Влияние субъектов образования на формирование патриотически - ориентированного образования
статья по теме
Давно известно, что окружение влияет на становление человека. Взаимодействие с субъектами образования и воспитания приносит большие результаты в воспитании человека. Объединение усилий окружающих приносит положительные плоды в деле воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_obraz.prstranstvo.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние субъектов образования на формирование патриотически - ориентированного образования
С.Ф. Марденская,
методист, педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД г. Абакана «Центр детского творчества»
Целью патриотического воспитания и образования является усвоение молодыми людьми того, что их личное, семейное благополучие, достижение жизненных целей в различных сферах деятельности и их социальный статус взаимосвязаны с готовностью к служению своему Отечеству – тому коллективу, обществу и государству, в котором они живут.
Патриотизм молодого человека, связанного с Россией культурой, историей, своими генетическими корнями опредмечивается в его сознании, поступках, поведении и деятельности как миссия служения Отечеству формируется в процессе обучения, воспитания и социализации, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине.
Модернизация образовательного пространства, как непрерывного процесса инновационного развития должна привести к формированию системы «эффективное образование – человек культуры, гражданин, патриот – солидарное общество – сильное государство».
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения, его готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
Патриотически ориентированный подход к пониманию воспитания вообще и патриотическому в частности, заключается в том, что необходимо ответить на коренные вопросы воспроизводства человека культуры, гражданина и патриота России начала третьего тысячелетия: что есть среда жизнедеятельности ребенка от рождения, его семья, близкие? Как образы и ценности входят в субъективный мир ребенка в процессе его социализации и воспитания? Каковы характер и источники внутренних сил (воли, самообладания, ответственности, мужества и др.), механизмы саморегуляции, саморазвития? Только после этого станут ясными сущность патриотического воспитания, позиция воспитателя, спектр его воспитательных задач, методы и способы одухотворения, воодушевления, культивации телесной организации ребенка.
Патриотическое воспитание есть в огромной мере интеграция личности ребенка в мир ценностей и отношений своего наставника, где работают механизмы подражания, внушения, заражения. Основным направлением деятельности педагога в сфере патриотического воспитания является создание воспитательного пространства, оптимизирующего эффективное функционирование системы патриотического воспитания во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования обеспечивают единство процесса социализации и воспитания патриотических качеств личности на основе развития задатков, склонностей и интересов молодого человека; решают задачи опредмечивания культурного облика личности специфическими средствами субъект-объектного общения. Способствуют развитию индивидуальности школьника, проектируя его профессиональное самоопределение, выбор вида предстоящей социально ценной деятельности; стимулируют социальную активность личности через приобщение к социально ориентированным видам деятельности (соревнования, состязания. Выставки. Конкурсы и т.д., развивая тем самым чувство гордости за своих наставников, творческий коллектив, отряд; ориентируют образовательный процесс на развитие творческой личности, сообразно общим и специфическим целям и задачам патриотического воспитания.
Большую роль в патриотическом воспитании играют военно-патриотические объединения, которые выступают в роли субъекта патриотического воспитания. Они вырабатывают цели и задачи подготовки молодежи к выполнению своего воинского долга; пропаганде в практической деятельности здорового образа жизни; разъяснение государственной политики в области обороны страны; обеспечение адаптации будущих защитников Родины к тяготам военной жизни; построение содержания военно-патриотического воспитания на основе героических традиций русского народа, войсковой части и т.д.; военно-профессиональная ориентация молодежи на офицерские профессии, формирование готовности к поступлению и обучению в военных учебных заведениях.
Одним из таких объединений является Совет военно-патриотических объединений «Родина», созданный при Управлении образования Администрации города Абакана в сентябре 1997 года. В настоящее время в состав Совета входят 19 ВПО школ города (всего в городе 21 школа), 11 музеев и Комнат Боевой и Трудовой Славы.
За годы работы по Государственной программе патриотического воспитания определились традиционные формы работы такие как: военно-спортивная игра «Зарница», «Зарничка», «Патриот», профилактическое мероприятие «Школа выживания», военно-полевые сборы, КТД «Один день армейской жизни», Вахта Памяти, посвященная празднику Победы и Вахта Памяти, посвященная Герою России Игорю Ахпашеву, ученику абаканской школы №1.
С каждым годом улучшается качество проводимых мероприятий, растет их престиж, о чем говорит увеличивающееся количество участников, партнеров в военно-патриотической работе. Повышается воспитательный результат проведенных мероприятий, заложенный в стимулах сопричастности молодежи к происходящему.
Привлекая субъект образования и воспитания к проведению массовых мероприятий, учитываем, что основным строительным материалом формирования личности является не мероприятие, а то психическое состояние подростка, которое пробуждается благодаря участию в нем. Нацеливаем партнеров на приведение в действие механизма, основанного на открытии А.Н.Леонтьевым явления «сдвига мотивов на цель действия», когда участие в любом мероприятии дает возможность почувствовать личную причастность к делу защиты отечества, что способствует переводу объективных общественно-значимых целей деятельности в личные мотивы.
За время реализации программы установлены тесные взаимоотношения с субъектами патриотического воспитания: ДОСААФ, МВД, военным комиссариатом Республики Хакасия и их структурными подразделениями в городе Абакане, Управлением культуры, молодёжи и спорта Администрации г. Абакана. С некоторыми из них заключены договоры о социальном партнёрстве или же составлены планы проведения совместных мероприятий. Эти организации - наши верные помощники в проведении всех военно-патриотических мероприятий, многие из которых стали традиционными, важными, престижными.
Работа военно-патриотического объединения «Родина» систематически освещается средствами массовой информации: газетами, телевидением города и республики, абаканскими журналистами и писателями.
Взаимодействие с субъектами образования и воспитания обеспечивает глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества, основанное на высокой личной ответственности, на знании важнейших сторон военного дела, особенностей и требований военной службы. Вырабатывается убежденность в функции защиты Отечества в современных условиях, тем самым, расширяется образовательно-воспитательное пространство и создаются условия для реализации творческих и личностных способностей воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентностно-ориентированные задания по русскому языку как средство формирования метапредметных результатов образования.
В данной статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода, структура компетентностно-ориенторованных заданий и их роль в формировании трех ключевых компетентностей учащихся....
Влияние физкультурного образования родителей на формирование здорового образа жизни у младших школьников
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...
Формирование и развитие творческих компетентностей, готовности к развитию личности учителя и обучающегося как субъектов образования, открытых ко всему новому.
из опыта работы...
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: патриотизм, патриотическая песня....
Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования России
Исследовательская работа...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...
Влияние системы образования англоязычных стран на систему образования в России
После распада СССР и вступления России в ВТО стали происходить значительные изменения в российской системе образования. Это обусловлено интеграцией в сфере экономического сотрудничества и культурного ...
Комментарии
О патриотическом воспитании молодкжи
Воспитание патриотов своей Родины главнейшая задача, все перечисленные мероприятия, приемы, отраженные в публикации играют большую роль в формировании личности молодого человека.
Семья осуществляет
Семья осуществляет «производство самого человека» (Ф. Энгельс), т. е. его рождение и последующее воспитание. Семья передает подрастающему поколению социальные и духовные богатства. Именно эта деятельность родителей направлена на то, чтобы сформировать в семье отношение детей к труду, идейным, моральным, духовным ценностям. Среди этих ценностей на первом месте - любовь к своему Отечеству, своей Родине. Гражданская позиция формируется первоначально в семье!