королевой Н.В. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ГИА, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Цель: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-х классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_soprovozhdeniya_oge_ege.docx | 20.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ и ГИА, как форма экзамена, появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.
При разработке программы "Психологическая подготовка к ОГЭ и ГИА" содержание опирается на занятия по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б., и Королевой Н.В. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ГИА, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.
Цель: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-х классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Методы и техники, используемые на занятиях:
Мини-лекции.
Дискуссии.
Релаксационные методы.
Метафорические притчи и истории.
Психофизиологические методики.
Упражнения с элементами арттерапии.
Диагностические методики
Задачи:
1. Повышение сопротивляемости стрессу.
2. Отработка навыков поведения на экзамене.
3. Развитие уверенности в себе.
4. Развитие коммуникативной компетентности.
5. Развитие навыков самоконтроля.
6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.
7. Обучение приёмам эффективного запоминания
Субъекты программы: выпускники 9-х и 11-х классов, их родители, учителя.
Программа включает 5 направлений:
1. Диагностическое направление.
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
3. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
4. Профилактическая работа.
5.Организационно-методическая работа.
Ожидаемые результаты:
Психологическая готовность участников ОГЭ и ГИА:
1. Снижение уровня тревожности.
2. Развитие концентрации внимания.
3. Развитие чёткости и структурированности мышления.
4. Повышение сопротивляемости стрессу.
5. Развитие эмоционально-волевой сферы.
6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ и ГИА).
№ | Виды деятельности | Содержание | Цель | Сроки | Ответственные |
1. | Диагностика | 1. Тест Филлипса. | Выявление уровня тревожности выпускников. | октябрь | Психолог
|
2.Тест- анкета «Стресс» О.Б.Дарвиш
| Выявление уровня стресса у выпускников. | декабрь | |||
2. | Методическая работа | Подготовка буклетов с рекомендациями выпускникам по подготовке к ОГЭ и ГИА | Дать рекомендации по подготовке к экзаменам |
февраль |
Психолог |
3. | Лекторий | «Как лучше подготовиться к экзаменам» 9-е классы | Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам | ноябрь | Психолог
|
«Как сохранить спокойствие во время экзаменов» 11-е классы | Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации. | февраль | |||
4. | Тренинг | «Особенности формирования жизнестойкости и совладения с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями» 11класс | Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему. | февраль | Психолог |
5. | Оформление стенда для выпускников | «Время вспомнить о ЕГЭ и ГИА». | Информация по подготовке к экзаменам. | январь-февраль | Психолог |
6. | Работа с родителями выпускников | «Подготовка к сдаче экзаменов» 8-е классы
| – познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена; – проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; – дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. | сентябрь-октябрь | Психолог |
«Первый шаг к экзаменам» 9-е классы | сентябрь-октябрь | ||||
«Психологические особенности подготовки к ГИА» 11-е классы | ноябрь | ||||
7. | Консультации | Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА. | Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог |
8. | Работа с учителями -предметниками | Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу) | выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА. | В течение года | Психолог |
9. | Работа с классными руководителями. | Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА | Рекомендации классному руководителю по подготовке к экзаменам. | В течение года | Психолог, классные руководители |
Используемая литература
1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.
2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.
3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.
4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.
Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"
5. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"
Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"...
Программа для психологической подготовки выпускников к ЕГЭ «ПУТЬ К УСПЕХУ».
Программапсихолого-педагогических мероприятийдля выпускников в период подготовкик единому государственному экзамену...
Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ на 2016-2017 учебный год
Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.Подготовка к ...
Программа-психологического-сопровождения-и-подготовки-выпускников-к-сдаче-ОГЭ-и-ЕГЭ
в помощь психологу...
Программа психолого-педагогической подготовки выпускников 9-х,11 классов к сдаче основного государственного экзамена
Актуальность психологической подготовки к ГИА трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ как форма экзамена появились сравнительно...
Программа "Психологического сопровождения и подготовки выпускников к ГИА "
Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентирован...
Психологическая подготовка выпускников в период подготовки к ГИА
Консультация для родителей выпускников...