Роскошь человеческого общения
презентация урока для интерактивной доски (8 класс) по теме
Материал содержит: сценарий, презентацию разработаные для 8-х классов. В презентации есть гиперссылки на аудио, видео записи и фотографии.
Цели:
• познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, и культуре общения.
• установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой,
• воспитывать любовь и уважение к родному языку,
• формировать навыки речевого общения.
• расширить знания учащихся об общении с людьми и самим собой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roskosh.ppt | 2.28 МБ |
kch_roskosh_chelovecheskogo_obshcheniya.docx | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Классный час «Роскошь человеческого общения».
Цели:
• познакомить учащихся с основными требованиями к культуре речи, и культуре общения.
• установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой,
• воспитывать любовь и уважение к родному языку,
• формировать навыки речевого общения.
• расширить знания учащихся об общении с людьми и самим собой.
Ход классного часа.
Здравствуйте, уважаемые гости и воспитанницы! Мы рады приветствовать вас в нашем классе. Я начинаю наш классный час - дискуссию. Тема дискуссии – общение.
- Как вы думаете, что такое общение?(совместная деятельность, обмен информацией, эмоциональный контакт)
- Какое общение может быть?(деловое, личностное)
- Для чего мы общаемся?
- Если общение это обмен информацией, то общаетесь ли вы, когда смотрите телевизор? (нет)
Итак, «общение» - это взаимодействие двух или нескольких человек, которые обмениваются информацией или занимаются какой-либо практической деятельностью. Можно сказать, что общение с другими людьми - «обработка людей людьми». А можно ли сказать, что общение с самим собой - «обработка человеком самого себя». Известный философ Л. Фейербах говорил: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, без всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве».
Общение - это не только взаимоотношения, контакт между людьми, , но это и главное условие и способ существования и развития людей. «Чем многообразнее и гармоничнее развит человек, тем более готов он к счастью. Для него мир богат, увлекателен, а главное - добр и открыт. Он похож на дом друзей: что хочешь - возьми, что ценишь - отдай. А для человека узкого, ограниченного мир как огромный город в совершенно незнакомой стране. Все улицы открыты, а идти по ним страшно, ибо неизвестно, куда ведут. И спросить некого - не знаешь языка...»
Люди всегда задумывались о сути общения. Давайте обсудим высказывания:
«Есть только одна подлинная ценность - это связь человека с человеком».
«Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения».
Антуан-де-Сент Экзюпери
«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще сильнее»
Ф. де Ларошфуко
«В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и душа, и одежда, и мысли»
А. П. Чехов
-На каком из изречений вы хотели бы остановиться? Обоснуйте свой выбор.
Что необходимо человеку, чтобы овладеть искусством общения? Культура общения начинается с овладения родным языком. Задумывались ли вы над тем, что означает слово «язык»?
Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и понимаете, что написано. С помощью слов, устно или письменно, человек выражает свои мысли, передает их другим. И это происходит благодаря языку. Так что же такое язык? Давайте послушаем притчу.
«Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее угощение. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строят города, развивается культура народов. При помощи языка люди могут объясняться друг с другом и решать различные вопросы, просить и приветствовать, мириться и давать, получать и выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги и выражать ласку, радость, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может в нашу жизнь принести горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»
Так что же такое язык?
Язык - это инструмент, им необходимо хорошо владеть. По манере говорить - интонации, тембру голоса, набору слов и построению фраз мы судим о человеке и таким образом общаемся.
Родной язык - это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем: Это ещё и музыка, источник эстетического наслаждения: золотой ключик к познанию истории, народной мудрости".
Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи. Воспитанницы постарались подготовить для нас самые интересные из них.
О русском слове написано немало стихотворений.
Давайте послушаем стихотворение Д. Смелякова о русском языке.(видеоролик)
Воспитанницы также подготовили для нас стихотворения о русском слове.
СЕРГЕЙ СКАЧКО
ЯЗЫК
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,
Суров и нежен, многолик ,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский ,
Старайся глубину постичь!
Евгений Винокуров.
Мне нравится обыденная речь.
Слова простые: хлеб, вода, поленья…
Я те слова хотел бы уберечь
От непреодолимого забвенья!
Я был от верной гибели спасен…
…В словах высоких, знаю, мало проку.
Но славьтесь те, что слышал я сквозь сон:
-Спадает жар. Он спит. Ну, слава Богу!
Наполни сердце музыкою слова…
А если ты пока не так речист,
Тогда скажи от сердца, не сурово,
Чья- то душа откроется, простит.
В простых словах есть тоже обаянье,
Когда они с улыбкою в глазах.
Когда они – души твоей сиянье,
Тогда и чувства – в песнях и стихах.
Итак, мы поняли, что для овладения искусством общения необходимо изучать родной язык.
Бывает, мы слышим сквернословие. Некоторые считают, что ругаться матом - это вполне нормально, потому что ругаются практически все.
А.С.Макаренко писал: "Матерное слово есть неприкрашенная, мелкая гадость, признак дикой, самой первобытной культуры, циничное, наглое хулиганское отрицание нашего пути к глубокой и действительной человеческой красоте:"
А вы знаете, откуда появилось выражение «ругается как сапожник»? В царской России аристократы никогда не позволяли себе использовать нецензурную лексику, это считалось дурным тоном. Сквернословить могли только люди низшего сословия.
Так в чем же суть культуры общения?
Давайте попробуем разобраться. Имеет ли общение свои функции? Каковы эти функции?
- обмен информацией,
- побуждение (к действию, поступку, мысли и т.д.),
- ответную реакцию.
При каком условии все функции будут в ладу друг с другом? Если есть налаженный контакт, доброжелательный тон. Другими словами, эффект общения зависит и от формы, и от содержания. Мы можем сделать вывод о том, что культура общения — это гуманный подход к другому человеку. В чем суть такого подхода?
- доброжелательность
- спорь, да не вздорь;
- не ищи виноватого;
- помни, что категоричность раздражает партнера;
- чувство юмора укрепляет общение.
- начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.
- прежде чем критиковать другого, скажите о собственных ошибках.
- делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.
- для человека нет более приятного звука, чем звук собственного имени.
Помните об этих правилах, и тогда общение станет соприкосновением душ, и вы почувствуете всю роскошь и радость общения, не погрязнете в его нищете.
Давайте обсудим высказывания:
«Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантами.»
Д. Леббек
«Покуда человек не говорит, неведом дар его, порок сокрыт» .
Саади
«Ничего не начинай во гневе! Глуп то, кто во время бури садится на корабль.»
И. Гауг
«Красноречие — украшение для человека» .
Гораций
«Когда суть дела продумана заранее, слава последует без затруднений».
Гораций
-На каком из изречений вы хотели бы остановиться? Обоснуйте свой выбор.
Подводя итог нашего классного часа, давайте определим понятие и правила культуры общения.
Итак , мы можем сделать вывод: Культура общения — это усвоенная привычка гуманного подхода к другому человеку, лежащая в основе нравственной установки при контакте с людьми.
Заключительное слово.
Недаром русский народ сложил так много пословиц о речи:
• Красна птица пером, а речь - словом.
• Красно поле пшеном, а речь - слушанием.
• Хорошие речи и слушать приятно.
• С умным разговориться, что меду напиться.
• Ласковое слово многих прельщает.
• Есть словко, как мед сладко, а есть словко, как полынь горько.
Ученик читает стихотворение С. Острового:
К словам привыкаешь день ото дня.
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
Извини меня! -
Это значит:
Исключи меня из вины!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово
тебе
сотворит
добро.
Всем спасибо за внимание.
Использованная литература.
1. Бессмертный А. Учим правила и орфограммы, а русский язык "уходит", подобно Аральскому морю// Учительская газета.1991.№ 49.
2. Корчагина Л.М. Развитие речи и культура общения//Русский язык в школе, 2002. №1. С.33-36.
3. Петрова Н. Спасти детей// Воспитание школьников. 1994.№2 С.20-24.
4. Чуковский К.И. Живой как жизнь// Собрание сочинений в 2 т. М., 1990.
5. ГримакЛ.П. Общение с собой. М., 1991.
6. Игры - обучение, тренинг, досуг.../ Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1994.
7. Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994.
9. Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург. 1997.
10. КриулинаА.А. Психология общения. Курск, 1993.
11. Мудрик А.В. Общение школьников. М., 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роскошь человеческого общения"
занятие для учащихся 4-5 класса по развитию навыков общения с использованием элементов тренинга....
Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....
Классный час для 6 класса "Роскошь человеческого общения"
Разработка классного часа "Роскошь человеческого общения"...
"Роскошь человеческого общения"
Сценарий внеклассного мероприятия из цикла "Разговор о важном"...
Классный час "Роскошь человеческого общения"
Цель :· создание условий для формирования у обучаю...
Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"
Сценарий классного часа содержит материалы о культуре общения, о правилах ведения беседы....
Эссе на тему «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Эссе на тему "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения"....