Когда иду к психологу, чего ожидать от консультации?
статья по психологии
На сегодняшний день психология у многих на слуху, и кто такой психолог и чем он занимается как будто бы всем понятно. А порой приходится слышать от окружающих или тех, кто так или иначе обращается к психологу: «Я и сам себе психолог, психологию люблю и знаю не хуже вашего, ко мне знакомые и подруги за советом обращаются». В быту принято считать, что психолог это некий человек, обладающий в первую очередь, богатым жизненным опытом, который знает жизнь.
А что же есть на самом деле профессия психолог, с какими заблуждениями среди населения можно столкнуться?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kogda_idu_k_psihologu_chego_ozhidat_ot_konsultatsii.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Когда иду к психологу, чего ожидать от консультации?
На сегодняшний день психология у многих на слуху, и кто такой психолог и чем он занимается как будто бы всем понятно. А порой приходится слышать от окружающих или тех, кто так или иначе обращается к психологу: «Я и сам себе психолог, психологию люблю и знаю не хуже вашего, ко мне знакомые и подруги за советом обращаются». В быту принято считать, что психолог это некий человек, обладающий в первую очередь, богатым жизненным опытом, который знает жизнь.
А что же есть на самом деле профессия психолог, с какими заблуждениями среди населения можно столкнуться?
Психология является академической наукой, существующие теоретические направления в психологии (одобренные международной европейской ассоциацией психотерапии) базируются на многолетнем экспериментальном и практическом опыте ученых этой области и практикующих специалистов. Жизненный опыт специалиста тоже имеет значение, но не столь необходимое как профессиональные навыки и знания.
Заблуждения в отношении личности психолога и его профессиональной деятельности распространены довольно широко, подменяя тем самым реальную деятельность последнего и соответственно ожидания от похода к нему.
Предлагаю развеять наиболее часто бытующее искаженное видение психологической практики в нашем обществе.
- К психологу обращаются люди «ненормальные», психически нездоровые или слабые неспособные самостоятельно решать свои проблемы. Между психологом, психотерапевтом и психиатром нет никакой разницы считают многие. На самом деле разница есть. Психиатр работает с людьми имеющими отклонения от нормы (пограничные состояния, личностные расстройства) или психические заболевания. Психологическое консультирование ориентировано скорее на решение проблемной ситуации, а психотерапия ориентирована на изменение личностных особенностей и поведенческих стратегий мешающих комфортно жить и общаться, достигать желаемого. То есть психотерапия имеет дело с глубокими психологическими травмами, личностными проблемами у здоровых психически людей. Психолог часто в своей работе применяет и психотерапевтические методы. Психолог не имеет медицинского образования и работает с психически здоровыми людьми.
Социальная ситуация в нашей стране складывается таким образом, что множество людей нуждаются в психологической или психотерапевтической помощи. Но устоявшиеся стереотипы препятствуют обращению к специалисту, таким образом, человек лишает себя возможности улучшить качество жизни: закончить мучительные отношения с партнером или кем бы то нибыло, сохранить семью, если это еще возможно, перестать испытывать душевные страдания, сделать важный удовлетворяющий выбор, расширить границы знаний о себе как о личности и многое другое, всего не перечислить. За рубежом услуги психолога и психотерапевта довольно популярны и востребованы, имеют высокую стоимость. В России же это направление начало набирать обороты ближе к концу второй половины прошлого столетия. Обращаться к психологу, психотерапевту пока еще является не столь привычным особенно в небольших городах.
- Лучше поговорить с кем-то из близких, чем ходить к психологу. Такое утверждение так же встречается довольно часто. В результате такой беседы хоть и удастся почувствовать некоторое облегчение, снимается напряжение, но к сожалению совсем не на долго. Специфика работы психолога, в отличие от беседы с кем –то из ближайшего окружения заключается в том, что он осознанно и глубоко понимает процессы происходящие во время взаимодействия с клиентом и соответственно управляет этими процессами, строит гипотезы (обладая профессиональными знаниями) и исходя из сформулированной гипотезы задает уместные вопросы и выбирает тактику ведения работы с клиентом, способствующую расширению осознанности клиента, и в этой связи изменению видения (внесение новизны) ситуации, эмоций, решений. А так же в отличие от дружеской беседы «по душам» психолог владеет инструментами для выявления деструктивных, иррациональных мыслей, реакций, моделей поведения, после чего может помочь осознать их и найти им конструктивную замену. При этом, не навязывая советов, не давая оценок поведению или личности, оказывая поддержку и давая возможность человеку получить удовлетворяющий реалистичный результат от консультации. Индивидуальная консультация длится, как правило, 1 час в отличие от дружеской беседы так, как это время является наиболее эффективным.
- Психолог может организовать стойкий и положительный результат за одну встречу. Опасность этого заблуждения в том, что клиент может испытывать разочарование из-за несовпадения своих ожиданий с реальностью, это может мешать прийти на повторную встречу, если после первой не случилось чуда. Дело в том, что все зависит от задачи, которую клиент хочет решить. Если необходимо разобраться в себе, понять причины того или иного неудовлетворяющего способа реагирования, поведения, научиться вести себя в каких-то ситуациях по-другому – это невозможно сделать за одну встречу, минимум может понадобиться пять, десять а то и больше встреч. Ведь проблема не появилась вдруг, возможно человек терпел, не обращал внимания долгое время. Для любого изменения нужно какое то время, даже если мы ходим на какие-то процедуры (врач, косметолог, массажист) часто нам предлагают пройти курс.
- Еще одним из неверных представлений о психологе является мнение, что психолог видит «насквозь», и легко посмотрев на человека или немного с ним поговорив составит его психологический портрет, даст полную характеристику его личности, опишет его прошлое и настоящее. Выставление оценок происходящему в жизни клиента, знающего что и как у вас организовано психологически, вешание ярлыков, выдает как раз таки не самого хорошего специалиста. Ведь само по себе отнесение человека к тому или другому типу, определение какого-либо уровня мало, что дает для решения реальной проблемы. Однако в контакте с психологом, психотерапевтом клиент всегда себя проявляет тем или иным способом, характерным именно для него, что как раз и стоит исследовать. Психолог не может знать всех тайн человеческой природы, хотя и способен в некотором смысле прогнозировать, отражать некоторые аспекты личности человека с помощью инструментальных методов диагностики (специальных тестов и методик, интервью).
- У психолога не должно быть своих проблем считают многие, он должен быть всегда улыбчив, приветлив и знать выход из любых трудностей на все случаи жизни, потому, что сам себе должен помочь. Сам себе психолог - это как сам себе массажист или хирург. Маловозможно, неудобно и чревато осложнениями. На самом деле никто не застрахован, ведь врачи тоже болеют. Психологи обычные люди, которые так же как и другие могут иметь проблемы. Сказать, что у психолога не может быть личных проблем, это все равно, что сказать, что у кардиолога не может быть сердечно-сосудистых заболеваний, терапевт не может простудиться, а травматолог - сломать ногу. Вместе с тем у психолога есть преимущество, он способен более эффективно решать свои проблемы, обращаться за помощью к другому специалисту. Важной задачей психолога является прохождение личной психотерапии во время и после обучения, в которой он прорабатывает свои личные проблемы, чтобы иметь возможность быть более осознаннее клиента и не переносить личный опыт своих проблем на клиента.
- Утечка информации о клиенте - на самом деле одним из основных профессиональных условий работы психолога является Конфиденциальность, то есть все, о чем говорит обратившийся в консультацию человек, остается только в стенах кабинета, за исключением информации о реальной физической угрозе жизни другого человека. Конфиденциальность является пунктом этического кодекса психолога, психотерапевта.
- Психолог должен дать совет, что делать, как поступить, для чего он якобы должен обладать богатым собственным опытом. Опасность этого заблуждения состоит в том, что поиски такого специалиста приведут к непрофессионалу и в результате такой помощи может быть достигнут совершенно противоположный эффект, вполне возможно что жить станет еще тяжелее. Давать советы не является задачей психолога. Основной задачей психолога является создание условий в процессе консультирования для того, чтобы человек смог осознать что происходит, сам смог разобраться в своих трудностях и принять собственное решение, а не навязанное в виде совета. Мне как специалисту близка позиция доверять мудрости организма клиента, я не думаю что я за него знаю лучше, как ему жить лучше. Я думаю, что он на самом деле знает сам как ему будет лучше, только он в самом начале еще этого не осознает, либо он знает как для него будет лучше но у него не получается.
Для эффективного оказания помощи психологу не обязательно побывать в тех же ситуациях что и клиент, скорее это даже будет мешать, так как специалист может в таком случае подменять потребности клиента своими. Дать совет это значит взять ответственность на себя за исход применения совета, а запрашивать совет – попытка перекладывания ответственности на психолога, если такой способ взаимодействия поддерживается, вероятно, что клиент так и останется в незрелом, безответственном состоянии к самому себе, а это точно не является целью работы.
Психолог Ольга Кармазь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Занимательная биология" (Что? Где? Когда?)
Внеклассное мероприятие по биологии для 7-8 классов в виде презентации в форме игры Что? Где? Когда? Имеет игровое поле, таймер, ответы с иллюстрациями. Основу составляют вопросы по ботанике, зоологии...
Игра "Когда Большой сфинкс рассмеется..."
Игра по обобщению знаний о Древнем Востоке....
Интеллектуальная игра по математике: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» для учащихся 8-9 классов
Интеллектуальная игра:«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»Для учащихся 8-9 классов.Цель: развитие интереса к предмету; развитие творческой активности. Развивать логическое мышление. Воспитывать умение работать в команд...
Что? Где? Когда?
Внеклассное мероприятие по информатике...
ЛОГОПЕД РЕКОМЕНДУЕТ:"ПЕРВОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ПОСЕЩЕНИЕ....КОГДА ЛУЧШЕ ЭТО ДЕЛАТЬ , В КАКОМ ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ?"
Первое посещение логопеда обычно приурочивается к моменту, когда ребенок должен пойти в детский сад. Это возраст 3 года или около того. Некоторые родители приводят своих детей ...
XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.
Успешный Дебют наших гимназистов на КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...
Диплом финалистов-участников межрегионального турнира «Школьный кубок РГУПС по «Что? Где? Когда?» - финала Первого Школьного Чемпионата Ростовской области по «Что? Где? Когда?»
Диплом финалистов-участников межрегионального турнира «Школьный кубок РГУПС по «Что? Где? Когда?» - финала Первого Школьного Чемпионата Ростовской области по «Что? Где? Когда?...
- Мне нравится (1)