Тренинг для молодых педагогов "Снятие психоэмоционального напряжения"
методическая разработка по психологии

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_s_molodymi_pedagogami.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Оха им. А.Е. Буюклы

 

Методическое мероприятие для молодых специалистов тренинг

Тема: «Снятие психоэмоционального напряжения»

 План тренинга:

  1. Введение
  2. Упражнение «Выстраивание по росту»
  3. Упражнение «Твоё имя»
  4. Упражнение «Я тебя понимаю»
  5. Упражнение «Я – такой как ты, я – не такой…»
  6. Упражнение «Одна ситуация - три выхода»
  7. Упражнение «Самое-самое»
  8. Упражнение «Скульптор и глина»
  9. Упражнение «Интонация»
  10. Упражнение «По грибы»
  11. Упражнение «Дом»
  12. Заключение. Рефлексия.

 

Подготовил:

 

Педагог-психолог

Полунина Татьяна Сергеевна

г. Оха

март   2019г

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

 

Ход проведения тренинга

           Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке. Уважаемые коллеги, сегодня я покажу вас некоторым приёмам снятия эмоционального напряжения.

           В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

– Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит? Или Вы чувствуете усталость?

– Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает.

Упражнение «Выстраивание по росту»

Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться в пространстве. Можно предложить им издавать гудение, как потревоженные пчелы (это позволит избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положения в которых застал их сигнал, после чего пытаются выстроиться в шеренгу по росту, не открывая глаза и не разговаривая. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный сигнал, по которому участники открывают глаза и смотрят, что же у них получилось. При неудачном выполнении упражнения делаются ещё 2-3 попытки.

Упражнение «Твоё имя»

Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет своё полное имя. Задача других – назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка…). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя.

Психолог. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.

Упражнение «Я тебя понимаю»

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 3-4 мин. в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен или подтвердить правильность предположений, или опровергнуть их. Работа может происходить как в парах, так и в общем круге.

Упражнение «Я – такой как ты, я – не такой…»

Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга. Это упражнение состоит из двух частей или этапов. На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: "Ты такой (такая) же, как я, у тебя...”. Один из вас начинает, потом - другой, потом опять первый и т.д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: "Я очень отличаюсь от тебя, я...”». Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение. После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Тренер может задать такие вопросы: «Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»; «Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?»

Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется предложенный вид поведения в конфликте, после чего проходит обсуждение.

Упражнение «Одна ситуация - три выхода»

Кто из нас не думал хотя бы раз: «Почему я не сказал это по-другому? Почему не поступил по-другому?» Довольно больно осознавать, что ты выбрал в конце концов не самый лучший способ реагирования на ту или иную проблему. Возможно, можно заранее «подготовиться» для подобных ситуаций в будущем?

Практическая реализация

Упражнение начинается с самостоятельной работы, продолжается работой в группах и ролевой игрой и заканчивается общим обсуждением.

Порядок выполнения

1. Психолог просит участников подумать или записать на бумаге ситуацию, которую они недавно пережили, и с которой справились не так, как им бы хотелось. Это может быть ситуация: из жизни школы, работы, семьи и др (5 минут).

2. Участники делятся на небольшие группы. Каждая группа соглашается "работать" над той или иной ситуацией. Работа в группах ориентируется на следующие три альтернативы:

Какова самая вероятная реакция в данной ситуации?

Какая самая провоцирующая, усугубляющая конфликт, реакция в данной ситуации?

Какова самая оптимальная реакция в данной ситуации?

Самой оптимальной реакцией должна быть реакция, релевантная для этих конкретных участников в данной конкретной ситуации. То есть такая реакция не обязательно будет оптимальной по определению. Группы проигрывают описанные выше альтернативы в ролевой игре. Если самая вероятная реакция совпадает с самой провоцирующей, достаточно проиграть две альтернативы. (20 минут)

Участники собираются вместе в зале, и руководитель выбирает некоторые альтернативы для демонстрации. Можно также соединить группы по две, чтобы они сыграли ситуации друг для друга (10 минут)

Обсуждение:

В чем разница различных альтернатив-реакций на конфликт?

Что удалось и почему?

Знакомы ли были вам реакции или нет?

Как часто можно наблюдать самую вероятную, самую провоцирующую и самую оптимальную реакцию? Самая вероятная реакция будет наверняка зачастую реакцией, которая «не работает», т.е ничего «не решает». Если группа посчитает, что самая вероятная реакция- самый лучший выбор в ситуации, ведущий может дополнительно спросить мнения участников о факторах, делающих ее лучшей.

Какие свои навыки, стратегии мы используем для того, чтобы избежать самой провоцирующей реакции в той или иной ситуации?

Упражнение «Самое-самое»

Психолог предлагает записать в тетради, что для них самое ценное в жизни. Затем дети зачитывают, а психолог записывает на доске. Затем идет обсуждение каждого пункта. Нужно подвести ребят к тому, что самое важное и ценное в жизни человека - это сам человек. Каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это признавать право на любовь других людей к самим себе. Обычно дети перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, мир, семья, деньги. Психолог, комментируя каждое перечисление, просит каждого ответить на вопрос о самом себе: - почему для меня главное здоровье? - чем мне дороги родители? - почему так важна семья и др.

Затем приходим к выводу, что мне все это нужно мне, а значит, я самый важный и ценный для себя. Однако это не значит, что нужно противопоставлять себя другим людям. Человек должен любить себя и принимать то, что не только он, но и каждый человек «самоценен». Любить себя – гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно. Тот кто не любит себя, не может искренне любить других.

Упражнение «Скульптор и глина»

Игра проводится в парах и без слов. Один - «скульптор», другой - «глина». «Глина» сидит на стуле, «скульптор» ее «разминает» перед работой (делает массаж спины, шеи, рук). Потом начинает «лепить». «Глина» - пассивна. «Скульптор» ставит ноги, руки, голову «глины» в соответствии с задуманным образом, узнаваемым другими. Задача «глины» - понять задумку и воплотиться в образ. Потом устраивается «выставка». Все скульпторы ходят и восхищаются. Если образ узнается, то «скульптура» «оживает» (изображает действие – флейтист играет на флейте, клоун веселит и т.д.)

После того как все «скульптуры» ожили, они меняются со «скульпторами», и игра начинается вновь.

Упражнение «Интонация»

Когда мы разговариваем, мы, конечно, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но при этом не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту или иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: «Ну, вот и все» Но сказать ее нужно…

- радостно, словно вы закончили писать заданное на дом сочинение;

- кровожадно, словно вы истребили всех мух, летавших по квартире;

- печально, словно вы досмотрели до конца последнюю серию любимого сериала;

- испуганно, словно вас догнала собака, от которой вы пытались убежать;

- устало, словно вы только что почистили два ведра картошки.

Упражнение «По грибы»

Выбирается водящий. Все остальные дети делятся на две команды: съедобные и несъедобные грибы. Каждый ребенок с помощью жестов, позы, мимики изображает какой он гриб: съедобный или несъедобный. Водящий- «грибник» бродит между «грибами» и по внешним признакам пытается рассортировать их. Если он почувствовал, что гриб съедобный, он говорит: «хороший грибок, полезай в кузовок!» - и уводит игрока в одну сторону, Если ему кажется, что это не так, то он со словами: «несъедобный грибок, марш в уголок!» - уводит игрока в противоположную сторону. В конце игры грибник проверяет правильность своего выбора и приносит «грибам» извинения, если что-то перепутал.

Упражнение «Дом»

Участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Обсуждение:

Как проходило обсуждение в командах?

Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?

Почему Вы выбрали именно эту роль?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в средней группе

Непосредственная образовательная деятельность  с использованием методов снятия психоэмоционального напряжения в  дает возможность детям свободно выражать свои эмоции и радостное настро...

"Способы снятия психоэмоционального напряжения у учащихся начальной школы"

Я являюсь педагогом-воспитателем образовательного учреждения санаторного типа ГБООУ «Школа-интернат № 68» г. Санкт-Петербурга. В своей работе уделяю огромное внимание вопросу  сохранения и улучше...

Сказочная имидж - терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных уче...

Сказочная имидж - терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных уче...

Тренинг снятия психоэмоционального напряжения у педагогов

Сегодня уделяется большое внимание формированию здоровой образовательной среды в школах. Детям прививаются навыки ответственного поведения в отношении собственного здоровья, для них создается комфортн...

ПРОГРАММА СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ

ПРОГРАММА СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ...