Характеристика профессиональной деятельности.
учебно-методический материал по психологии
характеритика профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
harakteristika_prof.deyatelnosti.docx | 78.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Верхнежиримская средняя общеобразовательная школа»
Характеристика профессиональной деятельности
педагога-психолога
Поповой Татьяны Андреевны.
С.Верхний-Жирим
Содержание.
- Сведения о профессиональной деятельности....................................стр. 3
- Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений................................................................стр. 3
- Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования» .........................................стр. 4.
- Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности...........................................................................................стр. 9
- Перечень разработанных локальных и методических документов, программ, публикации, проектов ………………………......…….... стр.12
- Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последние 3 года…………………………………………………………………. стр. 15
- Сведения о профессиональной деятельности.
1. Попова Татьяна Андреевна.
2. Дата рождения: 10.10.1992 г.
3. Образование: высшее
2019 г., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова». Профессиональная переподготовка: Практическая психология в сфере образования.
4. Общий трудовой стаж: 1.5 года
5. Стаж педагогической работы: 1,5 года.
6. Стаж работы в данной должности: 1,5 года.
7. Квалификационная категория – не имею
8. Повышение квалификации
1). Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова». 2019 г. 16 часов.
- «Современные технологии профориентационной работы»
2). Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Республики Бурятия «Бурятский республиканский институт образовательной политики» 32ч. 2020 год.
- «Инклюзивное образование обучающихся с ОВЗ в современных условиях»
- Сведения об особенностях организации и об особенностях субъектов образовательных отношений.
Полное наименование Организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Верхнежиримская средняя общеобразовательная школа»
Сокращенное наименование Организации: МБОУ «Верхнежиримская СОШ»
Юридический адрес учреждения: 671111 Республика Бурятия, Тарбагатайский район, с.Верхний-Жирим, ул.Советская 10.
Контактный телефон: 8(30146)57323
Электронный адрес: vzirim@yandex.ru
Директор: Котляревская Елена Леонтьевна
Продолжительность учебной недели: 5-ти дневная учебная неделя.
форма обучения: очная.
Работаю в должности педагога – психолога в МБОУ «Верхнежиримская СОШ» с 2019 года.
Профессиональная деятельность психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом. Она становится конкретной и измеримой, что очень важно.
Введение ФГОС основного общего образования предъявляет новые требования не только к содержанию, но и к организационной структуре психологического сопровождения образовательного процесса, что исходит из задач, решаемых психологом на каждом этапе психологического сопровождения образовательного процесса.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно - образовательного процесса в школе, по созданию социально-психологических условий для полноценного проживания, успешного обучения и развития учащихся.
Объектом психологического сопровождения выступает обучение и психологическое развитие ребенка в ситуации взаимодействия, предметом — социально-психологические условия успешного обучения и развития ребенка.
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает: систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития в процессе обучения, создание социально-психологических условий для развития личности детей их успешного обучения и развития, создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.
- Сведения о цели, задачах и основных направлениях профессиональной деятельности в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог в сфере образования»
Основная цель вида профессиональной деятельности: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Задачи:
• создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
• анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.
• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
• сопровождение процесса адаптации учащихся к средней школе;
- оказание психолого-педагогической помощи лицам с
ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ.
Моя работа осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Психодиагностическая работа.
2. Коррекционно-развивающая работа.
3. Консультативная работа
4. Просветительская работа
5. Профилактическая работа
6. Организационно-методическая работа
Психодиагностическая работа. Представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся, на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
Общая цель психодиагностики – мониторинг процесса обучения и уровня актуального развития учащегося и специфики этого развития, предоставление информации классным руководителям, педагогам-предметникам, администрации школ для содействия созданию благоприятных социально-педагогических и психологических условий в учебной работе и организации воспитательной деятельности, преодолению кризисных периодов в процессе обучения в школе.
Мероприятия указанного направления провожу в соответствии с планом работы педагога-психолога.
Исследования провожу в режиме как группового, так и индивидуального исследования.
Я считаю, что с помощью методов психодиагностики, можно прослеживать динамику процессов, указывающих на позитивные или негативные изменения в ребенке при овладении учебной деятельностью; ориентироваться в трудностях школьной адаптации детей; определять виды помощи конкретному ребенку с тем, чтобы для каждого ученика его школа стала действительно школой радости, личных достижений и успеха!
Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающая работа направлена на создание социально-психологических условий для успешного психологического развития при помощи специально подобранных программ и в соответствии с учебным планом школы.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы я стараюсь не ограничиваться сиюминутными потребностями в развитии, а учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность коррекционной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
Консультативная работа. Направлена на разъяснение взрослым и детям психологических знаний, а также помощь в разрешении проблемных ситуаций.
Мною проводятся консультации педагогов, родителей, учащихся. Данная форма работы помогала взрослым в раскрытии новых сторон личности ребёнка и нахождению путей помощи им, подросткам помогала в раскрытии самого себя.
Таблица 1. Информация об основной тематике консультаций
| |
Консультации педагогов | -консультации по снижению уровня тревожности несовершеннолетних; консультации по вопросам межличностных отношений с учащимися: -консультации по вопросам взаимодействия с гиперактивными детьми; -консультации по способам и методам изучения личности ребёнка. |
Консультации родителей | - консультации по вопросам межличностных отношений в семье; - консультации по вопросам возрастных особенностей развития детей; - консультации по вопросам разрешения конфликтных ситуаций в семье; - консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения подростков; - особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Консультации обучающихся | -консультации по вопросам межличностных отношений в семье и школе; -консультации по вопросам личностно профессионального самоопределения; -консультации подростков, стоящих на учёте по профилактике и предупреждению проявления девиантного поведения |
Просветительская работа.
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — учителей, родителей — и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:
- ознакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
- формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
Просветительскую деятельность я осуществляю в разной форме (лекции, семинары, тренинги, родительские собрания и др.) Психологическое просвещение направлено на формирование представления о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся.
В ходе моей работы, я участвую в проектировании и конструировании педагогической деятельности, моделирую ситуации, благоприятные для профессионального и личностного роста, самопознания и саморазвития педагогов. Выступаю на семинарах для педагогов, готовлю выступления на педагогические советы, родительские собрания общешкольные и в классе.
Профилактическая работа.
Основной целью психопрофилактической работы психолога, является работа по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии школьников.
Проводимая профилактическая работа с педагогами позволяет объективно оценивать различные ситуации и строить совместную программу на устранение тех или трудностей. Данная работа способствует предупреждению возможного неблагополучия в психологическом и личностном развитии школьников.
Профилактическая работа с родителями помогает предотвратить многие проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, повышает их психологическую и личностную компетентность. Она включает в себя выступления на родительских собраниях, лекториях; подготовку информационных буклетов, размещение информации для родителей на сайте психолога.
Психопрофилактическая работа со школьниками способствует ранней профилактике курения и пропаганде здорового образа жизни школьников.
В ходе занятий у детей формируются навыки "правильного" общения, и умение сказать "нет". Отрабатываются приёмы, как справиться с агрессией, гневом. Занятия помогают ребятам осознать временную перспективу жизни, привлекательность будущего без зависимости, способствуют приобретению социального опыта общения.
В этом ключе можно отметить тот факт, что использованная мною программа «Линия жизни» и реализованная в течение 2017-2019 уч.гг. дала свои положительные результаты.
Также мною проводятся профилактические беседы по подготовке к экзаменам для всех участников образовательного процесса:
- как вести себя во время подготовки к экзаменам;
- как вести себя накануне экзаменов;
-как помочь ребенку подготовиться к экзаменам;
- стресс: причины. Как вести себя в стрессовой ситуации?
- учет индивидуальных особенностей уч-ся при проведении экзаменов.
Организационно-методическая работа включает:
- Анализ и планирование деятельности.
- Разработка развивающих и коррекционных программ.
- Разработка стендовой информации и рекомендаций психологической направленности для обучающихся, родителей, педагогов
- Разработка рекомендаций для учащихся.
- Оформление психологических игр, пополнение стимульного материала.
- Участие во всероссийских интернет – конкурсах.
- Оформление тематических папок.
- Ведение отчетной документации.
- Работа с методической и научно-популярной литературой.
- создание стимульного материала к программам
- Подготовка к выступлениям перед педагогами и родителями.
- Использование интернет ресурсов в работе.
- Работа по самообразованию на тему: «Психодиагностика и коррекционная работа с детьми, относящимися к «группе риска».
- Участие в районных семинарах психологов.
- Обновление картотеки диагностических методик в соответствии с положением, комплектование инструментария в электронном виде.
4. Перечень применяемых психолого-педагогических технологий, методик, программ в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Работая с детьми, постоянно ориентируюсь на их личностные структуры. В своей работе я использую следующие технологии:
- здоровьесберегающие технологии– это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
- информационно-коммуникационные технологии - активно применяются во многих направлениях деятельности педагога-психолога: в психодиагностике, при организации психологического просвещения и психопрофилактики, в психокоррекционном направлении, а также в организационно-методической работе.
- личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов.
В коррекционно – развивающей деятельности использую метод
песочной терапии, который уникален и одинаково эффективен, как для взрослых, так и для детей. Песок как мы знаем, заземляет негативную энергию. Это направление содержит в себе мощнейший коррекционный ресурс. В песочнице раскрывается внутренний мир ребенка, где
он может выплеснуть все свои недовольства, переживания, травмы.
Сказкотерапия (притчи) – это метод психологической работы с детьми, который помогает скорректировать поведение, избавляет от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в
повседневной жизни.
Методы арт-терапии являются безопасными способами снятия напряжения. Одной из важнейших задач арт-терапии является восстановление нарушенных связей между чувствами и разумом, развитие целостной личности, обнаружение личностных смыслов через творчество. Можно назвать и такие задачи, как помощь человеку в «самораскрытии и самореализации», стимулирование «личностного роста». Уже сам процесс рисования выполняет профилактическую и терапевтическую функции, приводя в баланс внутреннее состояние физических, психических и эмоциональных качеств в развитии ребёнка, и в этом процессе "ведущий” сам ребёнок. Цель метода не научить ребёнка рисовать, а помочь посредством арт-терапии справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии.
Также в своей работе активно использую метод рисования мандал Раскрашивание или выкладывание мандалы стабилизирует и гармонизирует эмоционально-волевую сферу, позволяет погрузиться в мир собственных мыслей.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка.
Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием
эмоционального напряжения. Применяю с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).
Таблица 2. Применяемые психодиагностические методики.
Виды диагностики, инструментарий. | Цель | Объект |
-методика «Шкала тревожности» (Кондаша) - Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) -опросник «Чувства в школе» (Левченко С.В.) | Исследование процесса адаптации учащихся. | 5 классы |
-Методика изучение отношения к учебным предметам. (Г.Н. Казанцевой) | Исследование отношения к учебным предметам. | 5 классы |
Анкета для родителей "Адаптация пятиклассников" | Оценивание процесса адаптации обучающихся 5-х классов к школьному обучению. | Родители |
-Анкета готовности к выбору профессии. (В.Б.Успенский) -Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши (модификация Г.В.Резапкиной) | Исследование сформированности профессиональных предпочтений обучающихся. | 9,11 классы |
-Анкета «Психологическая готовность к ГИА/ЕГЭ» (М.Ю. Чибисова) - опросник: «Подверженность экзаменационному стрессу», авторы: Гусакова И.Н., Семенова Г.В. | Исследование стрессоустойчивости обучающихся (в рамках психологической подготовки к ОГЭ, ЕГЭ) | 9, 11 классы |
- Тест - опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности -Анализ семейной тревоги (Э.Г. Эйдемиллер). - Изучение общей самооценки (опросник Казанцевой Г.Н.) | Исследование особенностей развития личности; типа акцентуаций характера; выявление факторов риска. | Учащиеся группы риска, по запросу |
-Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин) | Исследование детско-родительских отношений. | Родители учащихся группы риска. |
- Устойчивость, концентрация и избирательность внимания (тест Г. Мюнстенберга); - Долговременная и произвольная память «10слов» Лурия -тест интеллектуальной лабильности В.Т. Козлова -интенсивность познавательной потребности Л.М. Фридман | Исследование интеллектуального развития. | Учащиеся с ОВЗ, имеющие трудности в усвоении учебного материала. |
Проведение диагностического обследования обучающихся группы суицидального риска. - «самооценка психических состояний личности» (Г.Айзенка). - Тест «Ваши суицидальные наклонности» (З. Королёва) | Диагностика особенностей деятельности, поведения и психического состояния обучающихся, которые должны быть учтены в процессе сопровождения обучающихся. | Учащиеся |
Таблица 3. Программы,
используемые в коррекционно-развивающей работе.
Программа | Цель. | Категория участников |
Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс. (17 ч) | Оказание поддержки пятиклассникам в период их адаптации к условиям обучения в основной школе, профилактика явлений школьной дезадаптации. | 5 классы |
Программа для профилактики и коррекции ситуативной тревожности у школьников,10 ч. (за основу взяты мет.разработки Н.В. Клюевой, Р.В. Касаткиной. | Снижение тревожности у детей школьного возраста, развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений, а также развитие коммуникативных умений. | 6,7,8 кл. (группы) |
Программа по предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации учащихся. Резапкина Г.В. | Формирование ответственного отношения к выбору профессиональной деятельности с учетом личностных особенностей учащихся. | 9, 11 классы |
Программа "Психологическая подготовка к ЕГЭ и ОГЭ (Гуськова Е.В. и Будневич Г.Н., Стебенева Н., Королева Н.) 9ч | Развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену государственной итоговой аттестации. | 9, 11 классы |
Цикл тренинговых занятий для подростков «Жизнь пройти- не поле перейти», 8 ч. (Амбросьева Н.Н., Вачков И. В., Гуреева И.В.) | Расширение знаний учащихся о себе, своих возможностях и способностях, развитие умений преодолевать трудности адаптации в современном обществе. | 10 классы |
Коррекционно-развивающая программа для детей 5-8 классов с ОВЗ. 32 ч. (Локаловой Н.П.) | Формирование у учащихся психологической основы обучения, повышение уровня их общего психологического, и в частности умственного развития. | Дети с ОВЗ |
Психокоррекционный комплекс индивидуальной помощи подросткам группы риска "Преодоление",17ч (Родина И.М, г. Муравленко) | Содействие полноценному психическому и личностному развитию подростка. | Дети группы риска |
Групповые занятия с элементами тренинга по программе «Линия жизни».: Андреева Т., Красовский К. | Профилактическая работа по употреблению ПАВ и наркотических средств. | Учащиеся группы риска |
- Обобщенные итоги профессиональной деятельности за последний год.
Психолого-педагогическая работа проводилась соответственно годовому плану работы школы и плана педагога-психолога.
Целью работы являлось: создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Основными задачами отчетного периода являлось:
• создание системы психологического сопровождения введения новых стандартов в образовательный процесс;
• анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
• содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
• формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности,
• профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, развитии обучающихся.
• повышение уровня родительской компетентности, активизация роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
Для решения профессиональных задач и достижения основных целей психологической деятельности, работа велась по основным направлениям: психодиагностика, коррекционно-развивающая деятельность, консультирование, просвещение, профилактическая работа, организационно-методическая работа.
Таблица 5.Диагностическая работа.
Уч. год | Индивидуальная форма работы | Групповая форма работы |
МБОУ «Верхнежиримская СОШ» 2019г. | 22 | 12 |
2019-2020г. МБОУ «Верхнежиримская СОШ» | 38 | 17 |
Таблица 6. Коррекционно-развивающая работа.
Учебный год | Количество занятий | Индивидуальных | Групповых |
МБОУ «Верхнежиримская СОШ» 2019г. | 42 | 36 | 6 |
МБОУ «Верхнежиримская СОШ» 2019-2020 уч.г | 96 | 88 | 8 |
Таблица 7. Консультативная робота.
Уч.год | Кол-во консультаций | Педагоги | Обучающиеся | Родители (лица, их заменяющие) | ||||
Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | Инд. | Груп. | |
МБОУ «Верхнежиримская СОШ» 2019г. | 22 | 12 | 2 | 1 | 14 | 6 | 6 | 5 |
МБОУ «Верхнежиримская СОШ» 2019-2020г. | 38 | 17 | 4 | 1 | 28 | 8 | 6 | 8 |
- Психодиагностическая работа.
Приведу результаты диагностической работы, отражающие результативность, на примере исследования процесса адаптации учащихся 5 классов.
Результаты представлены в диаграмме. (по методике «Шкала тревожности» Кондаша)
Итак, учащихся с высоким уровнем тревожности – 8 % в 2019 г., однако количество учащихся с несколько повышенным уровнем тревожности уменьшилось: в 2019-20 г– 18 %. Норма: в 2019 г – 69% ,2020г – 74%. Таким образом, мы наблюдаем, что количество учеников с повышенной тревожностью в школе уменьшилось.
С учащимися 9 и 11 классов была проведена диагностическая работа по исследованию сформированности профессиональных предпочтений обучающихся.
В результате проведенной диагностической работы за прошедший год можно сделать вывод о том, что учащиеся 9, 11 классов частично определились с выбором профессии, определили ближайшие цели, пути и средства достижения ближайших целей. В большинстве случаев они адекватно оценивают свои склонности и возможности.
Анализируя ответы детей, можно сделать вывод, что в основном все испытуемые имеют средний уровень готовности к выбору профессии. Выбор профессии и степень реализации жизненных планов одиннадцатиклассников сильно зависят от социальных условий, особенно от общеобразовательного уровня родителей.
О результатах психодиагностического исследования
психологической готовности по изучению обучающихся к сдаче ЕГЭ.
По результатам исследования выявлено, что у учащихся высокий показатель информированности о процедуре проведения экзамена. Более 60 % детей владеют навыками самоконтроля и самоорганизации. Уверены в своих силах и в том, что смогут выстроить стратегию деятельности на экзамене. Результат тестирования свидетельствует о том, что у учащихся низкий показатель тревожности, связанный с процедурой проведения экзамена.
В течение отчетного периода проводилась индивидуальная диагностика по различным направлениям: изучение индивидуальных особенностей развития личности (дети «группы риска»), исследование детско-родительских отношений, исследование характерологических особенностей личности.
По всем диагностическим результатам проведено индивидуальное консультирование с запрашиваемым и рецензентом.
Реализация пилотного проекта по созданию здоровьесбрегающего пространства.
Проводилось онлайн-тестирование детей 9 -11 классов по профориентации.
Проведено социально-психологическое тестирование в режиме онлайн по единой методике социально-психологического тестирования учащихся, направленное на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение на основе соотношения факторов риска. В тестировании приняли участие 7-11 классы.
• Проведено анкетирование родителей с целью изучения удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в системе школьного образования.
Групповая коррекционно-развивающая работа велась с учащимися в соответствии с планом работы. Она была направлена на развитие у учащихся качеств, необходимых для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Так же коррекционно-развивающая работа велась и в индивидуальном режиме.
Коррекционно-развивающая работа проводилась в индивидуальной и групповой формах. Особое внимание уделялось тренинговым занятиям как форме развивающей работы с детьми. С учащимися подросткового возраста проводились индивидуальные занятия, направленные на повышение самооценки, развитие уверенности в себе. С детьми были использованы такие формы и методы работы, как: игры, индивидуальные и групповые занятия, совместные развивающие игры, наблюдения, беседы, методы арт-терапии, сказкотерапии, релаксации, видео притчи. Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей, развитие познавательной, эмоциональной сферы.
Консультативное направление.
В рамках консультирования большую роль играет работа с родителями, которая в основном сводилась к индивидуальным беседам по вопросам воспитания и обучения ребёнка; проблемам межличностных отношений в семье и детском коллективе; о развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, часть консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью клиентов на дальнейшую работу, либо с недостаточно грамотно проведенной консультативной работой, во время которой не удалось донести до клиентов важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации.
Профилактическая работа.
С детьми «группы риска» проводились индивидуальные беседы, консультации по вопросам нарушения поведения, коррекции агрессивного поведения, о взаимоотношениях с противоположным полом, о профилактике бродяжничества, о вреде курения.
Профилактическая работа была направлена выявление предрасположенности к зависимому поведению, оказанию психологической помощи.
Осуществляется в основном, как предупреждение возможных осложнений в адаптации, выявление таких особенностей у детей, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в поведении или в межличностных отношениях.
Просвещение и экспертная деятельность.
Просветительскую деятельность я осуществляю в разных формах. Это семинары, лекции, тренинги, родительские собрания.
Таблица 8.
№ | Тема | Форма |
Проведение тематических психологических часов для учащихся. «Мой образ Я», «Ценность семьи». | Проведение кл. часа | |
Выступления на родительских собраниях:
| Выступление | |
Выступления на семинарах, педсоветах на темы:
| Выступление | |
Участие в семинарах, методических объединениях на темы:
| Участие | |
Участие в психолого-педагогических консилиумах школы. | ||
Открытое занятие на тему: «Все мы разные, но все мы пятиклассники» | Кл.час |
Организационно-методическая работа.
Организационно-методическая работа осуществляется непосредственно в течение года – это планирование работы на следующий учебный год, составление планов различных мероприятий, подбор материалов для проведения консультаций и проведения диагностической работы, подбор материалов для проведения коррекционно-развивающей и консультативной работы. Также особое место уделяется изучению методической и специальной литературе в целях самообразования.
- Ведение отчетной документации;
- Участие в интернет-конкурсах, онлайн-конференциях.
- Работа с методической литературой;
- Оформление тематических папок;
- Подготовка стимульного материала;
- Разработка рекомендаций для обучающихся;
- Разработка стендовой информации.
- Посещение конференций и семинаров в целях самообразования.
- Участие в региональных, всероссийских и международных мероприятиях, обмен опытом.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям. Проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
В целом запланированный объем работ по решению поставленных задач выполнен.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у обучающихся. Консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Коррекционно-развивающую работу можно считать успешной, как, по отзывам самих участников, так и по динамике. Количество конфликтов межличностных отношений сведено к минимуму. У учащихся школы наблюдается снижение уровня агрессии, конфликтности, страхов, тревоги, эмоционального напряжения. Дети стали более активными, уверенными в себе. Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аттестационный лист (характеристика профессиональной деятельности), Аттестационный лист по УП и ПП
Методические разработки для преподавателей спецдисциплин по профессии "Мастер по обработ цифровой информации"...
Аттестационный лист (характеристика профессиональной деятельности)
Методические разработки для преподавателей спецдисциплин по профессии Мастер по обработке цифровой информации...
Характеристика профессиональной деятельности -2019
Характеристика профессиональной деятельности -2019...
Характеристика профессиональной деятельности Першиной Алёны Ивановны
Характеристика профессиональной деятельностиПершиной Алёны Ивановны,педагога – психолога МКОУ «Падеринская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Киселева А.Я.&raqu...
Характеристика профессиональной деятельности педагога - психолога
Характеристикапрофессиональной деятельности педагога - психологамуниципального бюджетного образовательного учреждения Роговской средней общеобразовательной школы №4 имени Сергея Вале...
Характеристика профессиональной деятельности Воликова И.В.
Характеристика профессиональной деятельности к заочному этапу конкурса "Учитель года 2019" в номинации "Педагог-психолог"...