Методическая разработка урока по дисиплине " Психология общения".Тема: "Понятие конфликта в современном Мире"
методическая разработка по психологии

Боганич Сергей Степанович

Комбинированый урок с использованием игровых методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_distsipline.docx34.32 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по дисциплине «Психология общения»

Тема: «Понятие конфликта в современном мире»

Тема урока: «Понятие конфликта в современном мире»

Тип урока: комбинированный урок, с использованием игровых методов обучения.

Цели урока:

1.воспитания:

- формирование толерантного отношения студентов и обучающихся;

-совершенствование механизма сотрудничества.

2. развития:

- содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности,

- научить управлять конфликтом, так, чтобы деструктивные элементы держать под контролем, а конструктивные вводить и использовать для эффективного разрешения или урегулирования.

3. обучения:

-способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их структуре, динамике протекания;

-создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

Содержание знаний, умений и навыков:

обучающиеся должны знать:

-основные понятия: конфликт, противоречие, причины конфликта, участники конфликта, предмет и объект конфликта;

-динамику развития и протекания конфликта;

обучающиеся должны уметь:

-уметь находить пути ликвидации и разрешения конфликтов;

-применять эффективные способы и методы выхода из напряженной ситуации.

Обеспечение занятия: интерактивная доска, наглядный материал: Таблица № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов», Таблица № 2 «Типология конфликтов», Рисунок 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу», игра «Постройте пять кораблей».

Методы:

-беседа с элементами объяснения;

-опрос;

-постановка проблемных ситуации;

-игровые методы - игра «Постройте пять кораблей».

Формы организации деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная.

Литература для преподавателей:

1.

Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М.: Эксмо, 2005. 304 с.

2.

Гришина Н. В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2005.

3.

Моргунов Е., Рязанова Н. Бизнес – конфликтология // Управление персоналом, 2005, № 16. С. 11-70

4.

Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с.

Литература для обучающихся:

1.

Психология и этика делового общения / сост. М.А. Поваляева. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 352 с.

2.

Барышева А. Д. Матюхина Ю. А. Этика и психология делового общения. М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 2006. 256 с.

3.

Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с.

Тематический ход урока «Понятие конфликта в современном мире»

Название этапа

Время

мин

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы деятельности

Средства

Формы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

I.

Организационная часть урока

2 мин

Приветствие обучающихся. Проверка отсутствующих по журналу

Журнал теоретического обучения

II.

Вводная часть

2.1

Привлечение внимания к актуальности проблемы

3 мин

Преподаватель сообщает тему, обосновывает актуальность темы. Раздает листы бумаги, просит написать слова-ассоциации связанные конфликтом

Воспринимают информацию.

Пишут слова-ассоциации, вывешивают их на доске

Беседа, анализ ассоциации, опрос

доска, листы бумаги

Фронтальная

2.2

Постановка целей и задач встречи.

5 мин

Организует обсуждение. Каких ассоциаций больше?

Создает мотивацию путем постановки проблемного вопроса «А как вы думаете, почему конфликт всегда ассоциируется с чем- то плохим, негативным»?

Организует беседу, задает вопросы, которые способствуют определению целей занятия.

Например, «Можно ли избежать в столкновении негативных эмоций?»

Организует формулирование целей урока

Воспринимают информацию. Обсуждают, принимают решение

Отвечают на вопросы

Принимают цель

Опрос, проблемная ситуация

доска

Фронтальная

III.

Основная часть

3.1

Понятие конфликта, основные подходы к изучению

Изучение понятие конфликта

15 мин

Определение понятия конфликта в рамках традиционного и современного подхода:

-конфликт как явление, которое всегда сопровождается негативными эмоциями;

-конфликт – это выигрыш.

Задает решить проблемную ситуацию «Как поделить один апельсин между двумя детьми»

Воспринимают информацию.

Отвечают на вопрос, решают проблему

Проблемная ситуация

Апельсин

Табл. № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов»

Фронтальная

3.2

Усвоение новых знаний

Динамика протекания конфликта:

3.2.1 Объективная конфликтная ситуация

3.2.2 Осознание конфликтной ситуации

3.2.3 Переход к конфликтному поведению

35 мин

Преподаватель на примере столкновения интересов объясняет динамику протекания конфликта. Моделирует сложную коммуникативную ситуацию с конфликтом целей.

Ситуация: Два студента, проживают в одной комнате, студент А, у которого было три пары - желает слушать музыку, студент Б, у которого было четыре пары – отдохнуть, поспать.

Помогает расширить восприятие обучающихся и показать, что на этой стадии можно разрешить столкновение, найти решение.

Преподаватель объясняет стили конфликтного поведения. Для закрепления материала дает задание разместить 5 стилей конфликтного поведения на оси координат. Ось X – ориентация

на других, ось Y – ориентация на себя. Организация работы с рис 1 (Приложение 2)

Воспринимают информацию

Отвечают на вопросы.

Принимают выводы

Работают самостоятельно.

Расставляют 5 точек – стиль сотрудничество, компромисс, соперничество, уступка, избегание

(Приложение 2)

Проблемная ситуация

Рис. 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу»

Фронтальная

Индивидуальная

3.2.4 Разрешение конфликта

Преподаватель рассказывает о двух способах разрешения конфликта самостоятельно или вмешательство 3-х лиц.

Ставит перед обучающимися задачу решить проблемную ситуацию, конфликт интересов между двумя студентами А и Б, проживающими в одной комнате (Приложение 3)

Решают конфликт на примере использования различных стратегий поведения, заполняют таб. 2 (Приложение 3)

Проблемная ситуация

Таблица 2 «Конфликт в студенческом общежитии»

Индивидуальная

IV.

Заключительная часть

4.1

Закрепление и систематизация знаний. Рефлексия

18 мин

Преподаватель перед аудиторией ставит проблему «Возможно ли конструктивно разрешать конфликт?»

Для выявления принятия осознанной конструктивной позиции конфликта и освоения навыками разрешения столкновений преподаватель включает обучающих в игру «Постройте пять кораблей» (Приложение 5)

В конце, подводя итоги урока, обучающимся было предложено продолжить фразы.

Я осознал (а)….

Я понял (а)…

Я решил (а) …

Я задумался (ась)…

Я пришел (а) к выводу, что…

Таким образом, конфликт это….

Воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы.

Примерные ответы:

  1. Понимать свои потребности и другие
  2. Открытая позиция в конфликте
  3. Найти время на решение проблемы
  4. Идти на сотрудничество

Делятся на две группы, задача каждой группы построить 5 кораблей на одном поле

Отвечают на вопросы.

Принимают решение, делают свой выбор

Проблемная ситуация Рефлексия

Интерактивная доска

Фронтальная

Домашнее задание

2 мин.

Записывают задание на дом

Приложение 1

Таблица № 1 Положительные и отрицательные функции конфликтов


Позитивные

Влияние на личность

Влияние на группу

  • Познание друг друга участниками конфликта (своих интересов и интересов другого);
  • Ослабление психической напряженности;
  • Стимуляция активности человека;
  • Улучшение качества деятельности;
  • Повышения авторитета в случае правильного поведения;
  • Развитие личности.
  • Устранение противоречий в функционировании группы;
  • Толчок к изменению и развитию;
  • Стимуляция социальных процессов (вскрытие нерешенных проблем)
  • Объединение единомышленников

Негативные

  • Ухудшение настроения;
  • Ощущение насилия;
  • Ухудшение качества индивидуальной деятельности;
  • Социальная пассивность;
  • Угроза здоровью.
  • Нарушение межличностных отношений;
  • Ухудшение социально – психологического климата;
  • Ухудшение качества совместной деятельности (непонимание друг друга)
  • Снижение сплоченности группы
  • Угроза жизни и здоровью людей.











Приложение 2

Рисунок 1

Стратегии конфликтного реагирования (по К. Томасу)

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/12/19/k_585812009421e/371427_1.png

Ориентация на себя

ориентация на других

Приложение 3

Таблица № 2

Конфликт «В студенческом общежитии»

Параметр конфликта

Сценарий конфликта

Позиции

Студент А – слушать музыку

Студент Б – лечь отдохнуть, поспать

Интересы

Студент А – приятно провести время, послушать музыку

Студент Б – устал после четырех пар, отдохнуть

Избегание (уход)

Уступка

Соперничество

Компромисс

Сотрудничество

Приложение 4

Игра «Постройте пять кораблей»

Задание: аудитория делится на две группы и каждая группа должна выстроить на представленном поле пять пятипалубных кораблей. Каждая группа по очереди делает ход, который фиксирует преподаватель. По необходимости можно сделать акцент, что эта игра не морской бой, и снова повторить задание

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

разработка урока с презентацией на тему: Понятие об однородных членах Подтема: История России. Отечественная война 1812 года

Интегрированный урок по русскому языку по теме "Однородные члены предложения" включает несколько этапов: 1) повторение по второстепенным членам предложения (необходимо вычленить ВЧП из предложенных пр...

Методическая разработка урока на тему "Женские идеалы красоты у разных народов мира".

План конспект интегрированного урока. Урок изобразительного искусства и музыки....

Методическая разработка по русскому языку по теме “Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи”. 5 класс

В данном материале представлена разработка урока русского языка по теме ”Понятие о местоимении, общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи. ”  Урок разработан с использованием техноло...

Методическая разработка урока по теме: «Пути мирного разрешения конфликтов» “Practice of Peaceful Conflict Resolution”

Урок посвящен проблеме  мирного разрешения конфликтов в современном мире и формирование толерантности мышления....

Разработка урока для 9 класса Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»

Тема: «Понятие о сложноподчиненном предложении»Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыковЦели:- формирование:а) понятия о сложноподчиненном предложении;б)знани...

Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".

Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....