Роскошь человеческого общения"
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме
занятие для учащихся 4-5 класса по развитию навыков общения с использованием элементов тренинга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konkurs.doc..doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роскошь человеческого общения»
Конспект занятия по программе внеурочной деятельности
«Счастье жить в ладу с собой и миром»
для учащихся начальной школы
Разработала педагог-психолог МБОУ Зареченской СОШ
Лисова С.В.
Занятие входит в систему программы внеурочной деятельности по формированию социальных компетнтностей учащихся , является первым занятием в блоке «Счастье жить среди людей».
Цели занятия:
- Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях ;
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.
Задачи:
- Создать благоприятные условия для работы группы;
- С помощью игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки и умения;
- Развивать умение вступать в контакты на разных уровнях;
- Способствовать закреплению навыков самоанализа;
- Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения;
- Расширить представления о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.
Предполагаемый результат.
- Сформированность навыков адекватного конструктивного поведения;
- Развитие навыков доброжелательного общения на разных уровнях;
- Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности;
- Формирование адекватной самооценки.
Оборудование: пластилин, фломастеры, листы ватмана, карандаши, клей, бланки вопросов, музыкальное оформление, цветки с неоконченными предложениями по числу участников.
время | ||
Разминка | Игра-энергизатор «Я-самый…» | 2 мин |
Упр. «Волшебный сундучок» | 3 мин | |
Основная часть | Упр 1. «Мы-разные…» | 5 мин |
Упр.2 «Общение- это» | 3 +5мин | |
Продолжение упр.1 | 5 мин | |
Упр.3 «Восточный базар» | 7-10 мин | |
Упр.4 «Стиральная машина» | 5 мин | |
Упр.5 «энтэвэшники» | 10+5 мин | |
Рефлексия | Поляна впечатлений | 3 мин |
Заключение | Прощание |
Ход занятия.
Приветствие ведущего
-Разминка Игра-энергизатор «Я-самый…»
Ведущий: Я буду называть качества, а вы мне -громко отвечать :
-Кто сегодня самый смелый?
-Кто сегодня самый веселый?
-Кто сегодня самый умный?
-Кто сегодня самый шумный?
- Игра «Волшебный сундучок» (распределение по группам) У нас здесь волшебный сундучок, который делится своими секретами только с самыми смекалистыми.
Ребята по очереди достают из сундучка разноцветные листочки бумаги с фрагментами высказываний. Задача - составить текст высказывания, прочесть вслух. Ребята садятся за столы , промаркированные по цветам. (Приложение 1)
Основная часть
Упр 1. «Мы –разные…» работа с пластилином
Ребята работают в парах, каждая пара получает по кусочку пластилина и задание вылепить одно и то же животное, один в паре лепит переднюю часть, второй- заднюю. Работают далее -не совещаясь Время выполнения работы3 – 5 мин.Затем соединяют получившиеся половинки.
Обсуждение- У всех ли получилось так, как задумали? Если нет, то почему?
( привести к выводу, что помешало отсутствие общения)
Упр 2. Общение-это … Мозговой штурм (можно тихо включить музыку)
Ребятам раздаются листы ватмана и маркеры. Задача-
а) выписать все слова, которые ассоциируются со словом общение ( как можно больше)
б) ответить на вопрос- Что такое общение?
Обсуждение. Каждая группа называет, сколько слов –ассоциаций удалось записать, дает свое определение.
Ведущий подводит итог: Итак, общение-это установление и развитие контактов между людьми.
Продолжение упр1. Давайте теперь попробуем поправить наши фигурки –каждый работает со своей половинкой, но теперь мы можем советоваться, сравнивать. Каким получился результат?
( демонстрация работ, выводы ребят).
Упр 3. «Восточный базар» ( из книги: М.Кипнис «59 лучших игр и упражнений для развития коммуникаций»).
Ведущий: Вспомните картину восточного базара. Какие ассоциации возникают? ( ребята называют: толпы людей, горы фруктов, пряностей, тканей, шум…)
Базары бывают разные, но везде это-символ общения, деятельности, активной жизни. И сейчас мы с вами попробуем побывать на восточном базаре.
Каждый получает лист бумаги и карандаш. Сложите лист пополам, разорвите по линии сгиба, каждую часть еще раз сложите пополам и разорвите, …У вас получилось 4(8) листочка. На каждом из них вам нужно разборчиво написать свое имя и фамилию. Теперь сложите каждый листочек текстом внутрь несколько раз. Сложите все листочки в кучку в центре класса.
Ведущий тщательно перемешивает листочки.
Теперь каждый берет 4 (8)любых листочка. Вы должны обменять их на листочки со своим именем. Побеждает тот, кто первым соберет все листочки со своим именем. Можно меняться, уговаривать, торговаться, нельзя -отнимать, быть невежливым. Начали! Базар работает только 5 минут!
Игра заканчивается, когда 3 первых участника сдадут свои листочки ведущему, объявляются победители.
Упр 4. «Стиральная машинка»
Ведущий: Разбейтесь на пары. А сейчас я прощу вас встать в две шеренги лицом друг к другу- это «стиральная машинка». Один из последней пары встает впереди шеренги лицом к ребятам, второй из его пары- в другой конец шеренги напротив – это «сушилка». Участник начинает двигаться вдоль шеренги к ее концу, причем ребята в это время касаются его, поглаживая. Последний -сушилка – обнимает (сушит). На их место встает следующая пара и т.д.
Упр 5. «НТВ-шники» перед началом игры – разбивка на команды: предлагается выйти вперед ребятам, которые считают себя лидерами, они выбирают по одному партнеру, следующий участник команды выбирает из оставшихся ребят партнера и т.д., пока все ребята не разберутся на команды.
Ведущий: Итак, мы играем в журналистов. У вас на столах лежат листы с вопросами. Ваша задача- за 10 минут найти ответы на все вопросы. Задача лидера: распределить, кто на какие вопросы будет искать ответы, записать полученные ответы на бланки…(Приложение 2)
(можно тихо включить музыку)
Готовые бланки с записанными на них ответами сдаются ведущему.
Обсуждение:
-на какие вопросы было легче найти ответы, какие оказались трудными?
-интересно ли было искать ответы на вопросы?
-трудно ли было общаться с незнакомыми людьми?
-Удалось ли лидеру команды правильно организовать работу?
Рефлексия
Давайте поделимся впечатлениями от сегодняшней встречи. На доске у нас -зеленая поляна. У вас на столах –цветы , , на лепестках которых написано начало фраз: - «мне понравилось…», «Хотелось бы еще…» «мне было трудно…», « я узнал(а)…». Закончите эти предложения, раскрасьте сердцевинки в тот цвет, который подходит к вашему настроению сейчас и приклейте их к цветкам по а потом прикрепите цветы на лист-поляну.
Заключение: Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась!
Всем спасибо за труд и приятное общение!
Приложение 1
Заговори, чтобы я тебя увидел
Сократ
Все великие события начинаются с общения
Скилеф
Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения
Антуан де Сент-Экзюпери
Говорить не думая – все равно что стрелять не целясь
Мигель де Сервантес
Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого
Петр I
Умен ты, или глуп, велик ты, или мал не знаем мы, пока ты слова не сказал
Саади
Приложение 2
Бланк вопросов
- Сколько всего стульев в этом классе?__________________
- В каком городе родилась Саша Доронкина ?_____________
- Любимая футбольная команда Ильи Робей.____________
- Сколько карманов на куртке Саши Бубнова?___________
- Любимая игрушка Наташи Пяткиной?_________________
- Какое любимое блюдо у Любови Николаевны?___________
- В каких населенных пунктах живут присутствующие здесь взрослые?_________________________________________
- Сколько присутствующих в классе живут в Заречном на улице Парковой?___________________________________
- Любимая телепередача Сережи Воробьева?_____________
- У скольких из присутствующих здесь есть кошки?_______________
Приложение 3
Цветок для рефлексии
(Сердцевинка раскрашивается по цвету настроения)
я узнал(а)…
мне понравилось…
мне было трудно…
Хотелось бы еще...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роскошь человеческого общения
Материал содержит: сценарий, презентацию разработаные для 8-х классов. В презентации есть гиперссылки на аудио, видео записи и фотографии.Цели:•...
Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.
Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....
Классный час для 6 класса "Роскошь человеческого общения"
Разработка классного часа "Роскошь человеческого общения"...
"Роскошь человеческого общения"
Сценарий внеклассного мероприятия из цикла "Разговор о важном"...
Классный час "Роскошь человеческого общения"
Цель :· создание условий для формирования у обучаю...
Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"
Сценарий классного часа содержит материалы о культуре общения, о правилах ведения беседы....
Эссе на тему «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)
Эссе на тему "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения"....