Роскошь человеческого общения"
методическая разработка по психологии (5 класс) по теме

Лисова Светлана Владимировна

занятие для учащихся 4-5 класса по развитию навыков общения с использованием элементов тренинга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_konkurs.doc..doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роскошь человеческого общения»

Конспект  занятия по программе внеурочной деятельности

 «Счастье жить в ладу с собой и миром»

для учащихся начальной школы

Разработала педагог-психолог МБОУ Зареченской СОШ

Лисова С.В.

Занятие входит в систему программы внеурочной деятельности по формированию социальных компетнтностей учащихся , является первым занятием в блоке «Счастье жить среди людей».

Цели занятия:

  1. Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях ;
  2. Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  3. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

Задачи: 

  1. Создать благоприятные условия для работы группы;
  2. С помощью игрового взаимодействия совершенствовать коммуникативные навыки и умения;
  3. Развивать умение вступать в контакты на разных уровнях;
  4. Способствовать закреплению навыков самоанализа;
  5. Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих процессу самовыражения;
  6. Расширить представления о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения.

Предполагаемый результат.

  1. Сформированность навыков адекватного конструктивного поведения;
  2. Развитие навыков доброжелательного общения на разных уровнях;
  3. Уменьшение факторов, приводящих к чрезмерному напряжению и тревожности;
  4.  Формирование адекватной самооценки.

Оборудование: пластилин, фломастеры, листы ватмана, карандаши, клей, бланки вопросов, музыкальное оформление, цветки с  неоконченными предложениями по числу участников.

время

Разминка

Игра-энергизатор «Я-самый…»

2 мин

Упр. «Волшебный сундучок»

3 мин

Основная часть

Упр 1. «Мы-разные…»

5 мин

Упр.2 «Общение- это»

3 +5мин

Продолжение упр.1

5 мин

Упр.3 «Восточный базар»

7-10 мин

Упр.4 «Стиральная машина»

5 мин

Упр.5 «энтэвэшники»

10+5 мин

Рефлексия

Поляна впечатлений

3 мин

Заключение

Прощание

Ход занятия.

Приветствие  ведущего

-Разминка   Игра-энергизатор «Я-самый…»

Ведущий:  Я буду называть качества, а вы мне -громко отвечать :

-Кто сегодня самый смелый?

-Кто сегодня самый веселый?

-Кто сегодня самый умный?

-Кто сегодня самый шумный?

- Игра «Волшебный сундучок» (распределение по группам) У нас здесь волшебный сундучок, который делится своими секретами только с самыми  смекалистыми.

Ребята по очереди достают из сундучка разноцветные листочки бумаги с фрагментами высказываний. Задача - составить текст высказывания, прочесть вслух. Ребята садятся за столы , промаркированные по цветам. (Приложение 1)

 Основная часть

Упр 1. «Мы –разные…»  работа с пластилином

Ребята работают в парах, каждая пара получает по кусочку пластилина и задание вылепить одно и то же животное, один в паре лепит переднюю часть, второй- заднюю. Работают далее -не совещаясь  Время выполнения работы3 – 5 мин.Затем соединяют получившиеся половинки.

Обсуждение- У всех ли получилось так, как задумали? Если нет, то почему?

( привести к выводу, что помешало отсутствие общения)

Упр 2. Общение-это …  Мозговой штурм  (можно тихо включить музыку)

Ребятам раздаются листы ватмана и маркеры. Задача-

а) выписать все слова, которые ассоциируются со словом общение ( как можно больше)

б) ответить на вопрос- Что такое общение?

Обсуждение. Каждая группа называет, сколько слов –ассоциаций удалось записать, дает свое определение.

Ведущий подводит итог: Итак, общение-это установление и развитие контактов между людьми.

Продолжение упр1. Давайте теперь попробуем  поправить наши фигурки –каждый работает со своей половинкой, но теперь мы можем советоваться, сравнивать.  Каким получился результат?  

( демонстрация работ, выводы ребят).

Упр 3. «Восточный базар» ( из книги: М.Кипнис «59 лучших игр и упражнений для развития коммуникаций»).

Ведущий: Вспомните картину восточного базара. Какие ассоциации возникают? ( ребята называют: толпы людей, горы фруктов, пряностей, тканей, шум…)

Базары бывают разные, но везде это-символ общения, деятельности, активной жизни. И сейчас мы с вами попробуем побывать на восточном базаре.

Каждый получает  лист бумаги и карандаш. Сложите лист пополам, разорвите по линии сгиба, каждую часть еще раз сложите пополам и разорвите, …У вас получилось  4(8) листочка. На каждом из них вам нужно разборчиво написать свое имя и фамилию. Теперь сложите каждый листочек текстом внутрь несколько раз. Сложите все листочки в кучку в центре класса.

Ведущий тщательно перемешивает листочки.

Теперь каждый берет 4 (8)любых листочка. Вы  должны обменять их на листочки со своим именем. Побеждает тот, кто первым соберет все листочки со своим именем. Можно меняться, уговаривать, торговаться,  нельзя -отнимать, быть невежливым.  Начали! Базар работает только 5 минут!

Игра заканчивается, когда 3 первых участника сдадут свои листочки ведущему, объявляются победители.

Упр 4. «Стиральная машинка»

 Ведущий:  Разбейтесь на пары. А сейчас я  прощу  вас  встать в две шеренги лицом друг к другу- это «стиральная машинка». Один из последней пары встает впереди шеренги лицом к ребятам, второй из его пары- в другой конец шеренги напротив – это «сушилка». Участник начинает двигаться вдоль шеренги к ее концу, причем ребята в это время касаются его, поглаживая. Последний -сушилка – обнимает (сушит). На их место встает следующая пара и т.д.

Упр 5. «НТВ-шники»  перед началом игры – разбивка на команды: предлагается выйти вперед ребятам, которые считают себя лидерами, они выбирают по одному партнеру, следующий участник команды выбирает из оставшихся ребят партнера и т.д., пока все ребята не разберутся на команды.

Ведущий: Итак, мы играем в журналистов. У вас на столах лежат листы с вопросами. Ваша  задача- за 10 минут найти ответы на все вопросы. Задача лидера: распределить, кто на какие вопросы будет искать ответы, записать полученные ответы на бланки…(Приложение 2)

 (можно тихо включить музыку)

Готовые бланки с записанными на них ответами сдаются ведущему.

Обсуждение:

-на какие  вопросы было легче найти ответы, какие оказались трудными?

-интересно ли было искать ответы на вопросы?

-трудно ли было общаться с незнакомыми людьми?

-Удалось ли лидеру команды правильно организовать работу?

Рефлексия

Давайте поделимся впечатлениями от  сегодняшней встречи. На доске у нас -зеленая поляна. У вас на столах –цветы , , на лепестках которых написано начало фраз: - «мне понравилось…», «Хотелось бы еще…» «мне было трудно…», « я узнал(а)…». Закончите эти предложения, раскрасьте сердцевинки в тот цвет, который подходит к вашему настроению сейчас и приклейте их к цветкам по   а потом прикрепите цветы на лист-поляну.

Заключение: Посмотрите, какая красивая поляна у нас получилась!

Всем спасибо за труд и приятное общение!

   

Приложение 1

Заговори, чтобы я тебя увидел

                                                                                                       Сократ

Все великие события начинаются с общения

Скилеф

Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения

Антуан де Сент-Экзюпери

Говорить не думая – все равно что стрелять не целясь

Мигель де Сервантес

Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, чтобы дурь видна была каждого

Петр I

Умен ты, или  глуп, велик ты, или мал не знаем мы, пока ты слова не сказал

Саади

Приложение 2

Бланк вопросов

  1. Сколько всего  стульев в  этом классе?__________________
  2. В каком городе родилась Саша Доронкина ?_____________
  3. Любимая футбольная  команда Ильи Робей.____________
  4. Сколько карманов на куртке Саши Бубнова?___________
  5. Любимая игрушка Наташи Пяткиной?_________________
  6. Какое любимое блюдо у Любови Николаевны?___________
  7. В каких населенных пунктах живут присутствующие здесь взрослые?_________________________________________
  8. Сколько присутствующих в классе живут в Заречном на улице Парковой?___________________________________
  9. Любимая телепередача Сережи Воробьева?_____________
  10.  У скольких из присутствующих здесь есть кошки?_______________

Приложение 3

Цветок для рефлексии

(Сердцевинка раскрашивается по цвету настроения)

я узнал(а)…

мне понравилось…

мне было трудно…

Хотелось бы еще...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роскошь человеческого общения

Материал содержит: сценарий, презентацию разработаные для 8-х классов. В презентации есть гиперссылки на аудио, видео записи и фотографии.Цели:•...

Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения.

Никогда никого не упрекайте ни в чем. Правда, говорящему нередко кажется, что он не упрекает, а высказывает справедливые замечания....

Классный час для 6 класса "Роскошь человеческого общения"

Разработка классного часа "Роскошь человеческого общения"...

"Роскошь человеческого общения"

Сценарий внеклассного мероприятия из цикла "Разговор о важном"...

Классный час "Роскошь человеческого общения"

Цель  :·                         создание условий для формирования у обучаю...

Классный час на тему: "Самая большая роскошь на земле - роскошь человеческого общения"

Сценарий классного часа содержит материалы о культуре   общения, о правилах ведения беседы....

Эссе на тему «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения» (Антуан де Сент-Экзюпери)

Эссе на тему "Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения"....