Природа конфликтов и пути их разрешения
презентация к уроку по психологии
Конфликты - это неоотъемлемая часть нашей жизни. Когда возникает конфликт? Только в процессе общения людей, поэтому конфликт - это своеобразный способ общения двух или более людей, их взаимодействие между собой. Конфликт просто невозможен без человека!
Конфликт возникает при столновении сторон, когда расходятся их взгляды, интересы, позиции, мнения и т.д. И порой конфликт является двигателем какого-либо процесса, когда при уравновешивании сторон конфликта выстраиваются наилучшие решения и выводы, которые были центром спора.
Но для этого необходимо правильно понимать природу конфликта, его причины, участников, этапы и способы выхода из конфликтной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Природа конфликтов и пути их разрешения | 502.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕЗЕНТАЦИИ Понятие термина - конфликт. Изучить структуру конфликта. Разновидности конфликта. Особенности типов конфликтных личностей. Рассмотреть пути выхода из конфликтов .
Конфликты неотъемлемая часть человеческой жизни, так как возникают они только в процессе общения людей. и в какой степени их можно назвать одним из способов общения и взаимодействия КОНФЛИКТ ( conflictus лат. - столкновение) - Это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Структура конфликта Предмет конфликта Объект конфликта Стороны конфликта Цели конфликта Причины конфликта Окружающая среда конфликта
Предмет конфликта – это противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство Объект – это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта. Стороны (участники) конфликта — конфликтующие стороны, конфликтанты , оппоненты, соперники, конкуренты, противники, враждующие стороны, субъекты конфликта.
Мотивы в конфликте — это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. Окружающая среда конфликта - это совокупность объективных условий конфликта. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Микросреда конфликта -это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт Микросреда конфликта - это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт.
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТА объективные личностные организационно-управленческие социально-психологические
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 1. Естественное столкновение интересов людей в процессе жизнедеятельности. 2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий , возникающих в процессе взаимодействия людей. 3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. 4. Образ жизни, связанный с материальной неустроенностью и радикальными масштабными, быстрыми переменами. 5. Стереотипы конфликтного разрешения социальных противоречий.
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА 1. Структурно-организационные — несоответствие структуры организации требованиям той деятельности, которой она занимается. 2. Функционально-организационные — неоптимальность связей между структурными элементами организации, организацией и внешней средой. 3. Личностно-функциональные — несоответствие качеств сотрудников требованиям занимаемой должности. 4. Ситуативно-управленческие — обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 1. Потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. 2. Несбалансированное ролевое взаимодействие людей. 3. Непонимание собеседниками того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон. 4. Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга. 5. Психологическая несовместимость. 6. Напряженные межличностные отношения. 7. Внутригрупповой фаворитизм, т.е. предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп. 8. Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами. 9. Ограниченные способности человека к децентрации , 10. Стремление к власти.
ЛИЧНОСТНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ 1. Оценка поведения другого как недопустимого. 2. Низкий уровень социально-психологической компетентности. 3. Недостаточная психологическая устойчивость. 4. Плохо развитая у человека способность к эмпатии . 5. Завышенный или заниженный уровень притязаний. 6. Тип темперамента. 7. Взаимозависимость задач (матричная организационная структура — нарушен принцип единоначалия; функциональная — каждая функция уделяет внимание в основном своей области специализации).
СТАДИИ КОНФЛИКТА появление проблемной ситуации попытки разрешить проблему возникновение предконфликтной ситуации инцидент (столкновение) начальная форма латентная (скрытая) стадия фаза подъема конфликтное взаимодействие разрешение (завершение) конфликта открытая и завершающая стадия (эскалация) развитие послеконфликтной ситуации латентная стадия кульминация фаза спада
Конфликты По действию на функционирование группы/организации По содержанию По характеру участников Конструктивные (функциональные) Деструктивные ( дисфункциональные ) Реалистические (предметные) Нереалистические (беспредметные) Внутриличностные Межличностные Между личностью и группой Межгрупповые Социальные
Основные типы конфликтных личностей
Демонстративный тип хочет быть главным во всем; относится к другим исходя из их отношения к нему; прекрасно приспосабливается к новым условиям и ситуациям; больше всего выражено эмоциональное поведение; дальнейшие действия планирует исходя из сложившейся ситуации; никогда не уходит от конфликтов.
Ригидный тип подозревает всех вокруг; считает себя лучше всех; требует от окружающих признания своей значимости; не принимает во внимание изменения обстановки; не учитывает мнения других людей; не умеет и никогда не критикует себя; обижается даже на пустяки.
Неуправляемый тип действует на основе импульса, из-за чего практически не контролирует себя; его поведение невозможно предсказать; не умеет и не хочет себя контролировать; в своих неудачах обвиняет других; не умеет планировать свою жизнь и действия.
Сверхточный тип в работе учитывает даже самые незначительные вещи; обладает завышенными требованиями к себе и к окружающим; постоянно переживает за все; на его поведение и самочувствие влияют даже мелкие детали; может прекратить общаться с людьми, если ему показалось, что его обидели; не проявляет свои эмоции.
Бесконфликтный тип обладает внутренними противоречиями; ему легко навязать свое мнение; его поведение зависит от мнения окружающих; для него ориентацией в жизни является сиюминутный успех; главная цель – достичь компромисса; не думает о причинах и последствиях своих действий.
Танк такие люди идут напролом, не беря в расчет чувства окружающих; он эгоистичен и считает, что только его мнение правильное; не понимает людей, которые подвергают его слова сомнениям; самовлюбленный человек, который беспокоится только о своем авторитете; любые шутки воспринимает, как тонкий подтекст, который касается его достоинства; может использовать людей, как инструмент достижения своих целей.
Основные пути выхода из конфликта
Соперничество: жёсткий контроль над действиями оппонента постоянное и преднамеренное давление на оппонента любыми способами применение обмана, хитростей для создания перевеса в свою сторону провокация оппонента на совершение ошибок и непродуманных шагов нежелание вступать в конструктивный диалог по причине самоуверенность
Приспособление: постоянное соглашение с требованиями оппонента в угоду ему активная демонстрация пассивной позиции отсутствие претензии на победу и сопротивление лесть, потакание оппоненту
Избегание: отказ от взаимодействия с оппонентом тактика демонстративного ухода отказ от применения силовых методов игнорирование любой информации от оппонента, отказ от сбора фактов отрицание важности и серьёзности конфликта преднамеренное замедление в принятии решений страх сделать ответный ход
Компромисс: ориентированность на равенство позиций предложение своих вариантов в ответ на предложение вариантов оппонента иногда использование хитрости или лести с целью вызова у оппонента благожелательного отношения стремление к поиску взаимовыгодного решения
Сотрудничество: сбор информации об оппоненте, предмете конфликта и самом конфликте подсчёт ресурсов всех участников взаимодействия с целью выработать альтернативные предложения открытое обсуждение конфликта, стремление его опредметить рассмотрение предложений оппонента
Подавление: целенаправленное и последовательное сокращение количества оппонентов разработка и применение системы норм и правил, способных упорядочить отношения между оппонентами создание и поддержание условий, препятствующих или затрудняющих конфликтное взаимодействие сторон
Переговоры: ориентированность на поиск взаимовыгодного решения прекращение любых агрессивных действий проявление внимания к позиции оппонента тщательное обдумывание последующих действий использование посредника
удовлетворенность конфликтующих сторон результатами завершения; прекращение противодействия; достижение цели одной из сторон; разделение объекта конфликта между оппонентами; устранение одного из участников конфликта; изменение позиции одной из сторон конфликта. О сновные критерии завершения конфликта
Оскорбления – это поводы неправых. Руссо Жан-Жак Упрямство и чрезмерный пыл в споре – вернейший признак глупости. Монтень М. Всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой . Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена в начале. Толстой Л.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
род.собрание "Конфликты и пути их разрешения".
Задачи:1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё. Форма проведения собрания: семинар...
внеклассное занятие на тему "конфликт и пути его разрешение"
Цель: выяснить сущность конфликта;обучать детей умению благополучно выходить из конфликтных ситуаций; учить заботиться о своем душевно...
Конфликты и пути их разрешения Родительское собрание (5-9 классы)
Конфликты и пути их разрешения Родительское собрание (5-9 классы) Задачи: 1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении в семье.2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путе...
Классный час "Конфликт и пути его разрешения"
СЦЕНАРИЙКЛАССНОГО ЧАСА« Конфликт и пути его разрешения»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКонфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.(Георгий Александров)Человек – удивительное создание, обиды помнит доль...
Родительское собрание "Конфликты и пути их разрешения"
Родительское собрание "Конфликты и пути их разрешения"Предварительная подготовка:1. Анкетирование учащихся (продолжить предложение, ответить на вопрос) (приложение №1).2....
Занятие по психологии "Конфликты и пути их разрешения".
Занятия проводятся в рамках программмы "Познай себя" в период адаптации, обучающихся в среднем звене. Рекомендовано для обучающихся младшего подрасткового возраста....
Конфликт и пути его разрешения
Классный час в 5 классе...