Психолого-медицинские аспекты здоровья субъектов образования.
статья по психологии

Устинова Екатерина Борисовна

      В статье раскрываются понятия субъектов образования и психолого-медицинских аспектов, влияющих на их деятельность.Данная тема особенно актуальна для сложившейся в мире ситуации, связанной с обучением в эпоху пандемии. Расмматриваются отдельно все участники образовательного процесса и возможные сценарии влияния новых условий на их деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vasileva_ip_ustinova_eb_statya.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

 Васильева И.П., Устинова Е.Б.

Государственое бюджетное образовательное учреждение школа № 565, г.Санкт-Петербург, Россия.

Психолого-медицинские аспекты здоровья субъектов образования.

Аннотация. В статье раскрываются понятия субъектов образования и психолого-медицинских аспектов, влияющих на их деятельность .Данная тема особенно актуальна для сложивщейся в мире ситуации, связанной с обучением в эпоху пандемии. Рассматриваются отдельно все участники образовательного процесса и возможные сценарии влияния новых условий на их деятельность.

Ключевые слова. Субъект образования , психологическое здоровье, пандемия, психосоматические процессы.

Vasileva I.P.,Ustinova E.B.

State budgetary edicational institution school № 565, Saint Petersburg, Russia.

Psychological and medical aspects of health of subjects of education.

Annotation.Psyco-medical health aspects of subjectsand rhe psyco-medica issues affecting their activity are considered in the article/This topic is particulary relevant and important for the situation that has arisen in the world today and that is related to the learning in pandemic times. All the participamts of the educational process and possible scenarios of new conditions influence on their activities are considered separately.

Keywords.Subjects of education, psychological health, pandemic, psychosomatic processes.

Субъектами образовательной деятельности, соотвествуя Федеральному Закону об образовании, принято считать: обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогических, научно-педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Зимняя И.А., рассматривая тему психолого-медицинских аспектов здоровья субъектов образования, подчеркивает,что следует учитывать , что обучающийся обладает индивидуальными личностными и деятельностными способностями , т.е особенностями задатков (индивидуально-типологическими предпосылками).[1,стр.166] Педагог же должен обладать профессиональными качествами , такими как :ответсвенность, работоспособность, стремлением постоянно повышать качество своего труда и профессионального уровня. Родители обучающихся, помимо своих профессиональных и социальных ролей в обществе, принимают активную роль в организации учебного процесса своих детей и в коммуникации с педагогами, связанными с вопросами обучения. Руководитель учебного заведения, является объединяющим звеном для всех участников учебного процесса и должен координировать и регулировать множество моментов в образовательной деятельности своего учреждения. Резюмируя черты и особенности данных субъектов нужно подчеркнуть, что, к примеру педагог так же может являться родителем обучающегося, руководитель-пеадгогом, то есть иметь несколько социальных ролей в обществе.

Учитывая все перечисленные качества, личностные и профессиональные требования, социальные роли в обществе, следует обратить внимание на психологические и медицинские аспекты здоровья данных субъектов, для выполнения ими своих обязанностей.

Психология здоровья включает в себя теорию и практику предупреждения различных психических и психосоматических заболеваний, создание благоприятных условий для реализации личностого потенициала и достижения социальных успехов. Принимая во внимание особенности жизнедеятельности современного человека, следует признать, что одним из наиболее опасных факторов, предстовляющих наибольшую угрозу как психическому так и физиологическому состоянию здоровья человека является-стресс. Ученые приходят к выводу, что наиболее опасным видом стресса  является-социальный, вызванный теми или иными жизненными обстоятельствами.По словам,Г.С.Никифорова: одна из характерных примет нашего времени-необходимость выполнять профессиональные обязанности в экстремальных условиях.[2,стр.377] Это касается всех субъектов учебного процесса. Влияние пандемии,огромной поток пугающей инофрмации из СМИ, дистанционное обучение, невозможность общения со сверстниками, увеличение для родителей количества обязанностей-все это влияет на психическое и физиологическое состояние участников образовательного процесса.Продолжающееся длительное и интенсивное воздействие психологического стрессора будет приводить к нарушению регуляторной функции ЦНС, в следствии чего постоянная необходимость удовлетворять доминантные запросы ЦНС, влияет на перестройку функционирования всего организма и вызывает психосоматические заболевания.[3,стр.97] Стресс, влияя на еще на сформировавщуюся личность обучающегося, может вызвать изменения в поведении, мотивации к учебе, общению с педагогом и родителями. Педагог в свою очередь, может столкнутся с проблемой профессионального выгорания, которое содержит в себе такие элементы как:психоэмоциональное истощение, физическая и эмоциональная усталость, потрею мотивации к работе, развитием дисфункциональных установок.Важно учитывать, что с выгоранием может столнутся не только опытный педагог, но и начинающий,еще не утвердивщийся в профессии и набирающийся опыта учитель.Родители, являясь субъектом образовательной деятельности, сталкиваются с увеличенной нагрузкой помимо своих прямых профессиональных или социальных обязанностей они вынуждены принимать непосредственное участие в обучении ребенка с помощью дистанционных технологий, что так же вызывает стресс, чувство эмоционального истощения, неуверенность в собственных силах.

Здоровье человека, как отмечает И.И.Брехман, способность сохранять соответсвующуювозрасту устойчивость в условиях резких изменеий количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной , вербальной и структурной инофрмации.[4, стр.39]

Исходя из всего вышеперечисленного следует сказать , что в современном мире, где резко изменился поток и качество информации, одним из важных выводов следует ценность сохранности психического и физического здоровья человека, в особенности субъекта образовательной деятельности. Для этого можно использовать , психологические тренинги и консультации, чтение литературы на соответствующие темы, физические нагрузки, позволяющие сублимировать отрицательные и настроения в положительное русло.

Литература.

  1. Зимняя И.А. Педагогическая психология.Учебник для вузов.Изд.второе, доп., испр. и перераб.-М.:Издательская корпорация “Логос”, 2000.-384 с.
  2. Никифоров Г.С. Психология Здоровья. Учебник для вузов.Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт -Петербурга. -М.:Издательство “Питер”, 2006г.-461с.
  3. Салехов С.А. Психологический стресс как фактор развития психосоматический заболеваний. Вестник Новгородского государственного университета им.Ярослава Мудрого.Журнал №1(92), 2016г.-131с.
  4. Брехман И.И Валеология .И.И.Брехман-наука о здоровье. 2 е изд.-М.:Физкультура и спорт, 1990.-208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние субъектов образования на формирование патриотически - ориентированного образования

Давно известно, что окружение влияет на становление человека. Взаимодействие с субъектами образования и воспитания приносит большие результаты в воспитании человека. Объединение усилий окружающих прин...

социально-образовательный проект «Правовое просвещение субъектов образования в качестве профилактики предотвращения жестокого обращения с детьми»п

1.     Проведение информационно – просветительской работы по ознакомлению школьников с социально-правовыми нормами и правилами поведения2.     Содействие интегр...

Рабочая программа дополнительного образования «Экологические аспекты здоровья человека » для обучающихся 14-15 лет, 2019 г.

Направленность данной программы – естественно-научная.Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время на современном этапе развития общества очевидна необходимость всесторонне...

Создание корпоративной лаборатории «Прорыв» для развития прогрессивного мышления у всех субъектов образования Шурышкарского района

Проект «Создание корпоративной лаборатории «ПРОРЫВ» для развития прогрессивного мышления у всех субъектов  образования Шурышкарского района»...