Методическая разработка "Радость человеческого общения"
план-конспект занятия по психологии (5 класс)
Формирование представлений учащихся о необходимости общения и его культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
radost_obz_5.docx | 319.94 КБ |
prezentatsiya_5_kl_3_zanyatie_obshchenie.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Раскопина Екатерина Игоревна
2020-2021
учебный год
► сформировать представления обучающихся о необходимости
общения и его культуре, как одном из условий эффективного общения;
► развивать способность детей общаться с людьми разного возраста;
► воспитывать у ребят культуру общения.
► раскрыть содержание понятия «общение»;
► познакомить со способами общения;
► закрепить навыки бесконфликтного общения;
► обучить анализу различных ситуаций при общении;
► расширить понятия о правилах общения.
• беседа с элементами обсуждения,
• игры.
► высказывания известных людей:
• «Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком»
(А. де Сент-Экзюпери),
• «Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми»
(А. Пьерон),
• «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё сильнее»
(Ф. де Ларошфуко);
►компьютерная презентация.
> компьютер,
> мяч,
> стулья по количеству детей,
> карточки с пословицами.
1. Приветствие учителя и игра-активатор «Общение руками».
2. Дискуссия «Способы общения».
3. Упражнение «Расшифруй слово».
4. Игра «Леди и джентльмены».
5. Игра «Разговор через стекло».
6. Конкурс «Пословицы».
7. Игра «Давайте говорить друг другу комплименты».
8. Упражнение «Выбор качеств».
9. Упражнение «Светофор».
Сегодня тема нашего занятия –
«Радость человеческого общения».
Мы должны с вами познакомиться с различными способами общения, обучиться основам эффективного и безопасного общения. Чтобы вы быстро настроились на разговор, я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру «Общение руками».
Сейчас вам нужно разбиться на пары, встать друг напротив друга, взяться за руки и закрыть глаза. По моей команде, но только при помощи рук (без слов) надо поздороваться, попрощаться, поссориться, помириться, потанцевать.
(Давать команду на смену действий необходимо, ориентируясь на учеников. Поскольку игра может оказаться довольно забавной, на каждое действие, возможно, понадобится не менее минуты).
Спасибо, вы отлично всё делали и без слов.
А теперь скажите, как одним словом можно назвать то, что мы с вами сейчас делали?
Верно, это называется общением.
Мы с вами, живя в мире людей, ежедневно вступаем в разнообразные контакты друг с другом. И эти контакты между людьми и имеют в виду,
когда говорят об общении.
Общение — это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или же взаимодействуют в практической деятельности.
Давайте подумаем, а какими способами, используя какие средства, люди общаются друг с другом?
Я не говорю о телефоне или радио, я имею в виду, с помощью каких действий люди выражают свои мысли и настроение?
Какие есть мнения на этот счёт?
Молодцы, вы назвали много разных способов общения. Я только внесу дополнения в ваш список.
вербальные (словесные) невербальные (несловесные)
►устная речь ►интонация
►письменная речь ►взгляды
►выражение лица (мимика)
►жесты
►позы
Участники выполняют работу самостоятельно, объединившись в небольшие группы (по два человека). Каждая группа расшифровывает только одну букву. По окончании работы дети обсуждают результаты исследования и объясняют свой выбор.
О - объединение, открытость;
Б - близость, безопасность;
Щ - щедрость;
Е - единение, единомыслие;
Н - необходимость;
И - искренность, истина…
Сядьте на стулья по кругу. По моей команде все закроют глаза и поменяются местами с кем-то, кто сидит напротив вас. Выберите мысленно одного из них, не давая ему сигналов, что вы выбрали именно его. Запомните, где он сидит. Итак, закройте глаза, пошли.
Разбиваемся на пары. Я предложу задание первым номерам (без слов попросить учебник иностранного языка) и вторым номерам (выяснить у первых задание по математике). Задания друг друга вы не знаете. Ваша задача договориться между собой так, словно между вами находится толстое стекло, через которое вы не можете слышать друг друга.
Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно из этих карточек составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.
- В добрый час молвить, в худой - промолчать.
- Слово не воробей - вылетит, не поймаешь.
- Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь.
- Доброе слово железные ворота отопрет.
- Долго думал, да хорошо сказал.
- Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
- Красно поле пшеном, а беседа умом.
- Кстати промолчать, что большое слово сказать.
- Лишнее говорить, себе вредить.
- Складно бает, да дела не знает.
- На великое дело - великое слово.
- Выпустил словечко - не догонишь и на крылечке.
Ребята, помните песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»?
Каждый из нас знает, как от комплиментов улучшается настроение, повышается жизненный и творческий тонус, приобретается уверенность в собственных силах. Давайте говорить друг другу комплименты!
Но не банальные, «дежурные», а искренние.
Все становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом тот, кто посылает мяч, говорит комплимент тому, кому мяч адресуется. Принимая лестный отзыв, нужно поблагодарить предыдущего участника и продолжить игру. И еще одно правило игры – комплимент повторять нельзя.
На компьютере выписаны качества человека, помогающие его общению и усложняющие его - доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, честность. Обучающиеся должны выбрать те качества, которые способствуют приятному и хорошему общению.
Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?
Ребята, в ходе классного часа мы пытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять и найти общий язык в общении друг с другом.
Естественно, сразу нельзя достичь идеальных отношений, этому человек учится на протяжении всей жизни.
Знаменитый американский писатель Дейл Карнеги (автор самой известной теории общения) предложил шесть способов, как расположить к себе людей:
► проявляйте искренний интерес к другим людям;
► улыбайтесь;
► помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи;
► будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе;
► ведите разговор в круге интересов вашего собеседника, давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне;
► и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.
Песня «Давайте, друзья, всегда друг другу желать добра»
(перед началом классного часа раздать листочки с текстом песни).
А теперь я предлагаю вам оценить наш классный час и нашу с вами работу цветограммой с помощью цветных жетонов:
- был активен, смог проявить свои способности;
- проявил себя не в полной мере, так как
не стремился к этому;
- совсем не проявил себя.
Молодцы, ребята, – вы очень хорошо поработали!
До новых встреч!
- Аджиева Е.М., Байкова Л.А. и др. Сценарии 50 классных часов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 1999. - 160 с.
- Сгибнева Е.П. Классные часы в средней школе. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 160 с. – (Методика).
- Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.
- Монина Г.Б. Учимся дружить и понимать друг друга» - газета «Первое сентября» № 6, 2006.
- Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. О.Н. Рудякова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 151 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Радость человеческого общения». Нет на Земле большей роскоши, чем роскошь общения. Подготовила: п едагог-психолог ГБОУ школы № 663 Московского района Раскопина Е.И.
►с формировать представления обучающихся о необходимости общения и его культуре как одном из условий эффективного общения; ► развивать способность детей общаться с людьми разного возраста; ► воспитывать у школьников культуру общения . Цель занятия:
ЗАДАЧИ занятия: ♦ раскрыть содержание понятия «общения»; ♦ познакомить со способами общения; ♦ закрепить навыки бесконфликтного общения; ♦ обучить анализу различных ситуаций при общении; ♦ расширить понятия о правилах общения.
« Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком », — А. де Сент-Экзюпери .
« Ребёнок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться стать человеком в общении с людьми », — А. Пьерон .
« Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается ещё сильнее », — Ф. де Ларошфуко.
Игра «Общение руками».
Дискуссия «Способы общения» .
«Способы общения». Вербальные (словесные) - устная речь - письменная речь Невербальные (несловесные) и нтонация - взгляды - выражение лица ( мимика ) - жесты - позы
Упражнение «Расшифруй слово!»
О Б Щ Е Н И Е объединение, открытость близость, благородство щедрость единение, единомыслие необходимость искренность, истина
Игра «Леди и джентльмены».
Игра «Разговор через стекло».
Конкурс «Пословицы».
Игра «Давайте говорить друг другу комплименты!»
Упражнение «Выбор качеств».
доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, честность. Качества человека:
доброта, открытость, внимание, душевность, тактичность, искренность, порядочность, честность. Качества человека:
А мериканский писатель Дейл Карнеги (автор самой известной теории общения) предложил шесть способов расположения к себе людей: ► проявляйте искренний интерес к другим людям; ► улыбайтесь; ► помните, что для человека звук его имени - самый сладкий и самый важный звук человеческой речи; ► будьте хорошим слушателем, поощряйте других рассказывать вам о себе; ► ведите разговор в круге интересов вашего собеседника, давайте людям почувствовать их значительность и делайте это искренне; ► и, если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.
Упражнение «Светофор».
Спасибо за общение!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роскошь человеческого общения
Материал содержит: сценарий, презентацию разработаные для 8-х классов. В презентации есть гиперссылки на аудио, видео записи и фотографии.Цели:•...
Роскошь человеческого общения"
занятие для учащихся 4-5 класса по развитию навыков общения с использованием элементов тренинга....
Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....
Классный час "Роскошь и нищета человеческого общения"
Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов....
Классный час для 6 класса "Роскошь человеческого общения"
Разработка классного часа "Роскошь человеческого общения"...
Тепло человеческого общения самопознание 7 класс
Класс: 7Урок: № 9Тема: Тепло человеческого общенияЦель: углубить представления учащихся о культуре общения.Задачи:- расширение знаний о правилах этикета;- развитие умения строить позитивные отношения ...
Урок-тренинг "Радость человеческого общения"
Занятие с элементами тренинга...