Методическая разработка урока по дисиплине " Психология общения".Тема: "Понятие конфликта в современном Мире"
методическая разработка по психологии
Комбинированый урок с использованием игровых методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_distsipline.docx | 34.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по дисциплине «Психология общения»
Тема: «Понятие конфликта в современном мире»
Тема урока: «Понятие конфликта в современном мире»
Тип урока: комбинированный урок, с использованием игровых методов обучения.
Цели урока:
1.воспитания:
- формирование толерантного отношения студентов и обучающихся;
-совершенствование механизма сотрудничества.
2. развития:
- содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности,
- научить управлять конфликтом, так, чтобы деструктивные элементы держать под контролем, а конструктивные вводить и использовать для эффективного разрешения или урегулирования.
3. обучения:
-способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их структуре, динамике протекания;
-создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
Содержание знаний, умений и навыков:
обучающиеся должны знать:
-основные понятия: конфликт, противоречие, причины конфликта, участники конфликта, предмет и объект конфликта;
-динамику развития и протекания конфликта;
обучающиеся должны уметь:
-уметь находить пути ликвидации и разрешения конфликтов;
-применять эффективные способы и методы выхода из напряженной ситуации.
Обеспечение занятия: интерактивная доска, наглядный материал: Таблица № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов», Таблица № 2 «Типология конфликтов», Рисунок 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу», игра «Постройте пять кораблей».
Методы:
-беседа с элементами объяснения;
-опрос;
-постановка проблемных ситуации;
-игровые методы - игра «Постройте пять кораблей».
Формы организации деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Литература для преподавателей:
1. | Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М.: Эксмо, 2005. 304 с. |
2. | Гришина Н. В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2005. |
3. | Моргунов Е., Рязанова Н. Бизнес – конфликтология // Управление персоналом, 2005, № 16. С. 11-70 |
4. | Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с. |
Литература для обучающихся:
1. | Психология и этика делового общения / сост. М.А. Поваляева. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 352 с. |
2. | Барышева А. Д. Матюхина Ю. А. Этика и психология делового общения. М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 2006. 256 с. |
3. | Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с. |
Тематический ход урока «Понятие конфликта в современном мире» | |||||||
№ | Название этапа | Время мин | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Методы деятельности | Средства | Формы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. | Организационная часть урока | 2 мин | Приветствие обучающихся. Проверка отсутствующих по журналу | Журнал теоретического обучения | |||
II. | Вводная часть | ||||||
2.1 | Привлечение внимания к актуальности проблемы | 3 мин | Преподаватель сообщает тему, обосновывает актуальность темы. Раздает листы бумаги, просит написать слова-ассоциации связанные конфликтом | Воспринимают информацию. Пишут слова-ассоциации, вывешивают их на доске | Беседа, анализ ассоциации, опрос | доска, листы бумаги | Фронтальная |
2.2 | Постановка целей и задач встречи. | 5 мин | Организует обсуждение. Каких ассоциаций больше? Создает мотивацию путем постановки проблемного вопроса «А как вы думаете, почему конфликт всегда ассоциируется с чем- то плохим, негативным»? Организует беседу, задает вопросы, которые способствуют определению целей занятия. Например, «Можно ли избежать в столкновении негативных эмоций?» Организует формулирование целей урока | Воспринимают информацию. Обсуждают, принимают решение Отвечают на вопросы Принимают цель | Опрос, проблемная ситуация | доска | Фронтальная |
III. | Основная часть | ||||||
3.1 | Понятие конфликта, основные подходы к изучению Изучение понятие конфликта | 15 мин | Определение понятия конфликта в рамках традиционного и современного подхода: -конфликт как явление, которое всегда сопровождается негативными эмоциями; -конфликт – это выигрыш. Задает решить проблемную ситуацию «Как поделить один апельсин между двумя детьми» | Воспринимают информацию. Отвечают на вопрос, решают проблему | Проблемная ситуация | Апельсин Табл. № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов» | Фронтальная |
3.2 | Усвоение новых знаний Динамика протекания конфликта: 3.2.1 Объективная конфликтная ситуация 3.2.2 Осознание конфликтной ситуации 3.2.3 Переход к конфликтному поведению | 35 мин | Преподаватель на примере столкновения интересов объясняет динамику протекания конфликта. Моделирует сложную коммуникативную ситуацию с конфликтом целей. Ситуация: Два студента, проживают в одной комнате, студент А, у которого было три пары - желает слушать музыку, студент Б, у которого было четыре пары – отдохнуть, поспать. Помогает расширить восприятие обучающихся и показать, что на этой стадии можно разрешить столкновение, найти решение. Преподаватель объясняет стили конфликтного поведения. Для закрепления материала дает задание разместить 5 стилей конфликтного поведения на оси координат. Ось X – ориентация на других, ось Y – ориентация на себя. Организация работы с рис 1 (Приложение 2) | Воспринимают информацию Отвечают на вопросы. Принимают выводы Работают самостоятельно. Расставляют 5 точек – стиль сотрудничество, компромисс, соперничество, уступка, избегание (Приложение 2) | Проблемная ситуация | Рис. 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу» | Фронтальная Индивидуальная |
3.2.4 Разрешение конфликта | Преподаватель рассказывает о двух способах разрешения конфликта самостоятельно или вмешательство 3-х лиц. Ставит перед обучающимися задачу решить проблемную ситуацию, конфликт интересов между двумя студентами А и Б, проживающими в одной комнате (Приложение 3) | Решают конфликт на примере использования различных стратегий поведения, заполняют таб. 2 (Приложение 3) | Проблемная ситуация | Таблица 2 «Конфликт в студенческом общежитии» | Индивидуальная | ||
IV. | Заключительная часть | ||||||
4.1 | Закрепление и систематизация знаний. Рефлексия | 18 мин | Преподаватель перед аудиторией ставит проблему «Возможно ли конструктивно разрешать конфликт?» Для выявления принятия осознанной конструктивной позиции конфликта и освоения навыками разрешения столкновений преподаватель включает обучающих в игру «Постройте пять кораблей» (Приложение 5) В конце, подводя итоги урока, обучающимся было предложено продолжить фразы. Я осознал (а)…. Я понял (а)… Я решил (а) … Я задумался (ась)… Я пришел (а) к выводу, что… Таким образом, конфликт это…. | Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. Примерные ответы:
Делятся на две группы, задача каждой группы построить 5 кораблей на одном поле Отвечают на вопросы. Принимают решение, делают свой выбор | Проблемная ситуация Рефлексия | Интерактивная доска | Фронтальная |
Домашнее задание | 2 мин. | Записывают задание на дом |
Приложение 1
Таблица № 1 Положительные и отрицательные функции конфликтов
Позитивные | |
Влияние на личность | Влияние на группу |
|
|
Негативные | |
|
|
Приложение 2
Рисунок 1
Стратегии конфликтного реагирования (по К. Томасу)
Ориентация на себя
ориентация на других
Приложение 3
Таблица № 2
Конфликт «В студенческом общежитии»
Параметр конфликта | Сценарий конфликта |
Позиции | Студент А – слушать музыку Студент Б – лечь отдохнуть, поспать |
Интересы | Студент А – приятно провести время, послушать музыку Студент Б – устал после четырех пар, отдохнуть |
Избегание (уход) | |
Уступка | |
Соперничество | |
Компромисс | |
Сотрудничество |
Приложение 4
Игра «Постройте пять кораблей»
Задание: аудитория делится на две группы и каждая группа должна выстроить на представленном поле пять пятипалубных кораблей. Каждая группа по очереди делает ход, который фиксирует преподаватель. По необходимости можно сделать акцент, что эта игра не морской бой, и снова повторить задание
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
А | ||||||||||
Б | ||||||||||
В | ||||||||||
Г | ||||||||||
Д | ||||||||||
Е | ||||||||||
Ж |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года
Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...
разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года
Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...
Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".
План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....
Методическая разработка по русскому языку по теме “Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи”. 5 класс
В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. ” Урок разработан с использованием техноло...
Методическая разработка урока по теме: «Пути мирного разрешения конфликтов» “Practice of Peaceful Conflict Resolution”
Урок посвящен проблеме мирного разрешения конфликтов в современном мире и формирование толерантности мышления....
Разработка урока для 9 класса Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»
Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковЦели:- формирование:а) понятия о сложноподчиненном предложении;б)знани...
Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".
Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....