Программа "Преемственность как средство социально-психологической адаптации ребёнка к школе"
рабочая программа по психологии

Психологическое сопровождение преемственности в условиях современной школы приобретает все большее значение. Эффективная деятельность психологической службы позволяет решать такие проблемы образовательного пространства, как достижение нового качества образования, адаптация обучающихся при переходе на различные ступени и уровни образования.

Целью психологического сопровождения преемственности является оказание помощи ребенку и учителю при переходе из одного звена образования в другое и, как следствие, полноценное психическое и личностное развитие участников образовательного процесса.

Предлагается рассматривать преемственность между звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) и воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon preemstvennost.pdf54.18 КБ
Файл progamma_po_priemstvennosti.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Психологическое сопровождение преемственности в условиях современной школы приобретает все большее значение. Эффективная деятельность психологической службы позволяет решать такие проблемы образовательного пространства, как достижение нового качества образования, адаптация обучающихся при переходе на различные ступени и уровни образования.

Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания.  

Отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед.  

Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Вопрос преемственности на данном этапе развития образования стоит достаточно остро. Это связано, на мой взгляд, с огромным количеством образовательных программ, имеющих разные цели, методы и средства обучения и с развитием видового разнообразия дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Проблема рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания.

Целью психологического сопровождения преемственности является оказание помощи ребенку и учителю при переходе из одного звена образования в другое и, как следствие, полноценное психическое и личностное развитие участников образовательного процесса.

Предлагается рассматривать преемственность между звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) и воспитания.

Разрабатывая задачи, мы учитывали, что этапы преемственности связаны с критическими, сенситивными периодами развития ребенка.

Решение следующих задач поможет в обеспечении системы непрерывного образования:

  • сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
  • развитие ведущей деятельности каждого периода как важнейшего фактора психического и личностного развития ребенка и адаптации к последующей ступени образования;
  • опора на уровень достижений предыдущего возрастного периода.

В дальнейшем, для каждого звена будут определены конкретные задачи, учитывающие целесообразность и возрастные особенности.

Далее, предлагается рассмотреть основные этапы (звенья), на которых особенно ясно можно проследить моменты, на которых мы акцентируем внимание, осуществляя психологического сопровождения  преемственности:

 - детский сад – школа;

 - начальная школа – среднее звено;

 -  среднее звено-старшее звено.

Детский сад – школа.

Проблема социальной адаптации, преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением ребенком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.

Основные цели и задачи психологического сопровождения ребенка при переходe из детского дошкольного учреждения в школу:

Цель – помощь в успешной социализации личности ребенка в меняющихся условиях.

Задачи:

  • снижение уровня дезадаптации;
  • предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся;

создание психологических условий, максимально благоприятных для развития ребенка

Психологическое  сопровождение преемственности осуществляется не только через сопровождение первоклассника, но и через сопровождение учителя и родителей.

Психологическое сопровождение ребенка.

Исходя из поставленной цели и задач, проводятся следующие мероприятия:

  • взаимодействие с психологом дошкольного учреждения:
  • обсуждение вопросов, связанных с проблемой перехода ребенка в школу;
  •  обсуждение проблемных детей и способов взаимодействия с ними;
  •  обсуждение и планирование плана взаимодействия школьного психолога и психолога дошкольного учреждения;
  • с 2018 учебного года в школе «работает» индивидуальная карта школьника  
  • участие в открытых мероприятиях, проводимых воспитателями дошкольного учреждения с целью ознакомления с потенциальными учениками школы и «выявления» проблемных детей;
  • проведение занятий с будущими первоклассниками;
  • взаимодействие с первоклассниками (направления):
  • Исследовательско-диагностическое.

В рамках этого направления проводится исследование  личностных особенностей ученика, особенностей  взаимодействия между детьми, с целью выявления и устранения моментов, негативно влияющих на развитие личности.

  • Практическое.

Данное направление направлено на проведение тренингов, занятий, направленных на устранение моментов, влияющих на степень адаптации и дезадаптации ребенка, а также на решение задач относительно каждого ученика.

Психологическое сопровождение учителя первоклассников.

Важность и нужность психологического сопровождения учителей первоклассников заключается в следующем:

  • учитель  является тем связующим и преобразующим звеном, который непосредственно влияет на ребенка;
  • учитель является важным фактором, влияющим на успешность адаптации в новых условиях;
  • учитель является связующим звеном не только между ребенком и школой, но и между родителем и школой.

Учитывая общие цели и задачи, выстраиваются мероприятия работы с учителем по следующим направлениям:

Исследовательско-диагностическое.

В рамках этого направления предполагается исследование  личностных особенностей учителя, профессиональный уровень учителя, между учителем и детьми, между учителем и родителями с целью выявления и устранения моментов, негативно влияющих на развитие личности, как ученика, так и учителя.

Обучающее.

Включает в себя обучающие моменты, такие как лекции, методические рекомендации и т. п.

Консультативное.

 Предполагает как конфиденциальное, так и открытое обсуждение различных вопросов и проблем, а также психологическую поддержку учеников и учителей в различных ситуациях.

Практическое.

Предполагает проведение тренингов для учителей начальных классов, нацеленных на развитие у них таких профессионально важных качеств как, эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинги помогут выработать и такие качества как, позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной саморегуляции.

Психологическое сопровождение родителей первоклассников.

Данный аспект в рамках психологического сопровождения преемственности детский сад - школа важен по нескольким причинам:

  • этап перехода ребенка в школу является важным не только для ребенка, но и для родителей;
  • реакция родителей на новый статус ребенка является важным фактором, влияющим на степень успешности адаптации.

Мероприятия:

  • на данный момент в школе проводится исследование «Социально – психологический портрет семьи».  
  • в рамках психологического просвещения проводятся групповые и индивидуальные консультации, касающиеся различных вопросов, начиная со знакомства с психологическими особенностями детей – первоклассников и, заканчивая отношениями между родителями;
  • общие родительские собрания для родителей будущих первоклассников;
  • проведение круглых столов на тему «Чтобы не было школьных проблем»;

Начальная школа – среднее звено.

Обоснование психологического сопровождения учащихся на этапе перехода из начальной школы в среднее звено.

Для пятиклассников новый учебный год начинается не только радостно, но и тревожно. Новое все: и учебные классы, и новые учителя, и новые дети. Хочется быть активным, умным, успешным в группе своих одноклассников, а это не всегда получается. Хочется, чтобы каждый учитель увидел все самое лучшее, что есть в тебе, а вместо этого возникают проблемы.

Не секрет, что именно школа является источником большинства психологических проблем: 15 – 20% детей в этом возрасте испытывают школьную дезадаптацию. Значимым лицом в этом возрасте является  учитель. Большинство детей в этом возрасте начинают хуже учиться.

Причины дезадаптации:

  • осложняется сам учебный процесс;
  • снижается работоспособность;
  • высокий уровень тревожности – неадекватность в отношении с новыми одноклассниками и учителями – неуверенность – снижение самооценки;
  • переходный возраст.

Для устранения данных причин проводятся следующие мероприятия:

  • непосредственное сопровождение ребенка, начиная с начальной школы;
  • работа с учителями среднего звена и с учителями начальной школы;
  • посещение уроков и различных мероприятий;
  • работа с родителями;
  • проведение тренингов с учениками пятых классов, направленных на решение различных проблем, связанных с адаптацией.

Непосредственная работа с детьми заключается в следующем:

Диагностика в 5 классах направлена на выяснение различных сторон психического развития детей и обстоятельств их жизни, выявление детей «группы риска». Для этого проводится наблюдение за детьми, беседы с детьми и педагогами, родителями (выступление на собрании на тему «Адаптация пятиклассников», анкетирование).

Диагностика включает в себя следующие тесты:

- Опросник «Комфортный урок» О.Б. Дарвиш

- Методика «Учебная мотивация» Лукьянова М.И.

- Методика «Уровень самооценки»        Дембо-Рубинштейн

- Уровень тревожности и сформированности мотивационно-личностной сферы учащихся         Филипс

- Методика «Социометрия» Дж. Морено

- Метод наблюдениятест «Социометрия»;

- Тест Люшера;

- рисунок «Моя семья»;

- рисунок «Несуществующее животное».

На мой взгляд, грамотная работа педагогов начального звена и среднего звена, постоянное сопровождение ребенка должна привести к безболезненному прохождению данного этапа.

Среднее звено - старшее звено

Психологическое сопровождение в  старшем звене должно иметь своей целью помощь  ребенку в личностном самоопределении.

Задача психолога – не просто дать рекомендации, какие предметы профессиональной области подходят ученику, а какие – нет, но и активизировать процессы самопознания, помочь увидеть и осознать свои возможности и проблемы, сильные и слабые стороны, сформировать умение адекватно оценивать свои способности к обучению по избранному в будущем профилю, обеспечить высокий уровень мотивации на обучение по нему.

Основные требования в данной ситуации следует предъявлять психологической компетентности учителей.

Именно поэтому задачами на данном этапе являются:

  • профессиональное самоопределение через: продолжение выявление своих возможностей, желаний, целей, жизненных принципов, уровня притязаний и требований к выбираемой профессии;
  • формирование цели, адекватной потребностям и возможностям личности и социальным запросам общества;
  • выбор;
  • конкретные шаги по осуществлению решения;
  • поддержка при достижении желаемого;
  • целевые тренинговые экспресс – группы;
  • обучающие группы: психологическая подготовка к ЕГЭ, к экзамену;
  • индивидуальные консультации родителей и учащихся.

 

Причины дезадаптации:

  • осложняется сам учебный процесс;
  • снижается работоспособность;
  • высокий уровень тревожности

Для устранения данных причин проводятся следующие мероприятия:

  • непосредственное сопровождение ребенка, начиная с начальной школы;
  • работа с учителями среднего звена и с учителями старшего звена;
  • посещение уроков и различных мероприятий;
  • работа с родителями;
  • проведение тренингов с учениками 10-х классов, направленных на решение различных проблем, связанных с адаптацией.

Непосредственная работа с детьми заключается в следующем:

 

Диагностика включает в себя следующие тесты:

-         Уровень тревожности и сформированности мотивационно-личностной сферы учащихся        Филлипс;

    -        тест «Социометрия» Дж. Морено;

-         Цветовой тест Люшера;

    -        Опросник  «Комфортный урок» О.Б. Дарвиш;

  •  тест Айзенка;

На мой взгляд, грамотная работа педагогов среднего звена и старшего звена, постоянное сопровождение ребенка должна привести к безболезненному прохождению данного этапа.

 

Литература:

  1. Владиславлев А.П. Единая система непрерывного образования // Советская педагогика. – 1982. - №6. – С.24-26.
  2. Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С. 81-82.
  3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 // Школьный психолог. – 2004. - №1.
  4. Философский словарь.- М.,1975. с.327

  1. https://infourok.ru/programma-psihologicheskoe-soprovozhdenie-preemstvennosti-v-shkole-1038537.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...

Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе

методики для оценивания и изучения школьной мотивации...

Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе.

Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе....

Теоретические аспекты социально-психологической интеграции детей мигрантов в школе.

В презентации отражены базовые теоретические понятия для практической работы психологов и педагогов по проблемам интеграции детей мигрантов  в условиях образовательного процесса....

Создание условий для оптимальной социально- психологической адаптации ребёнка с ОВЗ. Выступление на методическом объединении.

В сообщении раскрывается проблема создания условий для оптимальной социально - психологической адаптации детй с ОВЗ. Указаны возможные этапы адаптации детей, обстоятельства, которые препятствуют адапт...

Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе

 Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения воз...