Программа психологического сопровождения по подготовке выпускников к ЕГЭ и ГИА
рабочая программа по психологии

       Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ и ГИА,  как форма экзамена, появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

       При разработке программы "Психологическая подготовка к ОГЭ и ГИА" содержание опирается на занятия по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б., и Королевой Н.В. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ГИА, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Цель: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-х классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_soprovozhdeniya_oge_ege.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Актуальность психологической подготовки к ЕГЭ и ГИА трудно недооценить. Это связано с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией и с тем, что ОГЭ и ГИА,  как форма экзамена, появился сравнительно недавно и ввиду внедрения каждый год меняются требования к проведению экзамена, и с тем, что такая форма проведения экзамена для многих выпускников является непривычной и пугающей. Все это привело к необходимости создания тренинговой программы, позволяющей помочь учащимся более эффективно подготовиться к экзамену и справиться с волнением.

       При разработке программы "Психологическая подготовка к ОГЭ и ГИА" содержание опирается на занятия по подготовке учащихся одиннадцатого и девятого классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга Гуськовой Е.В. и Будневич Г.Н.и программу "Путь к успеху" Стебеневой Н.Б., и Королевой Н.В. Программа позволяет нивелировать негативные ожидания и переживания, вызванные ОГЭ и ГИА, кроме того с её помощью выпускники могут научиться различным приёмам эффективного запоминания и работы с текстами, что является основным компонентом подготовки к любому экзамену. Самостоятельным блоком данной программы выступает обучение приёмам релаксации и снятия нервно-мышечного напряжения. Таким образом, программа позволяет выпускникам научиться эффективно работать и эффективно отдыхать.

Цель: оказание психологической помощи учителям, выпускникам 9, 11-х классов и их родителям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Методы и техники, используемые на занятиях:

Мини-лекции.

Дискуссии.

Релаксационные методы.

Метафорические притчи и истории.

Психофизиологические методики.

Упражнения с элементами арттерапии.

Диагностические методики

Задачи:

1. Повышение сопротивляемости стрессу.

2. Отработка навыков поведения на экзамене.

3. Развитие уверенности в себе.

4. Развитие коммуникативной компетентности.

5. Развитие навыков самоконтроля.

6. Помощь в осознании собственной ответственности за поступки, в анализе своих установок.

7. Обучение приёмам  эффективного запоминания

Субъекты программы: выпускники 9-х и 11-х классов, их родители, учителя.

Программа включает 5 направлений:

1. Диагностическое направление.

2. Психокоррекционная  и  развивающая  работа  со  школьниками.

3. Консультирование  учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.

4. Профилактическая  работа.

5.Организационно-методическая  работа.

Ожидаемые результаты:

Психологическая готовность участников ОГЭ и ГИА:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие чёткости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия (и всех психических процессов, необходимых при сдаче ЕГЭ и ГИА).

Виды деятельности

Содержание

Цель

Сроки

Ответственные

1.

Диагностика

1. Тест Филлипса.

Выявление уровня тревожности выпускников.

октябрь

Психолог

 

2.Тест- анкета  «Стресс» О.Б.Дарвиш

 

Выявление уровня стресса у выпускников.

декабрь

2.

Методическая работа

Подготовка буклетов с рекомендациями  выпускникам по подготовке к ОГЭ  и ГИА

Дать рекомендации по подготовке к экзаменам

 

февраль

 

Психолог

3.

Лекторий

«Как лучше подготовиться к экзаменам» 9-е  классы

Сообщить об эффективных способах подготовки к экзаменам

ноябрь

Психолог

 

  «Как сохранить спокойствие во время экзаменов»  

11-е  классы

Дать рекомендации по саморегуляции в стрессовой ситуации. Помочь учащимся осмыслить собственную модель поведения в кризисной ситуации.

февраль

4.

Тренинг

«Особенности формирования жизнестойкости и совладения с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями»  11класс

Рекомендации по сохранению спокойствия во время экзамена и во время подготовки к нему.

февраль

Психолог

5.

Оформление стенда для выпускников

«Время вспомнить о ЕГЭ и ГИА».

Информация  по подготовке к экзаменам.

январь-февраль

Психолог

6.

Работа с родителями выпускников

 «Подготовка к сдаче экзаменов» 8-е классы

 

–        познакомить родителей с правилами и порядком проведения итоговой аттестации, в том числе единого государственного экзамена;

–        проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям;

–        дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации.

сентябрь-октябрь

Психолог  

 «Первый шаг к экзаменам» 9-е классы

сентябрь-октябрь

«Психологические особенности подготовки к ГИА» 11-е классы

ноябрь

7.

Консультации

Индивидуальное информирование и консультирование по вопросам, связанных с ЕГЭ и ГИА.

Оказание помощи по вопросам, связанных с подготовкой к ЕГЭ  и ГИА.

В течение года

Психолог

8.

Работа с

учителями -предметниками

Совместное изучение индивидуальных особенностей учащихся (по запросу)

выработка оптимальной стратегии подготовки к экзамену в форме ЕГЭ и ГИА.

В течение года

Психолог

9.

Работа с классными руководителями.

Психологическая помощь в период подготовки к ЕГЭ и ГИА

Рекомендации классному руководителю по подготовке к экзаменам.

В течение года

Психолог, классные руководители

Используемая литература

1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2005. – 271 с.

2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Ось-89. 2003. – 224 с.

3. Грачева Л.В. Эмоциональный тренинг: искусство властвовать собой. Самоиндукция эмоций, упражнения актерского тренинга, исследования. – Спб.: Речь, 2004. – 120 с.

4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – Спб.: Речь, 2004. – 256 с.

Стебенева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену "Путь к успеху"

5. Шевцова И.В. Тренинг личностного роста. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"

Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"...

Программа для психологической подготовки выпускников к ЕГЭ «ПУТЬ К УСПЕХУ».

Программапсихолого-педагогических мероприятийдля выпускников в период подготовкик единому государственному экзамену...

Программа психологического сопровождения и подготовки выпускников к сдаче ОГЭ и ЕГЭ на 2016-2017 учебный год

Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ и ОГЭ — это поле деятельности не только педагогов, но и психологов.Подготовка к ...

Программа психолого-педагогической подготовки выпускников 9-х,11 классов к сдаче основного государственного экзамена

Актуальность психологической подготовки к ГИА трудно недооценить. Это связано и с тем, что любой экзамен является стрессовой ситуацией, и с тем, что ЕГЭ и ОГЭ как форма экзамена появились сравнительно...

Программа "Психологического сопровождения и подготовки выпускников к ГИА "

Под психологической готовностью к итоговой аттестации подразумевается определенный эмоциональный «настрой», внутренняя психологическая настроенность на определенное поведение, ориентирован...