Конспект занятия "Выбор профессии"
план-конспект занятия по психологии (9, 10, 11 класс)

Огиренко Екатерина Валерьевна

В статье представлен конспект занятия по профессиональному самоопределению для учащихся старших классов. Источником является методическая разработка тренинга "Профессия, которая звучит"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybor_professii.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: активизация процесса формирования психологической готовности подростков к профессиональному самоопределению.


Задачи: 

  1. Активизация внутренних психологических ресурсов учащихся для формирования умения составлять и корректировать свою профессиональную перспективу.
  2. Осознание целей выбора будущей профессии. 

Целевая группа: 1416 лет.

Ход занятия

Ведущий: Цель нашего занятия заключается в активизации процесса готовности вас к профессиональному самоопределению, т.е. активизировать ваш профессиональный выбор.

  1. Упражнение «Профессия из детства»

Предлагаю сейчас каждому сказать кем вы хотели быть в детстве, какую профессию выбирали в дошкольном возрасте, начальной школе?

  1. Мини лекция «Хочу, могу, надо»

В мире есть мало вещей, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живём, наши родители, события раннего детства. Всё остальное в жизни в той или иной мере зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу, является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьёзно. Для того, чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трёх вещах.

  • Во-первых, определить, каковы Ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы назовём их словом «хочу».
  • Во-вторых, оценить, каковы Ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счёте, Вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на тот вопрос, какое у вас «могу».
  • В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, т.е. что сегодня обществу «надо».

Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен, и отдача от такого человека в процессе его трудовой деятельности составляет, как показали исследования, все 100%. Если же нет интереса к профессии, то 85%.  А если нет интереса и способностей, а есть только отдельные умения и навыки в области профессиональной деятельности, то полезная отдача от такого человека лишь 30%.

3.  Упражнение «7 шагов»

Знание того, что вы хотите, и понимание того, как этого добиться – ключ к успеху. Составьте памятку состоящую из 7 шагов, которые помогут выбрать профессию.

  1. Изучите как можно больше профессий. Определите, какие профессии и специальности необходимы сегодня.
  2. Изучите глубже самого себя, разберитесь в своих склонностях и способностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  3. Выберите наиболее привлекательную профессию.
  4. Подробно изучите выбранную профессию.
  5. Сравните полученные знания о профессии со своими профвозможностями, посоветуйтесь с родителями, учителями, врачом.
  6. Если есть какие-либо ограничения для реализации именно данной профессии, имейте запасной вариант.
  7. Приняв решение, не отступайтесь перед трудностями. Будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

4. Упражнение «Знаешь ли ты свою будущую профессию?» (10 мин)

Цель: проверка сформированности личного профессионального плана.

Участникам раздаются листки бумаги и карандаши. Участники должны наверху листка написать профессию, которую они для себя выбрали, если выбрали. Если не выбрали – наиболее нравящуюся профессию. После этого участников просят ответить на вопросы анкеты («да» или «нет»):

  1. Знаешь ли ты основное содержание профессии?
  2. Знаешь ли ты условия труда и оплаты, возможности повышения квалификации?
  3. Знаешь ли ты, какие учебные заведения готовят специалистов данной профессии?
  4. Есть ли у тебя качества, необходимые для овладения профессией?
  5. Считаешь ли ты уровень своих знаний достаточным для овладения избранной профессией?
  6. Знаешь ли ты, какие школьные предметы необходимы тебе в большей мере для овладения профессией?

Если 40-60% ответов на вопросы анкеты положительные, то достигнуты все поставленные цели. Всем тем, кто дал отрицательный результат, советуем обратиться за индивидуальной консультацией.

5. Профориентационная игра «Ассоциативный эксперимент» (20 мин)

Каждый участник (включая ведущего) называет одну любую профессию. Кто-то из участников может стесняться своего выбора, поэтому ведущий специально отмечает, что называть не обязательно ту профессию, которую выбрал. Просто пусть называются профессии, о которых участникам интересно было бы порассуждать. Этот список профессий ведущий фиксирует у себя в блокноте (дважды одна профессия не записывается).

Далее ведущий по очереди называет эти профессии, участники должны назвать эмоции и чувства, которые эта профессия у них вызывает. Для одной профессии один участник может назвать только одну эмоцию или чувство. Ведущий подчёркивает, что надо сначала представить себя в качестве обладателя данной профессии, а потом уже называть эмоции или чувства, которые приходят на ум.

Ведущий на листе ватмана фиксирует каждое упоминание той или иной эмоции. Например:

Радость                |||

Удивление        ||

Интерес                ||||

Скука                ||||||

Любовь                ||

Ненависть        |||

Воодушевление |

Горе                |

Если участники называют две синонимичные эмоции, например «радость» и «счастье», их лучше объединить в одну. Ведущий тоже называет своим эмоции и чувства – в основном для того, чтобы разбавить лексикон игры.

В конце происходит обсуждение:

– Почему такая-то эмоция упоминалась чаще всего?

– Может ли быть такая профессия, которая вообще не задевает чувств или эмоций человека?

– Почему вообще разные профессии у нас вызывают разные эмоции?

6. Упражнение «Человек – профессия» (15 мин)

Цель: побуждение интереса участников к выбору профессии, чтобы дать им возможность как бы посмотреть на себя со стороны.

Выбирается участник, которому предстоит отгадать другого загаданного игрока. Ему даётся на это три попытки. Правило угадывания: отгадывающий должен задавать всем присутствующим один и тот же вопрос: «С какой профессией ассоциируется загаданный человек?» Каждый спрошенный участник должен отвечать, стараясь выбрать наиболее подходящую для него профессию (при этом разные участники могут называть одну и ту же профессию).

7. Упражнение «Лучший мотив» (20 мин)

Цель: помочь участникам на практике понять особенности осознанного выбора профессии.

Инструкция: «Наша задача – выбрать наиболее правильный мотив выбора профессии, то есть ту главную причину, по которой все люди должны выбирать себе профессию. Для этого я буду зачитывать по 2 мотива. Вы путём обсуждения и, возможно, голосования должны прийти к мнению, какой мотив лучше».

Список мотивов включает 16 фраз:

  1. Возможность получить известность, прославиться.
  2. Возможность продолжать семейные традиции.
  3. Возможность продолжать учёбу со своими товарищами.
  4. Возможность служить людям.
  5. Заработок.
  6. Значение для экономики страны, общественное и государственное значение профессии.
  7. Лёгкость поступления на работу.
  8. Перспективность работы.
  9. Позволяет проявить свои способности.
  10. Позволяет общаться с людьми.
  11. Обогащает знаниями.
  12. Разнообразная по содержанию работа.
  13. Романтичность, благородство профессии.
  14. Творческий характер труда, возможность делать открытия.
  15. Трудная, сложная профессия.
  16. Чистая, лёгкая, спокойная работа.

Ведущий зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й ... 15-й и 16-й. После этого у него остается список из 8 мотивов, из которого он опять зачитывает 1-й и 2-й мотив, 3-й и 4-й и т.д.

8. Визуально-рефлексивное упражнение «Призвание» (15 мин)

Цель: образная рефлексия актуальной потребности профессиональных достижений.

Ведущий предлагает участникам подумать над понятием «призвание». Что это такое? Как призвание может быть проявлено в жизни человека? Как найти своё призвание? Что (или кто) человека может «призывать»?

Далее предлагается визуализировать образ того, что каждого участника «призывает». Где это находится? На что (на кого) похоже? Какое это время года? Время дня? Какие слышны звуки? Запахи? Что каждый участник чувствует? Видит? Слышит? Ощущает? Предчувствует?

Далее следует обмен впечатлениями и обсуждение результатов визуализации в группе.

9. Упражнение «А вот и я» (30-40 мин)

Цель: смоделировать некоторые элементы собеседования при приёме на работу и при поступлении в учебное заведение и таким образом повысить уровень готовности поступающих к подобным собеседованиям. Количество участников – от 6 до 20 человек, время проведения – от 30 до 50 минут.

  1. Каждый участник на отдельном листочке выписывает 5-7 главных правил поведения для поступающего и 5-7 главных правил проведения беседы для члена приемной комиссии, которые позволили бы ему не ошибиться при выборе претендента. На это отводится примерно 5-7 минут.
  2. Ведущий предлагает двум игрокам в течение 7-10 минут разыграть сценку собеседования. Сразу же уточняется, кто будет играть претендента на вакантное место, а кто – руководителя учреждения. Желательно, чтобы вакантное место было достаточно престижным, но в то же время реальным для трудоустройства. Уточнить это должен игрок, которому досталась роль руководителя. Другой игрок – претендент на вакантное мест – сразу же уточняет, какими основными качествами обладает его герой, например, указывает его возраст, пол, образование, жизненный опыт.
  3. Во время разыгрывания сценки остальные участники внимательно наблюдают за действиями игроков, отмечая для себя, насколько их действия соответствуют выписанным на их листочках правилам поведения для руководителя и претендента.
  4. После разыгрывания ситуации слово даётся главным игрокам. Они оценивают себя, соотнося свои действия с выписанными ранее правилами поведения. Затем могут высказаться и остальные участники. Желательно завершить первое обсуждение за 5-7 минут.
  5. Перед тем как начать общую игру, ведущий может зачитать основные правила для человека, желающего произвести хорошее впечатление, и для руководителя, который не хочет ошибиться в своем выборе.

Например, чтобы понравиться другим людям, можно ориентироваться на правила, выделенные Д. Карнеги:

- искренне интересуйтесь другими людьми;

- улыбайтесь;

- помните, что имя человека - это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке;

- будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о себе;

- говорите о том, что интересует вашего собеседника;

- внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.

Для руководителей можно порекомендовать следующее:

- не поддаваться первому впечатлению от внешности претендента (важнее для работы всё-таки деловые качества).

- не переоценивать «красноречие» претендента, которое не всегда свидетельствует об организаторских способностях;

- не переоценивать различные /дипломы «с отличием» (они вполне могут быть «купленными» или полученными без особого труда);

- при первой встрече следует поменьше говорить самому руководителю и побольше слушать претендента;

- даже если претендент поначалу и не произвёл впечатления, не следует ему отказывать сразу; можно вежливо предложить ему позвонить через несколько дней;

- руководитель должен хорошо сам понимать, какой же работник ему нужен (хотя бы примерно представлять, какими качествами и характеристиками он должен обладать, чтобы хорошо выполнять работу или обучаться по конкретной специальности).

  1. После этого ведущий предлагает выйти следующему добровольцу на более сложную и интересную роль – претендента, беседующего с приемной комиссией.
  2. Доброволец сам определяет, в какое учебное заведение и на какую специальность он собирается поступать, а также кратко называет основные характеристики своего «героя».
  3. Роль членов приемной комиссии будут играть все остальные участники. При этом для большей остроты игры все делятся на две команды, то есть беседовать с претендентом будет не одна, а сразу две приемные комиссии на конкурсной основе. Каждая комиссия располагается за отдельным столом. Члены комиссий будут по очереди задавать претенденту различные вопросы, а он должен сразу же на них отвечать. Примерно через 5-7 минут таких вопросов-ответов члены комиссий должны будут на листочках по 5-балльной шкале оценить, насколько готов претендент к зачислению в их организацию. После этого в каждой команде (комиссии) проводится небольшое обсуждение и быстро подсчитывается средний балл готовности претендента (по баллам, проставленным в листочках).
  4. Наконец, проводится итоговое обсуждение. Если у приёмных комиссий разные мнения, то организуется небольшая дискуссия как между командами-комиссиями, так и между отдельными игроками. Общим итогом игры могут стать совместно разработанные и уточнённые правила поведения для претендента и для руководителя (члена приёмной комиссии).

Главное для упражнений такого типа – постараться меньше фантазировать и быть ближе к реальности.

10. Рефлексия (25 мин)

Цель: развитие рефлексии, получение обратной связи от участников группы.

11. Проективный рисунок «Дорога в жизнь» (20 мин)

На больших листах бумаги (по числу членов группы) рисуется символическая дорога, уходящая к горизонту. Листы подписываются, и все участники группы рисуют на каждом листе пожелания для автора рисунка и свое представление о его жизни. Желательно, чтобы они касались всего пути. Пожелания могут быть двоякие: чего достичь и чего избежать. Если хозяин листа захочет, рисовавшие могут дать пояснения.

Ведущий: Что нового вы узнали сегодня? Что узнали о себе? Что больше всего запомнилось? Что было самым трудным? Что больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Профессии"

к учебнику Enjoy English. 5 класс.  Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н....

Конспект НОД "Профессия -повар"

Занятие по речевому развитию в старшей группе для детей с ЗПР....

Конспект урока "Профессии"

Конспект урока по теме "Профессии" (Мэргэжил)...

План-конспект урока Профессии

Профессии испанский язык...

Конспект урока" Профессии. Обучение говорению и лексике Название монет. "

Давайте вспомним, какое окончание прибавляется к глаголу в 3 – м лице ед. ч. ? Составьте предложения....