Содержание работы практического психолога по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ
методическая разработка по психологии

Работа практического психолога по формированию толерантного отношения к обучающимися с ОВЗ с участниками образовательного процесса является одним из актуальных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы практических психологов по психолого-педагогическому

сопровождению обучающихся с ОВЗ

Вид деятельности/

 формы работы

Содержание работы

Организационно-методический

  1. Создание базы нормативно-правовых документов по вопросу психологического сопровождения детей с ОВЗ.
  2. Создание банка коррекционных программ, диагностического инструментария, адаптированного для диагностики детей с ОВЗ.
  3. Формирование банка данных детей с ОВЗ.
  4. Составление индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
  5. Подготовка рекомендаций для участников образовательного процесса по результатам диагностики.
  6. Участие в организации методических мероприятий по обмену опытом работы в рамках инклюзивного образования.

Диагностический:

  • индивидуальное и  групповое тестирование, анкетирование;
  • посещение уроков, анализ уроков с точки  зрения здоровьесбережения;
  • наблюдение за обучающимися во время образовательной и внеурочной деятельности;
  • изучение истории развития ребенка с ОВЗ;
  • изучение продуктов деятельности  обучающихся с ОВЗ.

Для обучающихся с ОВЗ

1. Изучение в рамках составления индивидуальной программы развития:  

- соотношение уровня интеллектуального развития ребенка и возрастной нормы;

- уровня развития когнитивной сферы;

- особенностей эмоционально-волевой сферы;

- индивидуально-типологические особенности;

- умственной работоспособности и темпа умственной деятельности (оценка ресурсных возможностей ребёнка).        

2. Стартовая и текущая психолого-педагогическая диагностика состояния ребёнка и успешности прохождения им образовательной программы (уровень развития познавательных процессов, интеллектуального развития).

3. Оценка возможностей социальной адаптации в дошкольном коллективе и в образовательном учреждении.

Для обучающихся с нормой развития

  1. Изучение уровня осведомленности о понятиях «инвалидность», «эмпатия», «толерантность»
  2. Выявление отношения к детям с ОВЗ, уровня толерантности

Для педагогов

  1. Анкетирование готовности к работе с ребенком с ОВЗ.
  2. Определение уровня готовности к инновационным технологиям
  3. Определение стиля педагогического взаимодействия с обучающимися.

Для родителей

  1. Изучение стиля семейного воспитания.
  2. Изучение образовательного потенциала семьи.
  3. Степень «травматизации» семьи.Выявление отношения членов семьи к дефекту развития ребенка
  4. Выявление трудностей, с которыми сталкивается семья ребенка с ОВЗ

Консультативный:

  • индивидуальные и  групповые консультации (в очном или дистанционном  формате);
  • организация работы почты доверия;
  • тематические консультации для обучающихся, педагогов и родителей

Для обучающихся

1. Консультирование обучающихся с ОВЗ по выявленным проблемам в обучении, поведении, взаимоотношениях с другими (сверстниками, родителями, педагогами).

2. Тематические консультации по вопросу разрешения конфликтных ситуаций, повышения уровня самооценки обучающихся с ОВЗ.

3.Профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков с ОВЗ.

Для обучающихся с нормой развития

  1. Как понять ребенка с ОВЗ. Индивидуальные особенности – не повод для отвержения.
  2. Как наладить эффективные коммуникации с детьми с ОВЗ
  3. Как справиться со страхом и другими негативными эмоциями при взаимодействии с детьми с ОВЗ

Для педагогов

  1. Выбор индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ОВЗ.
  2. Индивидуальные особенности детей с ОВЗ в зависимости от типа нарушения психофизического развития.
  3.  Методы саморегуляции эмоционального состояния.

Для родителей

1. Вопрос выбора стратегии и стиля воспитания.

2. Развития познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка с ОВЗ.

3. Мотивация активного взаимодействия с общеобразовательным учреждением для повышения эффективности развития личности ребенка с ОВЗ.

Коррекционно-развивающий:

  • практические занятия;
  • коррекционные и развивающие занятия;
  • тренинги;
  • мастер-классы и др.

Для обучающихся с ОВЗ:

1.  Коррекция сенсорных и двигательных недостатков.

2. Коррекция и развитие познавательных функций, обеспечивающих процесс   обучения – восприятия, внимания, памяти, мышления. Развитие воображения.

3. Коррекция эмоционального состояния (снятие нервно-психического напряжения  в период  адаптации к обучению в 1, 5, 10 классах).

4. Формирование коммуникативных навыков, преодоление отчужденности.

5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательной активности, самостоятельности, ответственности, преодоление пассивности).

6. Формирование навыков социального поведения, обеспечивающих адаптацию к школьным условиям (осознание социальной роли ученика, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).

7. Формирование адекватной самооценки и развитие социальных навыков и умений.

Для педагогов

1. Коррекция эмоционального состояния, обучение методам саморегуляции

2. Методы взаимодействия с обучающимся с ОВЗ с учетом его особенностей психофизического развития

Для родителей

1. Обучение методам саморегуляции эмоционального состояния

2. Обучение методам эффективного взаимодействия с ребенком

Просветительско-профилактический:

  • беседы,  час общения,
  • круглые столы,

диспуты

  • классные часы,
  • акции
  • обучающие семинары, педсоветы, выступления;
  • родительские собрания, лектории и др.

Для обучающихся с нормой развития

  1. Стереотипы по отношению к детям с инвалидностью, с ОВЗ
  2. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ. осознание ценности и значимости личности  каждого человека, независимо от особенностей  психического и физического развития.
  3. Формирование у обучающихся эмпатии, сопереживания.

Для обучающихся с ОВЗ

  1. Вера в себя
  2. Возможности людей с инвалидностью
  3. Мои сильные стороны.
  4. Как развивать упорство, силу воли

Для педагогов

  1. Информирование об индивидуальных психологических особенностях детей в зависимости от типа психофизического нарушения развития.
  2. Подходы к пониманию проблем инвалидности (медицинский и социальный
  3. Ознакомления с методами и формами работы, взаимодействия с детьми с ОВЗ.
  4. Участие в организации круглых столов по обмену опытом работы в рамках инклюзивного образования.
  5. Просвещение по вопросу использования интерактивных методов в работе с детьми с ОВС по повышению их самооценки, уверенности в своих силах, создания ситуации успеха.

Для родителей

1. Развивающие возможности семьи.

2. Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка с ОВЗ

3. Как развивать ребенка с ОВЗ. Информирование о значимости систематического проведения коррекционно-развивающих занятий в условиях семьи.

2. Как помочь своему ребенку почувствовать себя счастливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по созданию системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС

Документ создан на основании методических рекомендаци Департамента образования Владимирской области и содержит направления деятельности всех участников образовательного процесса по внедрению   и ...

Презентация Комплексная работа специалистов ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению детей с ЗПР.

Построение системы обучения детей с задержкой психического развития в коррекционных группах ДОУ...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«Организация работы социального педагога при психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ в образовательных организациях»

Сопровождение ребенка (группы детей) с ограниченными возможностями здоровья в образовательном процессе определяется как «целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаю...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...

Как организовать работу психолого-педагогического консилиума с обучающимися ОВЗ

Школы и детские сады обязаны создать психолого-педагогический консилиум (ППк). Это требование установило Минпросвещения в распоряжении от 09.09.2019 № Р-93. Организовать работу консилиума помогут...