Родительское собрание "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"
методическая разработка по психологии
Родительское собрание - тренинг "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание - тренинг
««Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ»
Цель:
- содействовать формированию потребности совершенствования детско-родительских взаимоотношений в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; развитие взаимоотношений воспитателей, детей и их родителей посредством включения в игровую деятельность.
Форма проведения:
- практикум - тренинг.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование;
- чаша, вырезанная из листа ватмана и сердечки из цветной бумаги;
- полоса препятствия
- треугольник, вырезанный из бумаги;
- памятки для родителей
Предварительная работа
Организация пространства: до начала собрания, пока родители собираются, тихо играет спокойная музыка и идет показ презентации слайдов, позволяющих родителям отвлечься от рабочих проблем и настроиться на тему собрания; родители рассаживаются в произвольном порядке.
Ориентировочное время проведения: 1 час.
Ход собрания.
Слайд 1
Кл. рук.: Добрый день, уважаемые родители. Я рада вас приветствовать, на нашем очередном родительском собрании, которое мы проведем в форме тренинга. Тема нашей сегодняшней встречи «Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ». Начать собрание я предлагаю с психологической зарядки. Предлагается вам выполнить определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Слайд 2
= Если в вашей семье время от времени возникают «приступы непослуша- ния» - похлопайте в ладоши.
= Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете – дотроньтесь до кончика носа.
= Если вы считаете себя хорошим родителем – постучите кулаком в грудь.
= Если у вас возникают какие – либо сложности или непонимание со своим ребенком – закройте глаза.
= Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой.
= Если вы считаете, что в воспитании детей главное – пример взрослых – поднимите руку.
= Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье – погладьте себя по голове.
Слайд 3
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители - пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Проблемная мини-лекция.
Слайд 4-6
У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети.
Дети – это счастье для любой супружеской пары, но это счастье порой омрачается тем, что в семье появляется ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Необычные дети, независимо от характера и заболевания, резко меняют привычный образ жизни семьи. Родители, как правило, не готовы к таким испытаниям, впадают в отчаяние. Нередки случаи ссор и скандалов между супругами на этой почве. Такая реакция вполне понятна, большинство родителей берут себя в руки, но нередко таким людям нужна помощь со стороны.
Жизнь семьи делится на «до» и «после» рождения малыша, с ограниченными возможностями. Рождение ребенка с отклонением оказывает деформирующее влияние на взаимоотношения между родителями. Семья остается наедине с ребенком–инвалидом и проблемами его воспитания. Это очень трудная и кропотливая работа.
И в этой работе мы, педагогический коллектив, готовы придти вам на помощь: вовлекая ребенка в социальную среду, создавая адаптированные для него условия быта и социума, разрабатывая обучающие и развивающие занятия и игры, давая им тепло и понимание.
Но нельзя забывать, что семья является средой, в которой формируется личность ребенка и закладывается ресурс его социальной адаптации. Поэтому с нашей стороны система помощи семье должна быть направлена не на подмену самой семьи, а на развитие её собственных ресурсов и инициативы.
У вас возникают закономерные вопросы:
- Что делать?
- Как правильно реагировать? Воспитывать?
- Как играть? Как заниматься?
- «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители»
- Умеете ли вы просить прощения у своего ребенка?
- Случалось ли это в истории ваших с ним отношений? Когда? Как часто?
- Чему вы готовы научиться … у своего ребенка? И т.д.
Давайте сегодня начнем вместе разбираться и отвечать на эти вопросы.
Сначала, давайте уясним, к какому типу родителей вы можете себя отнести.
Слайд 7-8
(Задание - разминка . Самодиагностика родителей).
Слайд 9
По признакам, семьи, имеющие детей с отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.
Слайд 10
Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопёка. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, ограничением от социальных контактов.
Вторая группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств. Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.
Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и в сильные его стороны, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи.
Четвёртая группа – репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его индивидуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.
Как показывает наша сегодняшняя встреча, здесь собрались родители, относящиеся к третьей группе. Потому, что лишь адекватная оценка отклонений в развитии ребенка со стороны родителей служит основой и базисом для успешного воспитания его личности.
Слайд 11
Однако не стоит забывать, что формирование межличностных отношений осуществляется под воздействием различных причин. К факторам, влияющим на формирование моделей детско-родительских взаимоотношений и типов воспитания детей с отклонениями в развитии, можно отнести: характер и степень выраженности нарушений у ребенка, личностные особенности и ценностные ориентации родителей, социальную среду и условия, в которых родителями реализуются воспитательные задачи.
Мы учимся быть родителями, родителями особенных детей. Так давайте учиться вместе.
Мы разогрелись и готовы перейти к серьезным и веселым заданиям. Приглашаем Вас в путешествие – далекое плавание.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Слайд 12
Классный руководитель:
Перед тем, как мы отправимся в плавание, давайте прогуляемся по нашему городу - Элиста, подойдем к «Пагоде Семи дней», к фонтану «Радости - Полная чаша»
Слайд 13
Психолог: Душа ребенка – это полная чаша
(на доске чаша, вырезанная из листа ватмана)
Подумайте и скажите
-Каким вы хотите видеть своего ребенка?
-Какими чертами характера он должен обладать?
-Какими качествами вы бы хотели его наделить?
У каждого из Вас (и у меня) есть цветная бумага, вырежьте сердечки, поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка?
(При помощи клея родители, называя качество, «помещают» сердечко в чашу)
Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…
-Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!
- А какими должны быть мы - взрослые, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?
Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…
И здесь важно понять, что каждый ребенок нуждается в том, чтобы его слышали, понимали, принимали, помогали.
Слайд 14
Приглашаем ВАС в путешествие. Держим курс на «Необитаемый остров»
(Звучит музыка, слышен шум моря)
Психолог:
Представьте себе, что у нас есть удивительная возможность путешествовать на этом корабле. Парусник легко качается на волнах. Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в дальний путь, треплет наши волосы. Мы смотрим в морскую даль, такую манящую и загадочную. Над нами огромное синее небо, такое же безбрежное, как море.
Доброго вам плавания, уважаемые родители!!!
(Музыка смолкает)
Слайд 15
ИГРА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»
(Музыка тревожная)
Классный руководитель:
- Но случилось непредвиденное. Море сыграло злую шутку. Корабль потерпел крушение. - Мы с вами оказались на необитаемом острове.
- Нас выбросило на берег, здесь много камней. Придется идти по воде.
ТРЕНИНГ: «Мы одинаковые – мы разные»
Слайд 16
Психолог:
- Так как мы с вами все разные, то и чувствуем все по – разному, поэтому и движения мы будем выполнять по - разному – кто как чувствует, кто как может. Построились друг за другом и идём
1) Чувствуете, как тяжело идти по воде. Вода упруго обтекает ноги, все мышцы ног напряглись.
2) Наконец - то мы с вами выбрались на берег. А вон и тропинка. Куда это она нас приведёт? Идём спокойно.
3) А вот появились лужи. Обходим – первая, вторая, третья. Идём спокойно.
4) А это что? Болото, появились кочки – прыгаем через кочки, с кочки на кочку. 1,2,3,4. Прошли болото, идём спокойно.
5) Стоп. Перед нами овраг, через овраг перекинуто бревно, оно качается.
Нужно идти осторожно. Идите. Перешли овраг, идём спокойно.
6) Что – то тропинка стала скользкой и липкой от глины. Ноги так и вязнут в грязи. Еле-еле отдираем ноги от земли.
7) Вновь стала ровной тропинка. Показались деревья. Ветви качаются на ветру. Остановились и повернулись лицом в круг.
8) Деревья крепко стоят на земле – упор ногами. Стволы ровные – выпрямить спину. Макушечки тянутся к солнцу.
(Вдох – выдох) (2р.)
9) Повторяем вместе:
Я чувствую землю под ногами, земля прочная и твёрдая. Я стою на земле смело и уверенно.
(Делаем вдох-выдох).
Помощи ждать не приходиться.
Слайд 17
Нельзя теряться, постарайтесь сохранять спокойствие, быть организованными и чувствовать себя уверенными!
И будем учить этому детей.
Классный руководитель:
Мы починили свой корабль и продолжаем плавание отправляемся на остров «Запрет»
Слайд 18
Игровое упражнение «Запрет».
Психолог:
Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, у кого оказалась геометрическая фигура - треугольник выходит в круг, садится на стул, будет выступать в роли ребёнка. А каждый из нас мама этого ребенка.
- Я, как мама (каждая из вас), очень забочусь о своем ребенке, чтобы он был здоровенький, чистенький, сытый, общительный.
Участникам предлагается вспомнить и назвать наиболее часто употребляемые запреты в отношении детей. Каждый запрет фиксируется на “ребёнке”
(например, на запрет:
- “Не кричи, кому сказала!” – завязываем рот;
- “Не бегай, голова уже кругом!” – завязываем ноги;
- “Не грызи ногти, черви заведутся!” – завязываем руки;
- “Не подглядывай, а то по носу щелкну!” – завязываем глаза;
- “Не крутись бестолку, как белка в колесе!” – забинтовываем корпус тела;
- - Что ревешь, я тебя спрашиваю? Позоришь меня! Я кому сказала – перестань реветь, ты слышишь меня! – завязываем платком сердце.
Рефлексия: Какие чувства Вы (ребенок) испытывали с такими запретами? Какой из запретов Вас больше всего тяготил?
Слайд 19
Психолог:
Посмотрите на этого ребенка, сможет ли он в этом состоянии эффективно общаться, развиваться полноценно. Эти все действия и слова родителей негативно влияют на развитие ребенка. Давайте найдем позитивные решения
Родители находят компромисс для решения сложных ситуаций:
- Не завязывать глаза или уши - разговаривать спокойным голосом, не ругаться;
- Не завязывать рта - выслушать ребенка;
- Не завязывать руки – соблюдать чистоту рук;
- Не завязывать ноги – обучать правилам поведения;
- Не завязывать сердце – выслушать и понять ребенка.
Психолог:
Давайте будем не учить детей жить!
Просто позволим им смотреть как это делаем мы!
Слайд 20
Классный руководитель: Подходим к пристани «Музыка здоровья»
Слайд 21
Приглашаем вас на «Звуковую гимнастику»
«Звуковая гимнастика»
Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.
Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.
Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:
А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.
Классный руководитель: Заботьтесь о психофизиологическом здоровье своей семьи!
Слайд 22
Психолог: Приближаемся к гавани «Прикосновение»
Упражнение «Ладошки»
«Когда моя рука в твоей руке, то все плохое где-то в далеке…»
Цель: Использование тактильных ощущений
(Тихо звучит спокойная музыка).
Психолог просит всех присутствующих закрыть глаза и положить свои руки на колени ладонями вверх. Один человек подходит к любому другому, кладет свои ладони на его ладони и садится на его место, а тот продолжает упражнение и т.д. Упражнение выполняется, молча в течение 5-7 минут.
Психолог просит поделиться ощущениями и впечатлениями тех, к кому подошли во время упражнения («Как изменялось ваше состояние?») и тех, к кому не подошли («А вы что чувствовали?»). Чему учит нас это упражнение?
Итог: Для детей очень важно почувствовать прикосновение, внимание к себе взрослых. Когда ладони ребенка прикасаются к ладоням например, мамы, происходит контакт двух людей, и третьего нет, никто не может вмешаться в контакт родителя с ребёнком – ни второй родитель, ни бабушка, ни другие дети. Конечно, этот контакт не должен быть направлен против кого-то третьего, иначе это приведёт к формированию невротической личности ребёнка. Поэтому и с нашими детьми с особыми детьми необходимо вести себя именно так.
Домашнее задание для родителей.
Ученые давно доказали, что если ребенок рождается и растет в атмосфере любви, то он вырастает более счастливым и благополучным. Существует много способов проявления любви. Одним из таких замечательных способов является объятие. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Хотя это внешнее проявление любви, однако, объятия оказывают немедленный внутренний эффект. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий - для выживания, 10 – для поддержки и 15 – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня. Выполнение данной рекомендации не требует тренировки и поэтому будет вашим постоянным домашним заданием.
Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после собрания, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2) В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:
Слайд23
Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
Какая часть вызвала особый интерес?
Ваши предложения и пожелания на будущее.
Давайте будем помнить:
Слайд 24
Всем большое спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»
Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....

Родительский всеобуч "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности"
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве к...

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, выражающиеся в...
Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка
Воспитание детей – важнейшая задача современной семьи. От того какой стиль семейного воспитания преобладает в семье, будет зависеть развитие личности ребенка в целом....

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
http://www.ya-roditel.ru/...

Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
В материалах представлена классификация стилей семейного воспитания по Г.Крайгу. Дана их характеристика, информация о том, как влияет стиль воспитания на формирование личности ребенка. Каждый из стиле...

Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.
Стили родительского воспитания и их влияние на формирование личности ребенка....