Программа "Преемственность как средство социально-психологической адаптации ребёнка к школе"
рабочая программа по психологии
Психологическое сопровождение преемственности в условиях современной школы приобретает все большее значение. Эффективная деятельность психологической службы позволяет решать такие проблемы образовательного пространства, как достижение нового качества образования, адаптация обучающихся при переходе на различные ступени и уровни образования.
Целью психологического сопровождения преемственности является оказание помощи ребенку и учителю при переходе из одного звена образования в другое и, как следствие, полноценное психическое и личностное развитие участников образовательного процесса.
Предлагается рассматривать преемственность между звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) и воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost.pdf | 54.18 КБ |
progamma_po_priemstvennosti.docx | 30.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Психологическое сопровождение преемственности в условиях современной школы приобретает все большее значение. Эффективная деятельность психологической службы позволяет решать такие проблемы образовательного пространства, как достижение нового качества образования, адаптация обучающихся при переходе на различные ступени и уровни образования.
Преемственность – объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания.
Отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед.
Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.
Вопрос преемственности на данном этапе развития образования стоит достаточно остро. Это связано, на мой взгляд, с огромным количеством образовательных программ, имеющих разные цели, методы и средства обучения и с развитием видового разнообразия дошкольных и школьных образовательных учреждений.
Проблема рассмотрения данной проблемы связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания.
Целью психологического сопровождения преемственности является оказание помощи ребенку и учителю при переходе из одного звена образования в другое и, как следствие, полноценное психическое и личностное развитие участников образовательного процесса.
Предлагается рассматривать преемственность между звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации) и воспитания.
Разрабатывая задачи, мы учитывали, что этапы преемственности связаны с критическими, сенситивными периодами развития ребенка.
Решение следующих задач поможет в обеспечении системы непрерывного образования:
- сохранение самоценности каждого возрастного периода развития ребенка;
- развитие ведущей деятельности каждого периода как важнейшего фактора психического и личностного развития ребенка и адаптации к последующей ступени образования;
- опора на уровень достижений предыдущего возрастного периода.
В дальнейшем, для каждого звена будут определены конкретные задачи, учитывающие целесообразность и возрастные особенности.
Далее, предлагается рассмотреть основные этапы (звенья), на которых особенно ясно можно проследить моменты, на которых мы акцентируем внимание, осуществляя психологического сопровождения преемственности:
- детский сад – школа;
- начальная школа – среднее звено;
- среднее звено-старшее звено.
Детский сад – школа.
Проблема социальной адаптации, преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением ребенком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения.
Основные цели и задачи психологического сопровождения ребенка при переходe из детского дошкольного учреждения в школу:
Цель – помощь в успешной социализации личности ребенка в меняющихся условиях.
Задачи:
- снижение уровня дезадаптации;
- предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся;
создание психологических условий, максимально благоприятных для развития ребенка
Психологическое сопровождение преемственности осуществляется не только через сопровождение первоклассника, но и через сопровождение учителя и родителей.
Психологическое сопровождение ребенка.
Исходя из поставленной цели и задач, проводятся следующие мероприятия:
- взаимодействие с психологом дошкольного учреждения:
- обсуждение вопросов, связанных с проблемой перехода ребенка в школу;
- обсуждение проблемных детей и способов взаимодействия с ними;
- обсуждение и планирование плана взаимодействия школьного психолога и психолога дошкольного учреждения;
- с 2018 учебного года в школе «работает» индивидуальная карта школьника
- участие в открытых мероприятиях, проводимых воспитателями дошкольного учреждения с целью ознакомления с потенциальными учениками школы и «выявления» проблемных детей;
- проведение занятий с будущими первоклассниками;
- взаимодействие с первоклассниками (направления):
- Исследовательско-диагностическое.
В рамках этого направления проводится исследование личностных особенностей ученика, особенностей взаимодействия между детьми, с целью выявления и устранения моментов, негативно влияющих на развитие личности.
- Практическое.
Данное направление направлено на проведение тренингов, занятий, направленных на устранение моментов, влияющих на степень адаптации и дезадаптации ребенка, а также на решение задач относительно каждого ученика.
Психологическое сопровождение учителя первоклассников.
Важность и нужность психологического сопровождения учителей первоклассников заключается в следующем:
- учитель является тем связующим и преобразующим звеном, который непосредственно влияет на ребенка;
- учитель является важным фактором, влияющим на успешность адаптации в новых условиях;
- учитель является связующим звеном не только между ребенком и школой, но и между родителем и школой.
Учитывая общие цели и задачи, выстраиваются мероприятия работы с учителем по следующим направлениям:
Исследовательско-диагностическое.
В рамках этого направления предполагается исследование личностных особенностей учителя, профессиональный уровень учителя, между учителем и детьми, между учителем и родителями с целью выявления и устранения моментов, негативно влияющих на развитие личности, как ученика, так и учителя.
Обучающее.
Включает в себя обучающие моменты, такие как лекции, методические рекомендации и т. п.
Консультативное.
Предполагает как конфиденциальное, так и открытое обсуждение различных вопросов и проблем, а также психологическую поддержку учеников и учителей в различных ситуациях.
Практическое.
Предполагает проведение тренингов для учителей начальных классов, нацеленных на развитие у них таких профессионально важных качеств как, эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинги помогут выработать и такие качества как, позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной саморегуляции.
Психологическое сопровождение родителей первоклассников.
Данный аспект в рамках психологического сопровождения преемственности детский сад - школа важен по нескольким причинам:
- этап перехода ребенка в школу является важным не только для ребенка, но и для родителей;
- реакция родителей на новый статус ребенка является важным фактором, влияющим на степень успешности адаптации.
Мероприятия:
- на данный момент в школе проводится исследование «Социально – психологический портрет семьи».
- в рамках психологического просвещения проводятся групповые и индивидуальные консультации, касающиеся различных вопросов, начиная со знакомства с психологическими особенностями детей – первоклассников и, заканчивая отношениями между родителями;
- общие родительские собрания для родителей будущих первоклассников;
- проведение круглых столов на тему «Чтобы не было школьных проблем»;
Начальная школа – среднее звено.
Обоснование психологического сопровождения учащихся на этапе перехода из начальной школы в среднее звено.
Для пятиклассников новый учебный год начинается не только радостно, но и тревожно. Новое все: и учебные классы, и новые учителя, и новые дети. Хочется быть активным, умным, успешным в группе своих одноклассников, а это не всегда получается. Хочется, чтобы каждый учитель увидел все самое лучшее, что есть в тебе, а вместо этого возникают проблемы.
Не секрет, что именно школа является источником большинства психологических проблем: 15 – 20% детей в этом возрасте испытывают школьную дезадаптацию. Значимым лицом в этом возрасте является учитель. Большинство детей в этом возрасте начинают хуже учиться.
Причины дезадаптации:
- осложняется сам учебный процесс;
- снижается работоспособность;
- высокий уровень тревожности – неадекватность в отношении с новыми одноклассниками и учителями – неуверенность – снижение самооценки;
- переходный возраст.
Для устранения данных причин проводятся следующие мероприятия:
- непосредственное сопровождение ребенка, начиная с начальной школы;
- работа с учителями среднего звена и с учителями начальной школы;
- посещение уроков и различных мероприятий;
- работа с родителями;
- проведение тренингов с учениками пятых классов, направленных на решение различных проблем, связанных с адаптацией.
Непосредственная работа с детьми заключается в следующем:
Диагностика в 5 классах направлена на выяснение различных сторон психического развития детей и обстоятельств их жизни, выявление детей «группы риска». Для этого проводится наблюдение за детьми, беседы с детьми и педагогами, родителями (выступление на собрании на тему «Адаптация пятиклассников», анкетирование).
Диагностика включает в себя следующие тесты:
- Опросник «Комфортный урок» О.Б. Дарвиш
- Методика «Учебная мотивация» Лукьянова М.И.
- Методика «Уровень самооценки» Дембо-Рубинштейн
- Уровень тревожности и сформированности мотивационно-личностной сферы учащихся Филипс
- Методика «Социометрия» Дж. Морено
- Метод наблюдениятест «Социометрия»;
- Тест Люшера;
- рисунок «Моя семья»;
- рисунок «Несуществующее животное».
На мой взгляд, грамотная работа педагогов начального звена и среднего звена, постоянное сопровождение ребенка должна привести к безболезненному прохождению данного этапа.
Среднее звено - старшее звено
Психологическое сопровождение в старшем звене должно иметь своей целью помощь ребенку в личностном самоопределении.
Задача психолога – не просто дать рекомендации, какие предметы профессиональной области подходят ученику, а какие – нет, но и активизировать процессы самопознания, помочь увидеть и осознать свои возможности и проблемы, сильные и слабые стороны, сформировать умение адекватно оценивать свои способности к обучению по избранному в будущем профилю, обеспечить высокий уровень мотивации на обучение по нему.
Основные требования в данной ситуации следует предъявлять психологической компетентности учителей.
Именно поэтому задачами на данном этапе являются:
- профессиональное самоопределение через: продолжение выявление своих возможностей, желаний, целей, жизненных принципов, уровня притязаний и требований к выбираемой профессии;
- формирование цели, адекватной потребностям и возможностям личности и социальным запросам общества;
- выбор;
- конкретные шаги по осуществлению решения;
- поддержка при достижении желаемого;
- целевые тренинговые экспресс – группы;
- обучающие группы: психологическая подготовка к ЕГЭ, к экзамену;
- индивидуальные консультации родителей и учащихся.
Причины дезадаптации:
- осложняется сам учебный процесс;
- снижается работоспособность;
- высокий уровень тревожности
Для устранения данных причин проводятся следующие мероприятия:
- непосредственное сопровождение ребенка, начиная с начальной школы;
- работа с учителями среднего звена и с учителями старшего звена;
- посещение уроков и различных мероприятий;
- работа с родителями;
- проведение тренингов с учениками 10-х классов, направленных на решение различных проблем, связанных с адаптацией.
Непосредственная работа с детьми заключается в следующем:
Диагностика включает в себя следующие тесты:
- Уровень тревожности и сформированности мотивационно-личностной сферы учащихся Филлипс;
- тест «Социометрия» Дж. Морено;
- Цветовой тест Люшера;
- Опросник «Комфортный урок» О.Б. Дарвиш;
- тест Айзенка;
На мой взгляд, грамотная работа педагогов среднего звена и старшего звена, постоянное сопровождение ребенка должна привести к безболезненному прохождению данного этапа.
Литература:
- Владиславлев А.П. Единая система непрерывного образования // Советская педагогика. – 1982. - №6. – С.24-26.
- Зинченко Г.П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Советская педагогика. – 1991. - №1. – С. 81-82.
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16 // Школьный психолог. – 2004. - №1.
- Философский словарь.- М.,1975. с.327
- https://infourok.ru/programma-psihologicheskoe-soprovozhdenie-preemstvennosti-v-shkole-1038537.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»
Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...
Анкета на изучение мотивации учения и адаптации ребёнка в школе
методики для оценивания и изучения школьной мотивации...
Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе.
Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе....
Теоретические аспекты социально-психологической интеграции детей мигрантов в школе.
В презентации отражены базовые теоретические понятия для практической работы психологов и педагогов по проблемам интеграции детей мигрантов в условиях образовательного процесса....
Создание условий для оптимальной социально- психологической адаптации ребёнка с ОВЗ. Выступление на методическом объединении.
В сообщении раскрывается проблема создания условий для оптимальной социально - психологической адаптации детй с ОВЗ. Указаны возможные этапы адаптации детей, обстоятельства, которые препятствуют адапт...
Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе
Особенностями адаптации первоклассников нередко к школе являются повышенная капризность, раздражительность, склонность к быстрой утомляемости. Неудивительно — с началом обучения воз...