Рекомендации педагогам
консультация по психологии

Щёголева Мария Владимировна

Рекомендации педагогам по взаимодействию на уроке с обучающимся с астено-невротическим синдромом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_dlya_pedagogov.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для педагогов по взаимодействию на уроке с подростком

с астено-невротическим синдромом

        Особенности эмоционально-волевой сферы, психологического состояния Ивана: повышенная нервозность, постоянная утомляемость,  принимает все «близко к сердцу», активно реагирует на любые раздражители и расстраивается даже из-за маленьких неудач или ситуаций, которые происходят не так как он себе представлял. Часто испытывает апатию и беспричинную раздражительность, приступы агрессии, резкие перемены настроения. Возможны частые головные боли. Проявление депрессивного состояния.

        Может показаться, что Иван так себя ведет, чтобы разозлить учителя, взять контроль над ситуацией и учителем. И, что если он возьмет себя в руки, то сможет действовать по-другому.  

        Однако, это не так.  Для него характерно состояние стресса, депрессии, неуверенности в своих силах. А в силу заболевания еще возникают трудности общения.

        На сложные особенности состояния здоровья накладывается еще и специфика переходного возраста. А точнее - эгоцентризм, или вера в собственную точку зрения как в единственно верную, что является нормальной составляющей когнитивного развития подростка. Он уже может взглянуть на абстрактные понятия, но ему еще не свойственна  мудрость, которая приходит с годами, и без когнитивной способности отсеивать некоторые умозаключения, к которым подростка приводит его абстрактное мышление, поэтому все вокруг кажется ему несправедливым. Это же является причиной того, что Иван очень сильно расстраивается из-за вещей, которые кажутся совершенно несущественными с точки зрения взрослого. Особенно важными для него являются вопросы связанные с внешностью и жизненными процессами (еда, питье, поход в туалет и пр.)

        Конечно, нервы педагога далеко не железные, однако чрезвычайно важно создать максимально спокойную обстановку на уроке. Очень многое зависит от эмоционального состояния педагога.

  • Контролируйте свои отрицательные эмоции.

Какие эмоции у вас вызывает ученик? Гнев, беспомощность, возмущение? Это нормально. Но в это время мыслить здраво и спокойно невозможно.  Когда  учитель спокоен и может даже безразличен, то есть много шансов успешно взаимодействовать с учеником, понять причину такого поведения и правильно построить общение, чтобы погасить плохое поведение. (Разумеется, необходимо «разряжаться» каждый день, будь то душ, или физические нагрузки и музыка, кому-то будет лучше покричать или выговорить все без церемоний мнимому ученику. Найдите свое.)

  • Не принимайте сказанное ребенком на себя лично.

Несмотря на то, что вам трудно наблюдать проявления агрессивно настроенного подростка, вы должны помнить, что его грубые фразы имеют мало отношения непосредственно к вам. Это говорят его усталость, эмоциональная нестабильность, депрессия, эгоцентризм и пр.

  • Демонстрируйте доброжелательное (нейтральное) поведение.

Оставьте крик, унижения и обвинения – агрессию. Обычно ученики делают то, что делают учителя и взрослые, повторяют. Если эмоции и агрессия захлестывают учителя, то ученик сделает то же самое, в случае с Иваном особенно важно сохранять на уроке спокойную (нейтральную) обстановку на уроке, чтобы не провоцировать негативных обострений состояния здоровья.

Что стоит помнить и на что необходимо обратить внимание:

  1. Научитесь предугадывать проблемные периоды.

Уделяйте внимание тем ситуациям, которые приводят к усугублению поведения подростка. Вспомните (уточните у мамы) на что он реагирует раздражительностью и агрессией, а что помогает становиться ему спокойнее. Также, протестные реакции могут усиливаться в непонятных для Ивана ситуациях. Тогда необходимо спокойным тоном, опираясь на официальные источники, пояснить ему смысл происходящего.  Возможно он не понимает тему или считает, что не справится, из-за чего агрессирует, желая избежать неудачи. Тогда необходимо помочь, дать время подумать или разложить задание на более простые составляющие. Может быть он устал или плохо себя чувствует сегодня, тогда имеет смысл обдумать как и отдохнуть, и выполнить работу.

  1. Не усиливайте напряжение ситуации, правильно реагируя.

Снижать напряжение довольно трудно. Типичные ошибки в напряженной ситуации:

  • повышение голоса,
  • крик,
  • оскорбительные, унижающие выражения,
  • сарказм,
  • оставлять последнее слово за собой,
  • напряженные позы, сжатые челюсти, сцепленные руки,
  • применение физической силы,
  • настаивание на своей правоте,
  • действия с чувством превосходства,
  • оценивание характера ученика,
  • сравнение одного ученика с другим,
  • «проповеди»,
  • втягивание в конфликт других людей,
  • оправдывания, защита,
  • типичные фразы вроде «Учитель здесь пока еще я» и обобщения «Вы все одинаковы»,
  • придирки,
  • передразнивание,
  • требования и давление.

       3. Акцентируйте внимание на поступках ученика, а не на его личности.

Обсуждая с учащимся поведение. Просто опишите его без оценки самого поведения, избегая слов «плохо», «по-хамски» и так далее. Это не только вызовет отторжение со стороны учащегося, но и вы себя «накрутите», а в результате все вернется к эмоциям и перейдет «на личности». Обсуждайте только проступок, лучше тот, что происходит в данный момент. Не стоит припоминать прошлые проступки или говорить о том, что так произойдет снова. Разговаривая, нужно быть доброжелательным к собеседнику, тогда у ученика не возникнет желание защищаться.

      4. Обсуждать плохое поведение нужно позже.

Когда остынут эмоции и у вас, и у ученика.  Виноватых искать не надо. Со слов мамы, Иван достаточно сильно переживает, когда бывает не прав.

       5. Всегда оставляйте ученику возможность «сохранить лицо».

Бывает, что вы можете надавить, и ученик сделает то, чего хотите вы, но по-своему... ну и пусть, не надо требовать полного подчинения. Главное, что учащийся, наконец, прекратил. Подавлять полностью ни к чему.

Желаю успехов!

За индивидуальной консультацией или моральной поддержкой можно обращаться:

педагог-психолог

Щёголева М.В.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации педагогам. Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками. Основные методы педагогического воздействия в отношении воспитанников детских домов и школ-интернатов."

Данный методический материал предназначен для повышения уровня образования и квалификации педагогов, расширения профессиональной компетенции, раскрытия их творческих возможностей....

Методические рекомендации педагогу-организатору

Формы массовой учебной работы детского обединения - методические рекомендации педагогу организации...

Рекомендации педагога-психолога по развитию творческого потенциала педагогов школы

Развитие творческого потенциала как неотъемлемой части профессионально-личностного становления  педагогов это сложный феномен в структуре которого есть ценностные, когнитивные, деятельностные сос...

Консультация для педагогов По теме: «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Что такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве ...

Памятка педагогам "Рекомендации педагогу в случае проявления агрессии у учеников"

В памятке даны рекомендации  педагогам по работе с  обучающимися, проявляющими  признаки  агрессивного поведения....

буклет для педагогов на тему "Рекомендации педагогам по работе с детьми с ОВЗ".

Буклет составлен для педагог по рекомендациям с детьми ОВЗ...